e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Паскаль Беверли Рэндольф

Паскаль Беверли Рэндольф (1825-1875) — бесспорно, один из самых загадочных магов, философов и поэтов XIX века. Сейчас далеко не все знакомы с его работами или хотя бы слышали о нем, но в свое время он был широко известен своими романами, трудами по магии и трактатами по медицине и психологии, во многих областях которых был первопроходцем.

Рэндольф поддерживал отношения со многими знаменитыми современниками. Ему приписывают знакомство с президентом США Авраамом Линкольном, французским императором Наполеоном III, Элифасом Леви, автором знаменитого эзотерического романа «Занони» лордом Бульвер-Литтоном, составителем масонской энциклопедии Кеннетом Маккензи, исследователем розенкрейцерства Харгрейвом Дженнингсом и многими другими известными деятелями того времени.

Тем не менее, жизнь Рэндольфа окутана тайной. Хотя за свою жизнь он опубликовал более двадцати книг и едва ли не в каждой что-то рассказал о себе, почти все его тексты своеобразно закодированы и могут пониматься на совершенно разных уровнях.

Паскаль Беверли Рэндольф родился 8 октября 1825 года в Нью-Йорке. Он был сыном белого плантатора из Вирджинии Эдмунда Рэндольфа и темнокожей Флоры Кларк. Впоследствии Рэндольф приписывал своей матери королевское происхождение, утверждая, что она была черной принцессой с острова Мадагаскар, однако доказательств этому, помимо слов самого Рэндольфа, нет. По более прозаической версии, его мать работала буфетчицей в одном из баров Вермонта.

Рэндольф был незаконнорожденным ребенком. Он никогда не видел отца, а его мать умерла, когда мальчику исполнилось всего шесть лет. Воспитанием Рэндольфа занималась его тетка, стараниями которой он был приобщен к лону Римской католической церкви. Однако размеренная жизнь пришлась ему не по душе: в пятнадцать лет Рэндольф сбежал из дома и ушел юнгой на флот. Через пять лет его морское приключение подошло к концу: сильно пострадав в результате несчастного случая, Рэндольф был вынужден списаться на берег. Он поселился в Филадельфии, где работал парикмахером, изучал профессию врача, увлекался спиритизмом и магнетизмом.

Стоит отметить, что именно в эти годы Америку охватил настоящий спиритический бум: в 1848 году в Нью-Йорке три сестры Фокс заявили, что находятся в контакте с духами мертвых и могут принимать от них сообщения. Эта история получила широкое освещение в прессе и вскоре стала одной из самых обсуждаемых тем. Рэндольф, как и многие его современники, был очарован спиритизмом. В 1850 году он начал публиковать свои статьи в журнале «Спиритуалист», а в 1860 году увидела свет его первая работа, вышедшая отдельной книгой под названием «Что я думаю о спиритизме». В дальнейшем Рэндольф основал независимое издательство и написал более пятидесяти работ по магии и медицине. Еще одной темой, увлекавшей его в те годы, было учение венского врача Франца Антона Месмера о животном магнетизме, или гипнозе. Рэндольф был впечатлен этой практикой и впоследствии многое из нее заимствовал.

 

Систематического медицинского образования Рэндольф не получил, что, однако, не помешало ему вести в Бостоне частную врачебную практику. В своем доме он создал специальную лабораторию, где пытался изготовлять различные алхимические эликсиры, используя, среди прочего, настойки опиума и белладонны.

В середине 50-х гг. XIX века Рэндольф начал активно путешествовать по Старому Свету. Он побывал в Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, на Мальте, а Египте, Аравии, Сирии, Палестине, Турции, Греции и других странах. В своих сочинениях Рэндольф намекает на то, что получил высокие посвящения у парижских розенкрейцеров и участвовал в их тайных ритуалах вместе с Наполеоном III и Элифасом Леви.

С кем на самом деле встречался Рэндольф и где он побывал, остается загадкой. Суинберн Клаймер, который сменил Рэндольфа на посту главы Братства американских розенкрейцеров, рассказывал о нем множество легенд: например, он заявлял, что в 1858 году Великая розенкрейцерская ложа Парижа провозгласила Рэндольфа Великим Верховным Магом розенкрейцеров всего мира. Любопытно, что в начале XX века примерно то же самое заявлял о себе конкурент Клаймера по розенкрейцерскому движению и основатель ДМОРК Спенсер Льюис (опять же, со ссылкой на анонимных французских розенкрейцеров).

На самом деле вопрос о связях Рэндольфа с розенкрейцерами остается неясным. Мы даже не можем с уверенностью утверждать, встречался ли он в действительности с представителями какой-либо реально существующей розенкрейцерской организации, хотя сам термин «розенкрейцеры» часто встречается в его работах. Какое-то время Рэндольф даже подписывал свои оккультные и спиритические труды творческим псевдонимом «Розенкрейцер». Именем розенкрейцеров он назвал и основанные им Братство Эвлиды и Братство Розы и Креста (Fraternitas Rosae Crucis). Книги Рэндольфа по сексуальной магии во многом повлияли и на Герметическое братство Луксора (известное также под названием «Герметическое братство Света»), хотя неизвестно, был ли он связан с этой организацией лично.

По возвращении из Европы Рэндольф принимает решение создать у себя в Америке розенкрейцерский орден. В 1861 году он посещает Калифорнию, читает там лекции в течение десяти недель и в итоге учреждает первую в США розенкрейцерскую ложу. Стоит заметить, что розенкрейцерский орден Рэндольфа не отличался особой стабильностью: он дважды его закрывал, открывал и реорганизовывал. Тем не менее, основанное им Братство Розы и Креста выжило и существует по сей день.

Вскоре после создания розенкрейцерского братства в Америке Рэндольф снова отправился в путешествие. На этот раз его путь лежал на Ближний Восток, к таинственным дервишам и езидам, которые, по его убеждению, хранили великие магические тайны. И снова трудно сказать, с кем именно встречался там Рэндольф. Известно лишь, что в своем путешествии по Востоку он изучал сексуальную магию и действие различных наркотических веществ.

Вскоре после возвращения в Америку, в 1870 году, Рэндольф основал в Бостоне Братство Эвлиды, — или, по его собственному утверждению, всего лишь открыл факт существования этого братства другим людям. Рэндольф заявлял, что стал верховным иерархом Братства Эвлиды еще в 1846 году, в возрасте 21 года, то есть сразу после того, как достиг совершеннолетия.

Относительно происхождения слова «Эвлис» Рэндольф пишет: «Многие заподозрят, что под именем Братства Эвлиды мы на самом деле подразумеваем Элевсин, и они будут недалеки от истины. Элевсинские философы (те, у которых предположительно учился Иисус) были философами секса; и элевсинские мистерии были тайными».

По замыслу Рэндольфа, в Братство Эвлиды должны были объединиться люди, желавшие изучать сверхъестественное на научной основе. Таким образом, Братство продолжало розенкрейцерскую традицию: «Система розенкрейцеров остается, и никогда не была ничем иным, как дверью к невыразимо великому Храму Эвлиды».

В основу структуры Братства Эвлиды была положена традиционная розенкрейцерская триада: 9 степеней, подразделенных на три основных класса (впоследствии эта же схема была использована в Герметическом ордене Золотой Зари и в О.Т.О.) Первая степень Братства Эвлиды называлась «Градус Эроса». На этой ступени ученик развивал навыки интуиции, телепатии, ясновидения и способности к «общению с духовными сущностями». Разумеется, в Братстве изучали и сексуальную магию. Как писал Рэндольф, в сексуальном союзе контакт с женщиной устанавливается не только на физическом, но и на психическом и астральном планах в соответствии с герметической аксиомой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху». Энергию оргазма, по его словам, можно использовать для проведения различных магических операций: для зарядки талисманов, восстановления жизненных сил, создания магнетических флюидов, позволяющих подчинить мужчину женщине или женщину — мужчине, для улучшения психических способностей и укрепления потенциала мозга и тела, а также для достижения сверхчеловеческих видений духовного и возвышенного.

Паскаль Беверли Рэндольф сформулировал основные принципы, которыми необходимо руководствоваться в практике сексуальной магии:

- Сексуальный союз можно сравнить с молитвой. Необходимо ясно сформулировать и представить просьбу, клятву или объект молитвы.

- Не смешивайте благородный металл с низменной сущностью: объединяйтесь только с добродетельными женщинами. Никогда не используйте проститутку или несведущую девственницу для магического действия.

- Союз мужчины с женщиной должен быть невинен. Жажда удовольствий не должна быть главной целью. Превозмогите чувственное удовольствие, стремитесь к единению душ, если вы хотите, чтобы ваша молитва увенчалась экстазом.

- Сформулируйте ваше желание заранее и не забудьте его в момент соития, которое необходимо осуществлять в молчании.

- До, в течение и после акта любви четко представляйте образ того, что вы желаете.

- Если мужчина пылко желает силы или власти и сохраняет это желание на протяжении всего полового акта, с того момента, как он войдет в женщину, и до того, как выйдет из нее, его желание обязательно исполнится.

Еще одной сферой его экспериментов было то, что сам Рэндольф называл «алхимическими эликсирами», — разного рода химические и растительные препараты, влияющие на психику человека. Важно отметить, что в XIX веке наркотические вещества не были запрещены: их можно было свободно купить в любой аптеке. Поэтому интерес Рэндольфа в этой области был вполне естественен и понятен. Тем не менее, он всегда предупреждал в своих работах об опасности чрезмерного увлечения подобными средствами.

Так, в своей книге «Сексуальная магия» Рэндольф пишет: «Стимулирующий порошок, который мы используем для наших волшебных опытов, не нов. Его можно найти во многих средневековых рецептах. Колдуны того времени, кроме всего прочего, использовали его для путешествий на шабаши. Если длительная работа не приносит результата, допустимо использовать стимулирующий порошок <…>. Но этот порошок опасен для многих людей: его следует использовать благоразумно и как можно реже. Когда стимулирующий порошок даст необходимый эффект, продолжать работу следует без него».

Разумеется, открытые заявления на тему сексуальной магии вызвали большой переполох в эзотерическом сообществе. Против Рэндольфа резко выступила Елена Блаватская, которая тогда проживала в США: к сексуальной магии она всегда относилась отрицательно. В своих отзывах и рецензиях она называла Братство Луксора «поддельным», Братство Эвлиды — «омерзительным» и так далее. Но все же стоит отметить, что со временем Блаватская стала относиться к Рэндольфу гораздо спокойнее. Так, через шесть лет после его смерти она писала в своем журнале «Спиритуалист»: «П.Б. Рэндольф, этот удивительный, хотя и немного странный американский гений, этот наполовину посвященный провидец, получил свои знания на Востоке».

Но это было написано позже, а тогда – в феврале 1872 года – из-за доносов полиция произвела обыск в штаб-квартире Братства Эвлиды и обнаружила литературу, которая, по мнению полицейских, пропагандировала «свободную любовь». Рэндольф был арестован и некоторое время провел в тюрьме. Вскоре его признали невиновным и освободили, однако его бедствия на этом не кончились: в том же 1872 году во время Великого Бостонского пожара погиб его дом со всей библиотекой.

Рэндольф переехал в Толедо (штат Огайо). Там он женился, а в 1874 году у него родился сын, которого он назвал Осирис. Рэндольф реорганизовал Братство Эвлиды и продолжал издавать книги. Судя по письмам и отзывам современников, он был полон сил и мечтал о грядущей работе. Однако 29 июля 1875 года, в возрасте 49 лет, он неожиданно покончил с собой, выстрелив себе в голову из револьвера.

Загадочная смерть поставила точку в таинственной жизни этого мага, и вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что стало тому причиной. В своих работах Рэндольф всегда осуждал самоубийство, поэтому не удивительно, что вскоре появились версии о том, что его смерть не была добровольной. Так, Суинберн Клаймер впоследствии писал, что некий друг Рэндольфа признался на смертном одре, что именно он «в состоянии ревности и временного помешательства» убил мага. По другой версии, что причиной смерти Рэндольфа стала его магическая дуэль с Еленой Блаватской: якобы в момент его смерти Блаватская, находясь за множество миль от Рэндольфа, воскликнула: «Он стрелял в меня, этот негр, но теперь он отправился в ад, к дьяволу!» Как бы там ни было, в книге записей актов гражданского состояния округа Лукас его смерть была зарегистрирована как несчастный случай.

Какая же судьба постигла его наследие? Современное Братство Розы и Креста, действующее в США, никого отношения к магии Рэндольфа не имеет: Суинберн Клаймер взял только имя Рэндольфа, добавил множество легенд о нем и начисто выкинул из ордена всю сексуальную магию.

Заложенная Рэндольфом традиция нашла свое продолжение в другом ордене. В Манифесте О.Т.О., написанном Алистером Кроули, в перечне организаций, чью мудрость и знание использует О.Т.О., упоминается Герметическое Братство Луксора (или Света). И это не случайно: афоризм Рэндольфа «Царит всемогущая Воля, в её основе лежит любовь» не может не быть близким телемитам, провозглашающим: «Любовь есть закон, любовь в согласии с Волей».

Известно, что сексуальную магию Паскаля Беверли Рэндольфа тщательно изучал и предшественник Кроули на посту главы О.Т.О. — Карл Кельнер. Некоторые разработки Рэндольфа вошли в секретные документы О.Т.О. Так, Рэндольф писал, что «истинная мощь Духа приобретается путем сексуальной силы». Этот метод он называл «Сиалам» (или «Сиолам»). Рэндольф приписывал ему тибетское происхождение, хотя еврейское слово Силоам, а точнее, Шилоах – это посланная Богом вода (так называется источник, или пруд, в Иерусалиме с медленно текущей водой (Ис. 8:6)).

Техника, впервые описанная Рэндольфом, использовалась и в созданном Кроули Ордене А:.А:.: одна из его неопубликованных полностью инструкций называется «Книга Силоам» (или «Liber 451»). Кроме того, сохранился и другой ритуал Кроули, в котором также упоминается «Сон силоамский».

Возможно, сегодня, по прошествии ста пятидесяти лет, работы Рэндольфа о сексуальной магии и методах воздействия на человеческое сознание могут показаться банальными или даже наивными, но тогда, во второй половине XIX века, именно Паскалю Беверли Рэндольфу выпала нелегкая судьба борца с человеческими комплексами и предрассудками. Он не был первым, кто соединил магию и секс (это делали и за тысячи лет до него), но он первый объяснил, что в таком соединении кроется не что-то постыдное и тайное, но великая сила, способная преобразовать весь мир.