e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XXV.

Глава XXV. О предметах, подвластных силе Сатурна

Среди стихий Сатурну принадлежат Земля и Вода, среди соков тела — черная желчь, как врожденная, так и привнесенная, но только влажная, а не сухая. Среди вкусов — кислый, острый и тяжелый.

Среди металлов — свинец и близкое ему по весу золото[1], а также золотой марказит [aurea marcasita][2]; среди камней — оникс [onychinus][3], зиаза [? ziazaa][4], камоин [? camoinus][5], сапфир [sapphir][6], темная яшма [fuscus jaspis][7], халцедон [chalcedonius], магнитный камень [magnes] и все землисто-темные и тяжелые камни[8].

Из трав и деревьев — асфодель [asphodelus][9], серпентария [? serpentaria][10], рута [ruta][11], кумин [cyminum][12], морозник [helleborus][13], сильфий [silphium][14], мандрагора [mandragora][15], опийный мак [opium][16]; и те [растения], что дурманят разум; и те, что не дают семян и плодов; и те, что приносят черные ягоды и черные же плоды, как черная смоковница [ficus atra][17], сосна [pinus] и кипарис [cupressus], кладбищенское дерево[18]; и те, что не приносят ягод вовсе; и те, что мрачны, горьки на вкус, зловонны или неприятны цветом; и те, у которых смола чересчур терпка, а плоды бесполезны; и те, которые чересчур неподатливы и тверды. А также те, что злосчастны и посвящены Диту[19], как петрушка [apium][20], которой в древности выстилали дно могилы, прежде чем положить в нее тело умершего. Потому-то на праздниках и дозволялось вплетать в гирлянды любые цветы и травы, кроме петрушки: она считалась траурной и не приносила радости.

Из животных [Сатурну принадлежат] те пресмыкающиеся, что живут уединенно, а также животные одинокие, ночные, печальные, задумчивые или же совершенно неразумные, жадные, робкие, меланхоличные, очень трудолюбивые, медлительные, питающиеся грязью и пожирающие свое потомство. К таковым относятся крот, осел, волк, заяц, мул, кот, верблюд, медведь, свинья, обезьяна, дракон, василиск, жаба, все змеи и ползучие твари, скорпионы, муравьи и те, что родятся от гнили в земле, в воде и в развалинах домов, как мыши и различные черви.

Среди птиц Сатурну принадлежат те, у кого длинная шея и хриплый голос: журавли, страусы и павлины, священные птицы Сатурна и Юноны. Также [к Сатурну относятся] филин [bubo], сыч [или сова, noctua], летучая мышь, удод, ворон и перепелка, самая завистливая из птиц[21].

 Среди рыб — угорь, живущий отдельно от прочих рыб[22], мухоловка [? musipula][23] и морская собака [canicula][24], пожирающая свой приплод. Также [Сатурну принадлежат] черепахи, устрицы, моллюски [conchylia], морские губки и прочие им подобные.



[1] Не вполне привычное представление о связи Сатурна с золотом Агриппа заимствовал из трактата М. Фичино «О жизни»: «Сатурн несомненно имеет некоторое отношение к золоту. Так считают по причине тяжести этого металла» (III.2).

[2] Золотой марказит — старинное название более яркой разновидности пирита (железного колчедана), который также называли «кошачьим золотом» и «золотом дурака».

[3] Оникс — халцедоновая (волокнистая) разновидность кварца, непрозрачный черный или темно-коричневый камень, нередко с белой полосой. Традиционно ассоциировался с Сатурном и знаком Козерога и наделялся неблагоприятными свойствами. Ср. описание оникса в «Книге тайн»: «Его привозят из Индии в Аравию; если подвесить его на шею или надеть на палец, он вскоре вызовет в человеке уныние или скорбь, наведет страх и пробудит желание спорить и пререкаться». Подобные представления об ониксе были в ходу задолго до Агриппы; ср. описание этого камня в арабском гримуаре «Пикатрикс» (середина XI в.): «Камень оникс привозят из двух местностей: из Йемена и из Китая. Название этого камня [джаз] не случайно происходит от слова «отчаяние» [джаза]. Китайцы опасаются даже близко подходить к местам, где добывают ониксы, ибо эти камни предвещают зло. Добывают же их в той стране прокаженные, которые не могут заработать себе на хлеб ничем иным. Цари Химьяра, что в Йемене, никогда не украшали ониксами свои одежды, не хранили их в сокровищницах и не носили их ни в ожерельях, ни в перстнях. Кто носит его в ожерелье или в перстне, тот впадает в беспокойство, видит ужасные сны и часто ссорится с людьми. Если повесить такой камень на шею ребенку, у того начнет обильно течь слюна. И все же оникс используют для резных талисманов, ибо духи планет придают ему разные другие свойства».

[4] С точностью идентифицировать этот минерал невозможно. Льюис Спенс в «Энциклопедии оккультизма» описывает его как «черно-белый камень, который пробуждает во владельце склонность к сутяжничеству и насылает ужасные видения»; по всей видимости, он отождествляет его с ониксом.

[5] Неизвестный минерал, фигурирующий в списке камней Сатурна у М. Фичино (см. примеч. ниже).

[6] В «Книге тайн» о сапфире говорится: «Он устанавливает мир и согласие, очищает ум и обращает его к Богу, укрепляет разум в добродетелях и охлаждает внутренний жар».

[7] Яшма — полудрагоценный камень, состоящий в основном из кварца и халцедона с примесями других минералов. Под темной яшмой может подразумеваться бурая или черная.

[8] Ср. перечень из трактата М. Фичино «О жизни»: «Чтобы получить что-либо от Сатурна, надо использовать любые материалы, подобные земле, темные и тяжелые, как свинец; пригодятся темная яшма, магнитный камень, камоин и халцедон; отчасти полезны также золото и золотой марказит» (III.2).

[9] Асфодель, или асфоделус (Asphodelus), — травянистое растение подсемейства асфоделовые, с белыми или желтыми цветками, собранными в колос. В античной традиции асфодели устойчиво ассоциировались с загробным миром и забвением, в которое погружается душа после смерти.

[10] Неизвестное растение, название которого произведено от лат. serpens — «змея». Некоторые комментаторы отождествляют его с дракункулюсом обыкновенным (Dracunculus vulgaris), травянистым растением, крупный сизоватый или фиолетовый цветок которого отличается неприятным запахом, а корень и листья в прошлом наделялись способностью защищать от ядовитых змей.

[11] Рута (Ruta) — род вечнозеленых ароматических трав, полукустарников и кустарников семейства рутовые. На вкус очень горькая. С древних времен считалась магическим средством от ядов, укусов змей, скорпионов, пауков и пчел, а также от злого колдовства.

[12] Кумин (Cuminum cyminum) — вид травянистых растений рода кмин, семена которого имеют сильный горьковатый запах.

[13] Морозник (Helleborus) — род травянистых растений семейства лютиковые. По-видимому, подразумевается черный морозник, или чемерица черная (Helleborus niger), ядовитое растение, в малых дозах в древности использовавшееся как лекарство при параличе, подагре и психических расстройствах, но в больших дозах приводящее к смерти от остановки сердца. В «Естественной истории» Плиния сообщается, что чемерицу собирали с особыми церемониями: «…вначале очерчивают ее кругом при помощи меча; затем человек, желающий срезать его, поворачивается лицом к востоку и возносит молитву, прося у богов дозволения это сделать. При этом он смотрит, не видно ли где поблизости орла <…> и если вдруг орел пролетит близко, это толкуют как предвестие того, что в течение года человек этот умрет» (XV.21). Те же советы по сбору чемерицы приводит Феофраст в «Исследовании о растениях».

[14] Сильфий (др.-греч. silfion, лат. silphium), или лазер (лат. laser), — ныне вымершее пряное и лекарственное растение рода ферула (Ferula). Упоминается во многих античных источниках как средство от ряда болезней и ядов, а также как контрацептив, с одной стороны, и средство для предотвращения выкидышей — с другой. Ближайший аналог сильфия по свойствам — асафетида (Ferula assa-foetida), высушенный млечный сок которой фигурирует во многих гримуарах как благовоние Сатурна.

[15] Мандрагора (Mandragora) — род травянистых растений семейства пасленовые. Корень мандрагоры ядовит и по форме нередко напоминает человеческую фигурку. В древности его использовали как галлюциногенное, снотворное и анестетическое средство, а также как афродизиак (среди прочего, еще в Ветхом завете мандрагоровые «яблоки», т.е. коренья, упоминаются как средство, способствующее зачатию). Сбор мандрагоры сопровождался церемониями, похожими на описанный Плинием обряд сбора морозника (см. примеч. выше). Так, Феофраст в «Исследовании о растениях» приводит поверья о том, что «…вокруг первой мандрагоры надо трижды очертить мечом круг и срезать ее, глядя на запад; вокруг следующей — плясать, приговаривая как можно больше любовных речей». Кроме того, с древних времен бытовала легенда, согласно которой мандрагоровый корень издает громкий крик, когда его извлекают из земли, и всякий, кто при этом находится поблизости, умирает на месте или сходит с ума. Поэтому для сбора мандрагоры советовали использовать собаку, привязав ее на веревке к корню и подманивая мясом.

[16] Опийный, или снотворный, мак (Papaver somniferum) — вид травянистых растений семейства маковые; добываемый из его незрелых коробочек загустевший млечный сок (опиум) с древних времен использовали не только как наркотическое, но и как болеутоляющее, снотворное и противосудорожное средство.

[17] Черная, или темная, смоковница (фига) упоминается в «Сатурналиях» Макробия (III.20) как дерево, приносящее несчастье. Там же перечисляются другие «несчастливые» растения, по свойствам подобные тем, которые Агриппа относит к Сатурну: «Тарквиций Приск в “Указателе деревьев” уточняет: “Те деревья, которые находятся под покровительством нижних и скрывающихся богов, называют сулящими несчастье. [И] надлежит предписать, чтобы сжигали крушину, кроваво-красный папоротник, темную фигу и [те деревья], которые приносят черную ягоду и черные плоды, и также [дуб]-остролист, лесную грушу, иглицу, ежевику и терновник, у которых плоды уродливые и чудовищные”» (пер. В. Звиревича).

[18] Кипарис (Cupressus) — род вечнозеленых хвойных деревьев семейства кипарисовые. В Древней Греции и Риме кипарис использовался в погребальных обрядах и был посвящен богам загробного мира (Аиду, Плутону); считался символом печали, скорби и смерти.

[19] Дит — одно из имен Плутона.

[20] В Древней Греции петрушка действительно использовалась в погребальных обрядах (не в последнюю очередь как средство, перебивающее запах тления) и была посвящена Персефоне, царице загробного мира. Из ее стеблей плели венки для возложения на могилы; венок из петрушки служил наградой победителю Немейских игр, возникших на основе древнего обычаи поминальных игр в честь умершего. Из-за ассоциаций со смертью, погребением и скорбью петрушку не использовали в кулинарии и не подавали на стол.

[21] Это мнение относительно перепелки (лат. origis, от др-.греч. ortuga) — следствие ошибочного перевода из «Иероглифики» Гораполлона, где речь идет об антилопе (oruga) как символе нечистоты: «Изображая нечистоту, рисуют антилопу (oruga), поскольку она, при нарастающей луне, вперив взор в богиню [луны], издает крик, неблагозвучный и неприятный; наиболее отличительная черта ее [такова]: роя передними ногами землю, скашивает глаза, словно гневаясь и не желая видеть восхода богини. То же она делает и при восходе солнца. Посему древние цари, когда гороскоп предсказывал им восход, садились на это животное и с его помощью, как с неким толкователем, узнавали точность восхода. Посему и жрецы едят одно это животное из всех остальных неосвященным, ибо кажется, что оно имеет некую прю с божеством. Даже в пустыне, где ни найдет антилопа место водопоя, то взбаламутит питье губами, намешает растительности в воду, набросает в нее копытами песка, так что из этой речки не сможет пить ни одно животное. Настолько зловредной и ненавистной считалась сущность антилопы: ибо она не почитает богиню [луны], когда она нарождается и вырастает, хоть от нее происходит всяческая польза миру» (пер. А. Алексаняна).

[22] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Желая показать враждебного всем и обособившегося человека, рисуют угря, ибо он не находится рядом ни с одной из рыб» (пер. А. Алексаняна).

[23] Неизвестная рыба; в английском переводе Дж. Фрика отождествлена с миногой (lamprey).

[24] Морская собака — другое название катрана (Squalus acanthias), небольшой (1—1,5 м в длину) колючей акулы. 

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016