e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

СОЗЕРЦАНИЕ ДУХОВНЫМ ЗРЕНИЕМ

Достопочтенный брат A.M.A.G. (И. Регарди)

В этой статье я намереваюсь раскрыть тему, которая считается средоточием всей рассматриваемой магической системы. К примеру, Алистер Кроули, внесший немалый вклад в разработку данного вопроса, придавал технике Светового тела первостепенное значение. В сущности, именно на этой технике построен его «Liber Samekh» 1 — важнейший ритуал основанного им ордена, направленный на достижение знания и собеседования со Священным Ангелом-Хранителем. Провести этот ритуал, не владея в совершенстве указанной техникой, попросту невозможно. Да и в самом ордене Золотой Зари на владении этим методом основываются многие, если не все, основные магические операции: без его применения никакая магическая работа не принесет желаемых результатов. К примеру, говоря о прорицании с помощью Таро, Мазерс нередко рекомендует прибегнуть к ясновидению, чтобы постичь значение той или иной карты. Здесь необходимо добавить, что в ордене Золотой Зари термином «ясновидение» обозначалось внутреннее зрение — созерцание очами Светового тела. Кроме того, без техники Светового тела невозможно полноценно работать с енохианской системой — драгоценным венцом и синтезом всего учения Золотой Зари.

Рассмотрение этой темы мы разделим на три части:

I. Орденский метод, иногда именуемый таттвическим зрением или созерцанием при помощи духовного зрения.

II. Весьма популярная в наши дни техника Эдвина Штейнбрехера — медитация Внутреннего проводника.

III. Метод Алистера Кроули — техника Светового тела.

 

I. Этот метод описан в нескольких орденских документах. Например, довольно подробно он рассматривается в статье «Микрокосм-Человек». Кроме того, его описанию отведено несколько страниц в одном из Переходящих свитков. Достопочтеннейший Брат Фелкин высказывал по этому вопросу следующие соображения:

«Предмет ясновидения должен представлять чрезвычайный интерес для всех, кто стремится достичь хотя бы начальных степеней адептата. <…> Как во внешнем мире, так и среди младших членов нашего ордена нередко встречаются две противоположные точки зрения на данный предмет. Обе эти крайности препятствуют серьезному его изучению, поэтому прежде всего я скажу несколько слов о каждой из них.

Первая крайность — боязнь ясновидения. Вторая — непомерное преувеличение его значимости.

Причина обоих этих заблуждений — непонимание истинной сущности ясновидения. Одним кажется, будто способность к ясновидению люди получают от неких злых сил или же подпадают под влияние оных, если начинают развивать в себе эту способность. Другие, напротив, воображают, будто ясновидение может спасти их от большинства неприятностей и открыть легкую и короткую дорогу к желаемой информации и высшему наставничеству — фактически, возможность получать любые сведения и руководство по первому требованию. И в самом деле, разве такая способность не в состоянии полностью удовлетворить то поверхностное любопытство, что отличает всякого легкомысленного ученика?

С одной стороны, ясновидцу, прошедшему должную подготовку, нечего бояться, что он станет легкой добычей для сил зла. Опасность угрожает только природному ясновидцу, не обученному правильно обращаться со своим даром. Обучение даст ему необходимые знания, дисциплину и защиту, которые оберегут его от пагубного воздействия злых сил.

С другой стороны, тот, кто стремится оградить себя от неприятностей и обрести знания, на которые он ранее не смел притязать, должен твердо усвоить, что лишь “в поте лица своего” он сможет развить подобные способности и применять их, не подвергаясь опасности. Тот же, кто желает только удовлетворить любопытство, будет горько разочарован, или, еще того хуже, ему откроются такие вещи, каких он предпочел бы вовсе не знать. Правильно развитое, смиренное и благоговейное ясновидение — это великий дар, открывающий новые миры и глубокие истины, ведущий нас ввысь, за пределы нашего “я”, к великим слияниям с сердцем Бога и излияниям Его могущества».

Далее следуют выдержки из довольно обширного Переходящего свитка №11, написанного Достопочтеннейшим Братом D.D.C.F. (С.Л. Макгрегором Мазерсом).

«Проходя по жизни, мы влияем на других людей и, в свою очередь, испытываем их влияния посредством этих плотно окутывающих нас акашических оболочек. Поэтому, когда мы закрываем глаза телесные и замыкаем свои органы чувств от материального мира, первое, что предстает нашему внутреннему взору, — это сущности нашей собственной и сходных с нею натур. Мы воспринимаем прежде всего свое собственное окружение, и в этом заключается источник заблуждений, которым подвержен начинающий ясновидец. Он полагает, будто вышел за пределы своей среды и видит происходящее в других местах, тогда как в действительности остается среди неясных и беспорядочных образов, заполняющих его собственную ауру.

Прежнее название ясновидения, употребляющееся в наших старинных манускриптах, — “созерцание духовным зрением” 2; и стать таким “созерцателем” 3 означало стать не просто ясновидцем, пассивно воспринимающим некие видения, не поддающиеся управлению и определению, а человеком, способным различить, распознать и постичь именно то, что он ищет.

До тех пор, пока мы пребываем среди обыденной жизни царства Малкут, зрение остается достаточно ясным, ибо здесь все лучи разделены и упорядочены. Но когда мы по собственной воле покидаем уровень мертвой материи и восходим по пути Тав на уровень Йесод, наше восприятие затуманивается. Здесь нам открывается все многообразие отражающихся и переплетающихся между собой цветных лучей Кешет — раскинувшейся над землей многоцветной радуги. Поэтому здесь возникает необходимость в руководстве, позволяющем избежать путаницы и ошибок. Однако этот уровень тоже необходимо оставить позади — чтобы подняться еще выше.

Миновав Йесод, вы вступаете на путь Самех — путь прямой и тесный, ведущий к подлинно духовным областям восприятия. Это достигается посредством особого метода, именуемого восхождением по планам.

Таким образом, весь процесс, о котором у нас идет речь, удобнее всего разделить на три части, которые, впрочем, тесно взаимосвязаны и представляют собой три отрезка единого пути, плавно переходящие друг в друга:

1. Ясновидение. Созерцание духовным зрением.

2. Астральная проекция. Путешествие в духовном зрении.

3. Восхождение по планам.

Приступать к первом этапу желательно с помощью какого-либо символа — рисунка или цветной схемы, связанной по структуре, форме и цвету с избранным для изучения предметом. Для этого хорошо подходят простые и составные символы таттв. Однако таттвические символы, окрашенные в дополнительные, “сверкающие” цвета, для этой цели лучше не использовать: они более могущественны, но и более утомительны для ученика. Символ должен быть удобной величины — такой, чтобы его можно было воспринять целиком с одного взгляда, но при этом достаточно большой, чтобы можно было различить все детали, не поднося изображение близко к глазам. <…> (Цветовая схема таттв почти в точности соответствует цветовой шкале королевы, использованной для окраски сефирот на нашей схеме “Minutum Mundum” 4) <…> Чтобы использовать избранный символ для ясновидения, поместите его перед собой на стол и положите руки по обе стороны от него или просто возьмите рисунок обеими руками. Затем начинайте вглядываться в него, предельно сосредоточившись и стараясь постичь его смысл, осознать все его значения и соответствия. Когда вы полностью погрузитесь разумом в этот символ, закройте глаза и продолжайте медитацию. Образ, с которым вы работаете, должен оставаться перед вами. Удерживайте его структуру, форму и цвет в акашической среде своей ауры так же отчетливо, как они представали в материальной форме вашему телесному зрению. Перенесите основную нагрузку со зрительного нерва на умственное восприятие, с физического зрения — на зрение мысленное. При этом одна форма восприятия должна плавно и незаметно перетекать в другую: формируйте реальность сновидения с помощью осознанной воли, характерной для бодрствующего сознания. Достичь этого удастся лишь при условии, что ум ваш уравновешен, ясен и не омрачен никакими волнениями, а воля достаточно сильна. Если же вы пребываете в неподобающем состоянии тревоги, страха, возмущения, беспокойства или нетерпения, то рассчитывать на успех не имеет смысла. Обеспечьте себе спокойствие, уединение и свободное время, а также защиту от всех отвлекающих влияний.

Ни в коем случае не пытайтесь упражняться в этом магическом искусстве, если вы охвачены раздражением, гневом или какой-либо пагубной страстью. В противном случае, чем большего успеха вы добьетесь в ходе операции, тем больший вред это причинит вам впоследствии.

При благоприятных условиях работу можно продолжать. Привнесите в сознание и преобразуйте в звук наивысшие божественные имена, связанные с данным символом. Такое призывание формирует и гармонизирует потоки духовной силы, родственные объекту медитации. Далее переходите к священным именам архангельских и ангельских сущностей, воспроизводя их умственно, зрительно и с помощью голоса».

На этом указании Мазерс не слишком заостряет внимание, однако именно в нем заключается основное отличие метода Золотой Зари от медитации Внутреннего проводника. Подробнее я расскажу об этом при описании соответствующей техники, но, тем не менее, указать на это отличие необходимо прямо здесь. Вероятно, читатель уже заметил, что в одну из орденских присяг включено обязательство при всякой магической работе непременно призывать наивысшие божественные имена, относящиеся к предмету данной операции. Эти имена будут направлять его на верный путь и защищать от опасностей. По большому счету, это одно из главных отличий между мировоззрением посвященного и профанным подходом. И отличие это действительно проявляется во всех без исключения оккультных операциях — от самого, на первый взгляд, прозаического геомантического гадания и до призывания высшего божественного гения. Суть его состоит в том, что посвященный передает свои труды и цель своей работы во власть божества (независимо от того, как он определяет последнее).

А теперь вернемся к выдержкам из статьи Мазерса о ясновидении.

«Затем, не отвлекаясь на окружающую среду и удерживая сосредоточение на избранном символе и связанном с ним идеями, постарайтесь воспринять некую сцену, панораму или образ какой-либо местности. Для этого можно воспользоваться ощущением, что вы раздвигаете занавес и заглядываете “внутрь” находящегося перед вами символа. Когда упомянутая сцена появится перед вашим мысленным взором, начинайте прорабатывать подробности. Рассмотрите сначала наполняющие ее предметы, а затем переходите к поиску существ. Обнаружив какое-либо существо в этой сцене, привлеките его внимание: мысленно обратитесь к нему, используя подобающие титулы и вежливые формулировки и сопровождая это обращение уместными в данном случае знаками и символами —  знаками степеней, пентаграммами, гексаграммами, сигилами и т.п.».

И снова позвольте мне задержать ваше внимание на последнем упомянутом пункте, ибо он также исключительно важен. Это еще одно из отличий между мировоззрениями и техниками посвященного и профана. На данном этапе возникает практическая необходимость во всех соответствиях, которые ученик должен был тщательно проработать и заучить наизусть, прежде чем приступать к подобного рода упражнениям. Эти соответствия дают ему возможность «испытывать духов — от бога они или от дьявола». Если, например, при продвижении по пути Сатурна, ведущему от Малкут к Йесод, ученик почувствует, что что-то не ладится, он начертает перед собой призывающую или изгоняющую гексаграмму Сатурна или, по меньшей мере, астрологический символ Сатурна и еврейскую букву Тав, с которой соотносится этот путь, — и сразу же увидит определенные изменения в своем окружении. Начертание подобающих символов и вибрирование соответствующих божественных имен изгоняет из видения все чуждые элементы. Таким образом из созерцаемой сцены удаляются все детали, способные ввести ученика в заблуждение, и он может смело двигаться дальше и продолжать свои исследования.

«Испытайте их божественными и ангельскими именами, наблюдая, как эти сущности к ним отнесутся и какое действие произведут на них произнесенные имена. Вы перешли от созерцания символа к тому, что находится внутри него, и видите все это как будто отраженным в зеркале. Имейте в виду, что при такой форме созерцания правая и левая сторона меняются местами, и делайте соответствующую поправку. На данном этапе вы передаете символу часть своей нервной и духовной силы, с помощью которой притягиваете к нему дополнительную акашическую силу из окружающей среды, благодаря чему и получаете описанные результаты. Когда же вы не просто созерцаете те или иные сцены духовным зрением, а посылаете луч своего эго в избранную область (то есть совершаете астральную проекцию), левая и правая стороны не всегда меняются местами.

При работе с символами важно избегать самогипноза, ибо последний предрасполагает к медиумизму. Необходимо удерживать под контролем все силы, с которыми вы работаете, и не допускать, чтобы они захватили над вами власть. Отчасти именно поэтому символ должен быть достаточно большого размера. Желательно также проводить подобные исследования с помощью четырех магических орудий, разместив их на столе перед собой или даже держа в руке то из них, которое согласуется с исследуемым предметом. Если вы не используете материальный символ для перехода к духовному созерцанию, мысленно сформируйте символ в астральном свете. Однако начинающим ученикам такой метод не рекомендуется, ибо он открывает доступ астральным влияниям. Не имея достаточно опыта, вы можете нечаянно создать вихрь, притягивающий астральные влияния, что повлечет за собой путаницу и ошибки.

Метод, предписывающий помещать маленький символ на лоб оператора, также не вполне эффективен. В отличие от метода, рекомендуемого выше, он чаще вызывает нарушения мозгового кровообращения и порождает иллюзии и расстройство мыслей, что может повлечь за собой головные боли и нервное истощение.

Для работы по вышеописанному методу желательно обзавестись большой планшеткой, круглой или квадратной, по периметру которой будут написаны божественные имена и т.д., связанные со стихиями и сторонами света. Расположив эту планшетку в соответствии с показаниями компаса, поместите на нее символ, с которым собираетесь работать.

Астральная проекция, представляющая собой, с одной стороны, более развитую форму ясновидения, с другой стороны существенно отличается от последнего. При астральной проекции адепт испускает из своего эго достаточно мощный луч собственной сущности и, с помощью развитой и дисциплинированной воли, направляет его в желаемое место и там сосредоточивает, после чего созерцает все происходящее там непосредственно, а не в отражении,  а затем переносит восприятие в свою телесную оболочку и возвращается домой.

Отправиться в подобное духовное путешествие можно также с помощью символа, а можно и единственно силой воли. Но в любом случае следует использовать божественные имена и во всем на них полагаться. Успешно направив луч и достигнув желаемого места, вы увидите не плоские зеркальные отражения, созерцаемые при ясновидении, а трехмерные, объемные сцены и предметы. Вначале они будут восприниматься как барельефы; затем вы увидите их сверху, как если бы пролетали над ними на воздушном шаре, — так сказать, с высоты птичьего полета. Можете смело снижаться, приземлиться в этом месте и войти в сцену как один из разыгрывающих ее актеров.

Освоив технику проекции, упражняйтесь в ней, как только представится возможность. Попадая в то или иное место, старайтесь (и помните, что у вас все получится, если приложить достаточно усилий) проходить там через все стихии — и воду, и землю, и воздух, и огонь. Учитесь летать, по желанию ускоряя и замедляя полет; учитесь плавать под водой; учитесь с помощью божественных имен без страха проходить сквозь землю и огонь в этой астральной проекции».

И снова Мазерс, как мы видим, подчеркивает, что добиться поставленной цели помогают вибрации божественных имен. Они позволяют преодолеть сопротивление и преграды на пути и беспрепятственно проникнуть в любое желаемое место. Мазерс напоминает об этом снова и снова, чтобы ученики твердо усвоили это правило и пользовались им при всякой возможности. Кроме того, в вышеприведенном отрывке указывается, что во всех процедурах такого рода желательно использовать магические орудия — орудия, которые ученик самостоятельно изготовил, зарядил и освятил именно для применения в подобных обстоятельствах. Затруднения и неприятности могут возникнуть лишь тогда, когда ученик не выполняет эти указания со всей тщательностью.  Те же правила используются в технике Кроули (которая, по существу представляет собой разработку орденского метода) — Штейнбрехер же ими пренебрегает.

«Затем начинайте искать сущностей этого места или плана. Старайтесь вступить с ними в беседу посредством голоса, слова, буквы и символа, и просите их о допуске и т.д. посредством знаков и призываний. Каждую представшую вам фигуру следует проверять и испытывать — такова ли она, какой кажется, или же это иллюзорное обличье некой силы, желающей ввести вас в обман. Может оказаться и так, что все ваше путешествие иллюзорно — что вы всего лишь блуждаете в своем окружении или среди собственных воспоминаний.

Испытывайте каждую встреченную сущность, и если та предложит вам какие-либо дары или посвящение, проверьте и испытайте ее божественными именами и силами. И ни на мгновение не забывайте о своей присяге адепта и о том, что вы должны быть верны этой клятве и собственному высшему Я, а также великому ангелу HUA, которому вы предстояли распятым на кресте страдания  и которому принесли эту присягу.

“Поверь, что ты уже там, — и ты уже там”. В этой старинной пословице, как и во многих из них, заключена великая мудрость.

Восхождение по планам — это духовный процесс, основанный на духовных понятиях и направленный на высшие цели. Вы должны сосредоточиться мыслями на божественном и сформировать Древо Жизни, простирающееся за пределы вашего эго  вверх, в горние духовные сферы. Представьте себе, что вы стоите в Малкут. Затем, с помощью божественных имен и устремления к высшему, поднимитесь по пути Тав, ведущему к Йесод. Пусть вас не отвлекают попадающиеся на пути лучи. Двигайтесь ввысь, к божественному сиянию Кетер у вас над головой. От Йесод поднимается вверх путь Умеренности — Самех; это стрела, устремленная прямо к Тиферет — великому солнечному средоточию священной силы.

Призовите великого ангела Хуа и представьте, что вы стоите распятым на кресте страдания. Тщательно провибрируйте священные имена, подобающие вашему положению, дабы проникнуть мысленным взором на высшие планы.

В ходе подобных операций адепты сталкиваются с тремя особыми препятствиями, ведущими к иллюзиям и ошибкам. Это память, воображение и физическое зрение. Чтобы оградить себя от их влияния, вибрируйте божественные имена, а также произносите буквы и титулы “странствующих владык” — планетных сил, символических представленных семью двойными буквами еврейского алфавита.

Если вас сбивают с пути воспоминания, воззовите о помощи к Сатурну, титул которого в Таро — “Великий в ночи времени”, и мысленно начертайте перед собой белым цветом еврейскую букву Тав. Если видение изменится или исчезнет, значит, оно было ложным.

Если вас обманывает воображение, используйте еврейскую букву Каф и обратитесь к силам Юпитера, именуемого “Владыкой сил жизни”. Если иллюзия связана с ложью — с  неистинной мыслью, — воззовите к силе Меркурия с помощью еврейской буквы Бет. Если причиной иллюзий стали сомнения и нерешительность, воспользуйтесь еврейской буквой Гимел, связанной с Луной. Если вы поддались соблазну удовольствия, призовите на помощь еврейскую букву Далет 5. Используйте еврейскую букву Пе и силы Марса, чтобы усмирить чувства гнева и ярости. Прибегните к еврейской букве Реш и силам Солнца, чтобы совладать с чувствами высокомерия и тщеславия.

Ни в коем случае не приступайте к подобным божественным операциям во времена, когда вы охвачены страстью, гневом или страхом. Прервите работу, если почувствуете, что вас клонит в сон. Не заставляйте себе проводить эти операции, когда не чувствуете к тому склонности. Уравновесьте Мем и Шин ваших натуры и разума, дабы Алеф ровным пламенем возносилась между ними ввысь.

Проводить подобную работу следует только самостоятельно. Никто не должен принуждать вас к ней и убеждать в ее необходимости. И вы, в свою очередь, не должны принуждать к ней и убеждать других. Вы можете лишь указать другому путь и дать необходимые наставления, но оказывать ему дальнейшую помощь вы не вправе.

Сильная личность может возбудить и повести за собой слабую, но по сути это будет всего лишь временное помрачение ума, которое не принесет пользы ни слабому, ни сильному. Предоставляйте руководство только тем, кто самостоятельно прилагает все необходимые усилия. Не помогайте нерадивым ученикам и не пытайтесь воодушевить тех, кто сам не испытывает склонности к соответствующей работе.

Впрочем, из этого правила есть исключение, вступающее в силу тогда, когда вы переходите от наших мистических занятий к повседневному наставничеству и воспитанию детей. Родители находятся в особом положении, и развивать, наставлять и защищать ребенка — их природный долг.

Но даже и в этом случае ваша обязанность — лишь защищать и вести ребенка, но не давить него, не навязывать ему свои собственные индивидуальные предпочтения в ущерб его личным целям. Зачастую человек считает самого себя идеалом истинного достоинства и стремится превратить ребенка в собственное подобие, полагая, будто это пойдет ему на пользу. Но хотя такой отец действительно может быть хорошим человеком, его форма праведности — отнюдь не универсальный образец. Есть множество других форм, не менее достойных и имеющих такое же право на существование. Чаще всего попытки навязать ребенку “правильный образ мысли” оказываются безуспешными и, более того, отвращают его от истины, которая могла бы в свое время направить его ко Благу тем или иным индивидуальным путем.

Символы, которые вы используете для операций ясновидения, лучше всего изготовить самостоятельно. В противном случае необходимо очистить их от влияния человека, который их изготовил.

Операции высокого ясновидения следует проводить в одиночестве или в обществе людей, исключительно чистых духом и таких, которым вы полностью доверяете.

Если один и тот же процесс пытаются проводить одновременно несколько человек, возрастает опасность ошибок, поскольку в астральном свете формируется сложный символ и между участниками начинается борьба за то, кто возглавит управление потоками. Если двое работают в Усыпальнице, между ними должно поддерживаться равновесие. Так же и с тремя. В случае с двумя участниками они должны сесть по обе стороны от Пастоса или один в изголовье, а другой в ногах. В случае с тремя — они должны занять места в вершинах правильного треугольник: например, один может сесть в изголовье Пастоса, второй — по правую руку, а третий — по левую, образовав подобие Розы и Креста».

Пример. Достопочтенная Сестра V.N.R. (Мойна Мазерс), 6—5 6, садится за стол в церемониальном облачении и кладет перед собой карточку с цветным символом таттвы (Теджас—Акаша) — красный треугольник, обращенный вершиной вверх, с темно-фиолетовым или черным овалом в центре. Руки она кладет по сторонам от карточки; время от времени она берет карточку в руки и подносит к глазам (в правой руке она держит магический жезл огня). Сосредоточившись, она созерцает символ до тех пор, пока он не начинает зрительно увеличиваться в размерах. Наконец, символ становится огромным и заполняет все пространство перед ней. Теперь Сестра V.N.R. может войти в этот огромный огненный треугольник, за которым расстилаются горячие и сухие пески пустыни.

Сестра V.N.R. сосредоточивается на имени Элохим и произносит его с вибрацией. Становится еще жарче и светлее. Сестра V.N.R. проходит внутрь символа и оказывается посреди пустыни. Она ощущает под ногами горячий, сухой песок. Вдали виднеется пирамида. Усилием воли Сестра V.N.R. поднимается в воздух и летит по направлению к пирамиде, опускается рядом с ней, обходит ее вокруг и видит в каждой ее стороне небольшую квадратную дверцу. Сестра V.N.R. вибрирует имена: Элохим, Михаэль 7, Арал 8, Сераф 9, Даром 10, Аш 11.

Она пять раз топает ногой, и из-за двери появляется какая-то фигура. Сестра V.N.R. снова топает пять раз и вибрирует имя Серафиэль 12. Из пирамиды выходит воин, возглавляющий отряд стражников. Сестра V.N.R. просит показать его печать. Он показывает сложный символ: эмблему, окруженную четырьмя треугольниками. Возможно, это иллюзия. Сестра V.N.R. чертит перед ним букву Бет. Воин, по-видимому, испуган. Он убирает свой символ. Однако он держится учтиво, и Сестра V.N.R. спрашивает его, что это за пирамида. Воин отвечает, что здесь проводят церемонии. Сестра V.N.R. просит допустить ее внутрь и совершает знак степени 0—0 13. Чувствуется сопротивление. Тогда она совершает знак степени 1—10 14, и этого оказывается достаточно. Воин в ответ совершает знаки адептата. Стражи опускаются на колени, и Сестра V.N.R. проходит внутрь пирамиды. Здесь очень светло, как в храме. В центре зала стоит алтарь, окруженный коленопреклоненными фигурами; за ним, в глубине зала, возвышается помост, и на нем — множество фигур. По-видимому, это стихийные духи Огня. Сестра V.N.R. визуализирует пентаграмму, помещает в центре ее знак Льва и благодарит своего проводника. Пожелав пройти пирамиду насквозь и выйти с противоположной стороны, она вновь оказывается среди песков. Затем она сосредоточивает волю на том, чтобы вернуться обратно, в свое тело. Возвращается и вновь ощущает, что она сидит за столом в зале Второго ордена.

Другой пример подобного визионерского опыта я включил много лет назад в эссе, опубликованное недавно в книге под названием «Основы практической магии» (само эссе называется «Искусство и значение магии»). Это таттвическое видение путешествия по 32-му пути Древа Жизни:

«Мы шагали по широкой дороге синего цвета. Над нами простиралось ночное небо — беззвездное, затянутое тучами. Дорога шла словно по насыпи, выше обычного уровня земли. По обе стороны от нее тянулись каналы, а за ними вдалеке виднелись огни большого города. Мы шли так довольно долго, но вот наконец я заметил в отдалении крошечную женскую фигурку, словно сошедшую с миниатюры. Сначала казалось, что она обнажена, но когда она подошла ближе, я увидел, что тело ее окутано развевающим шарфом. На голове ее был звездный венец, а в руках — два жезла. Женщина приблизилась к нам очень быстро. Я зачарованно уставился на нить жемчуга, обвивавшую ее шею и спускавшуюся до колен… и внезапно понял, что мы прошли через это жемчужное кольцо, а женщина исчезла.

Здесь небо было ясное, все усыпанное звездами… от горизонта медленно поднималась луна — огромная, желтая, полная луна… вот она дошла до зенита, и мы увидели, как три луча исходят от нее и озаряют высокие пурпурные стены города… Не задерживаясь, мы быстро прошли к центру города и оказались на площади, посреди которой возвышался на серебряном помосте круглый храм, подобный серебряному шару. К нему вели девять ступеней. В храме было четыре двери. Перед каждой стоял большой ангел с серебряными крыльями… Внутри было очень просторно. Легкий ветерок развевал наши волосы и полы одежды. Все в этом храме сверкало белизной и чистым серебром — никаких других цветов не было. Посреди зала мы увидели большой шар, видом напоминавший луну. Казалось, он висел в воздухе без опоры, но, приглядевшись, мы заметили, что он покоится на огромных ладонях, сложенных чашей. Мы проследили взглядом и увидели, высоко, под самой крышей, пару таинственных глаз, смотревших сверху вниз и темных, как ночное небо. И голос произнес…»

 

II. Метод, впервые описанный Эдвином Штейнбрехером, — это, можно сказать, воплощенная простота. Сам Штейнбрехер — астролог, сведущий и в смежных с астрологией дисциплинах — таро, алхимии, каббале и т.д. Кроме того, он прошел длительный курс юнгианского психоанализа, в ходе которого его обучили юнговской технике творческого воображения. Последнюю грубо и упрощенно можно описать как способ общения с образами и персонажами сновидений. Судя по всему, данная техника дает некоторые весьма интересные результаты. Один из любопытных примеров —  книга Дж. Марвина Шпигельмана «Дерево» 15, которую сам автор во введении определяет как опыт творческой психомифологии. В основу этой книги положены подробные описания внутренних переживаний и бесед автора с образами его сновидений.

Медитация Внутреннего проводника, по определению Штейнбрехера, представляет собой «преобразующий процесс, направленный на ассимиляцию разнородных энергий человеческого бессознательного в единое целое — в то пробужденное и просветленное существо, что заключено в каждом из нас от природы, и тем самым устраняющий иллюзии, которые служат причиной разобщенности, предрассудков и чувства вины. Благодаря медитации внутренних проводников неприступные и неразрешимые проблемы превращаются во вполне посильные задачи, вызывающие продуктивные и творческие реакции».

Процесс медитации я предпочел бы описать словами самого автора. А после этого мы рассмотрим его рассказ об одном довольно неприятном опыте, которого можно было бы без труда избежать, воспользовавшись некоторыми элементами вышеописанного орденского метода.

«Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в пещере. Вы только что вошли в эту пещеру — вход остался у вас за спиной. Пусть обстановка в ней оформится сама по себе. Она может оказаться освещенной или темной; стены могут быть гладкими или, наоборот, неровными, шероховатыми. Постарайтесь уподобиться чистой фотопленке, фиксирующей все впечатления. Принимайте эти впечатления безо всякой критики — просто регистрируйте их по мере поступления. Старайтесь не вносить никаких поправок. В этом сущность юнгианского метода.

Старайтесь проявить всю свою восприимчивость в полной мере… Пусть все ваши чувства обострятся… Имейте в виду, что наблюдать и воспринимать окружающее вы должны собственными глазами, находясь в своем теле, а не глядя на себя со стороны.

Когда вы с уверенностью ощутите, что находитесь внутри пещеры (даже если окружение все еще остается довольно смутным), начинайте двигаться влево, прочь от входа. Отыщите какое-нибудь отверстие в стене или проход, который выведет вас из пещеры под открытое небо. Шагните в развернувшийся перед вами ландшафт. Ощутите, как изменилась почва у вас под ногами. Какая она теперь — мягкая или твердая, покрытая травой или каменистая? Что вас окружает? Что вам напоминает эта сцена?

Затем мысленно призовите к себе животное. Оно должно быть вам незнакомо. Здесь не годятся ваши домашние питомцы и прочие знакомые животные из внешнего мира (лошадь вашего друга, соседская кошка, ягненок, с которым вы играли в детстве, и т.п.). Когда животное явится, попросите его проводить вас туда, где вас ожидает ваш внутренний проводник. Сосредоточьтесь на том, чтобы двигаться следом за животным, и старайтесь не представлять себе заранее, каким окажется ваш внутренний проводник… К людям, проводящим эту медитацию, приходят самые разнообразные животные. Часто являются олени и белки, иногда — львы, собаки или кошки, а изредка — даже скунсы и муравьеды…

Животное приведет вас к незнакомой фигуре мужского пола — вашему первому проводнику. И мужчинам, и женщинам первый проводник предстает в мужском облике… Обычно от этой фигуры исходят любовь, защита и дружелюбие…

Воспринимайте все впечатления как должное. Не пытайтесь сразу же разглядеть лицо проводника, если оно поначалу будет неотчетливым. Неясные черты лица — один из признаков истинного внутреннего проводника, тогда как у ложных проводников лицо почти всегда видно сразу. Лицо истинного проводника станет отчетливым позже, когда вы начнете с ним с работать — и перестанете пытаться наделить его теми или иными чертами. Не забудьте спросить представшего вам мужчину, действительно ли он — ваш истинный проводник. Ложный проводник обычно отвечает «нет» на этот вопрос. Кроме того, постарайтесь ощутить чувства, которые испытывает к вам проводник. От ложного проводника не исходит любви.

Попросите проводника взять левой рукой вас за правую руку… постарайтесь как можно более отчетливо ощутить физический контакт… затем попросите проводника показать, где находится солнце в небе вашего внутреннего мира. Посмотрите, куда он указывает…

Имейте в виду, что вашим внутренним проводником не может быть человек, знакомый вам во внешнем мире. Ваш проводник — это сущность, которая к моменту вашего рождения уже давно покинула нашу планету. Поэтому если перед вами предстанет ваш отец, любимый дядюшка, нынешний или прошлый президент Соединенных Штатов и т.п., не обращайте на них внимания. Смотрите мимо этой фигуры вперед, немного правее от нее, и дожидайтесь появления истинного проводника. Если же появится какой-нибудь знаменитый гуру, наставник или великий деятель далекого прошлого, испытайте его и посмотрите, не возникнет ли справа от него другая фигура… Внутренние проводники — это люди, не обладающие силами и атрибутами богов… Помните, что вы — на чужой территории. Доверяйте своему внутреннему проводнику. Пусть он служит вам толкователем и советчиком. Следуйте за ним — пусть он ведет вас…»

Затем автор чрезвычайно подробно описывает дальнейший ход медитации, поведение проводника и результаты, которых можно добиться с помощью подобной процедуры. Его книгу безусловно стоит прочесть, и с этим методом несомненно стоит поэкспериментировать. Я определенно рекомендую его — по крайней мере в качестве средства для изучения внутреннего духовного мира. Однако здесь я хотел бы проанализировать несколько проблем, с которыми столкнулся автор в связи с данной техникой медитации.

К примеру, возьмем его рассказ о том, как разрабатывалась эта техника. Это было много лет назад, когда Штейнбрехер проходил курс юнгианского психоанализа. Однажды его психоаналитик уехал на некоторое время в Цюрих, где находится Институт Юнга. А Штейнбрехер остался сам по себе — с чувством, что он застрял на мели: его бессознательное уже активизировалось, но дальнейшего движения не было. И тогда он обратился к технике «активного воображения», которой обучил его психоаналитик. Яркие переживания, которые он испытывал, исследуя таким образом свою психику, чрезвычайно его восхищали. Его предупреждали о потенциальных опасностях этого метода — о том, что подавленные силы бессознательного могут вырваться на свободу и поработить эго. Но, несмотря на это предостережение, Штейнбрехер продолжал экспериментировать с активным воображением, пытаясь с помощью этого метода установить взаимосвязи между астрологией и таро. (В то время он уже был профессиональным астрологом.)

Вот что он пишет: «Эта новая игрушка приводила меня в восторг. В ней была такая подлинность и свежесть, каких я не испытывал с самого детства, и сомневаться в истинности результатов не приходилось… Но затем я столкнулся с ситуацией, наглядно продемонстрировавшей всю правоту моего психоаналитика, предостерегавшего об опасностях метода активного воображения — в том виде, в каком он применяется в аналитической психологии. Дело было в комнате, в которой я обычно входил в контакт с архетипическими формами. Совершенно неожиданно ко мне явился незваный гость — старый Пан, или Дьявол, с карты таро. Это был классический христианский дьявол, источавший “зло” — настолько же реальное, насколько реальной была благодать, ощущавшаяся при взаимодействии с архетипом Солнца… Я застыл, как громом пораженный. Меня охватила паника. Я словно прилип к стулу и не мог пошевельнуть ни рукой, ни ногой. Облик старого Пана стал еще более зловещим: фигура переместилась и оказалась между мною и дверью, ведущей на лестницу, к спасению, во внешний мир. Затем паника наконец улеглась (хотя мне по-прежнему было страшно), и я попытался было обойти эту фигуру и пробраться к двери. Но ничего не вышло. Стоило мне сделать шаг к двери, как эта грозная сущность внутреннего мира тоже смещалась и вновь преграждала мне путь. Правда, ко мне она не приближалась, но и выйти из комнаты не позволяла. Мне пришло в голову, что если кто-нибудь войдет и застанет меня в таком состоянии, то меня тотчас упекут в психушку. Невозможно было даже позвать на помощь — я все равно не смог бы никому объяснить, что происходит…. Это происшествие так меня напугало, что я решил больше никогда в жизни не вторгаться в сферы бессознательного иначе, как в присутствии квалифицированного психоаналитика».

Со временем, как нетрудно догадаться, Штейнбрехер все же оправился от испуга. Однако я хотел бы подчеркнуть тот факт, что всего этого ужаса он мог бы без труда избежать, если бы владел вышеописанными методами Золотой Зари. Ритуал изгоняющей пентаграммы, вибрирование божественных имен, облечение божественными формами и т.д. — все эти приемы ученик должен освоить задолго до того, как сделает первую попытку проникнуть во внутренний мир посредством таттвического зрения или иными способами. В организованном храме эти основополагающие приемы преподавались бы соискателю на регулярной основе и постепенно, так что когда он оказался бы готов ко внутренним приключениям подобного рода, все необходимые техники уже давно бы усвоились и стали привычными.

Читатель может задаться вопросом, почему же, в таком случае, в ордене случалось столько неприятностей из-за работы со внутренним зрением? Ответ до ужаса прост. Все дело в том, что эти методы применялись недостаточно тщательно. Многие говорили себе: я так давно работаю с визионерскими техниками, что все эти защитные приемы мне уже не нужны. Как сообщают Эллик Хоув, Артур Э. Уэйт и некоторые другие авторы, в период, когда орденом Утренней Звезды руководил доктор Фелкин, подобные случаи были особенно часты: визионеры один за другим впадали в крайнее легковерие, теряя всякий здравый смысл и чувство меры, — причем исключительно из-за пренебрежения защитными средствами, которые вручил им Орден.

Это одна из нескольких причин, по которым я так настойчиво и неоднократно указываю в этой книге, что ученик должен в совершенстве и во всех подробностях овладеть ритуалами пентаграммы и гексаграммы и твердо заучить наизусть все сопутствующие им божественные имена, жесты, знаки и так далее. Пока вы не отработаете эти базовые навыки, переходить к более сложным операциям нельзя. В противном случае ученик, прошедший самостоятельное посвящение и работающий без помощи учителя, с опорой лишь на материалы этой книги, рискует угодить в такую же переделку, как Штейбрехер и другие бедолаги. И в этом он будет виноват сам. Никакого оправдания, никакого извинения здесь быть не может. Надлежащая подготовка — это главное правило для каждой ступени магических искусств. Без надлежащей подготовки вам не на что рассчитывать, кроме неприятностей.

Раз уж зашла об этом речь, позволю себе немного почесать свою любимую мозоль, которая дает о себе знать всякий раз, стоит мне заглянуть в некоторые рукописи с текстами орденских ритуалов. Снова и снова я прихожу в ужас при виде пентаграмм, гексаграмм и знаков степеней, нарисованных в качестве иллюстраций к различным этапам церемоний. Такие вещи просто выводят меня из себя — ведь на самом деле в этих рисунках нет никакой необходимости! Они включены в описания ритуалов исключительно как памятки о технических деталях, которые, по идее, служители должны были давным-давно затвердить назубок, как «Отче наш». Но если бы они действительно освоили все эти приемы, то, очевидным образом, не нуждались бы в подобных рисунках.

Отчасти в этом повинны основатели Ордена. Сам Мазерс написал статью о минимуме работы, которую необходимо проделать для сдачи письменного экзамена. И как ему только могло прийти в голову предъявлять новичкам «минимальные» требования?! Впоследствии эта ошибка стала настоящим проклятием для всей орденской работы, о чем я подробно рассказываю в своей книге «Что следует знать о Золотой Заре». Этим минимумом, необходимым для сдачи экзамена, ученики по большей части и ограничивались. Почти никто даже не пытался добиться в чем-либо подлинного мастерства. Они освящали меч, элементальные орудия, розу и крест… и на этом останавливались. До них, по-видимому, просто не доходило, что каждую из этих церемоний следует повторять много раз, месяцами, а при необходимости и годами, чтобы отточить мастерство. Ведь для большинства из нас единственный способ набраться опыта — это практика.

Ритуалы пентаграммы и гексаграммы следует освоить и заучить наизусть задолго до того, как вы приступите к этим сложным церемониям. Я ничуть не против того, чтобы служители пользовались заметками для памяти при произнесении длинных речей, входящих в ритуалы степеней и некоторые другие церемонии. Однако обращаться к записям, чтобы уточнить какую именно пентаграмму следует начертать в том или ином случае, — это, с моей точки зрения, недостойно истинного адепта.

К примеру, чтобы изучить ритуал пентаграммы, совершенно недостаточно просто перечитать его описание много раз. Этот ритуал следует проводить на практике, повторять и отрабатывать до тех пор, пока он не войдет в вашу плоть и кровь, пока бессознательное-Нефеш не научится воспроизводить его без подсказок сознания-Руаха.

Я бы порекомендовал ученику разработать какой-нибудь простой ритуал для ежедневной практики, в который входило бы большинство изученных им технических приемов. Таким образом он постепенно отработает эти приемы до автоматизма и сможет в дальнейшем уделять все внимание действительно важным составляющим ритуала — применению воли и воображения и вибрационной формуле срединного столпа.

Много лет назад, в середине 1930-х годов, я составил несложную схему ритуала для призывания стихий. Я попросту заимствовал вводные части из ритуалов четырех элементальных степеней и свел их воедино. Затем, почти на протяжении года, я проводил этот маленький ритуал ежедневно и в результате научился чертить все необходимые фигуры и использовать соответствующие божественные имена без малейших раздумий и колебаний. Таким образом, эти базовые ритуальные техники прочно укоренились в моем бессознательном.

Лет через двадцать, вернувшись в очередной раз к азам и основам, я подготовил вводную часть для праздника Тела Христова, которую назвал «Открытием Сторожевой башни». Получилась превосходная маленькая церемония, на основе которой в дальнейшем удалось провести новые разработки (некоторые из них довольно подробно описаны в моей книге «Церемониальная магия» 16). В этом ритуале несколько иным способом реализовалось то же, к чему я стремился в период обучения: здесь также используются все на первый взгляд незначительные, но в действительности чрезвычайно важные базовые приемы магии. Он вырабатывает способность чертить любую необходимую пентаграмму и гексаграмму, призывающую или изгоняющую, в нужном месте и правильным образом. После этого вам уже не нужно будет загромождать свои записи лишними рисунками. Освоить этот ритуал совсем несложно, и я настоятельно советую заучить его наизусть и проводить как можно чаще, — и в результате базовые принципы магических процедур очень скоро войдут у вас в привычку. Кроме того, он очищает и облагораживает сферу чувственного восприятия, делая ее неуязвимой для неблагоприятных внешних воздействий. Укрепив ауру таким способом, можно идти куда угодно, заниматься чем угодно и иметь дело с любыми сущностями, не опасаясь никаких нападений. Чтобы добиться такого результата, достаточно изучать и практиковать Открытие Сторожевой башни в течение года. Когда же вы дойдете до этой стадии, естественным образом обнаружатся и другие применения данного ритуала.

Впрочем, главная его задача состоит не в этом. Проводя ритуал — неважно, самостоятельно или для демонстрации новичкам тех или иных приемов, — вы не должны обращаться ни к каким записям в попытках припомнить, как выглядит призывающая пентаграмма активных стихий или от какого угла должна начинаться изгоняющая гексаграмма Луны. Эти фундаментальные магические техники необходимо выучить досконально и уважать как таковые, ибо они оказывают важнейшее дисциплинирующее воздействие на Нефеш и Руах.

Вернемся, однако, к медитации Внутреннего проводника. Штейнбрехер приводит в своей книге вопрос, заданный одним из его учеников: «Внутренний проводник — это какой-то аспект моего эго?»

Штейнбрехер ответил «нет». Внутренние проводники далеко не всегда потакают капризам и прихотям нашего эго. Они говорят и делают то, что нужно, а не то, чего нам хочется. Они знают наши ограничения и недостатки и допускают столкновения с такими элементами бессознательного, с которыми наше эго не стало бы иметь дело по доброй воле.

Все это замечательно, и по большей части я с этим согласен. Но мне довелось общаться с одной дамой, которая активно пользовалась медитацией Внутреннего проводника и постоянно руководствовалась ей в повседневной жизни. При этом она страдала неврозом навязчивых состояний и ипохондрией — два эти заболевания нередко идут рука об руку.

Она то и дело обращалась к внутреннему проводнику за советом, как вести себя в той или иной ситуации. И проводник, само собой, давал совет. Но он, очевидно, тоже был невротиком, потому что рекомендовал ей сугубо ритуалистические схемы поведения, типичные для навязчивых состояний. Естественно, она принимала их без малейших возражений. Ведь проводник, в сущности, высказывал ее собственные мысли. И в результате вся ее жизнь обратилась в хаос. Но, по-моему, это ничему ее не научило. А все из-за того, что она прошла ускоренный курс обучения магии. У нее была одна из моих книг, но я сомневаюсь, что она хотя бы однажды воспользовалась описанными там проверочными приемами. В этом беда всех ускоренных курсов: базовые техники просто не успевают запечатлеться в бессознательном и, соответственно, оказываются недоступными, когда в них возникает нужда. И самое ужасное то, что эта женщина действительно ничему не научилась даже на собственном горьком опыте! И невроз остался при ней — в целости и сохранности.

 

III. Техника Светового тела — метод Кроули.

Вместо того, чтобы пытаться описать этот метод своими словами, я приведу соответствующие выдержки из «Liber O» Алистера Кроули, опубликованной в сборнике «Жемчужины “Эквинокс”» 17.

«1. Эту книгу очень легко понять превратно; мы обращаемся к читателям с просьбой подойти к ее изучению вплоть до малейших деталей с той же критичностью, с какой мы подошли к ее подготовке.

2. В этой книге повествуется о Сефирот и путях; о духах и заклинаниях; о божествах, сферах, планах и многих других предметах, которые, быть может, существуют, а быть может, и нет.

Существуют они или нет — в любом случае они нематериальны. Определенные действия влекут за собой определенные результаты; но ученику ни в коем случае не следует приписывать им объективную реальность или философскую значимость. <…>

4. Если ученик добьется хоть каких-нибудь успехов со следующими упражнениями, он столкнется с предметами (идеями или сущностями), слишком великолепными или слишком ужасными, чтобы их можно было описать. Очень важно, чтобы он оставался хозяином всего, что он видит, слышит или воспринимает; в противном случае он станет рабом иллюзии и жертвой безумия. <…>

5. Опасность того, что ученику, даже самому ленивому или глупому, не удастся добиться некоторых результатов, не так уж велика; но велика опасность, что полученные результаты введут его в заблуждение, ввергнут в одержимость и погубят — даже если он достигнет именно того, чего должен был достичь. Более того, слишком часто он принимает последний привал за искомую цель и снимает доспехи, как победитель, когда битва еще даже не началась.

Желательно, чтобы ученик не считал достигнутые результаты настолько важными,  как это может показаться на первый взгляд».

Прежде чем мы продолжим, напомню, что некоторое время Кроули состоял в ордене Золотой Зари. И все его ранние сочинения являются, по существу, выражением воззрений Золотой Зари. Только в более поздних трудах он значительно отошел от этих воззрений, но даже и в них сохранилось некое зерно орденского учения, которое он по-прежнему принимал всем сердцем. И как бы далеко он ни отступил от орденской методологии, он все же оставался посвященным Золотой Зари — изначально и до конца своих дней. Не будем забывать об этом. Ученик, искренне стремящийся освоить методы Золотой Зари, найдет для себя в трудах Кроули много полезного.

«Пусть ученик примет одну из предписанных поз, совершив омовение и облачившись подобающим образом. Пусть оградит помещение от всех посторонних влияний, проведет предварительные ритуалы очищения, изгнания и призывания и, наконец, зажжет благовоние.

2. Пусть он представит себе собственный образ (предпочтительно облаченный в надлежащие магические одеяния и вооруженный надлежащими магическими орудиями), окутывающий его физическое тело или стоящий поблизости, перед ним.

3. Далее пусть перенесет средоточие своего сознания в эту воображаемую фигуру — так, чтобы ему казалось, что он смотрит ее глазами и слушает ее ушами.

Этот этап операции обычно вызывает большие затруднения.

4. Пусть сделает так, чтобы эта воображаемая фигура поднялась в воздух и перенеслась на большую высоту над землей.

5. Пусть остановится и оглядится вокруг. (Иногда бывает трудно открыть глаза).

6. Возможно, он увидит приближающиеся к нему фигуры или обнаружит, что оказался в некой местности.

Пусть заговорит с этими фигурами и добьется от них ответа, используя надлежащие пентаграммы и знаки, коим он уже обучен.

7. Далее ученик может путешествовать по собственной воле, либо под руководством подобных фигур, либо без оного.

8. При желании пусть использует специальные призывания, посредством коих будут являться те места, которые ученик желает посетить.

9. Пусть он не забывает, что ему грозят тысячи коварных нападений и иллюзий, и тщательно проверяет правдивость каждого, с кем вступает в беседу…»

 

На первый взгляд может показаться, что эта техника существенно отличается от вышеописанного метода Золотой Зари. Но в действительности они одинаковы.  Они совершенно идентичны — как по духу, так и в буквальном смысле. К примеру, в своей автобиографии Кроули рассказывает, как велел ученикам визуализировать какую-либо из гексаграмм «И Цзин» 18, а затем мысленно проходить в нее, словно в дверь. В результате ученику представало некое видение, а когда он возвращался, Кроули раскрывал книгу Легга 19 об «И Цзин» и читал описание использованной гексаграммы. Обычно между этим описанием и видением ученика наблюдалось заметное сходство.

Далее, в «Синем “Эквиноксе”» 20, в дневнике Брата Ахада (Чарльза Стенсфилда Джонса), повествуется о том, как Кроули (под псевдонимом «Брат O.M.») назначает Ахаду экзамен. В качестве одного из пунктов экзаменационной программы Ахаду предстояло пройти в дверь, на которой была начертана особая гексаграмма, подобранная Кроули специально для этой цели, а по возвращении рассказать, что ему открылось в видении об этом символе.

Обратите внимание, что ни в том, ни в другом случае не упоминается этап с визуализацией фигуры, подобной физическому телу оператора, и с переносом сознания в эту фигуру. В обоих случаях Кроули буквально следует методу так называемого таттвического зрения, принятому в ордене Золотой Зари. Много лет назад, вскоре после посвящения в степень 5—6 21, я изобразил на каталожных карточках размерами 3х5 дюйма 22 различные символы: таттвы, еврейские буквы, геомантические фигуры и обозначения планет и знаков зодиака. Эти карточки стали для меня символическими вратами к созерцанию духовным зрением (условное название вышеупомянутого процесса). Достаточно было около минуты просто смотреть на символ, изображенный на карточке, а затем закрыть глаза, после чего взору представал тот же символ, только окрашенный в дополнительный цвет. Затем нужно было воображать, как этот символ увеличивается в размерах, пока не станет большим, как дверь. С помощью знака Входящего следовало перенести по другую сторону этой двери, и уже там, на другой стороне, провибрировать надлежащие имена и начертить соответствующие пентаграммы и другие символы. После этого обязательно возникал некий ландшафт, а в ответ на призывания появлялась какая-либо фигура. Если все шло нормально, личность и цвета этой фигуры полностью соответствовали символу, посредством которого проводилась работа. Но в любом случае ее следовало подвергнуть всем известным испытаниям: только так можно было удостовериться, что ты на верном пути.

Таким образом, техника Светового тела, описанная Алистером Кроули, тождественна методам Золотой Зари. Я мог бы привести цитаты из сочинений Кроули с примерами созерцания духовным зрением, однако не вижу в этом особой необходимости.

Методы одинаковы; одинаковы и проверочные приемы. В «Liber O», по которой я цитировал вышеприведенные указания, описываются также ритуалы пентаграммы и гексаграммы, вибрационная формула срединного столпа и техника облечения божественными формами. И все эти методы в совокупности почерпнуты из учения Золотой Зари.

Все три вышеописанных метода — орденский метод, медитация Штейнбрехера и техника Светового тела Кроули — чрезвычайно схожи между собой, с тем лишь исключением, что методу Штейнбрехера недостает защитных приемов, которые в действительности решительно необходимы. В остальном же именно этот метод — медитация Внутреннего проводника — может оказаться самым подходящим для начинающих. Достигнув в нем определенного мастерства, ученик может освоить проверочные и защитные приемы Золотой Зари и продолжать свои занятия уже по орденской методике.


1. «Книга Самех» (лат.). — Здесь и далее примечания переводчика.

2. Англ. «skrying in the spirit vision».

3. Англ. «skryer».

4. «Малого мира» (лат.), т.е. микрокосма.

5. Связанную с Венерой.

6. Т.е. Старший Адепт.

7. Архангел стихии Огня.

8. Ангел стихии Огня.

9. Управитель стихии Огня

10. Древнееврейское название юга — стороны света, связанной со стихией Огня. — Примеч. перев.

11. Древнееврейское название стихии Огня.

12. Ангел, возглавляющий чин Серафим — ангельский чин сефиры Гебура, связанной с Божественным Огнем.

13. Степени Неофита.

14. Степени Ревнителя.

15. J. Marvin Spiegelman, The Tree, Falcon Press, 1982.

16. I. Regardie. Ceremonial Magic. Aquarian Press, England, 1980.

17. Gems from the Equinox, Falcon Press, 1982.

18. «И Цзин» — китайская «Книга Перемен», важнейшая из классических книг конфуцианства, в которой описывается методика прорицания на основе 64 гексаграмм — символов, каждый из которых обозначает определенный этап развития той или иной жизненной ситуации. Гексаграммы «И Цзин» не следует путать с одноименными геометрическими фигурами, применяемыми в системе Золотой Зари: китайские гексаграммы представляют собой символы из шести черт (непрерывных — обозначающих активное начало, ян, или прерванных, олицетворяющих пассивное начало, инь).

19. Джеймс Легг (1815—1897) — выдающийся шотландский синолог, первый переводчик «И Цзин» на английский язык.

20. Один из выпусков журнала «Эквинокс» (т. 3, №1), опубликованный в 1919 г.

21. Младшего Адепта.

22. Ок. 7,5х12 см.

Перевод: Анна Блейз