e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

О жизни

Марсилио Фичино

Глава XIV

Чины предметов, происходящие от звезд, а именно, предметы Солнца и так далее; и о том, как сделать солнечным наш дух

Ранее я уже говорил, что от каждой без исключения звезды (согласно учению Платона) происходит свой ряд вещей, [от наивысшей] до наинизшей[1]. Так, под Сердцем  Скорпиона[2], после демонов и людей, ему родственных, и после его животного, скорпиона, мы можем поместить растение астру (asterion): ее название означает «звездная»; формой она подобна звезде, сияющей в ночи; она, по словам врачей, подобна свойствами розе и обладает чудесной силой, исцеляющей болезни гениталий[3]. Под небесной Змеей или даже под всем созвездием Змееносца помещают Сатурн, а также, иногда, Юпитер; следом — демонов, нередко принимающих змеиное обличье, и людей, родственных этому созвездию; далее — змей-животных, змеиный корень (serpentaria)[4], камень драконит (lapidus draconitus), что зарождается в голове у дракона[5], и камень, обычно называемый змеевиком (serpentinus); и, сверх того, другие предметы, о которых я скажу позже. Под солнечной звездой Сириусом[6] помещают, прежде всего, Солнце; затем — Фебовых[7] демонов, которые, по свидетельству Прокла, иногда являются людям в обличьях львов и петухов[8]; затем люди того же рода и солярные животные; затем — растения Феба, металлы и камни того же рода, затем — пар и горячий воздух. И таким же образом, как полагают, от каждой звезды, сущей на тверди, нисходит своя вереница созданий — начиная с планеты, подвластной этой звезде, и далее вниз по ступеням. Итак, если ты, как уже было сказано, соберешь и соединишь друг с другом в должное время вещи Солнца, относящиеся к любой из ступеней солнечного чина, — например, людей солярной природы или что-либо им принадлежащее, либо солнечных животных, растения, металлы, камни или что угодно из того, что принадлежит им, то сможешь безо всех ограничений черпать из этого состава силу Солнца и, отчасти, природную силу солнечных демонов. Схожим образом дело обстоит и с другими [планетами], как о том уже было сказано.

Солярными считаются люди, о которых я сказал выше[9], а также те, кто родились при восходе Льва и при Солнце в этом же знаке или в аспектах к нему либо, таким же образом, под знаком Овна[10]. Солнечную природу имеет также кровь, взятая из левой руки здорового человека. Животные Феба — крокодил (crocodillus), ястреб-тетеревятник (astur), лев (leo), петух (gallus), лебедь (cygnus) и ворон (corvus). Лев боится петуха лишь потому, что в чине Феба петух стоит выше льва.  По той же причине, как говорит Прокл, аполлонический[11] демон, часто являвшийся в образе льва, исчез, как только перед ним поставили петуха[12]. Во всех этих животных самая солнечная часть — сердце. Полагаю, что тюлень (marinus vitulus) также подвластен Сердцу небесного Льва[13] и что по этой причине всякий, кто подпояшется на голое тело поясом из шкуры тюленя с пряжкой из тюленьей кости, избавится от болей в почках, против которых астрологи советуют использовать влияние этой звезды. Возможно, по той же самой причине утверждают, что тюленья шкура защищает от молнии. Среди растений Фебу принадлежат пальма (palma) и, в первейшую очередь, лавр (laurus), силою Солнца отвращающий змей и молнию. Благодаря тому же свойству ясень (fraxinus) отгоняет прочь ядовитых тварей. Лотос (loton) — также Фебово растение, на что указывает округлость его листьев и плодов, а также то, что он разворачивает листья днем и сворачивает ночью[14]. О том, что Фебу принадлежит и пион (paeonia), свидетельствуют не только его свойства, но и само его название[15]. К Солнцу относятся те цветы и травы, что закрываются, когда солнце уходит с неба, и раскрываются вновь, как только оно вернется, и непрерывно поворачиваются вслед за солнцем; также золото и камень под названием «элит» (lapis elitis), подражающий солнцу своими золотыми лучами[16]; также камень, именуемый глазом солнца (Solis oculus) и по форме подобный зрачку, излучающему свет[17]; также карбункул (carbunculus), который светится ночью[18], и пантавра (pantaura), заключающая в себе силы всех камней[19], как золото — [силы всех] металлов, а Солнце — [силы всех] звезд.

Итак, приведенный список содержит множество вещей, из которых, если тебе достанет мастерства, ты сможешь — выбирая такое время, когда Солнце будет обладать достоинствами, — составлять электуарии или мази, которые будут при внутреннем или наружном применении укреплять сердце, желудок и голову, дабы дух их сделался солнечным. Для этого пригодятся вышеупомянутая кровь[20] и сердца перечисленных животных, листья и плоды вышеназванных деревьев, цветы и травы, листовое золото и порошки из упомянутых камней; к ним также следует добавить шафран (crocus), бальзам (balsamum),  аир (calamus aromaticus), ладан (thus), мускус (muscus), янтарь (ambra), алойное дерево (lignum aloes), имбирь (zinziber), мастику (masticum), нард (spica nardi), корицу (cinnamomum), козульник (doronicum), кожуру лимона (citri cortex), цитварный корень (zedoaria), мускатный орех (nux muscata), мускатный цвет (macis) и гвоздику (gariophylus) с желтым медом или же с бальзамовым, мастиковым, лавровым или нардовым маслом. И повторю еще раз, что состав, включающий все эти компоненты или, по крайней мере, большую их часть, следует приготовить в такой час, когда Солнце будет обладать достоинствами. И начать его применение также следует под властью Солнца, в то же время облачившись в солнечные одежды, окружив себя вещами Солнца, созерцая, обоняя и воображая солнечные вещи, помышляя о них и желая их же. Сверх того, и в жизни своей ты должен будешь подражать достоинствам и дарам Солнца. Проводи свое время среди солярных людей и растений; постоянно касайся лавра.

Однако для здоровья твоего будет безопаснее, если ты добавишь к солнечным вещам средства Юпитера и, в то же время, Венеры, — в особенности венерианскую влагу (как, например, розовую и фиалковую воду или сок этих растений), потому что она умерит солнечный жар. Снадобья такого рода я уже и составлял сам, и описывал, как это делали другие, и совершенствовал, [заимствовав у других,] некоторыми добавками, о чем рассказываю в первой книге трактата «Попечение о здравии для ученых» и в книге «О долгой жизни». Кроме того, в книге «Против мора» я перечисляю растения, получившие от Солнца и Юпитера чудесную силу против моровых поветрий и ядов, упоминая в том числе траву «перфората» (perforata), именуемую также бесогоном (fuga daemon)[21]. Полагают, что силою небесных Граций он изгоняет вредоносные пары злых демонов. И то же самое делает всякое растение или камень, в котором заключена та же сила, — как, например, в коралле (corallus). А лунная трава, упомянутая Меркурием, — та, что имеет листья голубоватые и округлые и выпускает по одному новому листу каждый день, пока луна растет, а на убывающей луне каждый день по одному листу теряет, — сулит тому, кто использует ее, лунные годы (anni Lunari)[22]. Вернемся, однако, к изображениям и начнем еще раз с начала.



[1] Вероятно, имеется в виду высказывание из главы I.3 трактата «О жизни» («От этих упорядоченных форм происходит все низшие формы») или переведенный Фичино трактат Прокла «О священном искусстве у эллинов», послуживший философской основой для настоящей главы.

[2] Т.е. в иерархии звезды Антарес; см. примеч. к главе III.8.

[3] Согласно различным исследователям, под «астрой» здесь подразумевается либо девясил британский (Inula bubonium), либо астра ромашковая, или итальянская (Aster amellus). О свойствах этого растения пишет Плиний в «Естественной истории» (XXVII.19):  «Астру некоторые называют “бубонной”, потому что она служит самым лучшим лекарство от болезней в паху. У нее небольшой стебель с продолговатыми листьями, числом два или три, увенчанный мелкими звездчатыми цветками. Питье из этого растения также принимают как средство против змеиного яда; если же астру хотят использовать против паховых болезней, то советуют сорвать ее левой рукой и прикрепить к телу ниже пояса. Превосходно помогает она и против ишиаса, если носить ее как амулет».

[4] Змеиный корень (Polygonum bistorta), известный также под названиями змеиный горец, большой змеевик и раковые шейки, — травянистое растение семейства Гречишные; с древних времен использовалось в медицине (среди прочего, как средство от укусов змей).

[5] Мифический камень, наделявшийся чудодейственными свойствами. Согласно легенде, его следовало извлечь из головы дракона, пока тот еще жив, — иначе камень утратит свою силу.

[6] См. примеч. к главе III.8; в «Тетрабиблосе» и ряде других традиционных руководств по астрологии Сириусу приписывают качества Венеры, но здесь он соотнесен с Солнцем — вероятно, по причине своей исключительной яркости.

[7] Т.е. солнечных.

[8] Имеется в виду следующее рассуждение из трактата Прокла «О священном искусстве у эллинов»: «…[существует] множество солнечных животных, например, львы и петухи, и сами причастные божественного по своему собственному чину. И удивительно, как у этих [животных] меньшие по силе и по числу страшны для более крепких в обоих отношениях: ведь говорят, что лев отступает перед петухом. <…> Итак, присутствие солнечных символов в петухе более действенно: ясно, что он сочувствует солнечным обращениям и поет гимн светилу, восходящему и поворачивающемуся вокруг своего центра; из-за чего и некоторые ангелы стали зримыми, имея такие формы, и, будучи [по природе] бесформенными, являются нам, пребывающим в форме, оформленными. Затем, некий из солнечных демонов, являясь львиноликим, испугавшись петуха, исчез, говорят, отступив перед знаками более мощных [сил]» (пер. А. Петрова).

[9] См. примеч. выше к этой главе.

[10] Т.е. при восходящем Овне и при Солнце в Овне или в аспектах к этому знаку. Лев — обитель Солнца, Овен — знак его экзальтации.

[11] Т.е. солнечный

[12] См. примеч. выше к этой главе.

[13] Т.е. звезде Регул; см. примеч. к главе III.8.

[14] Ср. в трактате Прокла «О священном искусстве у эллинов»: «И лотос имеет отношение к симпатии: свернувшись до [появления] солнечных лучей, постепенно разворачиваясь, едва появляется солнце, он как бы восхваляет свет, полностью раскрывшись, и вновь сворачивается, когда оно уходит в погружение [= на запад]» (пер. А. Петрова).

[15] Пеан и Пеон (лат. Paean, Paeon, от др.-греч. Paian, Paieon) — эпитеты Аполлона (Феба); оба они означают «Врачеватель».

[16] Элит, или гелит (др.-греч. «солнечный камень»), — употреблявшееся в древности название различных камней, в том числе авантюрина и опала. Ср. у Прокла (цит. соч.): «…гелит подражает [своими] золотовидными лучами солнечным лучам» (пер. А. Петрова).

[17] Ср. у Прокла (цит. соч.): «…так называемый глаз Бэла и очертания имеет близкие зрачкам глаз, и из находящегося посередине в нем зрачка испускает сверкающий свет, [камень] же этот, говорят, следует называть глазом солнца». Вероятно, этот камень описан у Плиния под названием «астерия» (светлый звездчатый сапфир): «Следующая среди белых камней — “астерия”, драгоценный камень, что ценится весьма высоко по причине одной своей особенности: внутри себя, словно в зенице ока, он заключает свет. Свет этот, как будто движущийся внутри камня, выходит наружу по-разному, то в одну сторону, то в другую, сообразно тому, под каким углом держат камень. Если подставить его солнцу, он испускает белые лучи, подобно звезде, чему и обязан своим названием» («Естественная история», XXXVII.437).

[18] См. примеч. к главе III.1.

[19] См. примеч. к главе III.13.

[20] Т.е. кровь из левой руки здорового человека, относящегося к солнечному типу.

[21] Имеется в виду зверобой продырявленный (Hypericum perforatum), обладающий многими лекарственными свойствами.

[22] Под Меркурием здесь понимается Гермес Трисмегист, но в известных трактатах герметического корпуса это растение не упоминается. В «Иероглифике» Гораполлона (IV в. н.э.) схожие свойства приписываются финиковой пальме: «Желая изобразить год <…>, [египтяне] рисуют финиковую пальму, поскольку только это дерево из всех с каждым восходом луны порождает по одной ветви, как бы распределяя год по двенадцати пальмовым листьям» (пер. А. Алексаняна). Загадочное упоминание о «лунных годах» в тексте Фичино может объясняться искажениями при заимствовании из этого источника.

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016