e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

О жизни

Марсилио Фичино

Глава II

О гармонии мира. О природе человека в соответствии со звездами. Как привлечь дары какой-либо определенной звезды

 

Не подлежит сомнению, что и сами люди, и всё, что их окружает, при определенной подготовке могут притязать на сродство с небесными вещами. Ибо все эти дольние вещи были сотворены небесами и неизменно пребывают под их управлением, да и с самого начала были подготовлены свыше для сродства с вещами небесными. И, главное, сам космос есть живое существо, превосходящее единством всех прочих тварей, и совершеннейшее из животных (если мы вправе назвать его животным)[1]. Поэтому как в нас самих качества и движения какой-либо части тела, в особенности одной из главных, распространяются и на прочие части, так и в космосе главные части своими действиями движут все остальные, и низшие части с легкостью воспринимают от высших, каковые, в свою очередь, охотно даруют. Ибо чем могущественнее причина, тем охотнее она действует и тем более склонна даровать. Следовательно, чтобы воспринять дары от небесных вещей, нам достанет лишь небольшой дополнительной подготовки, которая приспособит каждого к восприятию того особого дара, к которому он от природы склонен.

Но прежде, чем перейти к астрологическим качествам каждого из нас по отдельности, следует рассмотреть качество рода человеческого в целом. А род человеческий, по общему мнению арабских астрологов, имеет солнечную природу. Я полагаю, что это правда, если принять во внимание саму стать человека, прямую и прекрасную, а также утонченность его телесных соков, и чистоту его духа, и ясность его воображения, и присущее ему стремление к истине и чести. Но я бы добавил к солнечным еще и качества Меркурия, памятуя о проворстве нашего подвижного разума и еще о том, что человек рождается нагим, беззащитным и ничего не имеющим, но добывает все для себя сам, своим трудолюбием, — а это качество Меркурия. И, сверх того, я бы добавил качества Юпитера — по причине умеренности человеческого телосложения и человеческих законов, и еще потому, что после зачатия мы обретаем жизнь на втором месяце, подвластном Юпитеру, а рождаемся на девятый месяц, когда Юпитер снова приходит к власти[2]. Таким образом, больше всего даров любой человек может получить от этих трех [планет], но лишь при условии, что он будет ежедневно приспосабливаться к ним все больше и больше, используя различные предметы Солнца, Меркурия и Юпитера. Но что же насчет других планет? Сатурну непросто поставить в соответствие какое-то качество или судьбу, общую для всего рода человеческого, ибо он означает человека, обособленного от остальных, близкого или божеству, или скоту, благословенного или же, напротив, согбенного чрезмерными страданиями. А Марс, Луна и Венера означают страсти и действия, присущие в равной мере и человеку, и животным.

Итак, вернемся к Солнцу, Юпитеру и Меркурию. О многих вещах Солнца и Юпитера мы уже сказали, но вещи Меркурия как-то упустили из виду, а между тем к ним относятся олово, серебро, в особенности живое[3], серебряный марказит (marcassita argentea)[4], агат (lapis achates), стекло (как порфиритовое [vitrum porphyriticum][5], так и тех сортов, в которых желтый цвет сочетается с зеленым), изумруд (smaragdum), лак (lacca), те из животных, которые умны и хитры и, в то же время, деятельны, как обезьяны и собаки, и те из людей, что красноречивы, остроумны и подвижны, а также имеют длинное лицо и тонкие руки.

Искать же и использовать те вещи, которые относятся к какой-либо из планет, необходимо в точности тогда, когда планета эта обладает достоинствами: по возможности, в ее день и час и тогда, когда она находится в своей обители или экзальтации, или хотя бы в своем триплицитете или терме, или в одном из углов неба, и когда она не движется попятно и не попадает на сожженный путь[6], а также, предпочтительно, когда располагается к востоку от Солнца, выше Солнца, в своем апогее и в аспекте с Луной. Если кто-то просит милости от самой Луны и от Венеры, то делать это также следует в подобные периоды. От Венеры получают дары при помощи ее животных, которых мы упомянули выше[7], и при помощи сердолика (corneola) и сапфира (sapphyrus), лазурита (lapis lazili), желтой или красной меди, коралла (corallum) и всех красивых, разноцветных или зеленых цветов, а также при помощи музыкальной гармонии и приятных запахов и вкусов. От Луны же — при помощи вещей белых, влажных и зеленых, а также при помощи серебра, горного хрусталя (crystallum), скатного жемчуга (uniones) и серебряного марказита (marcassita argentea). Сатурн правит постоянством и стойкостью, а Марс — действенным движением, ввиду чего нам нередко приходится просить милостей и у этих планет; и делать это также следует в периоды, подобные вышеописанным. Чтобы получить что-либо от Сатурна, надо использовать любые материалы, подобные земле, темные и тяжелые, как свинец; пригодятся темная яшма (fusca iaspis), магнитный камень (magnes), камоин (? camoinum) и халцедон (chalcidonium); отчасти полезны также золото и золотой марказит (aurea marcassita)[8]. [Чтобы получить что-либо] от Марса, потребны материалы огненные или красные, красная медь, все сернистые вещества, железо и камень кровавик (lapis sanguineum)[9]. Сатурн несомненно имеет некоторое отношение к золоту. Так считают по причине тяжести этого металла; кроме того, будучи подобным Солнцу, золото содержится во всех металлах, как Солнце — во всех планетах и звездах[10]. И даже если кто-то пожелает осудить Сатурн и Марс как вредоносные по природе (во что я сам не верю), использовать их все-таки можно, как врачи иногда используют яды; Птолемей пишет об этом в своем «Центилоквии»[11]. Таким образом, и сила Сатурна, примененная осмотрительно, иногда приносит пользу, точь-в-точь, как, по словам врачей, вещества вяжущие, стягивающие и даже дурманящие, как опиум (opium) и мандрагора (mandragora), а из веществ Марса — молочай (euphorbium)[12] и морозник [helleborus][13]. Маги, брахманы и пифагорейцы в этом отношении были весьма благоразумны: опасаясь, что Сатурн станет угнетать их [своим избыточным влиянием] по причине их усердного рвения к философствованию, они носили белые одежды, ежедневно использовали звуки и песнопения Юпитера или Феба [= Солнца] и постоянно жили на открытом воздухе[14].

Никогда не забывай, что посредством всякой данной страсти и устремления нашего ума и соответствующего качества нашего духа мы легко и быстро открываемся тем планетам, которые обозначают ту же самую страсть, качество и устремление. Так, отчуждение от человеческих забот, праздность, уединение, постоянство, богословие, тайная философия, суеверия, магия, земледелие и страдания приводят нас под влияние Сатурна. Под влияние Юпитера мы приходим посредством государственных дел и таких занятий, которым предаемся ради почестей, а также с помощью натуральной философии и философии простой, понятной большинству людей, и с помощью государственной религии и юриспруденции; [под влияние] Марса — посредством гнева и состязаний; Солнца и Меркурия — посредством красноречия, песнопений, правды и славы, а также при помощи мастерства; Венеры — посредством веселья, музыки и праздников; Луны же — посредством образа жизни, подобного тому, который ведут растения. Прими, однако, к сведению следующие различия: прилюдные и торжественные изъявления ума принадлежат Солнцу, тогда как частные и опирающиеся в большей мере на мастерство и изобретательность — Меркурию. Торжественная музыка принадлежит Юпитеру и  Солнцу, веселая музыка — Венере, а та, что среднего свойства, — Меркурию. Схожие соответствия существуют и для неподвижных звезд. И это правило — общее для всего рода человеческого.

Частное правило для всякого отдельного человека будет заключаться в том, чтобы исследовать, какие блага обещает та или иная звезда в его карте рождения, и просить о соответствующих милостях именно эту звезду, а не какую-либо другую, и от каждой данной звезды ожидать не любых даров вообще и не тех, что присущи другим звездам, а именно тех, которые ей свойственны. Разумеется, много такого, что свойственно всем планетам, можно получить от Солнца как предводителя всех небесных тел и от Юпитера (в целом по той же причине); и, сверх того, все земные вещи в равной мере исходят от души и духа космоса. О том, что космос одушевлен как всякое живое существо и даже в большей мере, говорят не только платоники: арабские астрологи доказывают это со всей убедительностью. И в тех же сочинениях арабских авторов показано: если приспособить наш дух к духу космоса при помощи нашего страстного устремления и физического сосуда, подготовленного по правилам науки, то небесные блага перейдут в нашу душу и тело. Совершается же это[т переход одновременно] и снизу вверх, поскольку человеческий дух, действующий как посредник, укрепляется духом космоса, и сверху вниз, поскольку звездные лучи воздействуют благотворно на человеческий дух, который не только подобен этим лучам изначально, по своей природе, но и приобретает в итоге еще большее сходство с вещами небесными. 

 

 



[1] Ср. Платон, «Тимей», 30b, 30d: «…наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. <…> Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом» (пер. С. Аверинцева). Ср. также: Плотин, «Эннеады», IV.4.32: «…Вселенная есть “одно живое существо, охватывающее в себе все живые существа”» (пер. Т. Сидаша).

[2] Управление месяцами после зачатия распределяется по порядку планет, принятому в геоцентрической системе (от самой далекой до ближайшей): первым месяцем правит Сатурн, вторым — Юпитер, третьим — Марс, четвертым — Солнцем, пятым — Венера, шестым — Меркурий, седьмым — Луна, восьмым — снова Сатурн, а девятым — снова Юпитер. На втором месяце происходит начальное формирование всех основных органов плода.

[3] «Живое серебро» (argentum vivum) — старинное название ртути.

[4] Серебряный марказит — старинное название светлой разновидности пирита (железного колчедана), который также называли «кошачьим золотом» и «золотом дурака».

[5] Возможно, под порфиритовым стеклом подразумевается порфир — вулканическая порода темно-красного цвета, с античных времен использовавшаяся для изготовления статуй, в архитектурном декоре и т.д.

[6] «Сожженный путь» (лат. via combusta) — в средневековой астрологии название особо неблагоприятного участка зодиака, местоположение которого в различных источниках определяется по-разному. Ниже, в главе VI, Фичино соотносится «сожженный путь» с участком от 28° Весов до 3° Скорпиона.

[7] Очевидно, имеются в виду птицы Венеры, перечисленные в последнем абзаце главы I.

[8] Золотой марказит — старинное название более яркой разновидности пирита (железного колчедана).

[9] Вероятно, здесь имеется в виду гематит, хотя кровавиками называли и гелиотропы (которые Фичино относит к Солнцу).

[10] Во времена Фичино считалось, что все планеты и звезды светят отраженным светом Солнца.

[11] «Центилоквий» («Сто изречений») — собрание из 100 астрологических афоризмов, ошибочно приписывавшееся Клавдию Птолемею. Подразумевается афоризм 10: «Выбирая дни и часы, не забывай о двух злотворных планетах — Сатурне и Марсе; ибо и опытный врач в лечении человека использует яды в умеренных дозах».

[12] Молочай (Euphorbia) — род растений семейства молочайные. Содержит жгучий млечный сок, обладающий рвотными и слабительными свойствами. 

[13] Морозник (Helleborus) — род травянистых растений семейства лютиковые. По-видимому, подразумевается черный морозник, или чемерица черная (Helleborus niger), ядовитое растение, в малых дозах в древности использовавшееся как лекарство при параличе, подагре и психических расстройствах, но в больших дозах приводящее к смерти от остановки сердца.

[14] Ср.: Филострат, «Жизнь Аполлония Тианского», 3:15: «О том, каковы мудрецы и каков холм, где они обитают, довольно сказано самим Аполлоном, ибо в одном из своих посланий к египтянам он говорит: “Я видел индийских брахманов, обитающих на земле и не на земле, без стен обороненных и не владеющих ничем, кроме всего сущего”. Так пишет Аполлоний в изощренной своей мудрости, а Дамид передает, что брахманы используют для сна травяные циновки, устилая землю той травою, какою им заблагорассудится, а еще он передает, что видел, как они возносятся на высоту двух локтей и отнюдь не ради потехи, ибо чужды такому тщеславию, но удаляясь от земли и устремляясь вослед Солнцу — так угождают они богу. <…> Они молятся Солнцу, правящему по воротами года, дабы во благовремении согревало оно землю ради процветания Индии, а по ночам молят солнечный луч не скорбеть о ночи, но остаться с ними, ибо оп у них в плену. Потому-то Аполлоний и пишет, что “брахманы обитают на земле и не на земле”. А в словах “без стен обороненные” он разумеет туман, под покровом коего они живут, ибо, обитая по видимости под открытым небом, в действительности они воздвигли над собою сень, так что не мокнут под дождем, а греются на солнце, когда сами того пожелают. <…>  Голову они повязывают белой повязкой, ходят босиком, а одежду надевают так, чтобы одно плечо оставалось обнаженным» (пер. Е. Рабинович).

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016