e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Пикатрикс
Книга III

Глава 4.

Арабская версия[1]

 

Знай, о читатель, что мне довелось видеть удивительную книгу, написанную Джафаром аль-Басри, под названием «Заповедная книга». Он хранил ее у одного из своих друзей и никогда никому не показывал, опасаясь, что кто-нибудь узнает ее тайну. Однако я узнал, что в книге той Джафар распределил стихи Книги[2] между семью планетами; и он утверждает, что это сделал сам Законодатель[3] и что тому, кто поймет это, откроются многие тайны. Сверх того, он говорит, что из этого распределения получается тайное имя, которое Бог открыл сердцам святых и умудренных разумением; и что в нем сокрыт тайный намек [рамз] от Него, ибо распределение это показывает срок жизни династий, подвластных небесным циклам[4]. Именно поэтому в начале некоторых сур стоят нечитаемые буквы[5]. Они указывают на длительность цикла [планеты], например, Венеры: взяв их сумму[6], можно определить по ней длительность цикла планеты, его конец и начало следующего цикла. И далее он [= Джафар] утверждает, что постигший это обретет знание о свойствах и удивительных силах, каковые будут явлены в циклах всех последующих планет.

Таково чудесное правило, и таков символ [рамз]. Под символом же надлежит понимать такое выражение, которое толкуется не открыто [захир] и буквально, а во внутреннем [батин], духовном смысле. Говоря кратко, это выражение, которое имеет две стороны — явную и тайную, и содержит в себе полезное указание или сообщает некую мудрость. Так, говорят, что в Коране заключено два смысла — сокровенный и внешний, и оба они относительны. Ибо внешний смысл может в одном отношении толковаться буквально, а в другом — сокровенно; однако уловить их оба с одной точки зрения невозможно: с одной точки зрения можно постичь только внешний смысл, а с другой — только внутренний. Таким образом, внешнее [зухур] и внутреннее [бутун] всегда зависят от способа восприятия; а потому Аллах всевышний предстает сокрыто, когда желает, чтобы Его постигали посредством чувств и сокровищ воображения, и открыто — когда желает, чтобы Его постигали посредством сокровищ разума и при помощи умозаключений.

Но если скажут: «Ясно, что для постижения чувствами Аллах сокрыт, но то, что для разума Он открыт, это неясно. Ведь относительно тех предметов, обсуждать которые невозможно, между людьми разногласий нет, но как может быть ясным то, что вызывает сомнения и споры?»  — то да будет известно им, что Он, хоть и кажется явным, на самом деле сокрыт именно в силу своей очевидности: открытость Его и есть причина Его сокровенности; свет Его — завеса, скрывающая Его свет. Все, что превосходит свой предел, превращается в свою противоположность. Это значит, что свидетельства о Нем столь многочисленны, что только самому Аллаху под силу исчислить их; и все наставления и знамения о Нем суть тоже свидетельства, и они даны нам в таком изобилии, что взор наш пред ними отступает в помрачении, как слепнут и отвращаются очи, не стерпев избытка света. Итак, избыточность Его откровения и есть причина сокровенности Его: именно в силу чрезмерной Своей открытости Аллах сокрыт от людей. Итак, Он открыт настолько, что в целом свете нет ничего более явного, чем Он, и сокрыт настолько, что нет ничего сокровеннее, — а именно, в сути Своей Он сокрыт, а в знамениях[7] Своих открыт и явен.

Далее знай, что букв, на которых построена речь, всего двадцать восемь, и число это означает совершенного человека, состоящего из духа и тела. Четырнадцать из них встречаются в начале сур[8], и эти четырнадцать обозначают дух. Как дух сокровен, и так сокровенна и тайна этих букв. В то же время, это число незримых стоянок Луны[9]. Те же четырнадцать букв, которые не встречаются в начале сур, обозначают тело, суть коего явлена и несомненна, и соответствуют числу зримых стоянок Луны. И не подумай, о читатель, что это случайность: нет, в этом есть замысел и цель, знание о коих принадлежит к числу заповедных тайн и сокровенных учений, ибо в нем заключена тайна Корана. Иногда в начале [суры] стоит лишь одна из букв [мукатта], иногда — несколько, но не более пяти[10]. Пять же — число циклическое [‘адад да’ир]: будучи умножено само на себя, оно сохраняет свою природу в неизменности. Буква Алиф, которая первой появляется в начале суры[11], обозначает начало, то есть начало мира призыва [алам аль-амр][12], а буква Нун, появляющаяся последней[13], обозначает конец [нихайя], то есть конец тварного мира [алам аль-хальк].

Знай, о читатель: не напрасно мудрецы хранили эти знания в тайне, защищая их от недостойных. Ибо сказано: «Не насаждай мудрости в недостойных, дабы не повредить им; но достойным не отказывай в мудрости, дабы не повредить им». И о том же сказано: «Не вешай жемчугов на шею свиньям[14], и различай людей по тому, сколько они способны понять: о том, чего они понять не могут, не говори им». Если бы я рассказал людям все, что знаю, мне бы перерезали горло. Потому-то Пророк и запретил задавать слишком много вопросов[15] и сказал: «Те, кто были до вас, погибли, потому что слишком много расспрашивали своих пророков». Самого Узайра[16] за невоздержанность в вопросах даже исключили из числа пророков. Такова, о читатель, еще одна из причин, по которым всё, что дошло до нас от этого знания, надлежит всеми силами оберегать и скрывать; однако я поведаю тебе, что изложил в своем трактате Джафар, ибо предмет наш настоятельно этого требует. Джафар утверждает, что порядок этого распределения [стихов Корана между планетами] таков:

 

1.      Первой идет сура «Аль-Фатиха», содержащая 7 аятов, первый из которых соответствует Солнцу, а последний — Марсу[17].

2.      «Аль-Бакара», 287 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Марсу.

3.      «Аль-Имран», 200 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Луне.

4.      «Аль-Ниса, 175 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Луне.

5.      «Аль-Маида», 123 аята, первый соответствует Сатурну, последний — Солнцу.

6.      «Аль-Анам», 166 аятов, первый соответствует Венере, последний — Юпитеру.

7.      «Аль-Араф», 205 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Солнцу.

8.      «Аль-Анфаль», 76 аятов, первый соответствует Венере, последний — Марсу.

9.      «Аль-Бараат», 130 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Луне.

10.  «Йунус», 109 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Солнцу.

11.  «Худ», 121 аят, первый соответствует Венере, последний — Меркурию.

12.  «Йусуф», 111 аятов, первый соответствует Луне, последний — Венере.

13.  «Ар-Раад», 45 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Сатурну.

14.  «Ибрахим», 51 аят, первый соответствует Юпитеру, последний — Марсу.

15.  «Аль-Хиджр», 99 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — [тоже] Солнцу.

16.  «Ан-Нахль», 128 аятов, первый соответствует Венере, последний — Меркурию.

17.  «Бану Исраил», 110 аятов, первый соответствует Луне, последний — Солнцу.

18.  «Аль-Кахф», 111 аятов, первый соответствует Венере, последний — Марсу.

19.  «Марьям», 98 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Марсу.

20.  «Та Ха», 132 аята, первый соответствует Солнцу, последний — Юпитеру.

21.  «Аль-Анбийа», 111 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Сатурну.

22.  «Аль-Хадж», 75 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Меркурию.

23.  «Аль-Муминун», 119 аятов, первый соответствует Луне, последний — Меркурию.

24.  «Ан-Нур», 64 аята, первый соответствует Луне, последний — [тоже] Луне.

25.  «Аль-Фуркан», 77 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Луне.

26.  «Аш-Шуара», 226 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Юпитеру.

27.  «Ан-Намль», 94 аята, первый соответствует Марсу, последний — Венере.

28.  «Аль-Касас», 88 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Юпитеру.

29.  «Аль-Анкабут», 69 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Сатурну.

30.  «Ар-Рум», 60 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Венере.

31.  «Лукман», 34 аята, первый соответствует Меркурию, последний — Солнцу.

32.  «Ас-Саджда», 29 аятов, первый соответствует Венере, последний — [тоже] Венере.

33.  «Аль-Ахзаб», 73 аята, первый соответствует Меркурию, последний — Сатурну.

34.  «Саба», 54 аята, первый соответствует Юпитеру, последний — Меркурию.

35.  «Аль-Малаика», 45 аятов, первый соответствует Луне, последний — Юпитеру.

36.  «Йа Син», 82 аята, первый соответствует Марсу, последний — Луне.

37.  «Ас-Саффат», 181 аят, первый соответствует Сатурну, последний — Меркурию.

38.  «Сад», 85 аятов, первый соответствует Луне, последний — [тоже] Луне.

39.  «Аз-Зумар», 72 аята, первый соответствует Сатурну, последний — Юпитеру.

40.  «Аль-Му’мин», 82 аята, первый соответствует Марсу, последний — Луне.

41.  «Ха-мим, ас-Саджда», 52 аята, первый соответствует Сатурну, последний — Марсу.

42.  «Ха-мим», 49 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Марсу.

43.  «Аз-Зухруф», 89 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Сатурну.

44.  «Ад-Духан», 57 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — [тоже] Юпитеру.

45.  «Аль-Джасийа», 36 аятов, первый соответствует Марсу, последний — [тоже] Марсу.

46.  «Аль-Ахкаф», 34 аята, первый соответствует Солнцу, последний — Юпитеру.

47.  «Аль-Киталь», 40 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Луне.

48.  «Аль-Фатх», 29 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — [тоже] Сатурну.

49.  «Аль-Худжурат», 18 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Венере.

50.  «Каф», 45 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Сатурну.

51.  «Аз-Зарийат», 60 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Венере.

  1. «Ат-Тур», 48 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Солнцу.
  2. «Ан-Наджм», 61 аят, первый соответствует Венере, последний — Юпитеру.

54.  «Аль-Камар», 55 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Сатурну.

55.  «Ар-Рахман», 76 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Луне.

56.  «Аль-Вакиа», 97 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Меркурию.

57.  «Аль-Хадид», 29 аятов, первый соответствует Луне, последний — [тоже] Луне.

58.  «Аль-Муджадила», 22 аята, первый соответствует Сатурну, последний — [тоже] Сатурну.

59.  «Аль-Хашр», 24 аята, первый соответствует Юпитеру, последний — Солнцу.

60.  «Аль-Мумтахана», 13 аятов, первый соответствует Венере, последний — Марсу.

61.  «Ас-Сафф», 14 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Марсу.

62.  «Аль-Джумуа», 11 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Луне.

63.  «Аль-Мунафикун», 11 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Солнцу.

64.  «Ат-Тагабун», 18 аятов, первый соответствует Венере, последний — Сатурну.

  1. «Ат-Талак», 11 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Венере.

66.  «Ат-Тахрим», 12 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Марсу.

67.  «Аль-Мульк», 30 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Венере.

68.  «Аль-Калам», 52 аята, первый соответствует Меркурию, последний — Сатурну.

69.  «Аль-Хакка», 51 аят, первый соответствует Юпитеру, последний — Марсу.

70.  «Аль-Мааридж», 44 аята, первый соответствует Солнцу, последний — Венере.

71.  «Нух», 29 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — [тоже] Меркурию.

  1. «Аль-Джинн», 28 аятов, первый соответствует Луне, последний — Меркурию.

73.  «Аль-Муззаммиль», 19 аятов, первый соответствует Луне, последний — Солнцу.

74.  «Аль-Муддассир», 56 аятов, первый соответствует Венере, последний — Солнцу.

75.  «Аль-Кийама», 39 аятов, первый соответствует Венере, последний — Сатурну.

76.  «Аль-Инсан», 31 аят, первый соответствует Юпитеру, последний — Солнцу.

77.  «Аль-Мурсалят», 50 аятов, первый соответствует Венере, последний — [тоже] Венере.

78.  «Ан-Наба», 41 аят, первый соответствует Меркурию, последний — Солнцу.

79.  «Ан-Назиат», 45 аятов, первый соответствует Венере, последний — Луне.

80.  «Абаса», 41 аят, первый соответствует Сатурну, последний — Меркурию.

81.  «Ат-Таквир», 29 аятов, первый соответствует Луне, последний — [тоже] Луне.

82.  «Аль-Инфитар», 19 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Венере.

  1. «Аль-Мутаффифин», 36 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — [тоже] Меркурию.

84.  «Аль-Иншикак», 23 аята, первый соответствует Луне, последний — Сатурну.

85.  «Аль-Бурудж», 22 аята, первый соответствует Юпитеру, последний — [тоже] Юпитеру.

86.  «Ат-Тарик», 17 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Венере.

87.  «Аль-Аля», 19 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Марсу.

88.  «Аль-Гашийа», 26 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Сатурну.

89.  «Аль-Фаджр», 29 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — [тоже] Юпитеру.

90.  «Аль-Балад», 20 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Сатурну.

91.  «Аш-Шамс», 15 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — [тоже] Юпитеру.

92.  «Аль-Лайл», 21 аят, первый соответствует Марсу, последний — Юпитеру.

93.  «Ад-Духа», 11 аятов, первый соответствует Марсу, последний — Меркурию.

94.  «А лам нашрах», 8 аятов, первый соответствует Луне, последний — [тоже] Луне.

95.  «Ат-Тин», 8 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — [тоже] Сатурну.

96.  «Икра’», 19 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Меркурию.

97.  «Аль-Кадр», 5 аятов, первый соответствует Луне, последний — Солнцу.

98.  «Лам йакун», 9 аятов, первый соответствует Венере, последний — Меркурию.

99.  «Аз-Залзала», 9 аятов, первый соответствует Луне, последний — Сатурну.

100.                     «Аль-Адийат», 11 аятов, первый соответствует Юпитеру, последний — Венере.

101.                     «Аль-Кариа», 8 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — [тоже] Меркурию.

102.                     «Ат-Такасур», 8 аятов, первый соответствует Луне, последний — [тоже] Луне.

103.                     «Аль-Аср», 3 аята, первый соответствует Сатурну, последний — Марсу.

104.                     «Аль-Хумаза», 9 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Венере.

105.                     «Аль-Филь», 5 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Марсу.

106.                     «Курейш», 4 аята, первый соответствует Солнцу, последний — Луне.

107.                     «А ра’айта», 7 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Луне.

108.                     «Аль-Каусар», 30 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Марсу.

109.                     «Аль-Кафирун», 6 аятов, первый соответствует Солнцу, последний — Юпитеру.

110.                     «Ан-Наср», 3 аята, первый соответствует Марсу, последний — Венере.

111.                     «Таббат», 5 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Марсу.

112.                     «Аль-Ихлас», 4 аята, первый соответствует Солнцу, последний — Луне.

113.                     «Аль-Фалак», 5 аятов, первый соответствует Сатурну, последний — Венере.

  1. «Ан-Нас», 6 аятов, первый соответствует Меркурию, последний — Солнцу.

 

Изучи и обдумай со всем тщанием этот порядок: смотри, как он изыскан и чудесен! Подчиняясь закону круга, он и начинается с Солнца, и завершается им же. Вот что я нашел об этом удивительном предмете у Джафара аль-Басри; знай же об этом и ты!

Об этом же предмете я читал в труде Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака аль-Кинди «О сроке жизни, отмеренном арабском государству»[18]. Его [= аль-Кинди] прозвали непревзойденным среди арабских философов, и сам я уже упоминал о его великой учености в своей «Книге по истории»[19]. В своем трактате он повествует о том, как книжники иудейские, и среди них Хайяя ибн Ахтаб, Абу Ясир ибн Дирар и Ка’б ибн Асад, однажды пришли к Пророку (благословение и мир ему!) и сказали: «О Мухаммад, дошло до нас, что тебе открылись Алиф-Мим-Лям[20]». «Да», — ответил он. «Значит, власть твоя продлится 71 год[21]», — [сказали они], и так далее[22]. Он же [= аль-Кинди] полагает, что следует взять сумму всех нечитаемых [букв], предваряющих суры, не учитывая те из них, что повторяются более одного раза[23], и с помощью этой суммы определяется срок жизни, отпущенный [арабскому] государству, то есть, по его мнению, 693 [года]. Далее он утверждает, что те буквы, которые повторяются часто, имеют бóльшую силу и власть над государством. Вот о чем идет в его книге. Приведенное же распределение [аятов Корана по планетам] я не встречал ни у кого, кроме того человека [=Джафара]; аль-Кинди же не приводит его и не упоминает о нем, а только подсчитывает сумму вышеупомянутых букв, предваряющих те суры, первые и последние стихи которых принадлежат Венере[24], а затем вычитает из нее те сочетания букв, что повторяются более одного раза, и так получает число цикла Венеры и продолжительность ее правления, а именно 693[25]. Вот таким образом раскрывается эта тайна.

Однако тебе, о читатель, надлежит хранить в тайне то, о чем мы поведали, — как уже было сказано выше; ибо недостойные не должны узнать об этом предмете ничего. По этой причине Законодатель не открывал тайны духа тем, кто вопрошал его[26], ибо эти люди были недостойны знания. Тайна духа открывается лишь тому, кто проникнет в нее умозрением: это тело тончайшее, растекающееся по телу [плотскому] от сердца и артерий, наделяя его [= плотское тело] теплом, дыханием и пульсом, и от мозга — по нервам, даруя телесные чувства и способность к движению. Дух жив благодаря душе, душа жива благодаря рассудку, душа связана с телом, а дух движется в теле, и вещество его — воздух. Рассудок правит функциями тела; сокровищница духа есть левый желудочек сердца. Он — носитель духовных сил, циркулирующих в органах тела и состоящих из тончайшей, огненной [части] гуморов; тело же [состоит] из самой плотной [их части], земной. Кратко говоря, дух — это огненная субстанция (гаухар) в теле, состоящая из смеси основных субстанций (анасир)[27]. Сладостный аромат питает дух и сердце, подобно тому как сладкий вкус питает тело и печень. Кого же ты сочтешь достойным, чтобы  открыть ему знания, столь возвышенные, и тайны, столь чудесные, как эти?



[1] В латинской версии эта глава носит название «Почему тайны этой науки невозможно постичь обычным образом» и состоит из одного абзаца: «Древние мудрецы, говорившие о магических науках и нигромантии в своих книгах, старались писать о них так неясно, как только могли, дабы никто не сумел извлечь из них какую-то пользу иначе, как при помощи мудрости и постоянного изучения и упражнения. И эта глава, помещенная здесь как будто безо всякого смысла, составляет скромный тому пример».

[2] Т.е. аяты Корана.

[3] Т.е. пророк Мухаммад.

[4] Здесь имеются в виду не астрономические циклы обращения планет, а некая система символического планетного управления, по которой каждой из планет отводится определенное количество лет в большом историческом цикле, определяющем, в том числе смену династий. Судя по всему, эта система подобна той, что описана в трактате Иоганна Тритемия (1462—1516) «De Septem Secundeis» («О семи вторичных Разумах», 1508).

[5] Так называемые буквы мукатта («разрозненные»), или фаватих («открывающие»), — таинственные и не имеющие прямого смысла буквы или сочетания букв (по две, три, четыре или пять), с которых начинаются двадцать девять из ста четырнадцати сур Корана (суры 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19,  20, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 36, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 50 и 68). Букв мукатта насчитывается четырнадцать (т.е., они составляют ровно половину арабского алфавита, содержащего двадцать восемь букв): Алиф, Ха (6-я буква алфавита), Ра, Син, Сад, Та (16-я буква алфавита), Айн, Каф, Кяф, Лям, Мим, Нун, Ха (26-я буква алфавита), Йа. В ходе истории ислама многие пытались выявить эзотерический смысл этих букв, однако, по мнению большинства мусульман, им суждено оставаться божественной тайной.

[6] По нумерологической системе абджадия, в которой числа обозначаются буквами арабского алфавита.

[7] Т.е. в сурах Корана.

[8] См. выше примечание о буквах мукатта.

[9] Т.е. тех четырнадцати из двадцати восьми стоянок Луны, которые в любой данный момент времени скрыты под горизонтом.

[10] С пяти букв мукатта начинается только одна сура Корана — «Марьям» (№19).

[11] В начале суры «Аль-Бакара» (№2) — первой из двадцати девяти сур, содержащих буквы мукатта.

[12] Подразумевается призыв Аллаха: «Будь!» — обращенный к миру при сотворении. Алам аль-амр интерпретируется как высший, божественный мир первозданных сущностей, изошедших непосредственно от Творца, — в противоположность низшему, материальному, «тварному миру», алам аль-хальк.

[13] В начале суры «Аль-Калам» (№68) — последней из двадцати девяти сур, содержащих буквы мукатта.

[14] Ср. Мф. 7:6: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»; ср. также образ из Притч. 11:22: «…золотое кольцо в носу у свиньи…».

[15] Ср. суру 5:101: «О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вам» (пер. И. Крачковского).

[16] Персонаж Корана, отождествляемый с библейским первосвященником Ездрой, вторая и третья книги которого считаются неканоническими.

[17] Принцип, по которому аяты (стихи) сур ставятся в соответствие планетам, определяется обратной последовательностью планет: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Первому аяту каждой очередной суры соответствует планета, следующая в этом же порядке за планетой, которая пришлась на последний аят предыдущей суры.

[18] Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди (ок. 800 — 860/879) — арабский философ, математик, астроном, астролог, врач, теоретик музыки, автор множества научных трактатов. Подразумевается его трактат под названием «О владычестве арабов и о том, сколько оно продлится».

[19] Имеется в виду утраченный ныне трактат под названием «История арабских философов», автором которого автор «Пикатрикса» называет себя в 12-й главе книги II.

[20] Сочетание букв мукатта, предваряющее суры 2, 3, 29, 30, 31 и 32.

[21] По абджадии: Алиф (1) + Мим (40) + Лям (30) = 71.

[22] Окончание этой легенды приводится в других источниках: Мухаммад сказал в ответ, что ему также открылись другие сочетания букв мукатта: Алиф-Лям-Ра (предваряющее суры 10, 11, 12, 14 и 15 и дающее число 231 = 1 + 30 + 200), Алиф-Лям-Мим-Ра (предваряющее суру 13 и дающее число 271 = 1 + 30 + 40 + 200) и Алиф-Лям-Мим-Сад (предваряющее суру 7 и дающее число 161 = 1 + 30 + 40 + 90). В сумме эти четыре числа составляют 734, на основании чего утверждается, что власть ислама продлится не 71, а 734 года.

[23] Т.е. сумму числовых соответствий всех четырнадцати букв мукатта.

[24] Суры 11, 12, 27, 30 и 32, предваряемые буквосочетаниями Алиф-Лям-Ра, Алиф-Лям-Ра, Та-Син, Алиф-Лям-Мим и Алиф-Лям-Мим. Планета Венера, как упоминает ниже автор «Пикатрикса», считалась покровительницей арабского государства.

[25] По-видимому, у аль-Кинди использована иная система распределения аятов между планетами, чем у Джафара, т.к. подсчеты по этому методу не дают числа 693, даже если учитывать повторяющиеся буквы.

[26] Ср. суру 17:87 «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного”» (пер. И. Крачковского).

[27] Т.е. из «огненных», самых тонких частей каждого из четырех гуморов.

© Перевод: Анна Блейз, 2016