e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

О СОЗЕРЦАНИИ ДУХОВНЫМ ЗРЕНИЕМ

Достопочтенная Сестра V.N.R. (Мойна Мазерс)

Усвоив основные общие правила, ученик, вероятно, сам выработает для себя частные приемы, лучше всего согласующиеся с его личным темпераментом. Но, возможно, кому-то принесут пользу и эти подробные заметки об одном из способов созерцания духовным зрением и астральной проекции. Как показывает мой личный опыт, этот способ обычно дает успешные результаты и благодаря постоянному применению проверочных приемов существенно ограничивает угрозу иллюзий, самообмана и галлюцинаций. Прежде чем обратиться к этим заметкам, разумно будет познакомиться с теорией созерцания духовным зрением, изложенной в лекции о Микрокосме.

Поскольку правила для созерцания духовным зрением и для астральных проекций почти одинаковы, эти два предмета можно изучать параллельно, рассматривая их как взаимодополняющие.

Созерцание духовным зрением — операция более простая. В ней астральное тело не переносится в Макрокосм а остается в сфере чувственного восприятия, откуда вы и наблюдаете сцену, разворачивающуюся где-то во Вселенной, через ее отражение в используемом для работы символе. Последний служит своего рода зеркалом, в котором отражаются сцены, находящиеся вне досягаемости вашего зрения. Но затем операцию можно продолжить с помощью того же символа: войдя в него, перенести свое астральное тело внутрь наблюдаемой сцены, которую до того вы воспринимали только как отражение. Видение второго типа, вероятно, будет восприниматься более живо и ярко; схожим образом физическое зрение дает более яркие впечатления при непосредственном наблюдении какой-либо местности,  нежели при взгляде на ее отражение в зеркале.

Например, в комнате, где я сейчас нахожусь, висит зеркало, в котором отражается уголок сада. Я могу рассмотреть это отражение во всех подробностях, однако впечатление от него будет далеко не таким сильным, как если бы я на самом деле вышла в сад и изучила все, что там находится, вдохнула бы воздух этого сада, прикоснулась к земле, понюхала цветы и так далее.

Но это не значит, что первый метод не заслуживает внимания. Просто второй, по всей вероятности, окажется более поучительным, хотя и несравненно более утомительным, поскольку, проецируя астральное тело, вы должны будете уделять ему немалое количество жизненной силы, черпая ее главным образом из Нефеш.

Далее, залог успеха как в духовном зрении, так и в астральных проекциях, по-видимому, заключается в том, чтобы поочередно задействовать интуицию и рассудок, сперва запечатлевая в сознании каждый мысленный образ, как это происходит в состоянии так называемого вдохновения, а затем подключая рассудок с его запасом знаний о соответствиях, дабы подтвердить правильность этого мысленного образа или внести в него поправки.

Будьте готовы воспринимать впечатления от сцен, предметы и звуки в форме ярких мыслеформ. Слово «мыслеформы» я использую за неимением лучшего названия. В ходе подобных опытов действительно возникают отчетливые слуховые, осязательные и зрительные ощущения, из чего можно сделать вывод, что способности, которые используются при этом, суть чувства, аналогичные телесным, но возвышенные и очищенные. Доказать реальное существование способностей к ясновидению и т.п. несложно: достаточно лишь проявить немного терпения в освоении одной из начальных методик, рекомендованных для развития духовного зрения.

Возьмите карты таттв и выберите одну из них наугад. Не глядя положите ее на стол рисунком вниз и постарайтесь почувствовать, какой именно символ на ней изображен. Чтобы это удалось, как можно более тщательно очистите свой ум (сохраняя, однако, полный контроль над ним), временно изгнав из него рассудочный элемент, воспоминания, воображение и т.п. Внимательно вглядываясь в оборотную сторону карты, через несколько мгновений вы почувствуете, что в вашем сознании внезапно возникла мыслеформа изображенного на ней символа таттвы. Если вы будете упражняться достаточно усердно, то какое-то время спустя при подобных опытах вам, возможно, начнет казаться, будто символ зримо проступает на оборотной стороне карты (1) 1. Но иногда, особенно в случае, если карты долго хранились в пачке в неизменном порядке, оказывается, что выбранная нами карта астрально зарядилась энергией той карты, которая прилегала к ней лицевой стороной.

Некоторым это упражнение дается легче, если они астрально, то есть в воображении, переворачивают карту и стараются воспринять образ, вспыхивающий в этот момент перед их внутренним взором.

Поскольку первые свои опыты мы проводим с таттвами, для иллюстрации  следующих далее правил выберем одну из таттвических карт — лучше всего ту, которая гармонирует с периодом времени, в который мы проводим операцию (2).

Правила созерцания духовным зрением

Если есть такая возможность, работайте в специально подготовленной магической комнате. В центре комнаты следует установить алтарь Золотой Зари. На алтаре должны находиться крест с треугольником и символы четырех стихий: курящееся благовоние, зажженный светильник, вода в чаше и хлеб с солью на блюде (3). Кроме того, положите на алтарь свои магические орудия. Облачитесь в белую ризу, наденьте перевязь Младшего Адепта и нагрудный знак Розы и Креста (4).

Держите под рукой Меч и Лотосовый жезл. Сядьте у алтаря, обратившись лицом в сторону света, соответствующую стихии, планете или зодиакальному знаку, с которым вы работаете. Например, если силы, с которыми вы работаете, пребывают на западе, вы должны сесть у восточной стороны алтаря лицом к западу. Если при церемонии присутствуют другие Братья и Сестры, рассадите их так, что образовалась равновесная композиция (5) с алтарем в центре. Если у вас нет возможности обустроить собственный Храм или использовать в церемонии все необходимые орудия, то постарайтесь как можно более тщательно сформировать астральные образы вышеописанного убранства. Кроме того, ваша астральная проекция на протяжении всей операции должна быть облачена в надлежащие одеяния с указанными регалиями.

Приобретя опыт в результате постоянных, длительных и усердных тренировок, вы, вероятно, обнаружите, что физическое присутствие всех этих предметов не так уж необходимо. И все же помните: хотя в одном отношении материальный план является наименее важным из всех в магической работе, в другом его следует признать наиважнейшим, ибо именно он закрепляет и воплощает в реальность астральные образы.

Кроме того, при подобной работе нужно иметь при себе точные соответствия структурных элементов Вселенной — а вышеперечисленные регалии и орудия как раз и представляют собой совершенное символическое отображение Вселенной (6). Созерцание их само по себе помогает очистить разум от мыслей о несущественном и сосредоточить внимание на возвышенных предметах и тайнах Макрокосма. И, вдобавок, будучи освященными, все эти регалии притягивают силовые лучи из бесконечности и, следовательно, наделяют вас известным могуществом, степень которого зависит от уровня вашего развития.

Магические орудия желательно использовать при всяком удобном случае. Ибо не только орудие помогает исполнять церемонию, но и церемония способствует совершенствованию орудия. Поэтому с каждым путешествием в сферу Огня или, например, Воды, Жезл будет становиться все более пламенным, а Чаша — обретать природу влаги.

Подготовив убранство, очисти комнату огнем и водой, а также с помощью малого ритуала изгоняющей пентаграммы. Предположим, что мы избрали для опыта составную таттву Апас-Притхиви. Разумеется, для этого символа необходимо использовать известные нам соответствия Воды и Земли, но следует помнить, что в этой составной таттве господствует Вода, а Земля играет лишь второстепенную роль. Поэтому в данном случае рекомендуется использовать по преимуществу Чашу и именно Чашей чертить даже большую часть символов Земли, а к помощи Пантакля прибегать лишь время от времени.

Чтобы насытить свою сферу чувственного восприятия идеями этой составной таттвы, совершите высшие ритуалы призывающих пентаграмм Воды и Земли. Затем вернитесь на место, сядьте и для операции созерцания духовным зрением совершите следующее.

Положите карту таттвы перед собой на алтарь, возьмите Чашу в правую руку, а Пантакль — в левую. Долго и сосредоточенно вглядывайтесь в символ таттвы до тех пор, пока не сможете явственно воспринять ее как мысленный образ с закрытыми глазами. Провибрируйте Имена Воды и Земли (Empeh Arsel и т.д.), стараясь ощущать, как ваша мысленная связь с этими стихиями становится все крепче и крепче. Возможно, вы быстрее добьетесь цели, если представите себе этот символ в виде большого полумесяца, состоящего из голубой или серебристой воды, внутри которого заключен куб из желтого песка. Старайтесь добиться как можно более отчетливого восприятия символа и не ослабляйте усилий до тех пор, пока не ощутите, что избранная стихия, его форма и качества стали частью вашей сущности. Затем вы почувствуете, что сливаетесь с этой стихией и полностью погружаетесь в нее. Если эта часть операции будет исполнена правильно, вы обнаружите, что мысль о любой другой стихии, кроме избранной для работы, вызывает у вас явственное отвращение.

Создав мысленный образ этого символа (7), продолжайте вибрировать Божественные Имена, полностью сосредоточив умственные усилия на том, чтобы вызвать перед собой на карте таттвы мысленную картину какой-либо сцены или ландшафта. Поначалу эта окажется смутной и расплывчатой, но продолжайте вглядываться в нее, и постепенно она будет проявляться все более отчетливо (8). Не забывайте, что ваш ум должен пребывать в пассивном состоянии: время для проверок и испытаний еще не пришло (9). К испытаниям можно будет приступить только после того, как мысленная картина станет достаточно ясной, а ощущение путаницы и неопределенности исчезнет. До того всякое рассуждение,  сомнение и размышление сказывается на эксперименте пагубно.

По всей вероятности, после долгих и упорных тренировок эти мысленные картины могут обрести такую четкость и ясность, что станут как бы проступать сквозь таттвический символ. Тогда работа заметно упростится, поскольку видение будет почти таким же отчетливым, как сцены, предстающие физическому зрению. Впрочем, немалого можно достичь и в том случае, если вы воспринимаете впечатления только мысленно. Например, при работе с символом Апас-Притхиви я вижу морскую гладь с узкой полоской берега. Вдалеке из волн вздымаются высокие серые скалы. По левую руку тянется цепь утесов, вдающихся в море (10). Ландшафт выглядит достаточно четким и ясным, так что я спокойно приступаю к проверочным операциям. Прежде всего, я хочу рассеять подозрение в том, что эту картину нарисовала передо мной память. Поэтому я беру Лотосовый жезл и черчу перед изображением на карте большую светящуюся букву ТАВ. Затем, чтобы удостовериться, что моя фантазия здесь тоже ни при чем, я изображаю перед картой большую букву КАФ. Ни тот, ни другой символ не заставили видение поблекнуть или исчезнуть, поэтому я продолжаю работу. (Но если сцена исчезнет, изменится или станет нечеткой, то рекомендуется очистить карту таттвы изгоняющей пентаграммой и заново приступить к вызыванию изображения.)

Итак, я черчу над появившейся картиной две пентаграммы: Чашей — пентаграмму Воды, а Пентаклем — пентаграмму Земли (11), вибрируя соответствующие Имена. В результате изображение становится еще более четким, и в поле моего зрения появляется множество существ, главным образом из разряда водных духов. Продолжая вглядываться в картину и вибрировать Имена, я наконец различаю фигуру, гораздо более крупную, чем эти стихийные духи, и заслоняющую их. Это существо облачено в голубовато-белые одежды с серебристым отливом. Чтобы разглядеть детали, нужно поработать еще, по-прежнему взывая к стихиям с помощью символов Воды и Земли, и поочередно то всматриваясь в картину, то совершая проверочные операции.

В надежде, что сказанного достаточно, чтобы ученик понял в общих чертах методику созерцания духовным зрением, перейдем к правилам астральной проекции, но не будем забывать, что в видение описанного рода можно погрузиться очень глубоко и что останавливаться там, где остановилась я, вовсе не обязательно.

Астральная проекция (12)

Желая совершить астральную проекцию, следуйте вышеизложенным правилам созерцания духовным зрением до тех пор, пока не воспримете символ таттвы совершенно ясно и отчетливо и не почувствуете, что слились воедино с избранной стихией. Можно немного изменить начальные этапы этой процедуры, астрально увеличив символ таттвы до такой степени, чтобы сквозь него мог пройти человек. Когда символ станет абсолютно ясным и четким — но не раньше, — пройдите, проскочите или пролетите сквозь него, и не пытайтесь размышлять и рассуждать до тех пор, пока не окажетесь в какой-то местности или посреди какого-либо ландшафта (13). Как и в предыдущем случае, к проверке приступайте не раньше, чем этот ландшафт станет осязаемым и законченным. Если вы в должной степени очистили разум, то первая же идея, которая явственно предстанет вашему мысленному взору по ту сторону символа, окажется правильным соответствием таттвы, с которой вы работаете.

Итак, я вхожу в описанное выше видение составной таттвы, полученное по методу созерцания духовным зрением. Первое мое впечатление таково: я стою на скале, окруженной морскими волнами, недалеко от берега. Еще раньше, рассматривая этот ландшафт, я обратила на эту скалу особое внимание. Я обнаруживаю, что на мне белое одеяние и регалии Младшего Адепта. Я стою на этой скале лицом к берегу. Повернув голову вправо, я вижу цепь утесов; слева и позади от меня расстилается морская гладь.

Во время путешествий по планам желательно действовать точно таким же образом, как в физическом теле. Если вы идете, старайтесь четко оформлять каждый свой шаг. Не пытайтесь смотреть одновременно в две стороны или «затылком». Сначала повернитесь направо и осмотрите открывающуюся там картину, затем налево, затем кругом, и так далее. Пока не наберетесь опыта, во избежание иллюзий лучше оставаться на одном месте. В целом, чем ближе ваши переживания к физическим ощущениям, тем выше шансы на успех.

У меня появляется ощущение, что воздух в этом месте очень холодный. Я наклоняюсь и прикасаюсь к скале; на ощупь ее поверхность напоминает коралл. В первой части опыта, при созерцании духовным зрением, я уже совершила проверочную операцию, однако имеет смысл повторить ее, чтобы удостовериться, что с ландшафтом видения установилась достаточно тесная связь. Поэтому я черчу астральным Лотосовым жезлом те же символы, что и в первый раз, — буквы ТАВ и КАФ, сияющие белым светом. И продолжаю чертить их до тех пор, пока образы этих букв не становятся такими же отчетливыми, как и окружающий ландшафт. Удостоверившись, что картина не исчезла и не поблекла (14), я черчу над морем астральной Чашей и астральным Пантаклем огромные, ярко светящиеся пентаграммы Воды и Земли соответственно. Пентаграммы следует многократно обводить и усиливать еще более старательно, чем буквы, —  пока они не станут восприниматься как некие живые существа. Если пентаграммы начертаны правильно и проявились в достаточной мере, то опасность поддаться иллюзии на последующих стадиях опыта невелика.

Стоит мне начертить пентаграммы, как сцена сразу же оживает: стихийные духи и ангельская сущность, которых я видела еще прежде, на картине-отражении, становятся все более и более реальными и вещественными.

Если бы я сразу же приступила к астральной проекции, не предварив ее операцией духовного зрения, то мне, скорее всего, пришлось бы призывать этих персонажей. Тогда бы я чертила призывающие пентаграммы Воды и Земли и вибрировала Божественные и прочие Имена этих стихий (в том числе имена ее Ангелов и Управителей — Тарсис, Керуб и т.д.), продолжая взывать до тех пор, пока передо мной не предстали бы некие фигуры.

Внимательно изучив увиденное (сначала восприняв впечатление, а затем подвергнув его проверке), я могу описать его. Передо мной стоит Ангельская сущность женского рода, бледнолицая, со светло-каштановыми волосами и светлыми серо-зелеными глазами. На ней голубые и белые одежды, ниспадающие складками. На голове — венец, состоящей из полумесяцев. В левой руке она держит чашу причудливой формы, тяжелую, с квадратным основанием, а в правой — жезл с эмблемой, похожей на символ стихии Воды.

Стихийные духи разнятся по внешнему виду. Большинство из них напоминают русалок как женского, так и мужского пола, но многие также близки по природе к стихиям Земли и Воздуха.

Повернувшись к Ангельской сущности, я совершаю Знаки степени 5—6 и Знаки LVX. Затем, повернувшись к стихийным духам, я совершаю знаки степеней 3—8 и 1—10. Силою этих Знаков я прошу разъяснить мне тайны трудов, вершащихся на плане данной составной таттвы.

Ангел отвечает на мои знаки такими же знаками, и у меня создается впечатление, что эта сущность готова стать моей наставницей. Согласие духа может просто проникнуть в разум, как мысль, пришедшая извне, но может быть и воспринято посредством яснослышания (15). Наставница показывает мне, сколь многообразна работа даже на этом малом участке плана, и объясняет, каким образом распределяются обязанности между различными типами стихийных духов. Некоторые духи, напоминающие обликом гномов, прилежно долбят скалы острыми инструментами, и в образующиеся отверстия свободно проникает вода. (Теперь понятно, почему поверхность скалы покрыта не трещинами, а углублениями, и походит на губку.) Одни духи-русалки, составляющие здесь большинство, собирают пыль и уносят ее в море. Возможно, из нее потом образуются острова. Другие достают из морских глубин грунт и морскую траву, которые, вероятно, также идут на формирование суши. Кроме того, я вижу существ с воронкообразными кубками: поднимаясь из моря, они набирают воздух в эти кубки и снова ныряют, привнося воздушный элемент в морскую стихию (16).

Нетрудно догадаться, что подобным образом можно исследовать ландшафт гораздо более подробно, но сейчас я не желаю долго задерживаться на этом плане. Поэтому я задаю вопрос о том, какое влияние оказывает Луч данной составной таттвы  на Вселенную вообще и на нашу Планету в частности.

И вот я узнаю, что действие, оказываемое этим Лучом, можно назвать порождающим и оплодотворяющим; в целом оно благотворно, хотя все зависит от того, с какой еще Силой он объединяется. Его можно сопоставить с густой, вязкой жидкостью. Далее я спрашиваю о влиянии этого Луча на планету Земля. Для этого я формирую мыслеобраз нашей планеты с ее материками, морями и пр. и, показав эту картину Ангельской сущности, прошу направить луч в соответствующую ему область. В ответ я вижу, как луч пронзает толщу воды на этом астральном глобусе, и заключаю, что он родствен по своей сущности подводному грунту.

«Его Имя — Жизнь Земли в Водах», — сообщает Ангел. Этот луч воздействует почти на все растения, но в первую очередь на те, что растут под водой. Зоофиты 2 привлекают его лишь частично, ибо состоят по преимуществу из какой-то активной стихии (полагаю, из Огня). Из животных этот луч влияет, по-видимому, на тюленей и гиппопотамом, а в целом родствен всем земноводным. С рыбами он, похоже, связан слабо, но мне показали черепаху, лягушку и улитку, а также нескольких водоплавающих птиц, похожих на уток. Птиц вообще было очень мало — и те лишь водоплавающие.

Что касается воздействия на человека, то, падая на дикаря, этот луч в целом благотворно действует на здоровье, вселяя чувство благополучия, а также до некоторой степени способствуя продолжению рода. У интеллектуально развитого человека он усиливает интуицию, а также внушает желание облекать идеи формами, а следовательно, способствует оформлению первоначально смутных идей в уме художника. На этом я остановлюсь, полагая, что изложила общие правила астральной проекции достаточно подробно и доступно.

Итак, я прощаюсь с Ангелом, совершая Знаки LVX, и со стихийными духами, совершая Знаки Степеней 3—8 и 1—10, после чего черчу изгоняющие пентаграммы Воды и Земли и удаляю из сцены все использованные мною символы. Чем больше сил вы вложили в то, чтобы сформировать эти символы, тем более мощным должен быть изгоняющий ритуал.

Если вас охватит чувство усталости (о возможности чего я уже предостерегала), совершите в направлении этих символов Знак Входящего, а затем в Знаке Гарпократа втяните в себя их силу. После этого возвращайтесь тем же путем, которым пришли: выйдите обратно сквозь символ и вернитесь в комнату (17). Как только вы снова окажетесь у себя в комнате, совершите Высшие ритуалы изгоняющих пентаграмм тех стихий, которые вы призывали. Кроме того, мысленно очистите остатки сцены с символа таттвы, который вы использовали для проекции. Необходимость в столь тщательном соблюдении всех указанных мер предосторожности отпадет лишь после того, как вы приобретете значительный опыт. Если операция окажется слишком сложной, чтобы провести ее в один прием, можно разделить ее на части. И помните, что один усердно проведенный сеанс принесет вам больше знаний и опыта, чем сотня поверхностных и небрежных экспериментов, которые не даруют истинного знания, а лишь усугубляют заблуждения, безрассудство и невежество.

Примечания
Израэль Регарди

1. Это упражнение очень полезно для развития Духовного Зрения, и с его помощью можно легко проверять достоверность видений. Кроме того, оно удобно своей простотой и не требует длительной духовной подготовки, необходимой для углубленной работы. Можно носить карты таттв при себе и практиковаться таким образом в свободные минуты.

2. Чтобы узнать, какая таттва господствует в тот или иной момент, нужно провести отсчет от времени восхода Солнца в данный день. Акаша-таттва всегда начинается на рассвете и продолжается 24 минуты. За ней следует Вайю, далее — Теджас, Апас и Притхиви, а затем — снова Акаша и далее вновь по порядку, по 24 минуты на каждую таттву.

3. Символы стихий (благовоние, светильник и т.д.) следует поместить в углах, образованных рукавами креста.

4. Все Младшие Адепты, удостоенные звания Младшего Адепта-Ревнителя, имеют право носить белую ризу и желтый пояс 3-го Адепта 3, но не имеют права надевать его мантию и немес.

5.

Если присутствуют два человека, они должны сесть друг напротив друга.

Три человека должны образовать треугольник.

Четыре человека — квадрат

Пять — пентаграмму и т.д.

6. В символике Золотой Зари алтарь — самый сложный символ, объединяющий в себе множество смыслов. Это образ материальной Вселенной, пребывающей под властью Духа и Четырех Стихий. Роза и Крест воспроизводят основные подразделения Вселенной, сочетая их в едином символе, — подобно алтарю, но в более узком смысле, так как символ Розы и Креста соотносится с сефирой Тиферет, центральным Солнцем, а следовательно, с Микрокосмом — Человеком, Адептом, тем, для кого совершенство Микрокосма означает некое осознанное единение с Макрокосмом.

Белая риза и желтый пояс символизируют Чистоту (Кетер) и Гармонию (Золото, Тиферет). Лотосовый Жезл — Милосердие, Меч — Суровость.

7. Воображение (др.-греч. eidolon — «видение») — это способность творить образы. Воображение художника складывается из его личной силы (могущество которой определяется степенью его искренности) в сочетании с интуицией (способностью воспринимать силы Макрокосма и объединяться с ними или настраиваться на них), врожденным талантом и навыками мастерства, позволяющими ему формировать образы, посредством которых все эти силы находят внешнее воплощение.

8. На этом этапе вам, скорее всего, будет казаться, что картину, появившуюся перед вашим мысленным взором, нарисовала память или фантазия, что вы умозрительно сконструировали эту сцену, и т.п. Все эти способности ума родственны между собой и близки той, которую вы задействуете, так что вероятность их включения в этот момент действительно велика.

9. Не следует забывать, что эта картина может представлять собой лишь часть плана, отображаемого символом составной таттвы.

10. Эффективные проверочные символы — «Странствующие Владыки» (7 планет) и старшие арканы Таро, связанные с планетами:

Для памяти: Сатурн — Тав, Владыка Ночи.

Для умопостроений: Юпитер — Каф.

Для гнева или нетерпения: Марс — Пе.

Для тщеславия: Солнце — Реш.

Для удовольствия: Венера — Далет.

Для фантазий: Меркурий — Бет.

Для рассеянных мыслей: Луна — Гимел.

11. Время от времени используйте Пантакль, чтобы не упустить из виду важную роль, которую играет на этом плане стихия Земли.

12. Если вы решили начать опыт сразу с астральной проекции, то следует опустить тот этап, в ходе которого на карте вызывается изображение соответствующей области астрального плана. Как только таттвический символ полностью сформируется, сразу же проходите сквозь него.

13. Если вы работаете с правильными соответствиями, то обязательно попадете в место, гармонирующее с ними (при условии, что вы вложили достаточно усилий в проекцию).

14. Если после этих проверочных операций Видение потеряет яркость и четкость или очень сильно изменится, изгоните его астральным орудием, вернитесь обратно тем же путем, которым вошли в картину, т.е. через символ таттвы, и начните всю работу заново. Если вы чувствуете, что вложили слишком много силы в начертанные символы, частично верните ее себе, совершив Знаки Гора и Гарпократа. Протяните руки к символам в Знаке Гора и вберите силу в себя Знаком Гарпократа.

15. Иногда для описания впечатлений бывает трудно подобрать слова, но иногда слова находятся сами: оператор убежден, что он их слышит.

16. Этот символ олицетворяет силу вихревых форм.

17. Некоторым ученикам, по-моему, очень трудно возвращаться. В таких случаях следует действовать постепенно. Сначала сосредоточьтесь на мысли о нашей Планете, затем подумайте о стране, в которой вы живете, затем — о своем городе и доме. Наконец, сосредоточьтесь на комнате, из которой вы отправились в путешествие, и просто войдите в нее. Впрочем, в большинстве случаев возвращение не представляет особых проблем.

Методика
Израэль Регарди

Далее следуют описания двух таттвических видений Сестры Вестигии (Мойны Мазерс). Они включены сюда как простые примеры работы по вышеописанному методу. В первом опыте работа проводилась с огненным подпланом стихии Земли, т.е. с символом Теджас-Притхиви.

Вестигия утверждает, что, пройдя через таттвический символ, она оказалась «в какой-то вулканической местности. Холмы и горы, горячий воздух и солнечный свет. Воспользовавшись Пантаклем и воззвав к Именам Земли, я вижу перед собой некую ангельскую фигуру — Короля стихийных духов. Я испытываю его, и в ответ он совершает Знак Приветствия Неофита и Знак Философа (огненный). Он низко склоняется перед символами, которые я показываю ему, и говорит, что готов частично открыть мне тайны трудов, которые вершатся на этом плане. У него красивое лицо, близкое к огненному типу, но более свежее и приятное. Он увенчан золотой короной и облачен в огненно-красный плащ, распахнутый на груди. Под плащом видна желтая туника, поверх которой надета кольчужная рубаха. В правой руке Король держит жезл, нижний конец которого напоминает Пантакль — магическое орудие Земли, а стержень и верхний конец имеют такую же форму, как у Жезла Огня. В левой его руке я смутно различаю Жезл Огня. Жезлом в правой руке Король указывает вверх, а жезлом в левой руке — вниз: поза воззвания к силам. На зов Короля являются несколько существ, похожих на гномов. Я вижу, как по его приказу некоторые из них скалывают кирками пласты камня с поверхности горы. Другие, по-моему, роют ямы. Когда камни раскалываются под кирками, из них выпадают крупицы меди или какого-то другого блестящего металла. Затем несколько Гномов собрали эти крупицы металла, сложили их в заплечные мешки и куда-то понесли. Мы последовали за ними и приблизились к горным пикам. На вершинах гор горели костры — большие, жарко пылающие, но снизу едва различимые. Собранный металл ссыпали в котлы или тигли, подвешенные над кострами. Мне сказали, что последующий процесс плавления занимает много времени, но предложили взглянуть на его конечный результат. И я увидела, что в некоторых тиглях содержится жидкое золото, но оно показалось мне не очень чистым. Затем я снова последовала за своим проводником — Ангельским Королем, или Правителем Стихийных духов, который назвал мне свое имя — Атапа. Следом за нами несколько гномов несли тигли с жидким золотом. По длинным подземным коридорам, прорубленным в толще скал, мы пришли в гигантскую пещеру невообразимой ширины и высоты. Это был настоящий дворец в недрах горы. По переходам и галереям из грубо обтесанного камня мы добрались до большого центрального зала, в дальнем конце которого возвышался помост. На помосте восседали Король и Королева, а вокруг стояли придворные гномы.

Зал, по-видимому, освещался факелами, а своды его опирались на грубо обтесанные каменные колонны. Сопровождавшие нас гномы преподнесли Королю и Королеве золото. Те велели своим слугам перенести его в другое помещение. Я попросила Короля и Королеву объяснить, что происходит, и они, назначив себе заместителей на время своего отсутствия, провели меня во внутренние покои, устроенные на возвышении. Обстановка здесь оказалась иной, чем в тронном зале. Комната имела форму многоугольника, и в каждой стене была дверь, скрытая под занавеской. В центре комнаты стоял большой треножник с чашей, в которой находилось такое же жидкое золото, как то, что мы принесли с собой. Прежде Король и Королева были облачены в цвета Земли, но теперь  одеяние Короля стало красным, а Королевы — белым. Затем Король и Королева воззвали к силе своими Земно-Огненными Жезлами и соединили их над треножником. После этого в воздухе над треножником появился Ангел, подобный Атапе — моему проводнику. Этот Ангел простер свой жезл и произнес воззвание. В ответ из каждой двери появилось существо планетной или зодиакальной природы. Все они по очереди простерли свои жезлы над золотом, чертя какой-то сигил, который я не смогла рассмотреть достаточно отчетливо. Каждый раз золото претерпевало некую перемену. Когда эти существа удалились за занавески, Король и Королева с помощью инструмента, похожего на черпак, спрессовали золото в твердые слитки и положили по слитку у каждой занавешенной двери. Часть золота осталась на дне чаши. Затем, как только Король и Королева покинули комнату, те же существа снова на мгновение показались из-за занавесок и забрали золотые слитки».

 

Второй пример — видение Духа Воды (Акаша-Апас), представшее Вестигии в другом опыте.

 

«Передо мной расстилается широкая водная гладь, пестрящая бликами яркого света, среди которых иногда мелькают радужные переливы (возможно, символизирующие начало Творения в предвечных Водах). После произнесения Божественных и прочих Имен появляются стихийные духи, похожие на русалок женского и мужского пола; других стихийных форм почти нет. Эти водные духи чрезвычайно переменчивы: в одно мгновение имеют облик русалок, а в следующее уже растворяются пеной.

Поднявшись в воздух с помощью одного из величайших известных мне символов и вибрируя Имена Воды, я возносилась вверх до тех пор, пока вода не исчезла из виду и передо мной не явился некий гигантский мир или сфера, разделенная на области, соответствующие Богам, Ангелам, стихийным духам и демонам. Это была настоящая Водная Вселенная (как на скрижали, управляемой EMPEH ARSEL GAIOL). Я воззвала к последнему из этих Имен,  и Вселенная Воды сделалась четче и ярче. Затем я воззвала к Имени HCOMA, и передо мной предстал могучий Архангел с четырьмя крыльями, облаченный в сверкающие белые одежды и увенчанный короной. В правой руке он держал трезубец, а в левой — Чашу, наполненную до краев некой жидкостью, которая, по-видимому, изливалась в нее откуда-то сверху. Переливаясь через край, эта влага стекала из Чаши со всех сторон. Я предположила, что жидкость изливается из мира Ацилут, сама Чаша находится в мире Брия, а из нее влага перетекает в мир Йецира, где подразделяется на многообразные силы.

Эти силы представлены различными Ангелами, каждый из которых выполняет в мире влаги свои особые обязанности. Основная сфера действия этих сил — мир Йецира. Нисходя еще ниже, они сливаются с Кетер мира Асия и порождают качество, которое мы, люди, называем влажностью».

 

В заключение рассмотрим еще один удачный пример таттвического видения. Его созерцала и описала мне много лет назад графиня Тамара Буркун-Долгорукая 4, посетившая меня в Лос-Анджелесе.

 

«Я обнаружила, что парю без опоры в бесконечной бездне пространства. Вокруг не было ничего — ни неба, ни облаков, ни звезд или каких-либо иных небесных тел. Только тусклый, рассеянный, серый свет. Сама я была исполинской фигурой, облаченной в желтую ризу и желтый с фиолетовым немес. В руке у меня был желтый кинжал, которым я чертила необходимые пентаграммы и Божественные Имена. Однако все эти символы не вспыхивали перед моим внутренним взором яркими цветами, как это было при созерцании сфер Огня и Воды духовным зрением. Скорее, я слышала, как их вибрация раскатывается в волнах эфира до самых пределов Вселенной и оттуда возвращается ко мне отголосками, умножающимися и сливающимися в оглушительный рев.

Мало-помалу на этом бледном фоне начала проступать отчетливая картина. Над горизонтом распахнулся широкий бирюзовый простор — голубое небо, окаймленное со всех сторон светящимися лазурными облаками, из-за которых просвечивало розовато-оранжевое сияние. Я не в силах описать все великолепие и блеск этих цветов; надо быть художником, чтобы воссоздать их на полотне, да и то едва ли это удастся. Пока я завороженно рассматривала эту картину, из-за облаков появился образ, подобный изящному сильфу, и медленно поплыл в мою сторону. Он был окутан прозрачным газовым одеянием, дымчато-серым с лиловыми и ярко-синими переливами, и подпоясан длинными бархатными лентами цвета аметиста. За спиной у него были крылья, как у гигантской бабочки, — радужные и прозрачные, украшенные зеленовато-синими самоцветами, подобными “глазам” на павлиньем хвосте. Крохотные серебристые звезды мерцали в темном облаке его волос, обрамлявших задумчивое нежно-розовое лицо с фиалково-голубыми глазами. Приняв мои знаки приветствия, этот Дух сообщил, что он — посланник сумерек и вечернего ветерка.

Когда это ангельское создание приблизилось, я внезапно осознала медленную, раскатистую вибрацию, пронизывающую все пространство. Она то нарастала, то утихала, колеблясь волнами, словно от живого дыхания некой незримой Сущности, заполнявшей все вокруг. “Великое Дыхание, не знающее себя” 5, — вспыхнули в моем уме слова. Это и было Оно — заполняющее бездны бесконечного Пространства, непрестанное, вечное, неизменное в своем ритмическом движении, объемлющее бесчисленные миры, то мягко накатывающее волной, то растворяющееся без следа влажной дымкой. Как и в предыдущем видении, я ощутила круговращение таттв, только на сей раз — в масштабе более грандиозном, как будто их потоки проносились не только по Земле, но и через всю Вселенную и за ее пределы. Кроме того, стало совершенно понятно, почему пранаяма 6 позволяет познать стихии и обрести над ними власть, ибо именно через Воздух-Дыхание мы самым непосредственным образом связаны с Макрокосмом.

Размышляя об этом, я внезапно осознала едва слышные звуки. То была Нада 7, подобная печальному напеву флейты, которому вторил гонг, гудящий в пустоте. Постепенно Звук нарастал, и вот уже до меня донеслось пение — где-то вдалеке звучал ОМ, Логос, Творящее Слово. И словно демонстрируя мне его действие, сквозь прозрачную завесу сероватых облаков начала медленно проступать мерцающая нежным светом, переливчатая оранжевая сфера, величественно парящая над горизонтом. Вокруг нее плясали лучи рассеянного света, складываясь в неясные очертания двух исполинских крыльев. Никакими словами невозможно передать всю божественную красоту, величие и невыразимую сладость этого явления, воплощавшего собой, казалось, самую сущность любви. В потрясении мы с Духом сумерек безмолвно опустились на колени, погружаясь в нежное сияние этой дивной крылатой сферы. У меня закружилась голова; я почувствовала, что не смогу долго выносить вибрацию столь могущественную и для меня совершенно новую, и испугалась, что потеряю сознание. Поэтому ничего не оставалось, как попросить моего провожатого вернуть меня обратно в тело».


1. Примечания, помеченные числами в круглых скобках, см. после раздела «Астральная проекция». — Здесь и далее примечания переводчика.

2. Зоофиты (животно-растения) — термин, в прошлом употреблявшийся для обозначения морских животных, ведущих прикрепленный («растительный») образ жизни (кораллов, актиний, асцидий и пр.).

3. Третий Адепт — пост служителя, фигурирующий в посвятительных церемониях Золотой Зари начиная со степени Врат. — Примеч. перев.

4. Тамара Буркун-Долгорукая — одна из видных деятельниц совместного мансонства (современной разновидности масонства, открытой для женщин); работала в русле учения Золотой Зари; основала собственную оккультную организацию — Орден Сфинкса и Пирамиды. Упомянутая встреча с Израэлем Регарди состоялась в 1956 г.

5. Ср. фрагмент станцы II «Книги Дзиан» («Тайная доктрина» Е.П. Блаватской): «Ничего, кроме нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя».

6. Пранаяма — йогическая методика управления праной (жизненной силой) посредством особых дыхательных упражнений.

7. Нада (санскр.) — букв. звук, тон, вибрация; в оккультном смысле — мистические звуки Вечности, высшим из которых является трансцендентный Беззвучный Звук.

Перевод: Анна Блейз