e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XXIV.

Глава XXIV. О предметах, подвластных силе Луны

Среди стихий к лунным относятся Земля и Вода, как морская, так и речная, а также всё влажное — например, соки деревьев и животных, в особенности те, что белы, как яичный белок, жир, пот, флегма и телесные выделения. Среди вкусов — соленый и пресный.

Среди металлов лунный — серебро. Среди камней — горный хрусталь [crystallus], серебряный марказит [argentea marcasita][1] и все те камни, что белы или зелены. Также камень селенит [selenites], что значит лунный, ибо он прозрачно-бел, и сияет медовым блеском, и подражает движению Луны и заключает в себе ее образ, что возрастает или убывает каждый день, подобно самой Луне[2]. И еще — жемчуг, что вырастает в раковинах моллюсков [conchis] из капель воды, а также горный хрусталь [crystallus][3] и берилл [berillus][4].

Среди трав и деревьев к лунным относятся селенотроп [selenotropion][5], который поворачивается вслед за Луной так же, как гелиотроп — за Солнцем, и пальма [palma arbor], которая выпускает новую ветвь при каждом восходе Луны[6]; также иссоп [hyssopus][7] и розмарин [ros marini][8], в обоих своих видах, малый и большой[9]. Также к лунным [растениям] относятся витекс священный, он же прутняк[10], и оливковое дерево [oliva]. Также — трава хиностат [chinostates][11], которая прибывает и убывает вслед за Луной даже в размерах и в количестве листьев, а не только в сочности и силе, как все остальные растения, кроме лука, который подвластен Марсу и единственный [из всех растений] возрастает при убывании Луны и убывает при ее возрастании[12] (подобно тому, как среди летающих созданий перепелка, птица Сатурна, есть величайшая врагиня Луны и Солнца[13]).

Среди животных к лунным относятся те, что любят общество человека, и те, что от природы способны к великой любви и ненависти, как всякого рода собаки. Хамелеон, всегда уподобляющийся своей окраской цветам различным предметов, — тоже лунное животное: [он меняется,] как Луна меняет свою природу в зависимости от [зодиакального] знака, в котором окажется. Также лунные — свинья, лань, коза и все животные, которые следуют и подражают движению Луны. Также кинокефал[14] и леопард, у которого, как говорят, на плече есть пятно с изогнутыми рожками, прирастающее, подобно Луне[15]. Кошки — тоже лунные животные: глаза у них в соответствии с фазами Луны становятся то больше, то меньше[16]. Также к Луне относится все, что подобно ей по природе, — как, например, кровь месячных выделений, при помощи которой маги творят многие удивительные и странные чудеса. Также гиена[17], которая меняет свой пол и привержена всяческому колдовству[18]. Также все животные, которые зовутся земноводными, поскольку обитают и в воде, и на суше, — как бобры, и выдры, и те животные, что охотятся на рыб. А также всевозможные безобразные животные, которые плодятся безо всякого видимого семени или неведомым способом, — как мыши, которые иногда рождаются от соития, а иногда от земли с гнилью.

Среди летающих созданий к лунным относятся гуси, утки, нырки[19] и все водоплавающие птицы, которые питаются рыбой, как цапля; и те, что плодятся необычным способом, — как осы в трупах лошадей[20], или пчелы в гниющих тушах коров, или мушки — в испорченном вине, или жуки— в ослином мясе. Но более всех с Луною сходен жук-рогач, имеющий два рога, подобно тельцу[21]: он зарывает в землю маленький шарик на двадцать восемь дней — срок, за который Луна обходит весь зодиак, — а на двадцать девятый день, когда наступает соединение светил, откапывает его и бросает в воду, где из него затем выходят жуки-скарабеи[22].

Среди рыб [и прочих водных животных] к лунным относятся морской сом [aelurus], глаза которого изменяются согласно фазам Луны[23], и все те, которые следуют движению Луны, как электрический скат[24], прилипало [echeneis], рак, устрицы[25], пурпурные улитки [conchylia][26] и лягушки.



[1] Серебряный марказит — старинное название светлой разновидности пирита (железного колчедана), который также называли «кошачьим золотом» и «золотом дурака». В древности кубические кристаллы пирита использовали для изготовления зеркал.

[2] Название «селенит» происходит от др.-греч. selhnh — «луна». Это прозрачная, переливчатая разновидность гипса, обладающая мягким жемчужным блеском. Свое описание Агриппа заимствует у Плиния: «Селенит бел и прозрачен, а на поверхности цветом подобен меду. Он заключает в себе фигуру, подобную луне, и, если верить тому, что о нем говорят, отражает лик [ночного] светила в согласии с его фазами, день за днем, прирастая и убывая вслед за луною» («Естественная история», XXXVII.67).

Ср. также описание селенита в трактате М. Фичино «О жизни»: «…селенит… подражает Луне не только формой, но даже и движением, ибо он преображается вместе с Луной. Если ты найдешь такой камень и подвесишь его себе на шею оправленным в серебро и на серебряной нити в час, когда Луна входит в знак Рака или Тельца и занимает один из углов гороскопа, то под его влиянием твой дух в конце концов станет лунным, ибо этот лунный камень, согреваясь теплом твоего тела, будет постоянно вливать в дух твой свою силу» (III.XV).

[3] Этот повтор содержится в латинском оригинале.

[4] Название «берилл» происходит от др.-греч. bhrulloj — «сине-зеленый», «цвета морской волны». Этот минерал известен в нескольких разновидностях (изумруд, аквамарин, гелиодор и др.). Ср. у Плиния: «Бериллы, как считается, имеют ту же природу, что и смарагд [изумруд], или, по меньшей мере, близко ему родственны. <…> Превыше всего из бериллов ценятся те, что напоминают цветом чистую зелень моря».

[5] Неизвестное растение, «лунный цветок», упоминаемый в ряде античных и средневековых источников. Его название означает «поворачивающийся вслед за луной» и образовано по аналогии с названием «гелиотроп» — «поворачивающийся вслед за солнцем».  В частности, в трактате Прокла «О священном искусстве у эллинов» утверждается: «…гелиотропы движутся вместе с солнцем, а селенотропы — [вместе] с луной, совершая, сообразно [своей] возможности, круговое движение вместе со светилами космоса» (пер. А. Петрова). В христианской эмблематике селенотроп использовался как символ почитания Богородицы (подобно тому как гелиотроп символизировал сосредоточение на Христе).

[6] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Желая изобразить год <…>, [египтяне] рисуют финиковую пальму, поскольку только это дерево из всех с каждым восходом луны порождает по одной ветви, как бы распределяя год по двенадцати пальмовым листьям» (пер. А. Алексаняна).

[7] Иссоп лекарственный (Hyssopum officinalis), ароматическое растение семейства яснотковые. Не тождествен библейскому «иссопу», использовавшемуся в обрядах очищения (растение, которое упоминается в Ветхом Завете как «иссоп», современные исследователи отождествляют с душицей сирийской, Origanum maru).

[8] Розмарин (Rosmarinus) — род вечнозеленых растений семейства яснотковые.

[9] Лат. minima arbor и major plantarum; имеются в виду розмарин распростертый (Rosmarinus prostratus), невысокий (до 0,5 м) кустарник, сильно разрастающийся вширь, и розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis), прямостоячий кустарник высотой до 2 м. В английском переводе эти названия разновидностей розмарина заменены на «витекс священный» (agnus castus, см. ниже в тексте) и «оливковое дерево».

[10] Витекс священный, или прутняк обыкновенный (Vitex agnus-castus), — вид древовидных кустарников семейства яснотковые. Агриппа приводит два его латинских названия —  agnus castus (букв «невинный агнец») или casta arbor («чистое дерево», «невинное дерево»); также это растение известно под названиями «Авраамово дерево» и «Монашеский перец».

[11] В точности отождествить «хиностат» (в других источниках — «хриностат», Chrynostates) с какими-либо известными растениями не удается, хотя  высказывались предположения, что под этим названием скрывается либо белая лилия (Lilium candidum), либо, что менее вероятно, звездчатка средняя (Stellaria media, она же мокрец или мокричник, травянистое растение семейства гвоздичные, использующееся в гомеопатии и в народной медицине). В «Книге тайн» Альберта Великого «хиностат» упоминается как растение Луны: «Сок его изгоняет желудочные и грудные боли. Это его свойство говорит о том, что он принадлежит к числу растений Луны. Цветок его избавляет от меланхолии и врачует селезенку, потому что это растение прибывает и убывает, подобно луне. Он помогает от болезней глаз и обостряет зрение, а также лечит от кровоизлияния в глазах. Если приложить к глазам его истолченный корень, то взор чудесным образом прояснится, потому что свет глаз имеет тайное сродство с субстанцией Луны. Также сок этого растения полезно пить при больном желудке и несварении.  Помогает он и тем, кто страдает золотухой».

[12] Источник этого мнения — «Аттические ночи» Авла Геллия, где утверждается (со ссылкой на комментарии Плутарха к Гесиоду): «Участок, засаженный луком, зеленеет и дает отростки, когда луна идет на убыль, и сохнет, когда она растет. Египетские жрецы говорят, что по этой причине жители Пелузия не едят лук, ибо он один из всех овощей имеет периоды роста и увядания, противоположные прибыванию и убыванию луны» (XX.VIII.7, пер. О. Бойцова).

[13] Это мнение относительно перепелки (лат. origis, от др-.греч. ortuga) — следствие ошибочного перевода из «Иероглифики» Гораполлона, где речь идет об антилопе (oruga) как символе нечистоты: «Изображая нечистоту, рисуют антилопу (oruga), поскольку она, при нарастающей луне, вперив взор в богиню [луны], издает крик, неблагозвучный и неприятный; наиболее отличительная черта ее [такова]: роя передними ногами землю, скашивает глаза, словно гневаясь и не желая видеть восхода богини. То же она делает и при восходе солнца. Посему древние цари, когда гороскоп предсказывал им восход, садились на это животное и с его помощью, как с неким толкователем, узнавали точность восхода. Посему и жрецы едят одно это животное из всех остальных неосвященным, ибо кажется, что оно имеет некую прю с божеством. Даже в пустыне, где ни найдет антилопа место водопоя, то взбаламутит питье губами, намешает растительности в воду, набросает в нее копытами песка, так что из этой речки не сможет пить ни одно животное. Настолько зловредной и ненавистной считалась сущность антилопы: ибо она не почитает богиню [луны], когда она нарождается и вырастает, хоть от нее происходит всяческая польза миру» (пер. А. Алексаняна).

[14] Букв. «собакоглавый», старинное название павиана. В предыдущей главе (см.) кинокефал был отнесен к числу солнечных животных, но противоречия в этом нет. Источником обоих этих соответствий служит трактат Гораполлона «Иероглифика» (IV в. н.э.): «Изображая луну <…> [египтяне] рисуют павиана. Луну — потому что это животное обладает неким тяготением к божеству [луны]. Ибо когда в определенное время луна, сближаясь с солнцем, делается неосвещенной, то самец павиана не видит, не ест, [но] опускается наземь, как будто бы скорбя о похищении луны, а самка, так же ничего не видя и страдая вместе с самцом, еще и изливает кровь из своего естества; посему в храмах и по сей день содержатся павианы, так как по ним узнается время приближения луны к солнцу [соединение Солнца и Луны, т.е. новолуние]» (пер. А. Алексаняна).

[15] Ср. у Плиния: «Говорят, что у пантеры на плече есть пятно, видом подобное луне, и что оно, как луна, то возрастает до полной округлости, то уменьшается до серпа» («Естественная история», VIII.23).

[16] Ср. у Плутарха: «…под котом подразумевается луна из-за пестроты, ночных блужданий и плодовитости зверя. Говорят, что он рождает одного детеныша, потом двух, трех, четырех и пятерых; и так он прибавляет по одному до семи, причем всегда рождает двадцать восемь, а таково число лунных суток. Впрочем, это, пожалуй, слишком фантастично. И кажется, что зрачки в глазах кота наполняются и расширяются в полнолуние, а при убыли светила — утончаются и слепнут. Человеческие же черты кота символизируют осмысленное и разумное начало в чередованиях луны» («Об Исиде и Осирисе», 63, пер. Н. Трухиной).

Это же утверждение о кошачьих глазах повторяется в «Аттических ночах» Авла Геллия: «Также глаза котов вслед за фазами луны становятся или больше, или меньше» (XX.VIII.6, пер. О. Бойцова).

[17] В английском переводе Дж. Фрика — ошибочный вариант civet cat («циветта»)

[18] Ср. у Плиния: «В народе говорят, что гиена обоепола: в один год, дескать, она как самец, а в другой — как самка, и беременеет она без помощи самца. Аристотель, однако, это отрицает. <…> Об этом животном рассказывают и много другого удивительного, и самое странное — то, что она подражает человечьему голосу, приходя на стоянку пастухов, и там, прознав, как зовут кого-нибудь из них, отзывает его прочь от остальных и пожирает. Говорят также, что она может подражать звукам человеческой рвоты и таким образом приманивать собак, а затем нападать на них. Это единственное из животных, разрывающее могилы, чтобы добраться до мертвых тел. Самок гиены ловят редко; говорят, глаза у них тысячи разных цветов и постоянно меняют оттенок. Еще говорят, что собаки, коснувшись ее тени, теряют голос, и что при помощи некоей магии она заставляет любое животное застыть неподвижно, если обойдет его три раза кругом» («Естественная история», VIII.44).

Ср. там же описание магических свойств, которые приписывались крови, костям и экскрементам гиены: «Если помазать этой кровью дверные косяки, то чародей лишится всей своей силы: он не сможет ни призвать богов, ни говорить с ними, каким бы способом он ни действовал — будь то при помощи светильника, или сосуда с водой, или шара, или как-либо иначе. <…> Полагают, что экскременты или кости, взятые у этого животного в тот же час, когда оно было убито, способны противостоять колдовским чарам» (XXVIII.27).

Легенда о чередовании пола у гиены приводится также в «Иероглифике» Гораполлона: «Желая показать кого-нибудь нетвердого и не могущего утвердиться в чем-то одном, а временами — сильного, временами — слабого, рисуют гиену, ибо она бывает то самцом, то самкою» (пер. А. Алексаняна).

[19] В англ. пер. Дж. Фрика — didapper («малая поганка», Podiceps ruficollis), в англ. пер. Э. Пердью —  grebe («поганка»).

[20] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Желая показать ос, рисуют мертвую лошадь, ибо когда она умирает, появляется множество ос» (пер. А. Алексаняна).

[21] Подразумевается жук-скарабей. В астрологии зодиакальный знак Тельца — знак экзальтации Луны.

[22] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «…когда самец [скарабея] захочет родить потомство, то, взяв бычьего навозу, слепляет шаровидный образ, подобный небу, который и катит с помощью задних конечностей с востока на запад, сам же при этом смотрит на восток, дабы воспроизвести образ неба (ведь оно движется с востока на юго-запад, а звезды стремят свой бег с запада на восток). Зарыв этот шар в землю, он оставляет его там на двадцать восемь дней, в течении которых весь зодиакальный круг проходит луна, под коей и зарождается потомство жуков. На двадцать девятый день, отрыв шар, бросает его в воду (ибо в этот день, считает он, происходит соединение солнца и луны, и, стало быть, рождение неба); когда же шар в воде раскрывается, появляются животные, то есть жуки» (пер. А. Алексаняна).

[23] Современное латинское название морского сома — Aelurichthys marinus, букв. «морская рыба-кот». Использованное в оригинале латинское слово aelurus (от др.-греч. ailouroj) означает просто «кот». В «Аттических ночах» Авла Геллия в рассуждении о переменах, которые Луна вызывает в облике некоторых животных, употреблено соответствующее греческое слово, однако там речь идет не о рыбе, а, собственно, о коте (см. выше о кошачьих глазах).

[24] Или «угорь», лат. torpedo. В английском переводе Дж. Фрика — ошибочный вариант tortoise («черепаха»).

[25] Ср. в «Аттических ночах» Авла Геллия: «…нам на обед прислали много устриц из Рима. Когда они были поданы и оказались, хоть и многочисленными, но тощими и нежирными, Анниан сказал: “Очевидно, луна сейчас стареет, поэтому и устрица, как и все остальное, тощая и сухая”. Когда мы спросили, что еще усыхает, когда луна идет на убыль, он сказал: “Разве вы не помните, что Луцилий говорит: ‘Кормит устриц луна, ежей насыщает, и с нею / Печень мышей возрастает’”» (XX.VIII.3—4, пер. О. Бойцова).

[26] Это латинское слово может означать также моллюсков вообще. Ср. у Плиния: «…тела уст­риц, пур­пур­ных ули­ток и все­воз­мож­ных мол­люс­ков под­чи­ня­ют­ся вла­сти Луны, воз­рас­тая и умень­ша­ясь вме­сте с ней. Сверх того <…> у зем­ле­рой­ки чис­ло воло­кон пече­ни соот­вет­ству­ет воз­рас­ту Луны и <…> такое мельчай­шее живот­ное как мура­вей вос­при­ни­ма­ет вли­я­ние это­го све­ти­ла и в ново­лу­ние пере­ста­ет тру­дить­ся» («Естественная история», II.41, пер. Б. Старостина). 

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016