e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Арарита. Углубленный анализ Звездного Сапфира

Путник во тьме

 

Предисловие

Любопытно, что даже на фоне общего недостатка комментариев, исследований и описаний других ритуалов Алистера Кроули ритуал Звездного Сапфира («Liber XXXVI» или 36-я 1 глава «Книги Лжей» 2) как будто и вовсе проходит незамеченным или, в лучшем случае, рассматривается лишь издалека и в самых общих чертах. А между тем многие признают, что это — едва ли не важнейшая глава во всей «Книге Лжей», и очевидно, что и сам Кроули, и Теодор Ройсс, придавали ей большое значение. Сам Кроули утверждал (хотя историческая достоверность этого заявления вызывает вполне оправданные сомнения), что после публикации «Книги Лжей» к нему пришел Ройсс, чтобы выразить недовольство тем, что в этой книге открыто и «самым простым и ясным языком» 3 изложена главная тайна его оккультной организации — Ордена Восточных Тамплиеров (Ordo Temli Orientis, или О.Т.О.), к которому Кроули тогда еще не имел никакого отношения. Правда, остается вопрос, какую именно главу подразумевал Ройсс — 36-ю или 69-ю, но в действительности это не так уж важно, поскольку две указанные главы естественным образом дополняют друг друга. Возможно, в тайных архивах Святилища Гнозиса IX° О.Т.О. нашлась бы информация, способная внести в этот вопрос некоторую ясность, но на самом деле можно обойтись и без нее. В этом исследовании я не ставлю перед собой задачи раскрыть или хотя бы осмыслить тайны тех или иных эзотерических орденов. Тайны орденов — это их личное дело. И в этом отношении я не настолько компетентен, чтобы открыто высказывать какие-либо комментарии.

Полагаю, это мое признание может навлечь на мою книгу недоверие или даже презрение со стороны некоторых читателей. Да, у меня нет формального посвящения высокой степени ни в одной из магических организаций; и я не могу похвастаться тем, что получил изложенный здесь материал от каких-либо посвященных, решивших поделиться со мной драгоценными орденскими тайнами. Вся моя книга — это плод моих собственных упорных и прилежных трудов. Поэтому любое возможное совпадение моих выводов с «официальными» секретами тех или иных организаций следует расценивать как случайное и непреднамеренное — и как безобидный побочный продукт моей работы с данным конкретным ритуалом. Мои рассуждения отчасти сугубо умозрительны, отчасти получены на основе экспериментальных практик и, в любом случае, основаны только на моей личной точке зрения на вопрос.

Взявшись исследовать смысл этого ритуала и суть заключенных в нем тайн, я обнаружил, что материалов, касающихся его исполнения и символики, вообще очень мало. Даже теоретические дискуссии попадаются редко, не говоря уже об описаниях тех затруднений, с которыми люди сталкиваются при его проведении, тех радостей, которые он приносит, или тех новых возможностей, которые он открывает перед практикующими. Так что же, может, все дело в том, что его в действительности никто не исполняет? Или он вообще ни на что не годен? Или, может, есть какое-то правило, запрещающее его обсуждать? Может, наконец, люди боятся о нем говорить, потому что в этом ритуале содержится сексуальный компонент? В последнее трудно поверить, но остается предположить, что так оно и есть.

Разве не пора уже наконец отбросить викторианские предрассудки и заняться серьезным исследованием, сопоставив и проанализировав хотя бы те немногочисленные сведения, которые у нас все же имеются? Да, разумеется, Звездный Сапфир окутан покровом святости, оберегающим его от профанации, и нарушать этот покров было бы кощунством. Но очистить этот ритуал от напластования невежества и вульгарных предрассудков мы просто обязаны! Да, действительно, в нем есть сексуальный аспект; и некоторые из тех, с кем я беседовал на эту тему, убеждены, что рассуждать о нем не следует, ибо истинный смысл его доступен лишь немногим счастливчикам из числа посвященных, а в ответ на любые расспросы посторонних полагается лишь многозначительно кивать, время от времени прищелкивать языком и кривить рот в надменной усмешке: «Что? Звездный Сапфир? Ахх… Да-да, конечно… ну, вы же сами понимаете… да… пожалуй, я и так уже сказал слишком много».

Нет ни малейших сомнений, что Кроули опубликовал этот ритуал для того, чтобы люди — независимо от своей квалификации или места в посвятительной иерархии — его читали, исполняли и постигали ту силу, которую он в себе заключает. Опыт научил меня не доверять тем, кто в ответ на вопросы о Звездном Сапфире лишь намекает на некие глубокие тайны, свысока добавляя: «Вы еще не достигли той степени, на которой открывается этот секрет». У меня есть основания полагать, что они и сами ее не достигли. Итак, что же можно сказать о представленном здесь материале? Чтобы понять эту книгу, требуется не так уж много.

Во-первых, если этот ритуал вам незнаком, идите и прочитайте его. Он опубликован во многих сборниках работ Кроули.

Во-вторых, держите текст ритуала под рукой: я буду то и дело на него ссылаться. Кроме того, вам придется вслед за мной обращаться ко многим другим работам Кроули, отыскать которые также не составит труда. Поскольку автор Звездного Сапфира — именно Кроули, я считаю его книги основным источником информации по всем вопросам, связанным с этим ритуалом. Не знаю, бросается это в глаза или нет, но лично мне кажется очевидным, что символика Звездного Сапфира естественным образом согласуется с общей структурой, лежащей в основе магических операций А:.А:. — еще одной организации, к которой я не имею никакого отношения.

В-третьих — и это, я полагаю, важнее всего, — имейте в виду, что понять магическую работу только на интеллектуальном уровне невозможно: необходимо еще и действовать. Возможно, я ошибаюсь в своих оценках, но, так или иначе, прежде чем идти разводить лирику на интернет-форумах, ритуал следует проделать самостоятельно не менее трех раз. И, наконец, добавлю, что все мои дальнейшие исследования и разглагольствования основаны исключительно на личном энтузиазме; иначе говоря, все это кажется мне интересным и я хочу поделиться этим с другими. Надеюсь, моя книга вам понравится (даже если вы не согласитесь с выводами, к и поможет вдохнуть новую жизнь в этот замечательный ритуал.

Илл. 0. Небесная гексаграмма («777», столбец CXXIV)

Введение

Звездный Сапфир

Велик соблазн сразу же заняться самыми глубокими и «вкусными» частями ритуала, но если мы поддадимся этому искушению, то можем слишком быстро получить поверхностные ответы на волнующие нас вопросы и в результате потерять всякий интерес к более глубокому анализу. Поэтому сделаем глубокий вдох и начнем с начала — с деликатнейшего, легчайшего прикосновения к самым азам. И пусть нас не смутит необходимость говорить об очевидном…

Вопрос: что такое сапфир?

Ответ: Это драгоценный камень. Так же, как и его «брат» рубин, это одна из разновидностей корунда. Сапфир — священный камень третьей сефиры, Бины, темной матери. Бина отождествляется с великим и темным морем, символом жидкой среды потенциальностей. Быть может, этот сапфир — один «драгоценных камней чистейшей воды» 4? Здесь — первый ключ к исследуемому ритуалу. Далее, некоторым рубинам и сапфирам присущ очень красивый оптический эффект, называемый «астеризмом», — кажется, будто в камень заключена сияющая нежным светом шестилучевая звезда. Здесь, очевидно, скрывается еще один ключ, поскольку в обоих ритуалах, озаглавленных в честь этих камней, присутствуют гексаграммы: в Звездном Рубине пентаграммы призываются для того, чтобы в сердце круга сформировалась гексаграмма, а в Звездном Сапфире… но не будем забегать вперед!

Далее, из текста ритуала явствует, что его исполняет мужчина-маг, которому помогает женщина, предоставляющая «Мистическую Розу». Возможно, небольшая игра фантазии позволит поменяться гендерными ролями или, по крайней мере, даст магу возможность мысленно отождествиться с качествами другого пола. Правда, я интерпретирую Звездный Сапфир только с мужской точки зрения, поскольку я сам — мужчина и работаю с ритуалом в том виде, в каком он описан у Кроули. Но даже и при этом следует помнить, что Роза — это не пассивный объект, а активный проводник энергий, участник и причастник.

В ритуальной работе меня всегда интересует точность символики, стоящей за всеми элементами ритуала, и сам механизм церемонии. Насколько удачно составлена схема операции? Подкреплены ли цели ритуала надлежащими действиями, словами и мыслями? Производят ли эти действия и слова искомый эффект? В обычной речи зачастую важно не то, что мы говорим, а то, как мы это говорим. Так же обстоит дело и в ритуале. На основании своего личного опыта и ритуальной практики я убедился, что каждый ритуал, с которым мы работаем, необходимо переосмыслять для себя, опираясь отчасти на интуитивные ощущения, а отчасти — на критический анализ.

Вспоминается, как инструктор по тайцзи объяснял мне, что систематический анализ и разделение тела на основные компоненты, управляющие движениями, сокращениями мышц, весом и гибкостью, позволяет постепенно брать все эти составляющие под контроль. Впоследствии, когда мы начнем снова собирать все эти элементы в единую и цельную форму, мы уже будем понимать, как работает каждая часть и как она взаимодействует с другими частями. Схожим образом, если мы конструируем какой-нибудь механизм — например, военную машину, — то, прежде всего, необходимо понять, как действуют все его составные части. По этой же причине солдаты регулярно разбирают и собирают свое оружие: так они учатся понимать и чувствовать его все лучше и лучше. Точно так же каббалисты поступают со словами: они разбирают их на буквы, каждая из которых обладает своей сложной символикой.

Ритуал тоже становится гораздо более понятным, как только мы разделяем его на составные части. Многие ритуалы изначально описываются как последовательность отдельных пунктов 5.

Чтобы стрелять из пистолета, не обязательно знать, как он устроен; и точно так же ритуал может прекрасно сработать, даже если мы не понимаем его механики. Но чем лучше мы осознаем строение ритуала и взаимосвязь его элементов с целью работы, тем эффективнее он действует и тем надежнее можно обезопасить себя от неприятных случайностей. Не хотим же мы, в конце концов, по ошибке выстрелить себе в ногу!

Итак, в чем заключается цель Звездного Сапфира?

Известно, что его классифицируют как гексаграмматический ритуал (поскольку гексаграммы занимают очень важное место в его символике) и полагают, что он соотносится с ритуалом Звездного Рубина так же, как ритуал Гексаграммы — с ритуалом Пентаграммы 6.

Если пентаграмма служит для управления силами стихий, для их соединения или воплощения, то гексаграмма предназначена для преобразования энергии и перевода ее с плана на план (вверх или вниз). Таким образом, пентаграмма работает с горизонтальной осью, а гексаграмма — с вертикальной: «В столпе стоит звезда о шести лучах…» 7 В ритуале Звездного Сапфира маг возносит себя на более высокий план и одновременно низводит к себе божество, связывая его с собою воедино, что влечет за собой воплощение сокровеннейшего света. Последнее может быть понято и как Микропрозоп (также символически представленный гексаграммой) в операции Священного Ангела-Хранителя, центр которого располагается в Тиферет (сефире под номером 6), и как горний Макропрозоп, в котором все пары противоположностей разрешены в единство (символически представленное словом «ARARITA»). В связи с нашим исследованием немаловажно то, что Кроули пишет о гексаграмме в «Liber Aleph»:

Гексаграмма <…>, по большей Части, есть Разработка Формула Розы и Креста 8.

Таким образом, гексаграмматические ритуалы дают магу возможность соединиться с силами иных планов — более высоких или более низких; а это, в свою очередь, подразумевает примирение противоположностей и преобразовании их в нечто новое… но вправе ли мы считать Звездный Сапфир стандартным гексаграмматическим ритуалом? Пожалуй, настало время обратиться к тексту Звездного Сапфира и проверить, насколько верны все эти предварительные гипотезы.

Ритуал в разрезе

Ключевой компонент ритуала — повторяемость, будь то повторение отдельных действий в пределах одной работы или повторение всего ритуала в целом через определенные промежутки времени. Поэтому при разработке ритуалов полезно создавать циклы действий, которые будут с каждым повторением развиваться — например, обогащаясь символикой или как-то иначе способствуя все более точному сосредоточению внимания на поставленной цели. Сам этот принцип — залог успешного вхождения в транс и, следовательно, одно из важнейших орудий в нашем церемониальном арсенале. В ритуале Звездного Сапфира, на мой взгляд, выделяется три таких цикла, но каждый последующий цикл менее символичен, чем предыдущий. Исполняя символические действия перед конкретными, оператор получает возможность активизировать символы при помощи конкретных действий 9. Когда дело доходит до конкретных действий, оператор уже настроен на нужный лад и реагирует на них сообразно тем энергиям, которые ранее были обозначены символами. Благодаря этому достигается ценный эффект одновременной работы и с символами, и с конкретикой. Когда мы пытаемся соединять символическую и конкретную работу в одних и тех же действиях непосредственно, внимание неизбежно рассеивается, сосредоточенность теряется. «Отключиться» таким образом от цели иногда полезно и даже необходимо, но именно в данном ритуале это было бы не вполне уместно.

Продолжение следует…

 

 

Перевод © Анна Блейз, 2011


1. 36 = 62, совершенное проявление Гексаграммы. 6 = Тиферет/Солнце; следовательно, 6 х 6 — это Солнце, умноженное само на себя. Кроме того, «6 в квадрате» соотносится с разделом 2 рассматриваемого ритуала как поэтическая метафора. — Здесь и далее примечания автора, если не указано иное.

2. Алистер Кроули. Сердце Мастера. Книга Лжей. М.: Ганга, Телема, 2009, стр.168—169. — Примеч. перев.

3. The Confessions of Aleister Crowley. Jonathan Cape, London, 1969, pp. 709—710.

4. AL III:66. Обратите внимание на контекст, на окружающие стихи. Учтите также, что число 66 ассоциируется с клипот, а те (с поверхностной точки зрения) располагаются в Бездне.

5. Единого и общепринятого определения ритуала не существует, но, полагаю, никто не станет спорить с тем, что ритуал — это определенная последовательность действий, которая при необходимости может повторяться, а также содержать повторения в самой себе. Сам факт того, что мы выделяем в этой последовательности отдельные действия (даже если они сменяют друг друга достаточно плавно), говорит о том, что между любыми двумя соседними действиями подразумевается некий перерыв или переход.

6. Алистер Кроули. Сердце Мастера. Книга Лжей. Указ. соч., стр. 169. — Примеч. перев.

7. Заключительная реплика ритуала Пентаграммы; см.: Алистер Кроули. Магия в теории и на практике. М.: Ганга, Телема, 2009, стр. 579. — Примеч. перев..

8. Алистер Кроули. Книга Алеф. Мастер Храма. М.: Ганга, Телема, 2011, стр. 138. — Примеч. перев.

9. Здесь и далее под «символическими» действиями мы понимаем жесты, слова и прочие указания на какие-либо абстрактные принципы или обозначения объектов, не присутствующих в ритуале физически. Под «конкретными» мы подразумеваем действия как они есть, — манипуляции с физически присутствующими объектами. В ритуалах, ставящих своей целью манифестацию (то есть призывание или вызывание некой силы или сущности), эти два типа действий необходимо различать очень четко.