e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Архангелы и образ Шехины в Малом изгоняющем ритуале Пентаграммы

Frater Abiyah

Архангелов можно рассматривать как линзы, через которые проходит чистая и непостижимая энергия Божественного. Архангелы распределяют эту божественную энергию и сами приобщаются к ее сущности. Архангелы — это узкоспециализированные исполнители: каждый из них осуществляет в структуре мироздания четко определенные функции.

Четверо архангелов, которых призывают в Ритуале пентаграммы, входят в две системы соответствий — стихийную и планетную. Во-первых, они соответствуют четырем стихиям (Воздуху, Огню, Воде и Земле), а во-вторых — четырем планетам (Солнцу, Меркурию, Венере и Луне). Обе эти системы соответствий чрезвычайно важны.

Когда вы начинаете призывать архангелов в Ритуале пентаграммы, вас уже окружает голубого пламени, а вы стоите в его центре. Изображая собой точку в центре круга, вы тем самым символически воспроизводите астрологический сигил Солнца. Вы олицетворяете центр своей вселенной, подобно тому как Солнце представляет собой центр Солнечной системы: «Что наверху, то и внизу».

Призывая архангелов в четырех сторонах света, вы уравновешиваете силы стихий — базовые силовые потоки нашей вселенной. Кроме того, вы созидаете равноконечный крест равновесия стихий, вписанный в круг, — астрологический сигил Земли, в центре которого, опять-таки, находитесь вы сами.

Итак, вы символически низвели солнечную (т.е., звездную) энергию на Землю во исполнение орфической клятвы: «Я — дитя земли и звездных небес». Вторая часть клятвы — «Нет во мне ни единой части, что не от богов», — заключена в самой природе ритуала: своими действиями вы утверждаете божественность в самом себе.

Немаловажно, что посредством своих планетных соответствий архангелы также выражают более тонкие энергии вселенной, связанные с Солнцем в центральной точке и тремя ближайшими к нему небесными телами — Меркурием, Венерой и Луной. В человеке этим планетам соответствуют воля, разум, эмоции и воображение — те самые внутренние качества, которые маг должен в себе уравновесить. Кроме того, следует отметить, что все эти четверо архангелов входят в более обширную группу из семи архангелов, предстоящих Богу, и, следовательно, способствуют личному соприкосновению с Божественным.

Поскольку вы представляете собой микрокосмическое отражение всей огромной вселенной, уравновешивая эти энергии вовне, вы одновременно приводите в гармонию и соответствующие внутренние качества. Чем больше времени вы проводите в состоянии внутренней гармонии, тем легче в дальнейшем восстанавливать и поддерживать этот баланс, который, в свою очередь, помогает осуществлять вашу истинную волю.

На Древе Жизни эти четыре планетные энергии сходятся в точке пересечения 25-го и 27-го путей — в центральной точке Парокет, радужной завесы, скрывающей Тиферет от нижних сфер. Эта точка — центр мира Йецира, мира Формирования, который в каббале именуется Малым Ликом и соответствует Руаху — духу или дыханию, центральной части души.

Как уже говорилось, выполняя Каббалистический крест, вы перемещаетесь в пределы миров Ацилут и Брия. Брия — это мир архангелов, хотя они могут проявляться не только в нем, но и на других планах.

Рафаэль (RPhAL)

Имя «Рафаэль» означает «Врач Божий», и этот архангел покровительствует врачеванию.  Он связан с Меркурием и Воздухом и управляет ангельским чином Бене Элохим (в гримуарах ему соответствует чин архангелов).

В некоторых книгах с сефирой Ход сопоставляется Михаэль, а с Тиферет — Рафаэль, поскольку Тиферет тоже ассоциируется с врачеванием. Но сторонники этой версии упускают из виду воздушную природу Рафаэля и огненную — Михаэля, а эти соответствия стихиям ясно указывают на то, что Рафаэль связан с Меркурием, а Михаэль — с Солнцем.

Упомянутая перестановка соответствий впервые отмечена в «Liber Juratus» («Заклятой книге Гонория»), датируемой XIII веком. К началу XVII столетия в ходу уже были оба варианта соответствий, как свидетельствуют о том различные версии рукописи, известной под названием «Девять Ключей».

Кроме того, Рафаэль помогает путешественникам; его часто изображают с посохом паломника и считают, что он защищает путников в дороге и, в особенности, во время перелетов по воздуху. Под покровительством Рафаэля также находятся все молодые и невинные. Рафаэль — архангел знания и коммуникации; его можно призывать на помощь во всех соответствующих областях — например, для улучшения памяти, изучения языков, успешной сдачи экзаменов и для решения деловых и бюрократических проблем.

Именно Рафаэль вручил царю Соломону перстень с пентаграммой, при помощи которого тот связал демонов и заставил их участвовать в строительстве храма. Говорят также, что Рафаэль исцелил землю после Потопа, а также посетил Ноя и вручил ему книгу по врачеванию, прежде принадлежавшую ангелу Разиэлю.

 Габриэль (GBRIAL)

Имя «Габриэль» означает «Сила Божья». Габриэль доставляет людям вести от Бога и, подобно самой сфере Йесод, олицетворяет связь человека со вселенной и божеством. Впервые он упоминается в ветхозаветной Книге пророка Даниила, где предвещает Даниилу пришествие мессии. Кроме того, Габриэль посетил Захарию и предрек, что у него родится сын Иоанн (Иоанн Креститель), но самое знаменитое из его деяний — Благовещение, когда этот ангел возвестил Марии о зачатии Иисуса. В исламе Габриэля (Джабраила) также почитают как божественного вестника, вручившего Мухаммеду Коран. Габриэль управляет архангельским чином Керубим (в гримуарах ему соответствует чин ангелов).

Как архангел Луны и Воды Габриэль властвует над скрытыми течениями бессознательного. Он может помочь в развитии воображения и сверхчувственных способностей. Кроме того, он ассоциируется с домашними делами и помогает обустроить и улучшить старое жилье или найти новое. Женщины могут обращаться к Габриэлю за помощью в случае нарушений менструального цикла. 

Габриэль может представать как в мужском, так и в женском облике. Нередко он держит в руке посох, украшенный лилиями, — символ плодовитости и помощи в осуществлении замыслов.

 

Михаэль (MIKAL)

Считается, что Михаэль был сотворен первым из всех ангелов; его почитают как предводителя ангелов и «первого среди равных».  Его имя означает «Кто как Бог». Обычно Михаэля изображает с мечом или копьем в одной руке и весами правосудия — в другой. Он управляет ангельским чином Малахим (в гримуарах ему соответствует чин сил).

Михаэль — архангел Огня и Солнца, помогающий людям в достижении целей и исполнении предназначения. Считается, что под его особым покровительством находятся бракосочетания и музыка. Если вы ставите перед собой достойную цель или нуждаетесь в защите, то за помощью следует обращаться именно к Михаэлю: это милосердный ангел и поборник справедливости.

В Библии Михаэль упоминается много раз. Именно он предстал Моисею в облике неопалимой купины. Он же спас Даниила из логова льва и возвести Марии о приближающемся Успении. В Апокалипсисе Михаэль стоит во главе небесного воинства, которое одерживает победу над антихристом. В Исламе эквивалентный ему архангел Микаил — предводитель молитвенного хора ангелов.

Вопрос о том, к какой сефире относить Михаэля (и, соответственно, Рафаэля) — к Тиферет или к Ход, — вызывал немало споров; с XIII века в различных гримуарах и даже в версиях одних и тех же гримуаров встречались оба варианта. Однако библейские ассоциации Михаэля с огнем и львом, а также  его роль предводителя небесного воинства ясно указывают на то, что сефира этого архангела — Тиферет, а не Ход.

Исследователь каббалы Гершом Шолем приводит свидетельства того, что имя «Метатрон» изначально было тайным именем Михаэля и что эта традиция сохранялась вплоть до IV века н.э. Это обстоятельство подчеркивает связь между Кетер и Тиферет — Отцом и Сыном, Великим и Малым Ликами. 

Метатрона описывают как одного из древнейших архангелов, и это согласуется с версией, согласно которой первым из ангелов был сотворен Михаэль. Его называют также Яхоэлем и Малым ИАО; еще одно из имен Метатрона — Ахтариэль, после которого всегда писалось имя Ях IHVH. 

Уриэль (AVRIAL)

Уриэль, известный также под именем «Ориэль», — архангел Венеры и Земли, покровитель мира и спасения. Его имя означает «Свет Божий», и этого ангела нередко изображают с пламенем или лампадой в руках. Уриэль олицетворяет силу света как просветления и духовной страсти. Его ассоциируют с магической силой и ее применением. Поэтому Уриэль помогает разорвать сковывающие нас узы, преодолеть инерцию и устремиться туда, куда несет нас «ветер перемен». Кроме того, этот архангел покровительствует астрологии и считается тесно связанным с электричеством. 

По преданию, Уриэль обучил людей искусству алхимии. Он вдохновлял Авраама и помогал ему на пути из Ура Халдейского. Как один из самых могущественных архангелов Уриэль хранит ключи от ада и стоит на страже врат преисподней. Он управляет ангельским чином Элохим (которому в гримуарах соответствует чин начал).

В некоторых текстах утверждается, что ангел Нецах — не Уриэль, а Ханаэль или Анаэль, так как последнего во многих средневековых текстах описывали как венерианскую сущность. Ставить Ханаэля в соответствие Нецах начали около XV века.

Шехина

В традиционной еврейской молитве («Криат Шма») на сон грядущий содержатся такие слова: «Во имя IHVH, Бога Израиля: по правую руку мою Михаэль, по левую руку мою Габриэль, а предо мной Уриэль, а за мной Рафаэль, а над моей головой Шехина Божья!»

Очевидно, что именно отсюда происходит «призывание архангелов» в составе МРП, хотя соответствия архангелов сторонам света было изменено в соответствии с системой Золотой Зари. В порядке эксперимента можно попробовать использовать вместо строки «А в столпе воссияла звезда о шести лучах» формулировку «А в столпе воссияла Шехина Божья». Тем самым в энергетику ритуала привносится женский компонент, и весь ритуал преображается, приобретая, в дополнение ко всему, превосходные уравновешивающие качества.

Впрочем, неявным образом Шехина и так присутствует в символике визуализаций, используемых в МРП. Для того, чтобы прояснить это положение, следует рассмотреть подробнее, что такое Шехина.

В различных традиционных школах еврейской каббалы Шехина описывается по-разному, но все эти версии, так или иначе, повлияли на современное представление о ней. Само слово «Шехина» происходит от корня «шахан» — «обитать, пребывать». Немецкие каббалисты описывали Шехину как огненное кольцо, окружающее Бога и породившее Престол Божий, ангелов и человеческие души. Это согласуется с представлением о Шехине как Божьей Невесте, соединяющейся с Богом в мире Ацилут и порождающей остальные три мира. Таким образом, Престол, ангелы и человеческие души оказываются соответствиями миров Брия, Йецира и Асия. Здесь очевидна параллель с огненным кругом, которым окружает себя маг в МРП, и с нисхождением божественной энергии в мага.

Когда Шехина нисходит в мир Брия, вокруг нее собираются высшие из архангелов, чтобы свет Шехины с их помощью сгустился в тело. Этот процесс связан с сефирой Бина — и как обителью Горней (непроявленной) Шехины, и как местом, где сила преображается в форму. Схожим образом, в МРП маг призывает Шехину в окружение архангелов.

Сойдя в мир Йецира и обретя форму, Шехина затем проявляется в мире Асия. Здесь у нее два основных проявления. Во-первых, как Дольняя Шехина, или Изгнанница, она подобна мировой душе или «Гее» Джеймса Лавлока 1. Во-вторых, как источник всех душ Шехина заключена и в каждом человеке: это та искра, которая стремится к воссоединению с Горней Шехиной, а через нее — с Богом.

Таким образом, Шехина присутствует с столпе, формируемом в ходе МРП, и как свет, нисходящий сверху, и как божественная искра в самом маге, и как земля у него под ногами. Это подтверждается тем, что Шехина может олицетворять и весь Срединный столп Древа, соединяющий Изгнанницу с Творцом, или Малкут — с Кетер.

Примером тому служит следующая цитата из книги «Зогар», которую следует понимать с учетом того, что маг в МРП уже воззвал ко Всевышнему, пребывающему в Кетер, когда исполнял Каббалистический Крест и визуализировал нисходящий свыше блистающе-белый свет, а также когда использовал божественное имя сефиры Кетер (Эхейе) при начертании пентаграмм:
«И Дух сей (Шехина) изошел из сокровенного мозга (Кетер). Ее называют Духом Жизни, и через Нее всякий человек постигает Хокму, Мудрость».

Некоторые современные мистики и маги отождествляют Шехину со Святым Духом, а другие — с женской ипостасью Святого Духа. Но такой подход принижает истинную роль Шехины: в действительности Шехина — это имманентное присутствие Бога, божественная искра, заключенная в каждом человеке. Из этой искры Малый ритуал пентаграммы раздувает пылающий огонь намерения, который послужит магу в дальнейших его операциях.

Из книги Frater Abiyah LBRP – The Genius Child of the Golden Dawn

Перевод © Анна Блейз, 2012



1. Джеймс Лавлок (р. 1919) — английский ученый, выдвинувший так называемую «гипотезу Геи», согласно которой планета Земля представляет собой единый сверхорганизм.