e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Телемитский взгляд на семь смертных грехов

Sr. Barhat

«Семь покровов у танцовщицы в гареме, которым владеет ОНО….Семь евнухов с мечами наголо охраняют Ее… Семь голов у Зверя, которого она оседлала…»

Да, традиционное, каббалистическое, толкование этой семерки, всем нам известно. Но есть и другие семь засовов, которые охраняют ту, что ждет преодолевших соль желаний земных, есть и другие семь голов дракона, каждая из которых может сожрать Мага, недооценивающего ее опасность.

Так или иначе, эти семь завес упоминаются в любом духовном учении, провозглашающем Бессмертие. Например, в христианстве они определены так: Гордыня, Зависть, Гнев, Лень, Алчность, Чревоугодие, Сладострастие. Смертные грехи – то есть, то, что влечет за собою потерю спасения души.

Наше восприятие часто навязывает подобным рекомендациям неприятную дидактическую интонацию. Но виною тому – лишь кажущаяся усеченность провозглашенного пути. Имеется табличка с именем пункта назначения, однако не объясняется – а зачем, собственно, по нему идти, какие духовные бонусы гарантированы страннику. А те объяснения, которые есть, слишком уж привязаны к энергиям Малкут, что возмущает сердце потенциального сталкера. Однако отсутствие путеводителя с подробным описанием маршрута вовсе не означает, что мы не можем попробовать составить его самостоятельно – понять, почему семь «смертных» грехов и в Телеме являются дверями, преграждающими путь к Бездне. Не воспринимать эти предупреждения буквально, но взглянуть на них с эзотерической точки зрения.

Гордыня

Должно быть, любое направление, в котором имеет место быть линейное развитие личности, в качестве неприятного побочного эффекта плодит гордецов особенной, пошлейшей масти. Знаете ли вы что-нибудь более жалкое и забавное, чем гордыня воспарившего духа?

Церемониальная магия в этом смысле особенно опасна, ибо на ее плодородном поле грех гордыни являет себя во всем своем полноцветии и словно из рогатки отбрасывает назад тех, кто, вроде бы, интеллектуально безупречен. Изначально ритуальными практиками интересуется огромное количество романтиков, склонных к позерству – их влечет храмовая эстетика и перспектива мрачного манипуляторства. Ничего дурного в этом нет – разумеется, в том случае, если человек способен перейти от эффектной позы к осмыслению символизма своих деяний и непосредственно к Творению Воли.

Четыре добродетели Сфинкса – Желать, Сметь, Знать, Молчать. Часто выходит так, что тот или иной адепт ну никак не может проМОЛЧАТЬ, если вдруг обнаруживает, что его Знание более весомо по сравнению с интеллектуальным багажом прочих Желающих и Посмевших.

Для Орла пребывание в Небе – естественное состояние. Возгордившиеся же отросшими крыльями скорее напоминают птиц, с ликующим кудахтаньем воспаривших к полутораметровому потолку курятника.

Каббала предупреждает нас о трех основных завесах, ограждающих от знания тех, чья психика пока не готова впитать и переработать их. На самом деле таких завес – в контексте каждой личности с ее уникальным опытом, знаниями, травмами – гораздо больше. И подступ к каждой из них предсказуемо сопровождается торжественным предвкушением Бога. Обыватель, который оторвал голову от вкусного бутерброда, задумчиво потаращился в небесную гладь, подумал о том, что мир – явно глубже и шире сформулированных о нем представлений, прочел несколько книг, тоже ведь ждет, что вот-вот сама Бездна взглянет ему в глаза, разглядев в нем Равного. Но высунув нос за Завесу Профанов, он видит, казалось бы, все то же – дуальность понятий, тернистость путей. Он- то ждал два заслуженных крыла, а получил – каторжный труд в дремучем лесу.

Гордыня – это жажда результата как она есть.

Гордыня – это полное отсутствие таланта и навыка видеть Звезду в каждом обращенном на тебя взгляде.

Гордыня – это нежелание видеть сложные взаимосвязи Вселенной.

Истинный телемит – это отчасти Джордано Бруно, который понял и провозгласил, что центр Вселенной – не Эго, не собственная самость, которую принято ставить во главу угла в современном обществе. Иногда за подобные мысли твои же внутренние инквизиторы готовы возвести тебя на костер самоуничижения. Однако не стоит забывать, что самоуничижение – лишь вторая сторона той же медали, а на другом полюсе относительно Гордыни находятся Уважение и Любовь.

Хорошо о Гордыне сказал дон Хуан Матус (пером Карлоса Кастанеды): «Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире – это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, он не видит в нем ничего, кроме самого себя. Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Быть магом означает быть легким и текучим. Чувство собственной важности – главнейший и самый могущественный из врагов человека».

Кроули, разумеется, тоже много говорит об избавлении от чувства собственной важности. Например, в «Мистицизме и Магии» он пишет о той необыкновенной свободе, которую получает человек, переживший интенсивный опыт дхьяны (самая важная часть которой, по словам Кроули – как раз исчезновение Эго). «Вселенная перестает существовать для него, а он сам – для Вселенной. Поэтому отныне его Воля может передвигаться к своей цели беспрепятственно». Только тому, кто преодолел Гордыню, «помогает инерция всей Вселенной».

Не может Гордец нести на себе Проклятие Степени Мага – говорить Истину. То есть, возможно, в иные моменты он и провозгласит ее, но это будет выступление попугая, повторяющего веселую чушь на потеху толпе. Осмыслив истину невозможно, если ты видишь внутреннего Бога только в себе самом, а в других – нет.

Зависть и Алчность

Телемит – это человек с самоощущением Звезды. «Каждый мужчина и каждая женщина – звезда».

Зависть же – это полное отсутствие самоуважения (а значит, нежелание согласиться с телемитской концепцией личности, неумение увидеть собственную уникальную орбиту, которая никак не пересекается с орбитами других Звезд). Это желание травмы и смерти, потому что, как писал Алистер Кроули в «Магии в теории и на практике», «каждый человек имеет право на полную самореализацию – которое по сути своей есть право на самосохранение.

Для телемита Завись должна восприниматься не столько пороком, сколько сигналом. Если она всплыла на поверхность, значит, таким вот способом САХ подает сигнал SOS. Еще цитата из «Магии в теории и на практике»: «Каждый человек по сути своей самодостаточен. Но он не удовлетворен собою до тех пор, пока не установил правильные для себя отношения со Вселенной». Если траектория другой звезды кажется более совершенной и выверенной, это говорит всего лишь о том, что Магия (а каждое наше деяние, как мы помним, есть священная Магия) – не работает, надо остановиться, прислушаться к себе, «осознаться», пойти по другой дороге.

Алчность пасется на соседнем поле с Завистью. По сути, это тоже жажда результата. Кроме того, жадность отнимает у алчущего настоящий момент, ориентируя его на достижения будущего. Тот, кто не умеет удержать в ладонях каждую проходящую сквозь них минуту, никогда не обретет Осознанности, никогда не сможет практиковать Пратьяхару. Гнев, Чревоугодие, Сладострастие

В «Мистицизме Алистера Кроули» Дэниэл Гантер весьма внятно говорит об архетипическом значении Света и Тьмы. Он дефинирует Ад как бессознательное самого человека. «Очередное возвращение к сознательному состоянию укрепляло саму волю к осознанности. Развивающийся разум отождествлял самого себя с миром света и сознания; бессознательное же ассоциировалось с тьмою, смертью и сном».

Тот, кто выбрал для себя путь Телемы, ежедневно препарирует собственное бессознательное, пытается пролить на него Свет, завоевать Сознанием новые темные территории. Медитируя на Старшие Арканы Таро, входя в измененные состояния сознания в процессе ритуальной работы, испытывая внетелесные состояния, Маг работает с бессознательным, погружается в его тёмные воды, пытаясь «взять» глубину, где личное бессознательное переходит в коллективное. Но на пути к проникновению в архетипы сталкера подстерегают не только перспективы интереснейшей работы по расшифровке многослойных символов, но и такие чудища морские, что мало не покажется.

Гнев – первый из списка семи ограждающих врат, который приходит к нам из самых донных глубин личного Ада, бессознательного. Вслед за ним бок о бок идут Чревоугодие и Сладострастие. Эти головы Зверя объединяет то, что человек, в котором они просыпаются, будто бы перестает быть хозяином себе самому. Его сознание больше не Творит, у руля оказывается бессознательное, а уж в какие штормовые моря оно заведет каждое конкретное суденышко, зависит исключительно от везения слабого капитана, так легко и дешево отдавшего штурвал непонятно кому.

Как часто можно услышать в качестве извинения от гневливой особи примерно такие слова: «Не знаю, что мною руководило» или «Как будто бы кто-то в меня вселился». В синонимическом ряде к слову «разгневаться» можно встретить и фразеологизм «выйти из себя».

Маг и телемит – это человек, который всегда, в любых обстоятельствах, остается собою. Именно поэтому все, кто выбрал для себя путь внутренней алхимии, рано или поздно приходили к идее обожествляющего равновесия. В «Учении и ритуале» Элифас Леви писал: ««Равновесие в идеях – мудрость, в силах – могущество. Равновесие строго: соблюдайте закон – оно существует, нарушьте закон хотя бы слегка – нет больше равновесия». Почему Кроули такое большое значение придавал йоге, почему он считал, что это первичная подготовка Мага, то, с чего начинается Путь? Асана – это путь к идеальному равновесию. Тело словно подает сигнал сознанию – каким должно быть то состояние, которое помогает идти вперед. В «Мистицизме и магии» Кроули пишет о сути асан вот что: «Есть некая золотая середина между напряженностью и расслабленностью: мышцы не должны быть туго натянуты, но не должны и провисать». Слово «мышцы» тут можно запросто заменить на «мысли» - и мы получим описание священного состояния Мага – состояния внимания и присутствия. Обретенное равновесие помогает человеку всегда оставаться собою, ни в каких ситуациях не становиться послушной марионеткой собственного же бессознательного.

Сладострастие и Чревоугодие проявляют себя не так ярко и разрушительно, как Гнев. Эти головы Зверя не то чтобы общественно порицаются – на них реагируют разве что снисходительным «ай-ай-ай», массовое же искусство и вовсе поощряет гедонизм в его самых опасных, машинальных, формах.

Есть и другой лагерь, в которое приводит искателей Бездны не что иное, как дуальное мышление. В этом лагере в качестве преодоления греха Чревоугодия предлагается его святая противоположность – аскеза, рецептом же преодоления Сладострастия предсказуемо становится целибат. Однако искусственное воздержание от любви и пищи скорее похоже не на чистоту бескрайнего неба, а на чистоту накрахмаленной наволочки. Это смешно.

Это другой берег той же самой пропасти.

Дверью, закрывающей знание от искателя оного, является вовсе не сам акт поглощения пищи или принятия любовной ласки от того, в ком ты разглядел Звезду – а машинальность этого акта. Чувственность – один из важнейших ресурсов познания, поэтому один из величайших возможных грехов – расходование ее впустую, на автоматизированное действо.

Вроде бы, Телема поощряет поглощение во всех его разновидностях. Однако это всего лишь иллюзия. Ибо в том же тексте, который призывает к чувственной усладе, содержится и такое, например, предупреждение: «глупцы да не поймут любовь превратно; ибо есть любовь – и любовь». То же текст, который прославляет изобилие сладостей и пряностей, предупреждает, что все это допустимо лишь « в любви ко мне». Все это есть призыв к осознанности. Потому что любовь чувственное удовольствие – это потенциальная дверь в запредельное. И тающая на языке конфета, и объятия любовника – все это возможность выйти в открытый космос, туда, где нет времени и пространства, а существует только настоящий момент, который длится вечно.

Никогда не сможет возлечь на лоне Нуит тот, кто позволяет драконам бессознательного встать у руля.

Лень

В профанном мире Лень считается скорее слабостью, нежели убивающим душу грехом. И только тот, кто сделал хотя бы несколько шагов на Пути, знает точно, что Лень – это медленное убийство внутреннего Бога. Сама формула «Великая Работа» подразумевает то, что Лени не место в сознании Мага. Алистер Кроули настаивал на практиках в ежедневном режиме – и это, по его мнению, лишь начало дороги, в дальнейшем же необходима сакрализация любого будничного действа. Телемит – это человек, который принял на себя ответственность за свои мысли, слова и деяния. Кроули много писал о взаимосвязях Вселенной – он считал, что малейший жест вызывает изменения в организме человека и в окружающей среде. Поэтому растрачивание драгоценнейшего ресурса – отведенных каждой Звезде минут в актуальном воплощении – это тяжелое преступление против собственной Истинной Воли. «Каждому человеку, - писал он, - следует превратить Магию в лейтмотив своей жизни. Следует изучить ее законы и жить в соответствии с ними».

Поэтому тот незадачливый странник, чей ум периодически отсутствует за ненадобностью, тот, кто привык нежить себя в теплом болотце автоматических действий, никогда не посмотрит в глаза собственному Ангелу.