e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Вторая

Глава XXXVIII

Об образах Сатурна

 

Что же до образов, соответствующих планетам, то мудрецами древности написаны об этом преогромные тома, так что перечислять их все в этом сочинении нет нужды, но  некоторые из них я все же приведу.

При восходе Сатурна вырезали на камне, именуемом магнитным, образ человека с лицом оленя и верблюжьими ногами, восседающего на престоле или на драконе и держащего в правой руке серп, а левой — стрелу. Надеялись, что образ этот поспособствует продлению жизни, ибо Альбумасар в своей книге «Садар»[1] доказал, что Сатурн продлевает жизнь; там же он говорит, что в некоторых областях Индии, подвластных Сатурну, люди живут очень долго и умирают не иначе как в глубокой старости.

Для долголетия делали также другой образ Сатурна  — на сапфире, в час Сатурна, при его восходе или благоприятном расположении, и образом тем служил старец на высоком престоле, поднявший руки над головой и держащий в них рыбу или серп, а ногами попирающий виноградную гроздь[2]; голова же его была покрыта черным или темноцветным покрывалом, и все одежды его — черны или темны. Точно такой же образ делали против камней и [других] болезней почек — в час Сатурна, при восхождении Сатурна в третьем лике[3] Водолея[4].

При восходе Сатурна в Козероге[5] делали образ, приумножающий могущество. Он имел вид старца, опирающегося на посох, держащего в руке кривой серп и облаченного в черное.

Еще один образ отливали из расплавленной меди при восходе Сатурна в его начале (in ortu suo), то есть в первом градусе Овна или, что вернее, в первом градусе Козерога[6]; и утверждали, что образ этот говорит человеческим голосом.

Кроме того, для Сатурна вкупе с Меркурием отливали из металла образ, подобный прекрасному мужу, который, как обещали, будет предсказывать будущее; делали его в день Меркурия, в третьем часу Сатурна, при восходящих Близнецах (которые, будучи обителью Меркурия, обозначают прорицателя) и при Сатурне в соединении с Меркурием в Водолее, в девятом доме, который называют Богом[7]. Требовалось, сверх того, чтобы Сатурн находился в тригоне к асценденту, равно как и Луна, а Солнце — в любом аспекте к вышеназванному соединению; чтобы Венера располагалась в каком-либо из угловых домов и была сильной и западной[8], а Марс был сожжен Солнцем[9], но не имел аспекта ни к Сатурну, ни к Меркурию. Утверждали, что тогда великолепие сил этих звезд вливалось в образ и он говорил с людьми, возвещая им то, что для них полезно[10].

 

 

Глава XXXIX

Об образах Юпитера

 

В час Юпитера, когда тот восходил в знаке своей экзальтации[11] и был благоприятен, делали образ для продления жизни, вырезая на блестящем белом камне фигуру венценосного мужа в шафрановых одеждах, восседающего на орле или драконе и держащего в правой руке стрелу, которой он как бы собирается поразить этого орла или дракона в голову.

В такое же удачное время делали и другой образ Юпитера, на блестящем белом камне, лучше всего на хрустале: фигуру обнаженного мужа, увенчанного короной, воздевающего сложенные руки, словно в мольбе, и восседающего при этом на престоле о четырех опорах, которое несут четверо крылатых отроков. Как утверждают, этот образ приумножает счастье, богатство и почести, приносит благоволение и процветание и избавляет от врагов.

Еще один образ Юпитера делали для благочестивой и славной жизни и для скорейшего обретения удачи: то был образ мужа в шафрановых одеждах, с головою льва или барана и с ногами орла; и называли его сыном Юпитера[12].

 

 

Глава XL

Об образах Марса

 

Образ Марса вырезали на камне этой планеты, лучше всего на алмазе, в час Марса и при его восходе во втором лике Овна[13]. То была фигура вооруженного мужа, восседающего на льве, правой рукой воздевающего обнаженный меч, а в левой держащего человеческую голову. Говорят, что подобный образ делает человека могущественным как в добре, так и во зле, дабы все перед ними трепетали; и всякому, кто носит его при себе, он дарует чародейскую власть, так что в гневе тот устрашает людей своим видом и повергает их в смятение.

Делали и другой образ Марса — для обретения отваги, мужества и удачи на войне и в сражениях. Он имел вид воина, вооруженного и венценосного, подпоясанного мечом и держащего в правой руке длинное копье; изготавливали его в час Марса, когда Марс восходил в первом лике Скорпиона[14].

 

Глава XLI

Об образах Солнца

 

В час Солнца, при его восходе в первом лике Льва[15], делали образ Солнца в виде венценосного царя в шафрановых одеждах, восседающего на престоле и держащего у себя на груди ворона, а ногами опирающегося на шар. Говорят, что образ этот дарует человеку неуязвимость и почести, помогает довести всякое предприятие до счастливого конца и избавляет от пустых мечтаний, а также имеет силу против лихорадки и чумы. Вырезали же его на камне баланите[16] или на рубине, в час Солнца, когда то было благоприятным и восходило в знаке своей экзальтации[17].

Делали также другой образ Солнца — на алмазе, в час Солнца, при его восходе в знаке экзальтации: фигуру венценосной женщины, как бы танцующей и смеющейся; она стоит на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, в правой руке держит зеркало или круглый щит, в левой — посох, на который опирается грудью, а на голове несет пылающий огонь. Говорят, что образ этот делает человека удачливым и богатым и приносит ему всеобщую любовь; вырезали же его на сардском камне[18] в час Солнца, когда оно восходило в первом лике Льва, [как средство] против безумств (passiones lunaticas), каковые происходят от сожжения Луны[19].

 

Глава XLII

Об образах Венеры

 

Под влиянием Венеры, в час ее вхождения в Рыбы[20], делали образ, приносящий милости и благоволения: женщину с птичьей головой и ногами орла, держащую в руке стрелу.

Другой образ Венеры, помогающий добиться любви от женщин, вырезали на камне лазурите в час Венеры, при восходе Венеры в Тельце[21]: обнаженная дева с распущенными волосами, с зеркалом в руке и цепью на шее, а подле нее — красивый юноша, левой рукой держащий цепь, а правой приглаживающий деве волосы; и оба они смотрят друг на друга влюблено, а рядом с ними — маленький крылатый мальчик с мечом или стрелой.

Делали также еще один образ Венеры, когда та восходила в первом лике Тельца, Весов[22] или Рыб, — фигуру девушки с распущенными волосами, в длинных белых одеждах, с лавровой ветвью, яблоком или цветами в правой руке и с гребнем — в левой. Говорят, этот образ делает людей безмятежными и милыми, сильными и бодрыми, а также наделяет красотой[23].

 

Глава XLIII

Об образах Меркурия

 

В час Меркурия, при его восходе в Близнецах[24], делали образ в виде красивого юноши с бородой и с крылатыми стопами, держащего в левой руке жезл, обвитый змеей, а в правой — стрелу[25]. Говорят, что этот образ дарует знания, красноречие, ловкость в торговых делах и прибыль, а также помогает добиться мира и согласия и исцеляет от лихорадки.

При восходе Меркурия в Деве[26] делали другой образ, дарующий благосклонность, острый ум и память. Он имел вид шлемоносного мужа с орлиными ногами, восседающего на престоле или на павлине и держащего в левой руке петуха или огонь[27].

 

Глава XLIV

Об образах Луны

 

В час Луны, при ее восходе в знаке экзальтации[28], делали образ для путников, помогающий против усталости. То была фигура мужа, опирающегося на посох; на голове у него сидела птица, а перед ним росло цветущее дерево. 

Другой образ Луны, в час Луны и при ее восходе в первом лике Рака[29], делали для приумножения земных плодов и супротив ядов и детских недугов. Изображали рогатую женщину верхом на быке, семиглавом драконе или раке, которая держит в правой руке стрелу, а в левой— зеркало и облачена в белое или зеленое, а на голове у нее — две сплетенные друг с другом рогатые змеи, и обе ее руки обвиты змеями, как и обе ноги[30].

И на этом о фигурах планет сказано достаточно.


[1] Т.е. «Садан», искаж. «Шадхан» (Абу Саид Шадхан — ученик персидского математика, астронома и астролога Абу Машара, известного в Европе как Альбумасар или Апомасор). Имеется в виду трактат Шадхана «Китаб аль-Музакарат» («Книга воспоминаний»), переведенный на латынь в сокращенном виде Петром Абанским (Пьетро д’Абано) и получивший известность под названием «Избранные тайны Альбумасара». Ошибочную форму «Садар» Агриппа повторяет за Марсилио Фичино, из книги которого «О жизни» в точности заимствовано утверждение об индийских долгожителях.

[2] С этим образом связана путаница в различных латинских версиях «Пикатрикса», послужившего Агриппе источником описаний: по одной версии, под ногами старца должна находиться ящерица (raca), по другой — гроздь винограда (racemus).

[3] Агриппа называет ликами (facies) деканаты — участки зодиакальных знаков протяженностью в 10°.

[4] Водолей — ночная обитель Сатурна.

[5] Козерог — дневная обитель Сатурна.

[6] Овен — начало зодиакального круга, но знак падения Сатурна, тогда как Козерог — обитель Сатурна и, следовательно, символическое место его «рождения», или «начала».

[7] Бог (Theos) — название девятого дома гороскопа в античной астрологии.

[8] Западной называется Венера, восходящая и заходящая после Солнца (т.е. Венера в период ее вечерней видимости).

[9] Т.е. находился в соединении с Солнцем в пределах определенного орбиса, точное значение которого варьируется в работах разных авторов.

[10] Ср. описание образов Сатурна в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Сатурна, по мнению ученого Пикатрикса, имеет вид человека с вороньей головой и верблюжьими ногами, восседающего на престоле. В правой руке он держит копье, а в левой — дрот или стрелу.

По мнению премудрого Бейлуса [т.е. Аполлония Тианского], образ Сатурна — старец, восседающий на престоле.

По мнению Гермеса, образ Сатурна — человек, стоящий с поднятыми над головой руками, в которых он держит рыбу, и попирающий ногами ящерицу.

Согласно другим мудрецам, образ Сатурна — человек, стоящий на драконе. В правой руке у него — серп, а в левой копье, и облачен он в черные одежды.

Перстень Сатурна. Среди камней Сатурн управляет бирюзой, а среди металлов — свинцом. Вырежи на бирюзе в день и час Сатурна, при Луне в Козероге, образ мужа с гордо поднятой головой, восседающего на драконе и держащего в правой руке меч, а в левой — яйцевидный камень; и вставь это в свинцовый перстень.  Тот, кто будет носить этот перстень, да остережется вкушать утиное мясо и входить в тенистые места. Ему будут служить духи теней и тьмы, и откроются ему глубокие тайны, и покорятся ему быки и мужи, скорпионы, змеи и мыши и всякая ползучая тварь, сущая на земле» (книга II, глава 10).

[11] Т.е. в Раке.

[12] Ср. описание образов Юпитера в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Юпитера, по мнению Бейлуса, имеет вид мужа, восседающего на орле и окутанного плащом; ноги его — над чреслами орла, а правой рукой он поддерживает собственную голову, покрытую плащом.

Образ Юпитера, согласно Пикатриксу, — муж со львиным ликом и птичьими ногами; под ногами у него — семиглавый дракон, а в правой руке — копье, которым он как бы метит в одну из голов дракона.

Образ Юпитера, по мнению Гермеса, — муж, облаченный в льняные одежды с головы до ног, восседающий на драконе и держащий в руке дрот или стрелу.

Согласно другим мудрецам, образ Юпитера — муж, восседающий на орле, держащий в правой руке ткань, а в левой — орехи и облаченный в одежды цвета шафрана.

Перстень Юпитера. Среди металлов Юпитер правит оловом, а среди камней — халцедоном. Если в день и час Юпитера, при Луне в Стрельце, вырезать на халцедоне образ мужа, восседающего на орле, облаченного празднично или величаво и держащего в правой руке копье, а затем вставить [этот камень] в оловянный перстень, то всякому, кто носит этот перстень, будут служить сыны человеческие, орлы, и грифы, и львы, и будет ему помощь во всех деяниях Юпитера».

[13] Овен — ночная обитель Марса.

[14] Скорпион — дневная обитель Марса.

Ср. описание образов Марса в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Марса, по мнению премудрого Бейлуса, — фигура венценосного мужа, держащего в правой руке меч с некой надписью.

По мнению Гермеса, образ Марса — обнаженный муж, стоящий рядом с прекрасной девой, обозначающей Венеру; волосы ее собраны сзади, а Марс правой рукой обнимает ее за шею, левую же простирает поперек ее груди; при этом он стоит лицом к ней и смотрит на нее. Мудрецы говорят, что этот образ обладает великой силой и чрезвычайно действенен <…>

Согласно другим мудрецам, образ Марса — муж, восседающий на льве и облаченный в железную кольчугу, держащий меч в правой руке и мужскую голову — в левой.

Перстень Марса. Среди камней [sic!] Марс управляет железом. Если вырезать на железе мужа в доспехах, покрывающих руки, несущего на поясе меч в ножнах и еще один меч, обнаженный, — в правой руке, в левой же держащего мужскую голову, и если изобразить это в день и час Марса, то всякий, кто носит его [т.е. перстень из этого железа], будет покорять себе воинов и торжествовать над ними. Слоны, львы и грифы будут служить ему, и будет ему помощь во всех деяниях Марса».

[15] Лев — обитель Солнца.

[16] Неизвестный камень, описанный в «Естественной истории» Плиния: «Баланиты [“желудевые камни”] бывают двух родов: один — зеленоватого оттенка, а другой — по виду как коринфская бронза; первый привозят из Коптоса, а второй — из Троглодитики. Оба они рассечены пламявидной жилой, проходящей посередине камня» (XXXVII.55). В XVIII веке этот камень предположительно отождествляли с так называемыми «иудейскими камнями» (окаменелыми останками древних морских ежей рода Balanocidaris, которые находили в Сирии и использовали в медицине, преимущественно против почечных болезней) или с серебряным марказитом.

[17] Т.е. в Овне.

[18] Сардский камень, или сард, — красновато-бурая разновидность халцедона.

[19] Сожжение — см. примеч. выше.

Ср. образы Солнца в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Солнца, по мнению премудрого Бейлуса, — жена, стоящая на колеснице, которую влечет четверка коней; в правой руке та жена держит зеркало, а левой — посох, поднятый над грудью, над головой же ее пылает подобие огня.

По мнению Гермеса, образ Солнца — муж, стоящий прямо и словно желающий приветствовать тех, кого видит; в левой руке он держит круглый щит, ногами попирает образ дракона.

По мнению Пикатрикса, образ Солнца — венценосный царь, восседающий на престоле; перед ним — образ вороны, а под ногами у него — тот самый образ Солнца, о котором сказано выше.

Другие мудрецы полагают, что образ Солнца — это властитель, стоящий на колеснице, которую влечет четверка коней; в правой руке он держит зеркало, а в левой — щит, одежды же его — шафранного цвета.

Перстень Солнца. Среди камней Солнце правит золотом и алмазом. Если вырезать на алмазе фигуру солнечного мужа, который правит колесницей, влекомой четырьмя конями, и держит в правой руке марху, то есть зеркало или пузырь, а в левой — жезл с узловатыми веревками, на голове же несет петушиный шлем, и сделать это в день Солнца, в первый час дня и при Луне в Овне, а затем оправить его в золотой перстень, и если всякий, кто станет носить его, не будет вкушать мяса белого голубя и возлежать с белыми женщинами, пока вышесказанный перстень остается при нем, то ему будут служить сыны человеческие и благородные мужи, и всякое слово его будет принято с почтением, и будет ему помощь во всех деяниях Солнца».

[20] Рыбы — знак экзальтации Венеры.

[21] Телец — ночная обитель Венеры.

[22] Весы — дневная обитель Венеры.

[23] Ср. описания образов Венеры в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Венеры, согласно премудрому Бейлусу, — жена, стоящая прямо и правой руке держащая яблоко.

По мнению премудрого Пикатрикса, образ Венеры — жена, держащая в правой руке яблоко, а в левой — гребень, подобный скрижали, на котором начертаны такие знаки: OAOIOA.

Согласно мудрецу Гермесу, образ Венеры — фигура с телом и лицом мужчины, птичьей головою и ногами орла.

Птолемей полагает, что образ Венеры — нагая жена с цепью на шее, за которую ее держит стоящий перед нею образ Марса.

По мнению прочих мудрецов, образ Венеры — жена с распущенными волосами, восседающая на олене; в правой руке у нее — яблоко, а в левой — цветы, облачена же она в белое.

Перстень Венеры. Среди камней [sic!] Венера управляет бронзой и медью. Если вырезать на точильном камне образ жены, стоящей прямо и держащей в правой руке гребень, и сделать это в день и час Венеры, при Луне в Весах, и оправить в перстень из красной бронзы, то всякому, кто станет носить его и воздерживаться от соитий со старыми женщинами, будут служить женщины и цари, и все летающие и лесные твари, и куры, и саранча, и все пернатые с красивыми перьями, и будет ему помощь во всех деяниях Венеры».

[24] Близнецы — ночная обитель Меркурия.

[25] На сохранившихся изображениях в правой руке юноша держит флейту. Крылатые стопы — отсылка к традиционному атрибуту Гермеса/Меркурия, крылатым сандалиям; жезл, обвитый змеей, — атрибут Асклепия/Эскулапа, бога-врачевателя, также ассоциирующегося с планетой Меркурий.

[26] Дева — дневная обитель Меркурия.

[27] Ср. описания образов Меркурия в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Меркурия, по мнению премудрого Бейлуса, — образ юноши с бородой, держащего в правой руке стрелу.

По мнению мудреца Гермеса, образ Меркурия — муж с петухом на голове, восседающий на престоле; ноги у него — как у орла; на ладони правой руки он держит огонь, а под ногами его — знаки, указанные выше.

Согласно Пикатриксу, образ Меркурия — крылатый муж, стоящий прямо, с крыльями, простертыми направо, слева же от него изображен маленький цыпленок; в правой руке тот муж держит стрелу, а в левой — круглую раковину, и на темени у него — петушиный гребень.

По мнению прочих мудрецов, образ Меркурия — благородный муж, увенчанный короной и восседающий на павлине; в правой руке он держит тростниковое перо, а в левой — книгу, одежды же его — пестрые и многоцветные.

Перстень Меркурия. Среди металлов Меркурий правит ртутью, а среди камней — магнитным камнем. Если вырезать на магнитном камне мужа, восседающего на престоле, и чтобы перед ним стояло блюдо с книгой, а у ног его сидели, внимая ему, ученики, и сделать это в день и час Меркурия, при Луне в Деве, и если носящий его не станет вкушать рыбу, то он постигнет глубокие тайны и будет размышлять о возвышенном, и будут служить ему реки и моря и все сущее в них, и будет ему помощь во всех деяниях Меркурия и от всех народов».

[28] Т.е. в Тельце.

[29] Рак — обитель Луны.

[30] Змеи, обвивающие голову или другие части тела, — характерный иконографический мотив многих лунных богинь.

Ср. образы Луны в латинской версии «Пикатрикса»:

«Образ Луны, по мнению Меркурия [= Гермеса], — жена, прекрасная лицом; вокруг пояса ее обвивается рогатый дракон, рога которого окружены двумя змеями; и еще две змеи — у нее над головой, и обе руки ее обвиты змеями; и над головою у нее — дракон, и еще один дракон — под ногами, и оба эти дракона — семиглавые.

Согласно Бейлусу, образ Луны — жена — стоящая на спинах двух быков, один из которых головой обращен к хвосту другого. 

Образ Луны, по мнению Пикатрикса, — муж с головой птицы, держащий над собою посох, и перед ним растет дерево.

По мнению других мудрецов, образ Луны — венценосный юноша, стоящий на колеснице, которую увлекает четверка коней; в правой руке у него — пастуший посох, а в левой — зеркало, и все его одежды зелены и белы».

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016