e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

О геомантии

Генрих Корнелий Агриппа

Геомантия есть искусство прорицания, которое позволяет при помощи жребия вынести суждение по любому вопросу о чем бы то ни было; точнее же говоря, это искусство обращения с особыми точками, из которых выводятся особые фигуры посредством умозаключений и правил равенства и неравенства, сходства и несходства; каковые фигуры также сводятся к фигурам небесным, перенимая их природу и свойства сообразно путям и формам знаков и планет; однако прежде всего надобно понимать, что сей род искусства не способен раскрыть или показать ничего правдивого, если не достиг  совершенства высочайшей силы, а сила эта, как показали создатели сей науки, двояка[1].

Первая ее часть заключена в религии и церемониях; по этой причине знаки из точек, на которых основано сие искусство, составляют на земле, ибо искусство это родственно стихии земли, как пиромантия — огню, а гидромантия — стихии воды; по этой же причине рука прорицателя или мастера при толковании фигур должна быть движима могучей силой и повиноваться духам земли; и по этой же самой причине прорицание предваряли особыми священными песнопениями и мольбами, равно как и другими обрядами и ритуалами, пробуждающими и привлекающими духов земной природы[2].

Но есть и вторая часть силы, управляющая и повелевающая этим жребием, или случайностью. Она исходит из самой души прорицателя, когда того побуждает к действию некий могучий прилив собственного желания [получить ответ на вопрос]; ибо это искусство по самой природе своей повинуется человеческой душе и по необходимости склоняется и движется к тому, чего желает сама душа, и потому становится премного более правдивым и чистым, где бы и каким образом ни составлялись эти фигуры из точек; таким образом, искусство сие растет от того же корня, что и искусство астрологического вопрошания, каковое не дает правдивых ответов, ежели сам вопрошатель не приложит к тому стойкого и преизбыточного стремления[3].

Засим мы можем перейти к практике этого искусства; прежде всего, надлежит сказать, что фигур, на которых основано все искусство геомантии, ровным счетом шестнадцать[4], как явствует из нижеследующей таблицы, где они приведены вместе со своими названиями[5].

Fortuna Major

Большое счастье

s

Fortuna Minor

Малое счастье

t

Solis

[Фигуры] Солнца

!

Via

Путь

n

Populus

Народ

m

Lunae

[Фигуры] Луны

"

Acquisitio

Прибыль

u

Laetitia

Радость

y

Jovis

[Фигуры] Юпитера

&

Puella

Девочка

o

Amissio

Утрата

v

Veneris

[Фигуры] Венеры

$

Conjunctio

Союз

w

Albus

Белый

{

Mercurii

[Фигуры] Меркурия

#

Puer

Мальчик

p

Rubeus

Красный

|

Martis

[Фигуры] Марса

%

Carcer

Темница

x

Tristitia

Печаль

z

Saturni

[Фигуры] Сатурна

'

Caput Draconis

Голова Дракона

q

Cauda Draconis

Хвост Дракона

r

 

 

Рассмотрим далее, к каким планетам относятся эти фигуры, ибо от соответствий планетам зависят все свойства и природа фигур и всего толкования в целом. Fortuna Major и Fortuna Minor [т.е. Большое и Малое Счастье] соответствуют Солнцу, причем первая из двух этих фигур, то есть Большое Счастье, — Солнцу дневному и расположенному в местах своих достоинств, а вторая, то есть Малое Счастье, — Солнцу ночному или отмеченному меньшими достоинствами[6]. Фигуры Via и Populus (то есть Путь и Народ) соотнесены с Луной: первая из них — с Луной от новолуния и на протяжении всего периода роста, вторая же — с Луной от полнолуния и на протяжении периода, пока свет ее убывает. Acquisitio и Laetitia (то есть Прибыль, или Барыш, и Радость, Довольство) принадлежат Юпитеру, причем первая — Юпитеру как Большому Счастью, а вторая — как Малому, но не ослабленному[7]. Фигуры Puella и Amissio [то есть Девочка и Утрата] принадлежат Венере: первая — благоприятной [Венере][8], вторая — так сказать, ретроградной или сожженной[9]. Conjunctio и Albus [то есть Союз и Белый] принадлежат Меркурию; обе эти фигуры хороши, но первая более благотворна. Фигуры Puer и Rubeus [то есть Мальчик и Красный] соответствуют Марсу, причем первая из них — Марсу благодетельному, а вторая — злотворному[10]. Carcer и Tristitia [то есть Темница и Печаль] принадлежат Сатурну; обе эти фигуры дурны, но первая — более вредоносна. Caput Draconis и Cauda Draconis [т.е. Голова и Хвост Дракона] действуют сообразно своим характерам[11].

Таковы точные и неизменные соответствия фигур [планетам], на основании которых мы можем без труда установить и их соответствия знакам: так, Fortuna Major и Fortuna Minor относятся к знаку Льва, то есть к обители Солнца. Via и Populus относятся к знаку Рака, то есть к обители Луны. Acquisitio относится к знаку Рыб, а Laetitia — к знаку Стрельца, ибо эти два знака — обители Юпитера. Puella относится к знаку Тельца, а Amissio — к знаку Весов; эти два знака — обители Венеры. Conjunctio относится к знаку Девы, а Albus — к знаку Близнецов; это обители Меркурия. Puer и Rubeus относятся к знакам Овна и Скорпиона, обителям Марса. Carcer относится к знаку Козерога, а Tristitia — к знаку Водолея; это обители Сатурна. Caput Draconis и Cauda Draconis распределяются так: Голова относится к Козерогу, а Хвост Дракона — к Скорпиону.

Из этого, в свою очередь, нетрудно вывести тригоны зодиакальных знаков, к которым принадлежат фигуры[12]. Так, Puer, оба Счастья (Fortunes) и Laetitia управляют огненным тригоном; Puella, Conjunctio, Carcer и Caput Draconis — земным, Albus, Amissio и Tristitia — воздушным, а Via, Populus и Rubeus вкупе с Cauda Draconis и Acquisitio — водным тригоном. Последовательность, в которой они перечислены здесь, соответствует ходу знаков[13].

Если же кто пожелает использовать соответствия тригонам, основанные на  характерах планет и самих фигур, то пусть руководствуется следующим правилом: Fortuna Major, Rubeus, Puer и Amissio правят огненным тригоном; Fortuna Minor, Puella, Laetitia и Conjunctio — тригоном Воздуха, Acquisitio, Cauda Draconis, Via и Populus — тригоном Воды, а Carcer, Tristitia, Albus и Caput Draconis — земным тригоном. И этот способ предпочтительнее того, который мы привели первым, так как он соответствует закону и образу проявления знаков[14].

Вдобавок, эти соответствия несравненно вернее и разумнее тех, которыми пользуются несведущие, а именно, таких: к огненному тригону относят фигуры Cauda [Draconis], Fortuna Minor, Amissio и Rubeus, к воздушному тригону — Acquisitio, Laetitia, Puer и Conjunctio, к водному тригону — Populus, Via, Albus и Puella, а к земному — Caput Draconis, Fortuna Major, Carcer и Tristitia.

И вот как они распределяют эти фигуры по двенадцать знакам зодиака: Acquisitio  приписывают Овну, оба Счастья, Большое и Малое [Fortuna Major и Fortuna Minor] — Тельцу, Laetitia — Близнецам, Puella и Rubeus — Раку, Albus — Льву, Via — Деве, Caput Draconis и Conjunctio — Весам, Puer — Скорпиону, Tristitia и Amissio — Стрельцу, Cauda Draconis — Козерогу, Populus — Водолею, а Carcer — Рыбам[15].

Теперь расскажем о способе построения этих фигур, а именно: мы расставляем точки в четыре ряда, справа налево, и проделываем то же самое четырежды. Это дает нам четыре фигуры, составленные из четырех рядов сообразно тому, четное или нечетное число точек получилось в каждом ряду; и эти четыре фигуры называются Матерями (Matres), ибо из них выводятся остальные, заполняющие всю карту суждения, пример каковой показан ниже[16].

Из этих четырех Матерей получают четыре дополнительные фигуры, которые называются Дочерями, или выводными фигурами, и составляются следующим образом: четыре Матери располагаются по порядку, одна за другой, а затем то, что выходит из каждого ряда, составляет фигуру Дочери, по порядку от верхнего [ряда] точек до нижнего через оба средние, как показано на примере[17].

 

Надписи в таблице: Matres — Матери, Filiae produced —  Дочери, выведенные из Матерей.

Геомантическая тема

 

Надписи: Filiae — Дочери, Matres — Матери.

Эти восемь фигур располагаются в восьми небесных домах, слева направо[18]; четыре Матери при этом помещаются в первых четырех домах, а четыре Дочери — в следующих четырех, то есть в пятом, шестом, седьмом и восьмом. Фигуры же для остальных домов получают так: из фигур первого и второго домов — фигуру девятого, из фигур третьего и четвертого домов — фигуру десятого, из фигур пятого и шестого домов — фигуру одиннадцатого, а из фигур седьмого и восьмого домов — фигуру двенадцатого, сочетая или соединяя вместе пару фигур, то есть смотря по тому, четное или нечетное количество точек остается в каждом ряду[19].

Тем же способом, что и последние четыре фигуры, то есть фигуры, занимающие девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый дома, выводятся еще две фигуры, которые называются Помощниками (Coadjutrices) или  Свидетелями (Testes)[20]; из этих же двух составляют еще одну, которую называют Указателем (Index)[21] всей карты или заданного вопроса; и на следующем примере показано, как это делается.

Вышеизложенное есть обычный способ, которому следуют геоманты; мы не отрицаем его действенность вовсе, но и не восхваляем его как безошибочный, и это тоже надлежит брать в расчет, вынося решение по вопросу. Поэтому теперь я представлю вам истинную геомантическую карту, построенную по верным принципам астрологического рассуждения.

Согласно этим принципам, четыре Матери должны располагаться в четырех углах гороскопа: первая — в первом углу, вторая — во втором, третья — в третьем, а четвертая — в четвертом углу[22]; четыре Дочери, выведенные из Матерей, — в четырех последующих домах: первая — во втором доме, вторая — в одиннадцатом, третья — в восьмом, а четвертая в пятом доме[23]; остальные же дома, падающие, следует рассчитывать по правилу их принадлежности к тригонам, то есть фигуру для девятого дома составлять из фигур в первом и пятом домах, фигуру для шестого — из фигур в десятом и во втором домах, фигуру для третьего — из фигур в седьмом и одиннадцатом, а фигуру для двенадцатого — из фигур в восьмом и четвертом[24].

Теперь, когда у вас есть полная карта правдивого ответа на вопрос, составленная на основе верных и действенных рассуждений, я покажу вам, как довести ее до совершенства. По фигуре, которая попала в первый дом, вы определяете восходящий знак[25];  исполнив это, вы распределяете знаки по остальным домам, следуя порядку знаков[26]; а затем в каждом доме вы размещаете планеты, соответствующие природе фигур[27].

Затем из всего вы составляете свое суждение сообразно значениям планет в знаках и домах, в которые они попадают, а также сообразно их аспектам между собой[28] и с местами кверента и квеситида[29]. Кроме того, суждение надлежит согласовать с характером восходящего знака; с характером и свойствами тех фигур, которые повторились в нескольких домах, а также с влиянием других фигур, образующих с ними аспекты, и с характером фигуры Указателя, которую геоманты обычно вычисляли вышеописанным способом[30].

Но здесь мы откроем вам секрет всего этого искусства, а именно, как определить Указатель по нижеследующей карте: сочтите все точки, содержащиеся в рядах, нанесенных на землю, и сумму их разделите на двенадцать, а затем отсчитайте от асцендента столько домов, сколько получилось в остатке от деления, и на каком доме остановится счет, в том доме и содержится фигура, которая даст надежное суждение по вопросу кверента; и это суждение надлежит сочетать с вышеперечисленными показателями. Если же те показатели будут двусмысленны, то окончательное решение по вопросу даст фигура Указателя.

Пример описанной карты приведен ниже.

Надпись в центре: При делении суммы точек на 12 в остатке вышло 7; следовательно, Указателем служит фигура Сатурна в 7-м доме.

Теперь остается сказать лишь о том, к каким домам относятся какие вопросы. А затем — что означает и на что указывает каждая фигура в связи с тем или иным вопросом по каждому дому.

Итак, рассмотрим вначале значения домов.

Первый дом показывает личность кверента, если вопрос касается его самого, его собственных дел или любого предмета, с ним связанного. По этому дому судят о жизни, обличье, состоянии, положении, привычках, характере, внешнем виде и фигуре и о цвете [кожи и волос] человека.

Второй дом содержит указания на состоятельность, богатство, бедность, прибыли и убытки, удачу и неудачу, а также на несчастливые случайности, связанные с имуществом, как-то: кражи, потери или плоды небрежения.

Третий дом обозначает братьев, сестер и родственников по боковой линии; по нему судят о коротких путешествиях и о привязанностях людей.

Четвертый дом означает отца и деда, наследство и наследственное имение, владения, здания, поля, сокровища и потаенные вещи; он также помогает ответить на вопрос тому, кто хочет узнать о какой-либо украденной, потерянной или забытой вещи.

Пятый дом позволяет судить о послах, вестниках, слухах и известиях, о чести и о несчастливых случайностях после смерти, а также обо всем, что касается женщин, носящих под сердцем дитя, и животных в тягости.

Шестой дом позволяет судить о недугах и лекарствах, о домочадцах и слугах, о домашней скотине и ручных животных.

Седьмой дом обозначает супружество, распутство и блуд, а также позволяет судить о друзьях, раздорах и разногласиях и о делах, которые выносят на рассмотрение судей.

Восьмой дом обозначает смерть и все то, что связано со смертью, завещаниями и наследованием, а также с приданым или вдовьей долей.

Девятый дом указывает на путешествия, веру и постоянство, на сновидения, божественные науки и религию.

Десятый дом обозначает почести и должности людей, облеченных властью.

Одиннадцатый дом обозначает друзей, а также имущество высокопоставленных особ.

Двенадцатый дом обозначает врагов, слуг, заточение и несчастье, а также всякое зло, какое может постичь человека, за исключением смерти и болезни, о которых судят по восьмому и по шестому домам.

Засим остается показать вам, что означает каждая из вышеописанных фигур в этих положениях, к чему мы теперь и приступим.



1. Т.е. исходит, с одной стороны, от богов и духов (к силам которых прорицатель взывает посредством традиционных ритуальных действий), а с другой — из души самого прорицателя (как страстное стремление получить точный ответ на свой вопрос).

Ср. рассуждение из «Оккультной философии» Агриппы (II.54): «Все прорицания и предсказания событий из человеческой жизни, совершаемые жеребьевкой, должны иметь, помимо случайно выпавшего жребия, некую возвышенную и тайную причину, каковая в действительности не случайна в том смысле, в каком Аристотель рассуждает о природе случайности [см. “Метафизика”, V.30 и VI]. Ибо в ряду возможных причин, как его рассматривают платоники [см. “Тимей”, 46е], причина случайная никогда не бывает главной и достаточной, так что надобно смотреть выше и изыскивать такую причину, которая способна предвидеть следствие и стремиться к нему разумно. И причину такого рода надлежит искать не в телесной природе, но в нематериальной, а именно, в тех бестелесных субстанциях, кои в действительности распределяют жребии и определяют их истинные значения. Субстанции же эти пребывают как в душах человеческих, так и в отдельных от человека духах, или в разумах небесных, или в самом Божестве». — Здесь и далее примечания переводчика.


2. Однако жребии определяются не только душой человека, но и, как было сказано выше, помощью сторонних духов, да и не всегда душа пророка бывает склонна к такому преизбытку страсти, о котором мы говорили; поэтому среди древних было в обычае совершать перед броском жребия некие священнодействия, в коих они взывали к божественным разумам и духам, дабы те направили жребии истинно и верно» (Агриппа, «Оккультная философия», II.54).

3. Ср.: «…в душе человеческой заключено достаточно власти и силы, чтобы руководить такого рода жребиями, и сила эта проявляется здесь вполне, ибо душе нашей присущи и божественное достоинство, и подобие [Богу], и [божественное] разумение, и власть надо всем сущим; и <…> все сущее по природе своей повинуется ей и по необходимости склоняется и движется к тому, чего душа желает сильным желанием; и все свойства и проявления вещей, природных и рукотворных, подчиняются ей, когда она влекома преизбытком желания; и тогда все жребии любого рода споспешествуют утолению ее страсти и обретают чудесные свойства предвестников, как в силу желания самой души, так и вследствие небесной возможности, открывающейся в час, когда преизбыток подобной страсти достигает наивысшей полноты» (Агриппа, «Оккультная философия», II.54).

4. Количество фигур, используемых в геомантии, определяется законами комбинаторики. Каждая фигура состоит из четырех рядов, в каждом из которых может размещаться одна или две точки. При таком принципе распределения возможно составить 16 комбинаций, отличных друг от друга.(Ср. гексаграммы «И цзин», состоящие из шести рядов, в каждом из которых может размещаться сплошная или прерванная черта; при таком распределении возможно получить 64 различные комбинации).

5. Шестнадцать геомантических фигур подразделяются на восемь смысловых и структурных пар. Четыре пары фигур, противоположных по значению, противоположны и по количеству точек в каждой строке (Fortuna Major / Fortuna Minor, Via/Populus, Acquisitio/Amissio, Conjunctio/Carcer). В каждой из остальных четырех пар фигур, противоположных по значению, одна фигура аналогична перевернутой второй (Laetitia/Tristitia, Puella/Puer, Albus/Rubeus, Caput Draconis / Cauda Draconis).

6. Дневными планетами в астрологии называются те, которые находятся в данный момент времени над горизонтом, а ночными — те, что находятся под горизонтом. Так называемые эссенциальные (т.е. относящиеся к положению в знаках зодиака) достоинства планет Агриппа перечисляет в «Оккультной философии», II.30: «Планеты сильны, когда находятся в своей обители, или в экзальтации, или в своем тригоне (см. примеч. &), или в своей терме, или в своем фасе». Обитель Солнца — Лев, знак экзальтации — Овен, тригон — огненный (Овен, Лев, Стрелец). Фасы, или деканаты (участки зодиакальных знаков протяженностью в 10°), Солнца — 2-й фас Овна, 3-й фас Близнецов, 1-й фас Девы, 2-й фас Скорпиона и 3-й фас Козерога.

Термы — неравномерные участки зодиакальных знаков; известно несколько различных систем деления на термы, в каждой из которых каждый знак разделяется на пять терм разной величины. Какой именно системы терм придерживался Агриппа, неизвестно; но, так или иначе, Солнце и Луна не имеют своих терм, поэтому для Солнца это эссенциальное достоинство не учитывается.


7. Термины «Большое» и «Малое Счастье», употребленные в этом контексте, не следует путать с названиями первых двух геомантических фигур. Вопреки обычной астрологической терминологии, по которой Большим Счастьем, или Большим Благом, называется Юпитер, а Малым Счастьем, или Малым Благом, — Венера, здесь оба термина относятся к Юпитеру. Под Большим Счастьем здесь понимается Юпитер, отмеченный эссенциальными достоинствами, т.е. расположенный в своей обители — Стрельце или Рыбах, или в знаке экзальтации — Раке, или в знаках огненного тригона (Овен, Лев, Стрелец), и/или в одном из своих фасов, влияние которых не испорчено слабостями, то есть во 2-м фасе Льва, 3-м фасе Весов или 2-м фасе Рыб. Под Малым Счастьем подразумевается Юпитер, не обладающий ярко выраженными достоинствами, но и не пораженный эссенциальными слабостями, т.е. не находящийся ни в изгнании (т.е. в Близнецах или Деве), ни в падении (т.е. в Козероге). При расчете итоговой силы планеты обычно считается, что ее пребывание в своем фасе и, в то же время, в знаке изгнания или падения (в случае с Юпитером — в 1-м фасе Близнецов или в 1-м фасе Козерога) несколько смягчает, но не отменяет негативного влияния знака.

8. Т.е., Венере, расположенной в своей обители — Тельце или Весах, или в знаке экзальтации — Рыбах, или в тех знаках своих тригонов (земного и водного), в которых она не поражена эссенциальными слабостями (т.е. в Козероге или Раке), и/или в одном из своих фасов, в которых она не поражена эссенциальными слабостями (в 1-м фасе Рака или в 1-м фасе Водолея).

9. Ретроградная планета — планета в тот период, когда ее видимое движение по небу становится попятным, т.е. направленным против хода знаков зодиака. В классической астрологии ретроградность причисляется к слабостям планет.

Сожженная планета — планета, расположенная в непосредственной близости от Солнца (в пределах от 30’ до 3°); считается, что влияние Солнца подавляет качества сожженной планеты.


10. В классической астрологии благодетельным считается Марс, обладающий выраженными эссенциальными достоинствами, т.е. расположенный в своей обители (Овне или Скорпионе), или в знаке экзальтации (Козероге), или в том знаке своего тригона (водного), в котором он не поражен эссенциальными слабостями (т.е. в Рыбах), и/или в одном из своих фасов, в которых он не поражен эссенциальными слабостями (в 1-м фасе Овна, во 2-м фасе Близнецов, в 3-м фасе Льва, в 1-м фасе Скорпиона, во 2-м фасе Козерога или в 3-м фасе Рыб). Злотворным считается Марс, пребывающий в изгнании (в Весах или Тельце) или в падении (в Раке).

11. Голова и Хвост Дракона — старинные названия лунных узлов, т.е. точек пересечения лунной орбиты с эклиптикой. Голова Дракона, т.е. восходящий (северный) узел, в классической астрологии считается благоприятной, а Хвост Дракона, т.е. нисходящий (южный) узел, — неблагоприятным.

12. Тригоны, или триплицитеты, — четыре группы зодиакальных знаков (по три знака в каждой), соответствующие четырем стихиям. К тригону Огня относятся Овен, Лев и Стрелец, к тригону Воды — Рак, Скорпион и Рыбы, к тригону Воздуха — Близнецы, Весы и Водолей, к тригону Земли — Телец, Дева и Козерог.

13. Имеется в виду последовательность стихий «Огонь — Земля — Воздух — Вода». Объясняется она тем, что первый знак зодиака, Овен, принадлежит к стихии Огня, второй, Телец, — к стихии Земли, третий, Близнецы, — к стихии Воздуха, а четвертый, Рак, — к стихии Воды (далее цикл стихий повторяется).

14. Здесь использована другая последовательность стихий: «Огонь — Воздух — Вода — Земля», — основанная на возрастании плотности, или «веса» (Огонь — самая легкая из стихий, Земля — самая тяжелая).

В этой классификации Марс рассматривается как планета огненной природы, Сатурн — земной, а Луна — водной. Остальные планеты получают смешанные соответствия: Меркурий предстает как воздушно-земной (управитель Близнецов и Девы), Солнце — как огненное в благоприятном проявлении (управитель Льва) и воздушное — в менее благоприятном (т.к. его знак изгнания — Водолей), Венера — как воздушная в благоприятном проявлении (управительница Весов) и огненная — в неблагоприятном (т.к. один из ее знаков изгнания — Овен), Юпитер — как водный в благоприятном проявлении (управитель Рыб) и воздушный — в менее благоприятном (т.к. один из его знаков изгнания — Близнецы).


15. В последних двух классификациях астрологических закономерностей не прослеживается.

16. В классическом варианте прорицания геомант начинает работу с углублений, или зарубок, которые он делает в песке или мягкой земле палкой, расположенной под острым углом к поверхности земли. Продвигаясь в каждом ряду справа налево, он наносит четыре ряда зарубок. Движения должны быть быстрыми и, по возможности, машинальными, чтобы в каждом ряду получилось случайное количество зарубок. Завершив четвертый ряд, геомант начинает строить так называемую Материнскую фигуру, или просто «Мать». Он подсчитывает количество зарубок в каждом ряду, и если оно оказалось четным, то в соответствующем ряду Материнской фигуры ставит две точки, а если нечетным — одну. Вся эта операция повторяется четыре раза, и в результате получаются четыре Матери, из которых затем выводятся остальные фигуры, необходимые для ответ на вопрос.

В следующей далее таблице показан способ определения четности/нечетности: знаками «H» обозначены зарубки, соединенные попарно, а знаками I — зарубки, оставшиеся без пары. Пример «карты суждения», т.е. условной астрологической карты, дома которой заполнены двенадцатью геомантическими фигурами, см. на стр. &.


17. В верхней части следующей таблицы четыре Матери располагаются (очевидно, в порядке исключения) слева направо. Дочерние фигуры, или просто «Дочери», показанные в нижней части таблицы выводятся следующим способом: первая Дочь составляется из верхнего (первого) ряда первой Матери, второго ряда второй Матери, третьего ряда третьей Матери и четвертого ряда четвертой Матери. Вторая Дочь  образуется из вторых рядов четырех Материнских фигур, третья Дочь — из третьих рядов, а четвертая — из четвертых.

Ниже, на схеме под названием «Геомантическая тема», те же фигуры выстроены в ряды справа налево; горизонтальные черты обозначают две точки в ряду, вертикальные — одну точку.


18. Т.е., фигуры размещаются в домах условной астрологической карты, ориентированной традиционным образом, начиная от первого дома (на востоке, в крайней левой точке) и далее против часовой стрелки.

19. Т.е., каждая пара фигур представляется как четыре ряда точек; если количество точек в ряду оказывается четным, то в соответствующем ряду производной фигуры помещаются две точки, если нечетным — одна. Последние четыре фигуры (занимающие дома 9—12) в других источниках называются Племянницами (Neptes) или, иногда, Племянниками.

20. Первого Свидетеля получают из первой и второй Племянниц, второго — из третьей и четвертой.

21. В других руководствах по геомантии эту итоговую фигуру называют Судьей (Judex или Iudex); возможно, именно от варианта Iudex происходит использованное здесь название Index

22. Иначе говоря, четыре Матери размещаются в четырех угловых домах карты (соответствующих кардинальным знакам) — по часовой стрелке от первого дома. Соответственно, первая Мать попадает в  первый дом, вторая — в десятый, третья — в седьмой, четвертая — в четвертый.

23. Четыре Дочери размещаются в четырех последующих (сукцедентных) домах карты (соответствующих фиксированным знаком) — по часовой стрелке от второго дома.

24. Четыре Племянницы размещаются в четырех падающих (кадентных) домах карты (соответствующих мутабельным знакам зодиака). Сами эти фигуры выводятся здесь иначе: Племянница для каждого падающего дома образуется из Матери и Дочери, принадлежащих к угловому и последующему домам того же тригона, к которому относится Племянница. 

25. Т.е., из списка соответствий между геомантическими фигурами и знаками зодиака (стр. &) следует выбрать знак первой Матери и поместить его в первый дом геомантической карты. 

26. Т.е., остальные знаки распределяются не по соответствиям геомантическим фигурам, а по своему естественному порядку в зодиаке (от первого дома против часовой стрелки).

27. Т.е., в каждый дом помещается планета, связанная с той геомантической фигурой, которая оказалась в этом доме. В геомантической карте, в отличие от настоящей астрологической карты, одна и та же планета может присутствовать в нескольких местах.

28. Аспекты — угловые расстояния между планетами. Из общепринятых астрологических аспектов в геомантии используются только аспекты, кратные 30°, то есть протяженности одного знака зодиака (полусекстиль — 30°, секстиль — 60°, квадратура — 90°, тригон — 120°, квинконс — 150° и оппозиция — 180°); аспект соединения (0°) не используется, поскольку в искусственной астрологической карте, которая строится для истолкования геомантических фигур, две планеты не могут попасть в один и тот же знак.

29. Кверент — человек, который обращается к астрологу или геоманту с вопросом; вопрошающий. Квеситид — предмет, о котором задается вопрос. «Местом» кверента считается первый дом, а «место» квеситида определяется в соответствии с характером предмета, о котором вопрошает кверент (см. ниже значения астрологических домов).

30. Под «Указателем» имеется в виду Судья — фигура, которую традиционно выводят из двух Свидетелей: для каждого ряда Судьи вычисляется сумма точек в соответствующих рядах Свидетелей; при нечетной сумме в данном ряду Судьи ставится одна точка, при четной — две.