e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

"Подставь другую щеку" в контексте телемитской философии

Sr. Lucifer

Очень много богословских и обывательских споров провоцирует знаменитый завет – «если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» (Матфея 5:39). Что это такое – добродетель, смирение, бесхребетность, потенциально заразительный добрый пример?

Никто не будет спорить, что любой миф содержит в себе не только текст, но и подтекст, несмотря на то, что огромное количество людей предпочитает ориентироваться именно на текст, игнорируя дополнительные смыслы. «Религии мира суть лишь символы и покровы Абсолютной Истины». Впрочем, среди кроулианцев нет тех, кому не интересна «кухня мифа». Потому что за каждым словом и образом Кроули кроется еще один смысл, и за этим смыслом – еще один, как матрешки, прячущиеся во чреве друг друга. Сняла решительно пиджак наброшенный, затем – еще один, под ним – пиджак. Человеку, который предпочитает разжеванные тезисы и ясные, низведенные в земную плоскость проповеди, Телема покажется населенным чудищами фэнтезийным темным лесом.

Давайте попробуем рассмотреть тезис «ударившему тебя по щеке подставь другую» с точки зрения телемитской философии.

Телема – это в первую очередь культ Любви в тончайшем и высочайшем ее аспекте. Это излучение любви и радости, это путь, который позволяет нащупать внутри своей личности ту платформу, для которой излучение Любви – естественно, будь платформа та авгоэйдом, Священным Ангелом-Хранителем (САХ), духом святым, будхи или гением. Также Телема – это культ уважения Воли, собственной и чужой, потому что философия ее уравнивает людей по принципу наличия в каждом из них того светлого начала, которое Кроули назвал Ангелом, «дабы внушить смирение искателю метафизических истин».

Все то агрессивное, воинственное, марсианское, что провозглашает Телема, главным образом направлено на уничтожение препон, условностей, паттернов и схем, которые, как кокон еще не рожденную бабочку, окружают единственно истинное состояние души, САХ.

«Как кислота разъедает сталь, как раковая опухоль разрушает тело до основания, так и я – для духа человеческого… Неуспокоюсь, пока не растворю его до конца».

Недавно я участвовала в споре на предмет того, что есть истинное самоуважение – дать отпор, если тебя обидели или пребывать в таком состоянии сознания, что обидеть тебя не представляется возможным вовсе. С моей точки зрения, ответ очевиден. Если ты опираешься на Эго, если отождествляешь себя с ним (или, что еще более запущенный случай – с коктейлем «Эго + тело»), то ты являешь собою набор мишеней разной степени прорисованности. Бей не хочу. Ходячая коллекция слабых мест – тут уж, если выжить хочешь, поневоле научишься либо маскироваться, либо атаковать, притянув за длинные уши аргументы о том, что это и есть самоуважение. Если же ты точно знаешь – за толщей того, что причиняет тебе боль, что мешает тебе быть безупречным Воином, есть некий абсолют, чистота света, и если ты предпочитаешь опираться не на кокон, а на спящую бабочку внутри оного, то отношение к частностям мира – таким, как та же нанесенная обида – меняется. Разве можно обидеть Бога? Разве нужно Богу защищаться?

И вообще, почему считается, что защита – это искусство? Защита – это очевидный навык, это банально, это нетрудно, все наше раненое общество пропитано идеей ее. От высоколобого «троллинга», где пятьдесят оттенков изысканного хамства легко перепутать хоть с прямотой, хоть с вошедшей в моду фоновой мизантропией, до прямого удара в табло где-нибудь в темной подворотне. Почему доктор Хаус так популярен? Потому что он гений идеи защиты – да еще какой защиты, приперченной высоким интеллектом и умением классно шутить.

Истинное же искусство – это как раз беззащитность. Защититься – с большим или меньшим изяществом – может каждый, а вы попробуйте показать мягкое брюшко, вот где требуется истинная сила духа.

Да, беззащитность – искусство.

Не бесхребетность, не слабость. Не беззащитность как единственно возможное состояние (потому что нет ресурса для атаки). А именно беззащитность осознанная, беззащитность как выбор. Если провести аналогию с Древом жизни, то это состояние Хесед – когда уже познана и опробована на вкус сила Гебуры, но сделан выбор пойти дальше и практиковать Милосердие . Потому что истинная сила дается отказом от ее применения. Потому что только воистину сильный может быть по-настоящему милосердным.

Умение нащупать свою «бабочку» внутри толстого кокона – это только часть Пути. «Тут писец познал цветок нарцисса в сердце своем, но устыдился и смолк, ибо уст его тот цветок не коснулся». Эта часть Пути индивидуальна – кому-то она дается практиками, ловлей эталонного состояния сознания во время медитаций и ритуалов и затем воплощения его в реальную будничную жизнь. Кому-то – чтением и обдумыванием священных текстов. Кому-то – наблюдением за чужим примером «святости в миру».

Однако Путь не будет совершенным, если концентрация на развитии собственной души мешает человеку познать истинность тезиса, что «каждый мужчина и каждая женщина – Звезда». Бабочка дремлет в сердце каждого. Может быть, у искушенного философа-практика эта бабочка уже струится из глаз, она на виду, очевидна, объективна, на нее опирается не только он сам, но и окружающие, влекомые ее светом. А у пьяницы, который валяется у гастронома с фингалом под левым оком и в обосанных штанах, она настолько опутана серыми нитями, что иногда кажется, ее и вовсе нет. Но это не так – Звезда есть в каждом, это единое начало, это эманация невыразимого Бога, и Телема как раз провозглашает равенство этой божественной потенции. Мы все равны, и все едины, поскольку в каждом есть потенциал Бога – неважно, реализованный или нет.

«Я узрел сварливых сутяг и себялюбцев… Я узрел в них Тебя».

«Я узрел лишенных величия и милосердия – гарпий, рвущих когтями свою нечистую пищу. Я узрел в них Тебя.

Я узрел непристойных, быколюдей, скованных в бездне гниения, и ради боли грызли они друг другу языки. Я узрел в них Тебя».

Иногда бывает, что двое входят в некий божественный резонанс, и происходит так, словно общаются уже не они сами, а их САХ. Влюбленные, например. Ложка дегтя: обычно это происходит на первом этапе отношений, когда люди настолько еще очарованы друг другом, что их общение напоминает бхакти-йогу. Принятие и отдавание.

Легко наладить диалог между САХ с возлюбленным, или с собственным ребенком. Но истинная безупречность – это когда ты способен увидеть САХ в глазах каждого встречного, когда «каждый мужчина и каждая женщина – звезда» становится не догмой и лишенной жизни формулой, а единственно возможной реальностью. Разглядеть ангела в каждых обращенных на тебя глазах.

Как говорил мистик Ал-Халладж:

«Я – Он, Кого люблю, А Он, Кого люблю, Он – Я.
Мы – духа два, что населяют одно тело.
И глядя на меня, Его ты видишь,
А глядя на Него, ты видишь нас обоих».

Так вот, подставить другую щеку, когда тебя ударили по одной – это никакая не бесхребетность и никакая не слабость, это попытка наладить диалог между САХ. Это уровень Хесед – когда в ответ на агрессию ты предлагаешь свою беззащитность, показываешь своего Ангела – и это первый шаг, чтобы рассмотреть Ангела оппонента. Потому что, как бы пафосно это ни прозвучало, демонстрация Ангела обезоруживает и дает удивительный опыт пробуждения Бога внутри.

«Дойди до самых пределов и покори в себе все.
Покори и свой страх и отвращение свое. А после – сдайся!»