e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XXIII.

Глава XXIII. Как узнать, каким звездам[1] подвластны природные вещи; а также о вещах солнечных

Узнать, под какими звездами или знаками находится каждая вещь, весьма нелегко; однако можно постичь это через подобие [низших вещей] лучам, движениям или очертаниям высших. Кроме того, [соответствия] некоторых вещей распознаются по цветам и запахам, а некоторых — по их воздействию, сходному с теми или иными звездами.

Итак, к солнечным вещам, то есть тем, что подвластны силе Солнца, относятся: из стихий — огонь и яркое пламя; из соков тела — чистейшая кровь [sanguis purior] и жизненный дух [spiritus vitae]; из вкусов — острые с привкусом сладости. Из металлов — золото, по причине его блеска и потому, что оно утешает сердце, получая эту способность от Солнца.

Из камней же — те, что напоминают о солнечных лучах игрою золотистых искр, как аэтит[2], сверкающий камень, имеющий силу против падучей болезни и ядов; и камень, именуемый солнечным оком[3], который подобен по форме глазному яблоку и из середины своей испускает сияющий луч; он укрепляет мозг и дарует острое зрение; и карбункул[4], каковой светится по ночам и имеет силу против всех воздушных ядов и [ядовитых] испарений; и камень хризолит[5], светло-зеленый цветом; если держать его против солнца, в нем возгорается золотая звезда; он укрепляет органы дыхания и помогает от астмы, а если просверлить его и отверстие заполнить ослиным волосом, а затем привязать этот камень на левую руку, он будет изгонять пустые фантазии и страхи, порожденные меланхолией, и избавлять от всякого неразумия; и камень, называемый ирисом[6], цветом подобный хрусталю, а формой обычно шестиугольный; если, находясь где-нибудь под крышей, подставить его частично солнечным лучам, а частично оставить в тени, он соберет лучи солнца и отразит их на стену напротив так, что на ней возникнет образ радуги.

И еще — камень гелиотроп[7], зеленый, словно яшма или изумруд, но весь покрытый красными крапинами; он наделяет человека верностью, славой и добрым именем; а истинно чудесное свойство его заключается в том, что он, как говорят, под солнечными лучами превращается в кровь, то есть становится цвета крови, как Солнце во время затмения; для этого надобно натереть его соком растения с тем же именем[8] и положить в сосуд, полный воды. Есть у него и другое свойство, еще более удивительное, а именно, он туманит зрение и слепит людям глаза, мешая увидеть того, кто его при себе носит; однако и этого не достичь без помощи растения, также именуемого гелиотропом, сиречь идущим вслед за солнцем. И эти его свойства подтверждают в своих сочинениях Альберт Великий и Гийом Парижский[9].

Гиацинт[10] также получил от Солнца силу противостоять ядам и тлетворным испарениям; он защищает того, кто носит его при себе, и делает его приятным в глазах людей, дарует богатство и остроту ума, укрепляет сердце и, если подержать его во рту, дивно возвеселяет дух. Есть также камень пирофил [pyrophilos], разных оттенков красного, о котором, по словам Альберта Великого, Эскулап упомянул в одном из своих посланий к Октавию Августу, сказав, что есть на свете некий яд, столь холодный, что сердце человека, от него умершего, не сгорает, если положить его в огонь, но превращается в камень, и камень тот называется пирофил, по сродству с огнем[11]. Он на диво силен против ядов, и всякий, кто носит его при себе, стяжает славу и будет внушать ужас своим недругам.

Однако самый солнечный из всех камней — это тот, который, по преданию, первым нашел Аполлоний. Камень этот, именем пантавра [pantaura], притягивает к себе другие камни, как магнит — железо, и весьма силен против любых ядов; иные называют его пантером [pantherus], ибо он пятнист, как зверь, именуемый пантерой. Иные же зовут его пантокрас [pantochras], ибо он содержит в себе все цвета[12]. Аарон называет его эвантумом [evanthum].

Есть и другие солнечные камни: топаз, хризопраз, рубин и балагий [balagius], а также аурипигмент[13] и все камни, золотые цветом и прозрачные.

Из трав и деревьев к солнечным относятся те, что поворачиваются вслед за солнцем, как гелиотроп, и те, что сворачивают свои листья, когда солнце близится к закату, а когда восходит, снова мало-помалу раскрываются. Лотосовое дерево[14] — тоже солнечное, как свидетельствует о том сама форма его плодов и листьев. Таковы же пион [paeonia], чистотел [chelidonia][15], бальзам[16], имбирь [zinziber], горечавка [gentiana][17], ясенец белый [dictamnus][18] и вербена [verbena][19]: все они служат для прорицания и очищения[20], а также изгоняют злых духов. Кроме того, Фебу посвящены лавровое дерево [laurus], кедр [cedrus] и пальма [palma], ясень [fraxinus], плющ [hedera] и виноградная лоза [vitis], а также все [растения], что отвращают яды и молнии, и все те, которым не страшны тяготы зимы. К солнечным [пряностям и благовониям] относятся мята [meta], мастика [mastix][21], цитварный корень [zedoaria][22], шафран [crocus], бальзам [balsamus][23], амбра [ambra], мускус [muscus], желтый мед, алойное дерево [lignum aloes][24], гвоздика [garyophillum][25], корица [cynnamomum], аир [calamus aromaticus][26], перец [piper], ладан [thus], майоран [amaracus][27] и розмарин [libanotis][28], который Орфей называет фимиамом Солнца.

Из животных солнечные те, что великодушны, отважны и жаждут побед и славы: лев, царь зверей; крокодил, рысь, овен, вепрь; телец, царь стад, который  у египтян был посвящен солнцу и в Гелиополе звался Веритес [Verites][29]; в Мемфисе — Апис[30], а в Гермонте — Пафис [Pathis][31]. Волк же был посвящен Аполлону и Латоне. К солнечным относится также зверь, именуемый кинокефалом [cynocephalus][32], который испускает крик двенадцать раз в день, через каждый час, а в день равноденствия мочится каждый час по двенадцать раз, и все то же самое проделывает по ночам, — потому-то египтяне и вырезали его изображение на своих водяных часах[33].

Среди птиц же солнечные — феникс, как единственный в своем роде, и орел, царь птиц[34]; а также коршун, лебедь и те, что поют на восходе солнца, словно призывая его подняться, как петух и ворон; а также сокол, которого Порфирий причисляет к солнечным птицам ввиду того, что в теологии египтян он есть символ духа и света[35].

Кроме того, солнечными считаются все те создания, что схожи с Солнцем по своим действиям, как, червячки, что светятся по ночам [vermiculi nocte lucctes][36], и скарабей, именуемый кошачьим и блестящий видом [que fele vocat, forma lucida], — его еще называют навозным жуком; он катает шарики [из навоза] и спит и плодится на них. По толкованию Аппиона[37], сходство его с действием Солнца заключается в том, что глаза его меняются сообразно положению Солнца на небе; итак, [подобные создания] и те, что от них происходят, считаются солнечными.

Из рыб же наиболее сходны с Солнцем тюлень [vitulus marinus], которому не страшны молнии; камнеточец [dactylus][38] и медуза [pulmo], светящиеся по ночам; и морская звезда [stella] из-за своей жгучести; и стромбусы [strombi][39], что следуют за своим королем; и жемчужницы [margari][40], у которых тоже есть король, а если их высушить, они затвердевают и превращаются в камень золотистого цвета.



1. Под «звездами» (stellae) здесь и ниже подразумеваются «блуждающие звезды», т.е. семь планет классической астрологии.

2. Аэтит (от др.-греч. aetos — «орел»), или орлиный камень, — жеоды глинистого бурого железняка. Внутри них нередко заключены мелкие камушки, кристаллы или твердые комочки земли, из-за чего жеода тарахтит, как погремушка, если ее встряхнуть. Согласно преданию, орлы приносят такие камни себе в гнезда, чтобы те помогли самке отложить и высидеть яйца; эта легенда восходит к античным временам и упоминается, в частности, в поэме Лукана «Фарсалия»: «…камни — / Те, что звучат, если их согреет орлица-наседка» (VI.675—676, пер. Л. Остроумова).

В своей «Естественной истории» Плиний Старший пишет об аэтите: «Кроме того, этот камень можно назвать в своем роде беременным: если встряхнуть его, будет слышно, как внутри гремит другой камень, словно бы заключенный в его утробе. Целебных свойств он не имеет, исключая камни, только что извлеченные из [орлиного] гнезда» (X.4).  Однако позднее  в том же трактате аэтиту — очевидно, по принципу подобия — приписывается способность сохранять плод в утробе матери: «Если завернуть такой камень в шкуру животного, принесенного в жертву, и подвесить на шею женщине или домашней скотине, он предотвратит выкидыш, но снимать его нельзя до самых родов, а не то случится выпадение матки. И напротив, если не снять его в самом начале родов, он помешает естественному разрешению от бремени» (XXXVI.9).

Альберт Великий утверждал, что аэтит смягчает муки деторождения, а в трактате XIII века «Книга тайн» — сборнике отрывков из сочинений того же Альберта — об этом камне говорится: «Он полезен женщинам, носящим под сердцем ребенка; он предотвращает преждевременные роды» (II.41). В этом же трактате утверждается, что аэтит защищает от ядов: «И еще, как говорят халдеи, если в пищу тебе подложат яд, но ты опустишь в нее названный камень, он не даст тебе проглотить ту пищу».


3. В трактате Прокла «О жертвоприношениях и магии» упоминается два «солнечных» камня: «Так, солнечный камень своими золотыми лучами подражает [лучам,] идущим от Солнца, а камень, именуемый оком небесным, или солнцем, формою подобен зенице ока и из середины своей испускает луч». Первый из двух этих камней, не подходящий под описание Агриппы, упоминается в «Естественной истории» Плиния под названием «Solis gemma» («камень солнца»): «Камень солнца бел и, подобно светилу, от которого получил свое имя, источает вокруг себя кольцом яркие лучи» (VI.456). Второй камень, соответствующий описанному у Агриппы, похож на светлый звездчатый сапфир в описании Плиния: «Следующая среди белых камней — “астерия”, драгоценный камень, что ценится весьма высоко по причине одной своей особенности: внутри себя, словно в зенице ока, он заключает свет. Свет этот, как будто движущийся внутри камня, выходит наружу по-разному, то в одну сторону, то в другую, сообразно тому, под каким углом держат камень. Если подставить его солнцу, он испускает белые лучи, подобно звезде, чему и обязан своим названием» («Естественная история», XXXVII.437).

4. Карбункулами в древности обычно называли рубины или красные гранаты, которым приписывалась способность самопроизвольно излучать свет. Плиний пишет об «огненно-красных камнях»: «Первый среди этих камней — карбункул, названый так из-за своего сходства с огнем [лат. carbunculus — “тлеющий уголек”], хотя в действительности он не подвержен действию этой стихии, и потому некоторые зовут эти камни “акаустами” [“несгораемыми”]. <…> Вдобавок, каждая [из двенадцати разновидностей карбункула] подразделяется на мужские карбункулы и женские, первые из которых сияют ярче, а вторые — не столь ярко. Среди мужских карбункулов, в свою очередь, есть такие, в которых огонь горит светлее, а есть и такие, у которых окраска темнее или сияние таится глубже, но если рассматривать их на солнце, они блестят сильнее прочих» («Естественная история», XXXVII.25).

В «Книге тайн» приводятся указания о том, как изготовить искусственный источник света, также называемый карбункулом: «Если желаешь сделать камень карбункул, или вещицу, что будет светиться ночью: собери великое множество тех малых созданий, что светятся в темноте [т.е. светляков], растолки их и помести в сосуд из стекла, и закопай оный в конский навоз, и там оставь на пятнадцать дней. Затем перегони воду из них per alembicum [лат. “через перегонный куб”] и перелей ее в сосуд хрустальный или стеклянный. Свет от него такой яркий, что при нем можно читать и писать в темноте».


5. Хризолит (др.-греч. «золотой камень»), или перидот, — светло-зеленая разновидность оливина.

6. Ирис (др.-греч. «радуга») — радужный кварц, кристаллы которого имеют гексагональную форму и разлагают солнечный свет на спектральные цвета. Плиний в «Естественной истории» описывает его так: «Свое название, “ирис”, он получил от присущего ему свойства, а именно: если подставить его солнечным лучам в затененном месте, он отбрасывает на соседние стены образ и подобие многоцветной радуги, что непрерывно меняет оттенки и восхищает глаз великим разнообразием красок» (XXXVII.52).

7. Гелиотроп — разновидность халцедона, зеленый камень, покрытый темно-красными крапинками. В древности его нередко путали с зеленой яшмой (в отличие от последней, гелиотроп прозрачен) и  называли «кровавым камнем» или «кровавиком». Плиний в «Естественной истории» описывает его так: «Гелиотроп встречается в Эфиопии, Африке и на Кипре; цветом он зелен, как трава, и пронизан кроваво-красными жилками. Название свое [букв. в одном из вариантов толкования “гелиотроп” значит “отражающий солнце”] он получил из-за того, что в сосуде с водой, выставленном на яркое солнце, он меняет свой цвет на отраженный и становится цвета крови; в особенности так происходит с гелиотропом эфиопским. Да и без воды он отражает в себе образ солнца, подобно зеркалу, и показывает, как выглядит [дневное] светило при затмении, когда луна проходит по его диску. Что до применений этого камня, то здесь мы находим поистине вопиющий пример той бесстыдной наглости, что отличает называющих себя магами, ибо они говорят, что если соединить его с растением гелиотропом и повторять над ними некие заклинания, то человек, носящий их при себе, обретет невидимость» (XXXVII.60).

8. Гелиотроп европейский (Heliotropium europaeum), растение семейства бурачниковых. Получило свое название из-за того, что его цветы в течение дня поворачиваются вслед за солнцем.

9. Гийом Парижский, более известный как Гийом Овернский (1190—1249) — французский философ и теолог, епископ Парижский, советник и духовник Людовика IX.

10. Плиний называл гиацинтом синий сапфир, но в «Книге тайн» этот камень из-за ошибки переписчика превратился из синего (blavus) в желтый (flavus) — и, следовательно, солнечный.

11. В переводе с др.-греч. — «любитель огня». Ср. отрывок из «Естественной истории» Плиния: «Утверждают, что сердце человека, умершего от сердечной болезни, не сгорает в огне; и то же самое говорят об умерших от яда. Так это или нет, но до сих пор сохранилась обвинительная речь Вителлия против Пизона, в которой он ссылается на это поверье, заявляя, что сердце Германика Цезаря не сгорело на погребальном костре, поскольку тот был отравлен» (XI.71).

12. «Пантокрас» — искаж. panchrus («всецветный»); по одной из версий, тождествен опалу. Плиний упоминает его как «камень, являющий взору почти все цвета» («Естественная история», XXXVII.66). О мифическом свойстве этого камня притягивать другие камни пишет Филострат в «Жизни Аполлония Тианского»: «Зато рассказам о камне, притягивающем и удерживающем другие камни, верить стоит, ибо ты сам можешь поглядеть на такой камень и подивиться его свойствам. Наибольший из упомянутых камней размером с этот ноготь, — тут он показал ноготь на большом пальце своей руки, — а родятся они в подземных пещерах на глубине четырех саженей и испускают столь сильный дух, что земля вздувается и покрывается многочисленными трещинами, едва затяжелеет таким плодом. И камень этот никому не дано отыскать, ибо он убегает, если только не привлечен заклинанием; и все же мы то обрядами, то заговорами умеем удержать пантарб — таково имя сему самоцвету. И ночью он являет день, будучи, подобно огню, багрян и лучист, а ежели днем взглянуть на него, то поражает он взор тысячами блистающих искр. Заключенный в нем свет есть дух сокровенной силы, ибо притягивает к себе все, что поблизости» (III.46, пер. под ред. Е. Рабинович).

13. Аурипигмент, или желтая мышьяковая обманка, — трисульфид мышьяка (As2S3), ярко- желтый минерал. Использовался для изготовления золотистой краски. Согласно Плинию, «есть еще один способ получить золото, а именно, изготовить его из аурипигмента. Этот минерал добывают в Сирии из-под земли, и он в большой чести у живописцев. Цветом он точь-в-точь как золото, но хрупкий, как зеркальный камень [lapis specularis; вероятно, слюда]» («Естественная история», XXXIII.22).

14. Мифическое дерево, на котором, согласно легендам, росли цветы и плоды лотоса. Согласно мусульманскому преданию, лотосовое мировое древо (сидрат аль мунтаха — «лотос крайнего предела») Мухаммед видел на седьмом небе, по правую руку от Божьего престола. В трактате «О египетских мистериях» Ямвлих описывает лотос как символ высшего, божественного руководства: «…в виде лотоса над илом имеется возвышение, никоим образом его не касающееся, которое обозначает умное и огненное руководство. Ведь все части лотоса предстают закругленными: и листья по внешнему виду, и плоды по форме; это свойственно только круговому движению ума, обнаруживающему одинаковость, тождественность, упорядоченность и равномерность» (VII.2, пер. Л. Лукомского).

15. В античную эпоху и в Средние века выделялось два рода чистотела — большой (Chelidonium majus) и малый (Chelidonium minus). В поэме «О свойствах трав» Одо из Мена (XI в.) это растение с желтыми цветками описывается так:

 

Как сообщают врачи, у травы чистотела известны

Два ее вида, и первый название носит большого,

Малым зовется второй; и глазам они оба целебны,

Ею ослепшим птенцам, пусть у них и проколоты глазки,

Зрение ласточка-мать, Плиний пишет о том, возвращает.

Он говорит, что трава с их прилетом расти начинает

И засыхает, когда по привычке они улетают;

И хелидонии имя отсюда у ней: ведь хелидон

Эта крылатая птичка обычно зовется у греков… (пер. Ю. Шульца).


16. В латинском оригинале — citraria, одно из названий мелиссы лекарственной (Melissa officinalis, англ. lemon balm — «лимонный бальзам») — травянистого растения семейства яснотковых, со светло-лиловыми цветками.

17. Горечавка желтая (Gentiana lutea) — травянистое растение семейства горечавковых, с крупными желтыми цветками, собранными в пучки.

18. Ясенец белый (Dictamnus albus), в античных и средневековых текстах носит название «диктамнон» или «диктамнон критский». Травянистое растение семейства рутовых, с розовато-сиреневыми цветками собранными в кистевидные соцветия.

19. Вербена лекарственная (Verbena officinalis) — травянистое растение семейства вербеновых. В древности выделялось две разновидности вербены: прямостоячая (высотой около 30 см, с мелкими голубыми или белыми цветками), которую Плиний называл «мужской», и ползучая (стелющаяся по земле, с большим количеством листьев, чем прямостоячая, и с мелкими синими или лиловыми цветками), которую Плиний называл «женской». В Древнем Риме вербену использовали в официальных очистительных церемониях, когда город поражала эпидемия, а также для очищения домов и храмов. В «Естественной истории» Плиния о вербене сообщается: «Жители галльских провинций используют обе [разновидности вербены] для прорицания и предсказания грядущих событий, однако маги распространяют об этом растении самые нелепые поверья. Они утверждают, что человек, натершийся вербеной, наверняка добьется того, чего желает; они заверяют нас, что она защищает от лихорадки, примиряет друзей и исцеляет от всевозможных недугов; а также они говорят, что собирать ее надобно при восходе Песьей звезды [Сириуса], но только так, чтобы на нее при этом не светили ни солнце, ни луна, и что перед тем [как сорвать ее], надобно поднести земле медовые соты и мед во искупление. Вдобавок, они говорят, мол, прежде [чем сорвать ее], надо очертить вокруг нее круг железом, а затем извлечь ее из земли левой рукой; и что сушить ее листья, стебель и корень надлежит по отдельности и в тени» (XXV.59).

20. Прорицание и очищение тесно ассоциировались с Аполлоном (Фебом), который в эпоху поздней античности почитался как солнечный бог. 

21. Мастика — ароматическая смола мастикового дерева (Pistacia lentiscus), в высушенном виде имеет золотистый цвет и прозрачна.

22. Цитварный корень, цитварная куркума, зедоария — корень индийского растения Curcuma zedoaria, пряность, схожая с имбирем.

23. Ароматическая смола деревьев рода Balsamodendron.

24. Ароматическая древесина деревьев рода Aquilaria, не имеющая отношения к растениям рода Aloe.

25. Имеется в виду пряность под этим названием — высушенные бутоны гвоздичного дерева (Syzyium aromaticum).

26. Аир обыкновенный, аир тростниковый, ирный корень (Acorus calamus) — ароматическое растение семейства Аирные.

27. Майоран (Origanum majorana) — ароматическое растение семейства яснотковых

28. Розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis) — ароматическое растение семейства яснотковых.

29. Искаж. Мневис — имя священного быка, которого почитали в Гелиополе как живой символ солнечного бога Ра.

30. Апис — имя священного быка, которому поклонялись в Мемфисе как посреднику между людьми и верховным богом (Птахом, Осирисом или Атумом).

31. Искаж. Бухис — имя священного быка, почитавшегося в Гермонте, первоначально как воплощение бога войны Монту, а позднее — Осириса.

32. Букв. «собакоглавый», старинное название павиана.

33. Эти сведения восходят к трактату Гораполлона «Иероглифика» (IV в. н.э.): «…изображая два равноденствия, [египтяне] рисуют павиана сидящим. Ибо во время двух равноденствий двенадцать раз на дню через каждый час он мочится, делает он то же самое и в течение двух ночей. Поэтому отнюдь небезосновательно египтяне на своих водяных часах вырезали сидящего павиана, делая [так, чтобы] вода вытекала у него из детородного органа, поскольку таким образом, как мы уже сказали, он обозначает двенадцать часов равноденствия. <…> [Также делается это еще и потому,] что из всех животных во время равноденствий один только [павиан] двенадцать раз в день издает крик через каждый час» (пер. А. Алексаняна).

34. В латинском оригинале — avium regina, «царица птиц» (т.к. слово aquila, «орел», на латыни женского рода).

35. «…сокол у них [египтян] посвящен солнцу и есть символ света и пневмы по причине быстрого своего движения и парения в высях, где и есть свет» (Порфирий, «Об изваяниях», фр. 10, пер. Т. Сидаш). Ср.: «Бога [египтяне изображают посредством сокола потому,] что это животное плодовито и долго живет; а поскольку к тому же оно, по-видимому, является образом солнца, и отличается от прочих пернатых остротою зрения по отношению к солнечным лучам (так что врачи для лечения зрения пользуются соколиной травой), то солнце, как владыку зрения, рисуют в образе сокола» (Гораполлон, «Иероглифика», пер. А. Алексаняна).

36. Имеются в виду жуки-светляки — насекомые вида Lampyris noctiluca.

37. Искаженное имя Гораполлона, в «Иероглифике» которого один из «трех образов жуков-скарабеев» описывается так: «…первый кошачьеобразный и украшенный лучами, который символизирует солнце. Говорят, что зрачки кота сообразуются с движением солнца: на рассвете они вытягиваются вслед за восходом бога [т.е. солнца-Ра], делаются круглыми в середине дня и кажутся совсем черными, когда солнце собирается садиться; по этой причине находящаяся в Гелиополе статуя бога имеет кошачий облик. В течение тридцати дней месяца, когда восходит солнце, каждый скарабей, совершая свой путь, проходит по тридцать дактилей».

38. Камнеточец, или буравщик, обыкновенный (Pholas dactylus) — съедобный двустворчатый моллюск с белой раковиной, обладает органами свечения, распространен в северной Атлантике и Средиземном море.

39. Стромбусы, или стромбиды (Strombidae) — семейство морских брюхоногих моллюсков со спиральной раковиной.

40. Жемчужница настоящая (Meleagrina margaritifera) — вид морских двустворчатых моллюсков, в раковинах которых часто формируется жемчуг.

© Перевод: Анна Блейз, 2016