e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Откровение о тайнах Природы: искусство эвокации

Элифас Леви писал: «Тайна оккультных наук есть тайна самой Природы, тайна происхождения ангелов и миров, тайна Всемогущества Божия». На этом основании Альберт Пайк отметил: «Масонство, изъясненное правильным образом, — это <…> толкование великой книги природы». В золотой век античной философии считалось, что искатель мистической мудрости должен смотреть как на учителя на саму Природу. И не случайно четвертый пентакль Меркурия из «Ключа Соломона» обещает помочь вам «понять и познать весь сотворенный мир и проникнуть во все сокрытые тайны». В «Гоэтии» упоминается множество духов, способных поведать магу едва ли не о чем угодно, и среди них — несколько десятков, особо специализирующихся на проблемах естественных наук.

Пройдя вышеописанные стадии духовного пробуждения (операции 1—7), мы можем теперь, по совету Алистера Кроули, сосредоточиться на проникновении в тайны Природы и постижении ее законов. Рассматривая эту задачу в Колледже Телемы, мы решили подойти к ее решению через ритуал эвокации. На то имелось несколько причин. Во-первых, низшие сущности мира Йецира связаны с природой теснее прочих — либо напрямую, либо через посредство подчиненных им стихий. Во-вторых, все традиционные методы основаны именно на эвокации. В-третьих, мы изначально стремились представить в числе этих десяти примеров как можно разнообразных способов магической работы — а между тем еще ни в одном из них эвокация не рассматривалась.

Определить, что такое эвокация, не так-то просто: различные уважаемые авторы приводят самые разные определения, подчас противоречащие друг другу. Но, в целом, мы не погрешим против истины, если заявим, что эвокация, или вызывание, — это классический метод общения с той категорией нематериальных сущностей, которых обычно называют «демонами» (daimonhj) или «духами». Некоторые полагают, что эти «духи» — объективные сущности, не зависящие от человека. Другие придерживаются той же точки зрения, которую Кроули высказывал в период подготовки своего издания «Гоэтии»: «Духи, описанные в “Гоэтии”, — это участки человеческого мозга». Третьи под влиянием более современных достижений психологии утверждают, что все эти сущности — некие полуавтономные аспекты бессознательного.

Судить о том, кто из них прав, а кто нет, в наши задачи не входит. Укажем лишь, что, по общему согласию, все подобные «духи» тесно связаны со стихиями как составными частями микрокосма. Именно поэтому их вызывают (условно говоря, из себя наружу) — а не призывают (в себя), как божеств и архангелов. Эти стихийные духи обитают в самых плотных сферах мира Йецира, на самой границе физического проявления, и потому с ними так любят работать маги, стремящиеся оказывать непосредственное влияние на окружающий физический мир.

Официальных наставлений A.·.A.·., посвященных непосредственно эвокации, не существует. Но описание важнейших методов, связанных с Формулой Неофита, дополняется некоторыми ценными указаниями на этот счет. Например, в главе II «Магии в теории и на практике» приводится разбор различных способов эвокации. Одному узкоспециальному методу эвокации обучает документ класса В под названием «Liber XXIV, De Nuptiis Secretis Deorum cum Hominibus» («Книга 24, О тайных бракосочетаниях богов с людьми»). Наконец, в 9-м номере «Эквинокса» опубликован сложный ритуал эвокации Барцабеля, опробованный Кроули на практике.

Теория эвокации

Коротко говоря, инвокация (призывание) и эвокация (вызывание) — это два различных подхода к настройке сознания на определенный ПРИНЦИП, действующий на определенном ПЛАНЕ. Призывая имя Элохим Гибор или вызывая Барцабеля, маг настраивает свое сознание на один и тот же принцип, который нам известен под названием «Марс»; но в первом случае он еще и возводит сознание на уровень вибраций Ацилут (или как можно ближе к нему), а во втором, наоборот, сосредоточивается на одном из уровней мира Йецира, расположенном несколько ниже своего собственного обычного уровня сознания.

В остальном же — с учетом этих различий — инвокация и эвокация очень похожи друг на друга. Это может показаться странным, поскольку в классических описаниях эвокации маг разговаривает с духом так, как никогда бы не посмел говорить с божеством. Однако в действительности дух — это специализированный и весьма могущественный проводник природы и воли бога.

Общеизвестный подход к эвокации, основанный на высокомерных попреках в адрес духов, сложился по определенным историческим причинам. Почти вся классическая магия строилась именно на эвокации (за исключением операций, основанных сугубо на симпатической магии). При этом далеко не все операторы были посвященными адептами. Точнее говоря, адептов среди них было исчезающе мало. А это значит, что в большинстве своем маги Средневековья не отрешились в достаточной мере от своей собственной йециратической природы (Нефеш) и не обрели над нею достаточную власть.

Это влекло за собой два рода последствий. Во-первых, ритуалы их принимали характер грубых психологических проекций: вину за все свои собственные недостатки, неудачи и аморальные мысли и действия маг перекладывал на вызванного духа. Во-вторых, не имея привычки к отрешенному контролю за свои эмоциями и опыта мирного и здорового взаимодействия с ними, оператор не мог управлять «непокорным духом» иначе, как при помощи оскорблений и угроз. Иными словами, для общения с духами маг Средневековья использовал те же самые средства, что и для обращения со своим собственным непослушным «внутренним ребенком», — потому что других способов ставить подобные силы под контроль он просто не знал. «Пощадишь розгу — испортишь демона», — рассуждал он.

Но маг, достигший адептата, получает в свое распоряжение совершенно иные средства. Он уже способен без труда настраивать сознание на требуемую частоту вибраций и призывать в избранную сферу поток Божественного Света, усиливающий эффекты медитации или ритуала. Для эвокации же остается лишь провести этот поток несколько ниже — то есть ближе к проявленному плану — и осознанно настроиться на его низшую форму, относящуюся к самым плотным слоям Йециры.

В любом случае, основной порядок действий остается прежним: следует открыть храм, войти, установить связь со Светом, настроить сознание на подходящую длину волны… и пронзить молнией призванной Иерархии всю толщу планов до самых недр мира Йецира.

Разработка процедуры

Итак, с теоретической точки зрения, эвокация — это та же инвокация, хотя и несколько расширенная. Маг устанавливает связь с божественной силой мира Ацилут и низводит эту силу по планам, тщательно соблюдая на каждом этапе принцип подчинения низшего высшему, пока, наконец, сила эта не проявится на частоте вибраций, очень близкой к материальному плану. Проявления такого рода мы и называем духами, демонами, разумами и т.д. — исключительно для удобства классификации.

Однако на практике между эвокацией и инвокацией можно наблюдать целый ряд довольно существенных различий:

* для эвокации оператор устанавливает более прочные границы рабочего пространства;
* соответственно, он чертит традиционный магический круг (не в последнюю очередь — для того, чтобы акцентировать иллюзию двойственности и помочь духу отделиться и выйти наружу);
* кроме того, маг чертит треугольник, который послужит основой для зримого явления духа;
* в качестве основного орудия используется магический меч — и как эмблема власти мага над духом, и как символ «Пламенеющего Меча» или «Молнии», то есть нисходящей иерархии сил, управляющих операцией;
* некоторые методы вызывания требуют усиленного сосредоточения на доступной астральной субстанции.

Поскольку основные церемониальные элементы подробно рассматривались в предыдущих примерах, здесь мы сосредоточимся, главным образом, на тех особенностях, которые отличают эвокацию от инвокации. Поскольку тема нашего ритуала относилась к сфере Меркурия, а задача заключалась в том, чтобы получить научные и прочие сведения о законах и тайнах Природы (в соответствии с вопросами, поступившими от различных участников ритуала), мы решили вызвать Тириэля — Разум Меркурия.

Церемония

Подготовительная работа и схема ритуала

Возьмите таблицы соответствий и выберите основные соответствия из строки 12 (Бет, Меркурий) и дополнительные — из строки 8 (Ход, Меркурий).

Для эвокации вам понадобятся церемониально возведенный Круг и Треугольник. При создании Круга можно при желании использовать желтый и светло-пурпурный цвета и числа 8, 64, 36, 260 и т.д. Покройте алтарь оранжевой тканью.

Лично я предпочитаю помещать Треугольник Эвокации (подготовленный заранее равносторонний треугольник с длиной стороны 5 дюймов и с начертанными вдоль сторон Божественными именами) внутри Круга, в самом центре алтаря, поверх «Книги Закона», окруженной магическими орудиями. (Для ритуала Тириэля мы вдобавок рассыпали вокруг Треугольника кофейные зерна в шоколаде, которые затем использовали как причастие, поскольку кофе и шоколад — эффективные стимуляторы мозговой деятельности.) Но следует иметь в виду, что это нетрадиционная процедура: в классических ритуалах эвокации Треугольник размещается вне Круга. Считается, что так безопаснее. И действительно, если вы решите расположить Треугольник внутри Круга, придется принять дополнительные меры предосторожности, особенно тщательно укрепив границы Треугольника (во избежание «протечки») и особенно твердо удерживая под контролем собственные мысли. Если такой подход не внушает вам уверенности, смело действуйте по классическому методу Соломона — размещайте Треугольник за пределами Круга. В любом случае, вам понадобятся огненный (или аналогичный ему по функциям) жезл, меч и чаша с водой (для очищения), а также масло для умащения, соответствующее планете, к сфере которой относится операция (в данном случае — масло Меркурия), колокольчик и кадило. В качестве благовония используйте стиракс или какое-нибудь другое благовоние Меркурия.

Изготовьте пентакль, или физическую основу, для проявления духа — своего рода талисман, который будет созвучен его природе и полностью поместится в треугольник.

Облачения: маг моет облачиться в одежды Старшего Адепта (демонстрируя тем самым власть над силами мира Йецира), Практика (степени, соответствующей Меркурию) или иные, по своему выбору; но в любом случае следует надеть желтую перевязь. Настоятельно рекомендуется использовать ламен, хотя это не значит, что без него операция не удастся. По традиции, на лицевой стороне ламена изображают сигил духа, а на оборотной — какой-нибудь символ духовной власти оператора (например, пентаграмму, Розу-и-Крест или эмблему Иерофанта Золотой Зари).

Примечание: установив на начальных этапах работах Духовную Связь с высшим началом, маг должен на протяжении всей операции осознанно поддерживать яркое сияние в области венечной чакры.

Иерархические имена и формулы для операции таковы: Элохим Цебаот, Михаэль, Рафаэль и Тириэль.

Следует составить и мысленно сформировать телесматический образ Тириэля. Это один из важнейших ключей к контакту с вызываемым духом. Для Тириэля я рекомендую использовать следующий образ: светло-серая мантия, желтая львиная голова, медальон в виде золотой восьмилучевой звезды на груди, оранжевый пояс и кадуцей в правой руке.

Кроме того, возьмите камею (магический квадрат) Меркурия и постройте с его помощью сигил Тириэля:

Проводить церемонию можно в любое время года, хотя, как представляется, для магии экстернализации, каковой по сути своей является вызывание, лучше всего подходит лето. Луна должна быть растущей и достаточно сильной; пожалуй, самая подходящая фаза — вторая четверть. Лучше всего назначить ритуал на среду, если только сильные и благоприятные аспекты Меркурия не придутся на какой-либо другой день недели. Начинать церемонию желательно в тот момент, когда Меркурий будет находиться близко к горизонту или меридиану, и, по возможности, в период таттвы Воды.

Предварительные процедуры

Подготовьте физическое пространство, в том числе подходящие символы, скрижали и т.д., воспользовавшись таблицами из этой книги или из других источников. Например, можно расположить на видных местах камею Меркурия и/или магическую фигуру и мистическую печать этой планеты.

Изгнание и очищение

Начертите Круг, тщательно соблюдая все необходимые условия. Для операций вызывания Круг должен быть идеальным. Проведите Малый ритуал изгоняющей пентаграммы, Малый ритуал изгоняющей гексаграммы, очищение, освящение и другие основные операции по подготовке храма.

Общее призывание

Совершите общее призывание Божественной Силы при помощи Ритуала Срединного Столпа или иными средствами.

Клятва, или Провозглашение намерения

Встаньте в Круге к западу от алтаря, повернувшись лицом на восток (или в ту сторону, где в настоящий момент находится планета Меркурий). Громко объявите о своем намерении вызвать Тириэля, разум Меркурия, «дабы проникнуть в тайны Природы и познать ее законы».

Частное призывание

Настройте себя и храм на принцип, соответствующий вызываемому духу, — в данном случае при помощи Большого ритуала призывающей гексаграммы Меркурия.

Стоя к западу от алтаря, обратитесь лицом на восток. Очистите водой и освятите благовонием заранее подготовленный пентакль духа. Затем «дайте ему имя», то есть объявите, что этот пентакль станет физическим местом проявления разума Тириэля, которого вы собираетесь вызвать.

При помощи «ступенчатого» метода возвышения и настройки сознания (см. приложение) и цветовых шкал поднимитесь до Ацилут, а затем вернитесь в мир Йецира и утвердитесь в нем снова. Для Бет эти цвета таковы: Хе конечная — синий, пронизанный фиолетовыми лучами; Вав — светло-серый; Хе — светло-пурпурный; Йод — желтый.

Для возвращения в мир Йецира визуализируйте себя облаченным в светло-серую мантию (Бет по шкале Принца, или Вав, то есть мир Йецира). Держа пентакль Тириэля на уровне сердца, произнесите вслух имя «Тириэль» и призовите его явиться, заявив: а) с какой целью вы его вызываете; б) чего вы желаете достичь в результате операции; в) почему вызывание проводится именно в данное время; и г) торжественно объявите, что вызываемый дух непременно будет успешно призван в ходе церемонии. Сбросьте визуализацию и снова сосредоточьтесь на своей магической личности. Объявите вслух, что все готово для начала эвокации.

Поместите пентакль в треугольник на алтаре1. Очертите границы треугольника магическим мечом, чтобы дополнительно укрепить их. При этом визуализируйте периметр треугольника, светящийся ярким белым светом. Действуйте очень осторожно и аккуратно!

Встаньте к востоку от алтаря. Снова визуализируйте себя в светло-серой мантии. Скрестите руки на груди, положив правую руку поверх левой. Удерживая визуализацию в этой позе, провибрируйте божественное имя «ЭЛОХИМ ЦЕБАОТ» три раза.

Огненным жезлом или мечом начертите сигил вызываемого духа в воздухе над пентаклем. Возложите левую руку на ламен (удерживая Внутренний Свет в области венечной чакры). Правую руку поверните ладонью вниз и держите ее над пентаклем, как можно ближе к нему, но не касаясь. Провозгласите вслух во имя вашего Священного Ангела-Хранителя или во имя Элохим Цебаот, свое намерение, заключающееся в том, чтобы дух Тириэль явился в зримом облике внутри треугольника.

Отчетливо визуализируйте телесматический образ Тириэля, стоящий в центре треугольника.

Направив острие меча вниз, прикоснитесь им к пентаклю, лежащему в треугольнике, и прочитайте вслух, громко и торжественно, какое-нибудь могущественное заклинание, обращенное к Тириэлю, дабы тот явился в зримом и подлинном облике внутри этого телесматического образа. Упомяните в заклинании все иерархические имена, а также используйте любые подходящие печати, сигилы, геометрические фигуры и т.д. Кульминацией вашего заклинания пусть станет переработанный монолог жреца из Гностической мессы («О ты, кто есть я…»).

Уберите меч. Сбросьте визуализацию и снова сосредоточьтесь на собственной магической личности. Исполните ритуал Каббалистического креста или обновите вибрационную формулу Срединного столпа.

Поднимите треугольник и пентакль высоко над головой и громким голосом воскликните: «О ТИРИЭЛЬ, долго ты жил во тьме. Расстанься с Ночью и взыскуй Дня!»

Положите треугольник и пентакль обратно на алтарь. Удерживая магический меч, обращенный острием вверх, над пентаклем (таким образом, чтобы рукоять меча располагалась точно напротив центра пентакля), произнесите: «Всеми вышеназванными именами, силами и обрядами и силой Пламенеющего Меча заклинаю тебя предстать предо мною во зримом облике!» Ударьте мечом по пентаклю.

Визуализируйте себя в светло-пурпурной мантии (Бет по шкале Королевы, или Хе, то есть мир Брия, из которого вы сможете повелевать силами мира Йецира). Направив всю силу, идущую свыше, на пентакль, визуализируйте на нем быстро вращающийся, но все же управляемый вихрь синего света, пронизанного фиолетовыми лучами (Бет по шкале Принцессы, или Хе конечной). Наблюдайте за тем, как этот свет разгорается все ярче и становится все более насыщенным по цвету. Внутри него должен пульсировать светло-серый цвет Бет по шкале Принца, стремящийся ко зримому проявлению. Сквозь этот светло-серый цвет начнет просвечивать образ Тириэля, также старающегося перейти на материальный план. В завершение отдайте этому духу последний краткий приказ, повелевая явиться перед вами здесь и сейчас, незамедлительно2.

Если дух все же не явится, направьте на этот цветовой вихрь мощный луч Света, совершив Знак Входящего. Вложите в пентакль весь поток вашей Воли. Удерживайте проекцию до тех пор, пока не почувствуете, что теряете сосредоточенность; затем совершите Знак Молчания, чтобы не пропустить в себя отражение потока. После этого дух должен начать проявляться в зримом облике. Но если и теперь не появились хотя бы слабые очертания его фигуры, ступайте на восток и оттуда вновь произнесите обращение ко всей иерархии, к которой принадлежит вызываемый дух. Это обращение можно повторить трижды, всякий раз после этого проецируя поток Воли в пентакль в Знаке Входящего, как сказано выше.

Как только дух предстанет перед вами в зримом облике, заново очистите и освятите сигил. К этому моменту Тириэль уже проявится полностью и совершенно отчетливо и сможет говорить внятным голосом. Потребуйте у Тириэля именем Элохим Цебаот, чтобы он сам произнес вслух свое имя. Провозгласите, что посредством священных обрядов дух Тириэль был призван подобающим и должным образом и ныне присутствует во храме.

Поверните меч (символизирующий Иерархию) острием вниз и направьте его в сторону духа, пребывающего в треугольнике. Потребуйте, чтобы дух положил на него руку и поклялся в простых и недвусмысленных выражениях, что: а) он не станет вредить и причинять зло ни вам, ни кому-либо из ваших близких, ни вашим помощникам, ни месту проведения операции; б) он будет говорить обо всем правдиво и прямо; в) он успешно исполнит то, что вы ему прикажете; г) можете добавить к этой клятве любые другие пункты, какие сочтете необходимыми.

Причастие

Тщательно формулируйте все свои вопросы и требования. Записывайте все ответы духа, которые могут вам пригодиться. Мы разделили эту часть на три фазы: а) попросили духа наделить всех присутствующих той силой, которую мы желали обрести; б) попросили его насытить причастие магической энергией; в) дали возможность всем участникам задать духу свои вопросы и выслушать ответы на них.

Вкусите причастие.

Закрытие

Отпустите Тириэля, произнеся какую-нибудь подходящую формулу отпущения. Если он не уйдет, заставьте его покинуть храм, прибегнув для этого к любым необходимым церемониям. Но прежде дайте ему несколько минут на дематериализацию тела, в котором он проявился: такое тело не исчезает сразу, а рассеивается постепенно. Не выходите из Круга до тех пор, пока дух не исчезнет полностью.

Для закрытия используйте обычные формулы, в том числе все подходящие ритуалы изгнания. Процедура закрытия должна повторять процедуру открытия в обратном порядке. В частности, это означает, что вы должны снова подняться в Ацилут, затем спуститься, восстановив равновесие на плане Асия, а затем сбросить цветовые визуализации. Также следует провести Ритуал изгоняющей гексаграммы Меркурия и любые другие изгоняющие ритуалы, какие сочтете нужными.


  1. Вам потребуется какая-то материальная основа для проявления духа. Обычно с этой целью используют благовоние в больших количествах. В этом случае кадило нужно будет поместить в треугольник — таким образом, чтобы оно не выступало за границы. Однако можно воспользоваться и другими средствами, приумножающими сырую астральную субстанцию. Идеально подходит для этой цели свежая кровь (или другая телесная жидкость), которую можно легко и быстро извлечь с помощью стерильного медицинского ланцета и разбрызгать в треугольнике. Можно уронить несколько капель вашей собственной крови непосредственно на горящие в кадиле угли. (Кровь других живых существ далеко не так эффективна и, вдобавок, отягощена ненужным кармическим грузом. Поэтому мы не советуем использовать ее в подобнх церемониях.)
  2. Доведите ритуал до этой точки, даже если дух проявится в зримом облике еще раньше.
  3. По книге 776 1/2: Tables for Practical Ceremonial by James A. Eshelman

    © Перевод: Анна Блейз, 2012