e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

О жизни

Марсилио Фичино

Глава XV

О силе, которой, по мнению древних, обладают изображения и снадобья, и о причинах, по которым снадобья гораздо более действенны, чем изображения

Если ты приобрел камни, которые мы перечислили как Фебовы, не слишком давно, запечатлевать на них изображения нет нужды. Просто оправь их в золото и подвесь на нити из желтого шелка, а затем надень себе на шею, когда Солнце будет в Овне или во Льве и при этом либо на восходе, либо в середине неба и в аспектах к Луне. Однако Прокл утверждает, что камни Луны гораздо более могущественны. Первый из них — селенит (selenitum), который подражает Луне не только формой, но даже и движением, ибо он преображается вместе с луной[1]. Если ты найдешь такой камень и подвесишь его себе на шею оправленным в серебро и на серебряной нити в час, когда Луна входит в знак Рака или Тельца[2] и занимает один из углов гороскопа, то под его влиянием твой дух в конце концов станет лунным, ибо этот лунный камень, согреваясь теплом твоего тела, будет постоянно вливать в дух твой свою силу. Кроме того, Прокл упоминает еще один камень, под названием гелиоселенит (helioselinon), на котором сама природа запечатлела образ Солнца и Луны в соединении[3]. Если оправить его в позолоченное серебро и подвесить на нити из схожего материала, а затем надеть на себя, когда Луна сойдется с Солнцем в одной и той же минуте [дуги], находясь при этом в своей или в его [= Солнца] обители и в одном из углов гороскопа, то обретешь дух одновременно и солнечный, и лунный, или, по крайней мере, подобный тем качествам Луны, которые она обретает, соединяясь с Солнцем на одной и той же небесной долготе. При таком соединении Феба, сестра Феба[4], собирает воедино все его дары, рассеянные по миру, подобно Исиде, собиравшей части тела Осириса.

Но разве найдется среди солнечных или лунных камней хоть один, столь же могущественный в своем чине, как магнит и железо — в чине Полярной звезды? Рассказывают, правда, что Аполлоний Тианский нашел у индийцев некий солнечный камень под названием «пантавра», сияющий, как огонь. Камень этот зарождается под землей на глубине четырех саженей и заключает в себе дух столь могучий, что земля вздувается и раскалывается трещинами, там, где он зародился; и другие камни притягиваются к нему, как железо — к магниту[5]. Но последний, этот Геркулесов камень (lapis Herculeus), влечет к себе [не только железо, но и] наше внимание куда сильнее, ибо он всегда у нас под рукой. Дозорные на кораблях имеют при себе плавающую иглу с магнитом на конце, которая всегда указывает на [Малую] Медведицу, сообщая тем самым направление на полюс. Происходит это потому, что в магните преобладает сила Медведицы; от него же она передается железу и увлекает к Медведице их обоих — и магнит, и железо. Более того, сила эта рода заключена в них обоих изначально, а под лучами Медведицы постоянно прибывает. Быть может, янтарь (succinum) таким же образом стремится ко второму полюсу, словно к соломе[6].

Но, коль скоро речь зашла об этом, ответь мне, почему, собственно, магнит всегда притягивает железо? Не потому, что они подобны друг другу: иначе магнит не в пример охотнее притягивал бы другие магниты, а железо — [другое] железо. И не потому, что в чине тел, [составляющих цепь], магнит превосходит железо: напротив, металлы стоят выше камней. Почему же тогда? Оба они относятся к чину, происходящему от [Малой] Медведицы, но именно во владениях Медведицы магнит занимает более высокое положение, а железо — более низкое. В пределах одной и той же цепи вещей высшее притягивает низшее и вызывает в нем влечение или же тем или иным образом возбуждает его, или воздействует на него силой, которой насытилось от [их общего] источника прежде него. Низшее, в свою очередь, под действием той же силы влечется к высшему или как-то иначе приходит в возбуждение в его присутствии, или пропитывается его влиянием до глубины своего естества. Так, в чине Солнца низшее восхищается высшим, в чине Юпитера — воздает высшему почести, в чине Марса — страшится его, в чине Венеры — возгорается любовным пылом к высшему и предается ему всецело; в чине Меркурия — непременно учится у него или поддается на его убеждения; в чине Луны — зачастую приходит в движение под его влиянием, а в чине Сатурна — прекращает движение.

Дойдя в своих исследованиях до этой точки, еще юношей, я премного возрадовался и вознамерился вырезать в меру своих способностей изображение небесной Медведицы на магнитном камне, когда Луна будет к ней в одном из самых лучших своих аспектов, а затем подвесить его себе на шею на железной нити. Я надеялся, что тогда, наконец, приобщусь к силе этого созвездия. Но, продолжив свои изыскания, я, в конце концов, обнаружил, что влияние этого созвездия чрезвычайно схоже с Сатурном и Марсом. От платоников я узнал, что злые демоны в большинстве своем обитают на севере, и даже еврейские астрономы это признают, помещая на севере вредоносных демонов Марса, а на юге — благосклонных и подобных Юпитеру. От богословов и Ямвлиха же я узнал, что создатели изображений часто обманываются и бывают одержимы злыми демонами. Лично я видел во Флоренции камень, привезенный из Индии, где его достали из головы дракона, — круглый, как монета, и от природы покрытый множеством точек, расположенных в ряд, словно звезды. Если его смачивали уксусом, точки приходили в движение, выстраиваясь сначала в прямую линию, затем — в наклонную, вскоре начинали вращаться и продолжали до тех пор, пока уксусные пары не испарятся. Я, со своей стороны подумал, что этот камень обладает силой небесного Дракона и почти что воспроизводит его очертания [в расположении точек], а движение объясняется тем, что под влиянием уксусного спирта или крепкого вина камень становится восприимчивее к Дракону небес. Следовательно, тот, кто будет носить его на себе, часто смачивая уксусом, сможет, вероятно, заимствовать часть силы того Дракона, что свернулся двумя кольцами с одного боку от Большой Медведицы и с другого — от Малой. Кроме того, близ Скорпиона есть созвездие Змееносца: оно подобно человеку, подпоясанному змеей и держащему голову той змеи правою рукою, а хвост — левою; ноги его при этом слегка согнуты в коленях, а голова запрокинута. Я даже читал, что персидские маги советовали своему царю вырезать такое изображение на камне гематите (haematitus) и вставить в золотой перстень, но там, чтобы между камнем и оправой можно было вложить змеиный корень (serpentariae radix). Нося на себе такой перстень, ты обретешь защиту от ядов и ядовитых недугов, — если, разумеется, изготовишь его в час, когда Луна будет находиться в аспекте к Змееносцу. Пьетро д’Абано подтверждает действенность этого изображения[7]. Но я полагаю, что если этот перстень и обладает упомянутой силой, то не столько из-за изображения, сколько потому, что материалы такого рода, соединенные таким образом и в такое время, привлекают соответствующие влияния небес.

Не забывай, что камни, которые зарождаются в теле животных (дракона, петуха, ласточки и так далее), не причиняя последним вреда, столь же действенны, сколь и камни, рождающиеся под землей. Они соответствуют тем же звездам, что и животные, их породившие. Так, алекторий (alectorius)[8], извлеченный из желудка старого петуха, обладает солнечной силой; как утверждает Диоскорид, если человек будет носить этот камень во рту, никто не победит его в сражении[9]. Также он говорит, что красный хелидоний (chelidonius)[10], извлеченный из ласточки, исцеляет человека от меланхолии и делает его любезным и приятным[11]. Эти свойства проистекают от Юпитера посредством вышеописанных причин, а именно, потому, что звездные влияния распространены в подлунном мире повсеместно. Все вокруг подтверждает Платонову мысль: самая ткань вселенной так густо пронизана внутренними связями, что не только небесные вещи пребывают также и на земле, хотя и в земном состоянии, а вещи земные — на небесах, возведенные в небесное достоинство, но и потайная мировая жизнь и сама [Мировая] душа, Царица мира, заключают в себе небесные вещи в живом и мыслящем состоянии и качестве[12]. И, сверх того, на этом основании многие люди признают достоверным то магическое учение, которое гласит, что при помощи низших вещей, согласных с высшими, можно в подобающие времена привлекать к себе вещи небесные, а с помощью вещей небесных — обрести гармонию с наднебесными или даже, быть может, исподволь ввести их в наше собственное естество; впрочем, судить об этом последнем вопросе сам я не стану.

Тем не менее, вполне вероятно, что первого возможно достичь методами особого искусства, правильным образом и в подобающее время собирая многие различные вещи воедино. Вероятным это представляется, во-первых, по тем причинам, которые мы уже изложили выше; во-вторых, потому, что многие вещи такого рода — когда некто, сведущий одновременно и во врачебном искусстве, и в астрологии, соберет их, истолчет в порошок, смешает и приготовит на огне под влиянием определенной звезды, чтобы они в силу свойств самого состава и посредством брожения постепенно приняли новую форму,  — форму эту принимают под воздействием небесных лучей, действующих уже внутри состава; и, наконец, [в-третьих], потому что форма эта в результате сама оказывается небесной. Металл же или камень, на который гравировка наносится быстро, [а не в ходе длительного процесса, подобного приготовлению вышеописанного состава], судя по всему, не приобретает нового качества, а только меняет свой облик, не проходя при этом все положенные степени приспособления, характерные для природных изменений и зарождения новых тел.  Более того, поскольку небесная природа обычно следует тем же правилам, что и природа низшая, то есть с естественной скоростью, приближаясь к своей цели шаг за шагом, многие справедливо сомневаются, что изображения такого рода [т.е. на камнях и металлах] обладают хоть какой-либо небесной силой. Я и сам нередко в этом сомневаюсь, и когда бы все древние мудрецы и астрологи не утверждали единодушно, что изображениям и впрямь присуща чудесная сила, я бы это отрицал. Впрочем, отрицал бы не без оговорок: пока никто не разубедил меня, я полагаю, что, по меньшей мере, некоторую пользу для здоровья изображения все же приносят — главным образом, по причине выбранного материала; однако в значительно большей мере я полагаюсь на лекарства и мази, составленные при благосклонном влиянии звезд. О том же, что я подразумеваю под «выбранным материалом», речь пойдет в следующих главах.

И далее, чтобы истолковать мнение Плотина, я кратко изложу те выводы, которые можно сделать из рассуждений магов и астрологов, уверенных в полезности изображений, — однако с самого начала еще раз предупреждаю тебя, что работу с изображениями я не одобряю, а только описываю. Сам я использую не изображения, а снадобья, приготовленные в гармонии с небесами, — и ежедневно советую другим поступать так же. Что же до тебя, то если ты допускаешь, что Бог наделил чудесными свойствами вещи подлунные, то представь, сколь же более чудесны те, что уделены небесным вещам! И если ты полагаешь законным использовать низшие вещи ради доброго здравия, то признай законным и обращаться к высшим вещам, и, более того, при помощи врачебного искусства преображать вещи низшие по образу высших — подобно тому, как преображал их от начала сам Бог.



[1] «…селенит [своим] типом и движением обращается к луне» (Прокл, «О священном искусстве у эллинов», пер. А. Петрова). Название «селенит» происходит от др.-греч. selhnh — «луна». Это прозрачная, переливчатая разновидность гипса, обладающая мягким жемчужным блеском. Ср. описание этого камня у Плиния: «Селенит бел и прозрачен, а на поверхности цветом подобен меду. Он заключает в себе фигуру, подобную луне, и, если верить тому, что о нем говорят, отражает лик [ночного] светила в согласии с его фазами, день за днем, прирастая и убывая вслед за луною» («Естественная история», XXXVII.67).

[2] Рак — обитель Луны, Телец — знак ее экзальтации.

[3] «…гелиоселенит, словно изваяние совместного движения этих [двух] светил, уподоблен [их] совместным по небу движениям и расхождениям» (Прокл, «О священном искусстве у эллинов», пер. А. Петрова).

[4] Т.е., Диана (Артемида), сестра Аполлона, почитавшаяся как богиня луны.

[5] См. примеч. к главе III.14.

[6] Наэлектризованный янтарь притягивает к себе кусочки сухой соломы и другие легкие предметы, на основании чего его и уподобляли магниту, хотя в действительности этот эффект связан не с магнетизмом, а со статическим электричеством.

[7] Пьетро д’Абано, «О ядах», глава 4.

[8] Букв. «петушиный камень», от др.-греч. alektwr — «петух».

[9] Диоскорид, «О свойствах простых лекарств», 360. Ср. также описание из «Естественной истории» Плиния: «Алекторией называется камень, который находят в помете домашней птицы. Видом он подобен горному хрусталю, а размером — с боб. Как утверждают некоторые, Милон Кротонский носил при себе этот камень, и тот сделал его непобедимым в состязаниях атлетов» (XXXVII.54).

[10] Букв. «ласточкин камень», от др.-греч. celidwn — «ласточка».

[11] Диоскорид, «О свойствах простых лекарств», 359. Этот камень упоминается также в «Естественной истории» Плиния: «Хелидония встречается в двух разновидностях, и обе подобны цветом ласточке. Одна из них пурпурная с одной стороны, другая — пурпурная с черными пятнами»  (XXXVII.56).

[12] В основе этого рассуждения лежит следующий отрывок из трактата Прокла «О священном искусстве у эллинов»: «…мастера священного искусства, [проходя дорогой, ведущей] от симпатии, [присутствующей] во всех явлениях, к взаимосвязи [этих явлений] и к неявленным силам, [и] постигая все во всем, составляют для себя знание, [присущее] священному искусству, восхищаясь тем, что видят последние [вещи] в первых и самые первые в последних, [усматривая, в частности], земные по [своей] причине [вещи] в небе и небесным образом [там существующие], а небесные [усматривая] на земле, [существующие] земным образом.  <…> Итак, на земле земным образом существуют солнца и луны, а в небе небесным образом [существуют] и все растения и все камни и животные, живущие там мыслящим образом».

 Увидев эти [вещи], древние мудрецы, подводя одни - к одним, другие - к другим [вещам из числа] небесных, приводили божественные силы в смертное место, а привлекали [их туда] с помощью подобия: подобия ведь достаточно,  чтобы связать сущие друг с другом, и поэтому, если кто-нибудь пожелает зажечь фитиль от света светильника, [держа его] не в далеке от огня, то он увидит, что он загорается, не касаясь [при этом] огня, и воспламенение происходит снизу вверх. Итак, уясни себе, что зажигание аналогично симпатии здешних [вещей] к тамошним, приведение и помещение в удобное [положение фитиля] - использованию в священном искусстве материалов, сообразующихся с подобающим моментом и соответствующим местом, а передача огня [от света светильника к фитилю аналогична] присутствию божественного света в том, что способно принять [его в себя], а воспламенение [аналогично] обожению смертных [вещей] и осиянию [вещей], заключенных в материю, которые движутся к оставшемуся вверху, сообразусяь с воспринятым ими божественным семенем, [подобно тому], как [движется] свет зажегшегося фитиля.

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016