e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

О жизни

Марсилио Фичино

Глава VI

О наших силах — природной, жизненной и животной[1], и о том, какие планеты им споспешествуют и как они это делают через аспекты Луны к Солнцу, Венере и, в особенности, Юпитеру

Наука о том, как правильно понять, к какой из этих планет относятся тот или иной дух, сила или предмет, и впрямь особо важна. Итак, Луна и Венера обозначают силу и дух природный и детородный и все, что усиливает последний.  Юпитер обозначает то же самое, но в более действенном проявлении, а также печень и желудок; и не последнюю роль он играет во всем, что связано с сердцем, духом и жизненной силой — как в силу того, что природа его созвучна солнечной, так и сам по себе, ибо в противном случае сердце не смогло бы должным образом принимать жизненный дух в месяц Юпитера. Потому-то греки называли Юпитера [= Зевса] жизнью и источником жизни[2]. Астрологи утверждают, что он также властвует над животным духом, говоря, что Юпитер помогает в философии и отыскании истины, а также в религии. Так же полагал и Платон, говоривший, что философы происходят от Юпитера. Именно это подразумевал Гомер, выражая мнение древних в таких словах: «Мысль у людей земнородных бывает такою, какую / Им в этот день посылает родитель бессмертных и смертных»[3]. И ничего подобного он не говорит ни о каком другом божестве, кроме Юпитера. Солнце обозначает преимущественно жизненный дух и сердце, но некоторую власть, и на самом деле немалую, имеет и над головой, будучи владыкой чувственного восприятия и движения; и, сверх того, оно отчасти связано с природной силой. Меркурий обозначает мозг и органы чувств, следовательно — дух животный.

Итак, самым надежным будет не предпринимать ничего без благосклонности Луны, ибо она передает небесные дары дольним вещам чаще и легче всего. Ее называют вторым Солнцем, поскольку она образует в каждом месяце подобие четырех времен года. Так, перипатетики полагают, что в первой своей четверти Луна горяча и влажна, во второй — горяча и суха, в третьей — холодна и суха, а в четвертой — холодна и влажна. Они убеждены, что свет свой она, несомненно, получает от Солнца; что она управляет влагой и деторождением и служит мерою всех перемен, которые проходит плод в утробе матери; что при каждом своем соединении с Солнцем она получает от него животворную силу, которой насыщается ее влага, а от Меркурия в том же месте[4] — силу, смешивающую ее соки. Меркурий же обладает этой силой потому, что он способен преображаться в любую другую планету, а также по причине своих быстрых обращений[5]. От Венеры в то же время и в том же месте[6] Луна получает силу, созидающую формы, пригодные для продолжения рода.

Стоит принять во внимание, что суточный путь Луны[7] тоже подразделяется на четыре четверти круга. В первой четверти, поднимаясь от востока до середины неба, она приумножает влажность и усиливает природный дух. Во второй четверти, спускаясь от середины неба к западу, оказывает на нас противоположное воздействие. В третьей четверти, продвигаясь от запада до подземной середины неба, снова усиливает упомянутый дух и влажность. В четвертой четверти она спускается [от подземной середины неба] до места своего восхода и, соответственно, ослабляет эти качества. Особенно наглядно это видно на берегах океана, где приливы и отливы следуют описанному образцу. Таким же образом Луна влияет на приливы и отливы [соков] в теле больного. Весьма возможно, что и Солнце в своих собственных четвертях [суточного] круга то усиливает, то ослабляет природный жар и жизненный дух. И таким же образом Солнце воздействует на животный дух, потому что Меркурий постоянно ему сопутствует. Зная об этом, врач сможет выбирать более благоприятное время для укрепления природного жара, или влажности, или какого бы то ни было из [трех наших] духов.  И на этом довольно о Луне.

Не пренебрегай Юпитером, ибо в один из месяцев Юпитера мы обрели жизнь, а в другой большинство из нас — те, кому посчастливилось более прочих, — появились на свет[8]. По своим качествам и влиянию он — посредник между Солнцем и Венерой и, схожим образом, между Солнцем и Луной; следовательно, он объемлет собою все сущее. Пренебрегать Солнцем, великим властителем небес, по нашему мнению, преступно и опасно, — однако, пожалуй, можно утверждать, что всякий, в ком есть Юпитер, уже имеет в себе и в Солнце, и что через Юпитер Солнце умеряется и приспосабливается к человеческой натуре лучше всего. О том, что в Солнце заключены все небесные силы, говорят не только Ямвлих и Юлиан, но и все прочие, а Прокл утверждает, что в присутствии зримого Солнца силы всех небесных тел собираются вместе и сливаются воедино[9]. Но никто не станет отрицать, что Юпитер — то же Солнце, только смягченное и приноровленное к человеку.

Не забывай и о том, что Луна, в свою очередь, смягчается Венерой. Ибо Венера, делающая человека плодовитым и счастливым, весьма полезна для жизни во здравии и процветании, а потому не упускай ее из виду. Впрочем, если ты должным образом сочетаешь Луну, подобную Венере, в точности равную ей по влажности и лишь чуть менее горячую,  с Юпитером или Солнцем, то получишь почти то же самое, что дает Венера.

Итак, самый безопасный и, в то же время, самый удобный способ заключается в том, чтобы выбрать время, когда Луна образует аспект с Солнцем и приближается к соединению с Юпитером или хотя бы аспектирует Юпитер и Солнце одновременно, а еще лучше — вскоре после того, как она выйдет из аспекта с Солнцем и устремится к соединению или другому аспекту с Юпитером. В это самое время соедини средства Солнца и Юпитера со средствами Венеры и примени их к себе. Если же некая необходимость или дело вынуждают тебя обратиться лишь к одной из этих великих сил, то прибегни к Юпитеру или же, есть такая возможность, к Юпитеру вкупе с Луною. Ибо ни звезда не пестует и не укрепляет в нас природные, да и все прочие силы так, как Юпитер, и ни одна звезда не дает нам большего и не посылает более благоприятных даров. К тому же, принимать его влияния полезно во всех обстоятельствах, тогда как принимать влияния Солнца иногда бывает небезопасно.

Ибо Юпитер благотворен всегда, а Солнце, по-видимому, нередко причиняет вред. Венера же сама по себе, без помощи других планет, влияет слишком слабо. Поэтому один только Юпитер зовется «отцом помогающим»[10]. Это подтверждает и Птолемей, говоря о снадобье, которое теряет свою силу, когда Луна соединяется с Юпитером[11]. Более того, он полагает, что при этом соединении природа всего тела вселенной чрезвычайно укрепляется. И, еще того более, я знаю по опыту, что во времена, когда Луна соединяется с Венерой, лекарства почти не действуют.

Когда опасность [для здоровья] исходит от флегмы, Луну следует использовать, скорее, в связи с Солнцем, а в связи с Венерой — только тогда, когда опасения вызывают желчь и излишняя сухость. Однако сочетание Луны с Юпитером до некоторой степени полезно при всех этих обстоятельствах и в особенности способствует изгнанию черной желчи и обновлению и укреплению всей совокупности телесных соков, общей для всех людей. Юпитер влияет на тепло человеческого тела так же, как вино, розовое масло, ромашка и лакрица, — а лакрица и розовое масло согревают холодное и охлаждают горячее, вино же действует схожим образом, а вдобавок увлажняет сухое и сушит влажное. Поэтому, когда Альбумасар говорит: «Нет жизни для живого, кроме как от Бога и кроме как через Солнцу и Луну…», — понимай это лишь как слова о влиянии, общем для всех живых существ. Человеку же наиболее родственно и близко влияние, идущее от Юпитера.

Телесной природе присущи силы влечения, удержания, пищеварения и выделения. Юпитер поддерживает их все, но в особенности — силу смешения, или пищеварения, а также силу порождения, питания и роста, по причине своей воздушной и обильной влажности вкупе с обильным теплом, умеренно превосходящим влажность. Лучи Юпитера, всегда и повсюду пребывающие в рассеянном состоянии, значительно умеряют свет Солнца, что идет человеку во благо; лучи Венеры оказывают такое же влияние постоянно, а лучи Луны — тогда, когда она проводит сквозь себя силу Венеры. Однако лучи Венеры и Луны излишне влажны, а потому нуждаются в некоем уравновешивающем влиянии, а лучи Солнца — излишне горячи и также требуют противовеса. Лучи Юпитера же в уравновешивании не нуждаются. Ибо что есть Юпитер, как не Солнце, изначально смягченное ради блага человеческой натуры? И что он, как не Луна и Венера, которым как бы изначально прибавили жара и могущества? Потому-то именно по положению Юпитера астрологи предсказывают, что год будет плодородным, погожим и целебным и на Юпитер надеются как на средство от всех грозящих человеку недугов. А Эмпедокл, приписывая, вслед за Орфеем, особые обязанности и свойства каждой планете, назвал владыкой размножения один лишь Юпитер[12].

Помимо Юпитера, во всех операциях советуют тщательно наблюдать за Луной как достойной посредницей между небесными и земными вещами. Соответственно, Луна должна находиться в таком градусе, положении и аспекте, которые способствуют желаемой цели. Она не должна находиться ни на эклиптике[13], ни под лучами Солнца, то есть в пределах двенадцати градусов с той или другой стороны от него, если только не окажется с ним в одной и той же минуте дуги. Многие знатоки полагают, что все планеты в соединении с Солнцем обретают силу, но при этом предел соединению отводится в тридцать две минуты[14], то есть по шестнадцать минут с той и с другой стороны от Солнца. Смотри, чтобы Луне не чинили препятствий Сатурн или Марс; и чтобы сама она не находилась на южной широте, [особенно] когда проходит те двенадцать градусов в окрестностях Солнца. И чтобы она не располагалась против Солнца, и чтобы свет ее не убывал, и чтобы она не была медленной, — а медленной она считается тогда, когда за одни сутки проходит менее двенадцати градусов. И чтобы она не находилась ни на сожженном пути, а именно, в промежутке от 28 градусов Весов до 3 градуса Скорпиона, ни в восьмом [доме], ни на асценденте, ни в термах Марса или Сатурна. Некоторые знатоки даже считают нежелательным положение Луны в шестом, двенадцатом, девятом и четвертом [домах]. В остальных же областях небес она считается благоприятной. В случае, если соблюсти все эти условия невозможно, выбери хотя бы такое время, чтобы Юпитер или Венера находились либо на асценденте, либо в десятом доме, возмещая таким образом изъяны Луны. В связи с этим также не забывай, что в период, когда Луна возрастает в свете, в нас усиливается не только влажность, но и дух и сила, и тем заметнее, чем ближе к полнолунию, особенно во второй четверти. В период же убывания света происходит противоположное, особенно в последней четверти. Первый тригон Луны к Солнцу считается сильнее второго, второй тригон — сильнее первого секстиля, а первый секстиль — сильнее второго. Восполняясь светом, Луна одновременно восполняется и теплом. Потому некоторые знатоки предпочитают следить не столько за тем, как Луна аспектирует Солнце (потому что она [почти] постоянно находится с ним в том или ином аспекте), сколько за тем, чтобы света в ней было как можно больше и чтобы он по возможности прибывал. И при этом она должна находиться в тригоне или секстиле с Юпитером или Венерой.

Далее, огненные средства укрепляют силу влечения, земные — силу удержания, воздушные — силу пищеварения, а водные — силу выделения. Если хочешь поддерживать в себе все эти силы, то укрепляй силу влечения при помощи огненных средств, когда Луна находится в знаках огня (а именно, в Овне, Льве или Стрельце) и в аспекте в Юпитеру. Силу удержания укрепляй при помощи земных средств, когда Луна находится в знаках Земли (Тельце, Деве или Козероге) и, опять же, в аспекте к Юпитеру. Силы пищеварения и деторождения укрепляй при помощи воздушных средств, когда Луна находится в знаках Воздуха (Близнецах, Весах или Водолее) и аспектирует Юпитер или приближается к соединению с ним. Силу выделения укрепляй при помощи водных средств, когда Луна находится в знаках Воды (то есть Раке, Рыбах или Скорпионе) и в лучах Юпитера[15]. Но достичь желаемого во всех этих отношениях будет проще всего, если Юпитер будет находиться в тех же знаках, [что и Луна], или, по крайней мере, не слишком от них отличных[16]. Если ты собираешься стимулировать кишечник твердыми лекарствами, смотри, [чтобы Луна находилась] в Рыбах; если жидкими — в Скорпионе, а если промежуточного рода — то в Раке. Если хочешь очистить кишечник через нижнюю часть, смотри, [чтобы Луна находилась] в Рыбах или Скорпионе, если через верхнюю — в Раке. Избегай злотворных аспектов Сатурна и Марса к Луне, так как первые расстраивают желудок, а вторые расслабляют кишечник. Избегай также положений Луны в Козероге и Тельце, поскольку они вызывают тошноту. И не раздражай, но старайся укрепить те части тела, которыми управляет знак, занятый в данное время Луной (потому что Луна приводит жидкости в движение)[17].

Этих рекомендаций вполне достаточно для поддержания природной силы и духа, которые властвуют над печенью и подразделяются на четыре вышеописанных способности. Но что можно посоветовать относительно жизненной силы и духа, процветающих в сердце? О них мы также сказали уже почти все необходимое. Им на пользу идут главным образом огненные и, отчасти, воздушные средства, применять которые надлежит, когда Луна аспектирует Юпитер и располагается в знаках, подобных тем, в которых находится он сам[18], а еще лучше — когда она образует аспект одновременно и к Юпитеру, и к Солнцу. И, наконец, животный дух, который управляет чувствами и движением и, следовательно, господствует в голове, укрепляется главным образом при помощи воздушных средств с добавлением некоторых огненных; и применять их надлежит тогда, когда Луна аспектирует Юпитер в знаках и располагается в знаках, подобных тем, в которых находится он сам, а еще лучше — когда она образует аспект одновременно и к Юпитеру, и к Меркурию.

Но здесь я хочу предостеречь тебя: не следует думать (как полагал когда-то я сам), что Меркурий — планета водная или земная. Будь это так, он бы не способствовал подвижности и быстроте ума; так что в действительности он, напротив, родствен по своей природе воздуху. Именно поэтому он так подвижен, так переменчив и так полезен для ума, особенно когда находится в Водолее, самом воздушном из знаков[19]. Влажен он лишь умеренно, и жара в нем не так много. В положении под лучами Солнца[20] он и вовсе считается сухим. Впрочем, полагают, что в элонгации[21] влажность его возрастает. Под лучами Солнца он заметно разогревается, перенимая солнечную природу, но когда он удаляется от дневного светила, жара в нем остается лишь немного, а влажность приходит в соответствие с его собственной природой. В целом, по степени жара Меркурий, пожалуй, не уступает Венере, но превосходит Луну, однако по влажности обе эти планеты его превосходят. Как показал Гали[22], в Меркурии смешиваются свойства других небесных тел, потому что он с легкостью перенимает качества всякого терма, в который приходит, и всякой звезды, с которой образует аспект. Полагаю, он столь переменчив потому, что не обладает ни великим могуществом, присущим Юпитеру, ни каким-либо преобладающим свойством, как большинство других небесных тел, и потому не может сопротивляться влияниям извне. И, наконец, будучи верным Ахатом[23] Солнца, Меркурий заимствует у последнего многие силы, а потому некоторые солнечные дары можно получить и от Меркурия.

Иногда говорят, что и Марс тоже подражает Солнцу в некоторых благих его свойствах, а Венера ниспосылает некоторые из даров, свойственных Луне. Не забывай об этих советах в своих операциях. И не пренебрегай термами[24]. Ибо говорят, что в термах, отличных друг от друга, как свет и тьма, одна и та же планета оказывает противоположные влияния. И, наконец, если опасаешься Марса, противопоставь ему Венеру. Если опасаешься Сатурна, используй Юпитер. И старайся при этом находиться в постоянном движении того или иного рода, насколько тебе по силам, но не допуская усталости; движение твое должно противодействовать тем внешним движениям, которые тайно готовятся причинить тебе вред, и в этом движении ты должен по мере возможности подражать ходу небес. Чем более обширное пространство ты сможешь покрывать в своем движении, тем лучше воспроизведешь движение небес и тем более тесную связь установишь с силами небесных тел, разлитыми повсюду в мире[25].



[1] Подразумевается традиционное для той эпохи подразделение человеческого духа на три ступени: природную (spiritus naturalis), жизненную (spiritus vitalis) и животную (spiritus animalis). Согласно этой теории, животный дух, наивысший и самый важный, непосредственно связан с душой и служит ее главным орудием. Его вместилищем служат полости головного мозга; посредством нервной системы он управляет мышцами и органами чувств, а также некоторыми психологическими функциями (такими как рассудок и воображение). Природный дух отвечает за пищеварение, рост и размножение, а жизненный дух — за физическую жизнь и плотские страсти.

[2] В античные времена имя «Зевс» ошибочно производилось от греческого слова zoe — «жизнь». Ср. также начало орфического фрагмента 168 (пер. А. Лебедева):

«Зевс стал первым, и Зевс — последним, яркоперунный.

Зевс — глава, Зевс — середина, все происходит от Зевса.

Зевс мужчиною стал, и Зевс — бессмертною девой.

Зевс — основанье Земли и звездообильного Неба.

3евс — дыхание всех, Зевс — пыл огня неустанна.

В Зевсе — корень морей, Зевс — также Солнце с Луною.

Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый».

[3] Гомер, «Одиссея», XVIII.136—137, пер. В. Вересаева.

[4] Меркурий никогда не отходит далеко от Солнца.

[5] Меркурий перенимает свойства любой планеты, с которой соединяется (см. ниже), а его синодический период обращения составляет всего 116 дней.

[6] Венера тоже всегда располагается довольно близко к Солнцу.

[7] Имеется в виду видимое движение Луны на небе, а не расстояние, которое она проходит за сутки в зодиаке.

[8] Имеются в виду месяцы после зачатия; см. примечание к главе III.2.

[9] Ямвлих, «О египетских мистериях», VII.3 и «О Пифагоровой жизни»  XXV, XXXV; Юлиан, «К царю Солнцу»; Прокл, комментарии к «Государству» Платона, II.220.11, комментарии к «Тимею» Платона, 3.63.21ff, 132.32 ff, «Гимн к Солнцу», особ. 8ff.

[10] Этимология, заимствованная из трактата Цицерона «О природе богов» (II.XXV): «…Юпитер, т. е. iuvans pater (“отец помогающий”), — его имя в косвенных падежах мы употребляем в форме Jovis — от juvare — “помогать”…» (пер. М. Рижского).

[11] «Центилоквий», 19: «Рвотное средство становится менее действенным, когда Луна соединяется с Юпитером».

[12] Псевдо-Эмпедокл, «Сфера», II.5.

[13] Т.е. не должна находиться в соединении с одним из лунных узлов.

[14] Видимый угловой диаметр Солнца.

[15] Астрологическое выражение «в лучах» или «под лучами» обычно используется применительно к Солнцу, означая положение планеты неподалеку от Солнца (в пределах от 3° до 30°, по мнению различных авторов), но не в тесном соединении с ним. В данном случае, вероятно, речь идет о таком же положении Луны в окрестностях Юпитера.

[16] Т.е. Луна и Юпитер должны находиться в знаках одного тригона.

[17] Ср. «Центилоквий», 20:  «Не выпускай кровь из той части тела, в знаке которой в данное время находится Луна».

[18] Т.е. Луна и Юпитер должны находиться в знаках одного тригона.

[19] По-видимому, здесь отразилось представление о том, что каждая стихия наиболее полно раскрывается в своем фиксированном знаке.

[20] См. примеч. выше.

[21] Элонгация — здесь: максимальное удаление от Солнца (применительно к Меркурию — от 18° до 28°).

[22] Гали Альбохазен ибн Абенрагель (Али ибн Аби-р-Риджал, расцвет ок. 1016—1040)  — арабский астроном и астролог, автор астрологического компендиума в 8 томах «О приговорах звезд».

[23] Ахат — преданный друг и спутник Энея в поэме Вергилия «Энеида»; имя его стало нарицательным.

[24] См. главу III.9.

[25] Подробнее об этой практике кругового движения см. главу III.11.

 

© Перевод: Анна Блейз, 2016