e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Три типа личности в Телеме

Олег Телемский

Согласно закону Телемы, люди разделены на рабов и свободных. Этот постулат очень часто воспринимается неверно, и трактуется, чуть ли не как призыв к возрождению рабства. Потому следует сразу сказать, что речь идет не о материальном, а о духовном рабстве, в котором находится абсолютное большинство. Не признавать этот факт означает подобно страусу прятать голову в песок, ибо беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что большинство людей находятся в состоянии раба.

Раб не может выбирать свой путь, поскольку он принимает то, что ему навязали по факту и месту рождения. Раб не может выбирать религиозные, политические, культурные, эстетические убеждения – он слепо принимает то, что ему дают. Раб не способен сомневаться – он верит в то, что говорят священные книги, газеты или ТВ, раб не способен думать – все его мышление состоит из заимствованных из своего окружения шаблонов. В Книге Закона сказано: Об этих глупцах из числа людей и их печалях не заботься вовсе! Чувствуют они мало; что есть, уравновешено лишь вялыми радостями; но вы есть избранные мои.

Телема – не для рабов. Они мертвы, эти люди; они не чувствуют. Мы не для несчастных и унылых. У нас нет ничего общего с отбросами и неспособными: дайте им умереть в их убожестве. Телема не может и не стремится стать массовой религией. Телема обращает свой зов к немногим. Точнее к тем, кого можно назвать людьми особого типа.

Одним из самых устойчивых предрассудков, которые свойственны нашему времени, является миф о всеобщем равенстве. Каждый, кто подвергает критике этот миф, оказывается обвинен в лучшем случае в снобизме, а в худшем в фашизме. Исходя из этой логики, «фашистами» являлись величайшие людей истории: Леонардо да Винчи, Аристотель, Платон, Шанкрачарья, не принимавшие миф о всеобщем равенстве.

Видный эзотерик XX века Георгий Гурджиев очень метко замечал, что прежде чем провозглашать бессмертие души, следовало бы эту самую душу иметь, а Карл Юнг писал, что часто ему попадались клиенты, полностью лишенные какой-либо внутренней жизни – пустые как гнилой орех.

Миф о всеобщем равенстве – иллюзия. Люди различаются умом, талантом, интуицией, наконец, уровнем культуры. Если культура европейского человека (дабы не быть обвиненным в национализме и расизме, уточняю, что «европейским человеком», можно считать человека любой национальности и расы, получившего воспитание в Европе) позволяет выстраивать законы на основе билля о правах, то в некоторых африканских странах, попытки построить правовое государство приводили к падению в хаос и анархию. Даже Эон Гора не придет сразу во все страны, кто-то примет его раньше, кто-то позже.

Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что люди существуют на различных эволюционных уровнях, между которыми мало общего. Переход с одного уровня на другой, более высокий возможен, но это происходит не так часто, как хотелось бы, и одна из нравственных задач телемита - посильная помощь тем, кто все же решается разрушить ту власть, которую имеет над ним воспитание в плебейском окружении.

Помимо простого разделения на рабов и свободных, существует и более сложная тринитарная классификация. Эта классификация имеет много аналогов в других сакральных традициях, что говорит в пользу её универсальности. Гностики – то есть посвященные первых пяти веков, - учили, что люди разделяются на три категории: гилетический или телесный тип, полностью подвластный инстинктам и социальным нормам, психический или душевный тип, который хоть, во многом, и находится под властью свинца, может освободиться от нее, страстно возлюбив образ божественного логоса, и, наконец, пневматический или духовный тип, который достигает полной свободы с помощью чистого опыта познания. Мы видим, что многие авторитеты в области западной магии заимствовали эту классификацию, например разделение на тело душу и дух прослеживается в работах Жерара Анкоса (Папюса).

Идентичную систему, без какого-либо намека на заимствование, мы находим в тибетском ламаизме, где говорится о трех уровнях бытия – «тело, речь и ум», или «нирманакайя, самбхогокайя и дхармакайя». В индийской Тантре, разделение практически идентично – «пашу – скот, виру – герой и дивья – божественный».

Универсальная классификация, деление на три человеческих типа проходит по линии способности или неспособности к интеллектуальной интуиции и пониманию идей и образов, не связанных с материальным. Самым точным определением этой трехступенчатой иерархии будет цитата из Фридриха Ницше, который вряд ли был знаком с гностиками, хотя, по сути, детально воспроизводит основную идею: «одни презирают возвышенное, другие влюблены в возвышенное, третьи живут в возвышенном».

В Книге Закона троичная классификация следует из следующих цитат: Зовущий нас Телемитами не ошибётся, если внимательно рассмотрит это слово. Ибо в нём Три Ступени - Отшельник, Влюблённый и Человек Земной. Грубые должны пройти через огонь; пусть тонкие будут испытаны интеллектом, а возвышенные избранные – высочайшим.

Цитата из Ницше проясняет очень многое. Несложно понять отличие низшего типа от двух высших. Всем нам приходится сталкиваться с человеко-животными, чьи потребности существуют и реализуются исключительно на биологическом уровне. Эти существа, которые, по справедливому мнению Леонардо да Винчи, находятся гораздо ниже животных, в лучшем случае презрительно относятся ко всему, что касается символической жизни, а в худшем готовы преследовать все, что не укладывается в их модель мира. Отбросив условности и ложную деликатность, каждый из нас мог бы вспомнить множество примеров людей, ведущих жизнь тупых и покорных рабов. Все же попытки освободить их неизбежно приводят к черной неблагодарности к своим освободителям, и появлению еще худшей системы рабства. Книга Закона констатирует очевидное: Не рассчитывайте на перемену: вы будете, как были, и никак иначе. Посему цари земные пребудут Царями вовеки, рабы будут служить. Нет ничего, что будет низвергнуто или вознесено; всё так, как было всегда.

Но каково отличие между вторым и третьим типом? Как ни странно, на этот счет различные оккультные сообщества придерживаются совершенно разных мнений.

Посмотрим, что общего между цитатой из Книги Закона, гностическими философскими пассажами и афоризмом Ницше. В цитате из Книги Закона, второй тип называется «влюбленный». По мировоззрению гностиков, второй тип освобождается не напрямую, как высший, а через образ логоса, посредством страстной любви к богообразу. Наконец в афоризме Ницше, говорится о том, что «средние влюблены в возвышенное». Из трех составляющих человека, именно с душой ассоциируется влюбленность, а вспомним, что у гностиков второй тип назывался «человек души». Ключевым является понятие «влюбленность» которое нам предстоит проанализировать.

Но прежде чем приступить к анализу, я считаю необходимым сделать несколько предупреждений. Поскольку Текст Книги Закона запрещен для комментирования, (однако не запрещено проводить возможные параллели), все написанное ниже прошу считать комментарием к цитате из Ницше. Это будет разумнее еще и потому, что каждый стих Книги Закона имеет множество граней и смыслов, которые неизбежно могли бы оказаться упущены. Мы берем лишь одну малую грань и развиваем её понимание.

Влюбленность – идея, приближающаяся к любви, но ею не являющаяся. Хотя влюбленный и стремится страстно к единению с возлюбленным в акте любви (о понятии любви – одна из прошлых глав), самого единения еще не происходит. Если к любви подходит формула «ноль равно двум», и в этом пламени двое становятся одним, то влюбленность - это только стремление к любви. Индивидуальность влюбленного все еще является отделенной от возлюбленного, стремящейся, но не являющейся.

Именно потому, все наставления и разъяснения необходимы именно на стадии влюбленного. Задача влюбленного - установить связь с возлюбленным, переведя влюбленность как стремление к соединению в любовь как само соединение. Низшему человеку не нужны наставления, ибо «не мечите бисер перед свиньями», высший не нуждается в наставлениях, ибо все уже в нем. Все напряжение противоположностей, весь динамизм, проистекающий из поляризаций несовместимых противоположностей, вся драма поиска себя и Бога, находится на уровне «влюбленного в возвышенное». Искусство за редкими исключениями провидческого искусства духа – всецело пространство «влюбленного в возвышенное».

Состояние влюбленного всегда неустойчиво. Есть выбор – влюбленность в возвышенное может перейти в акт соединения с ним и тогда уже «не ты идешь по пути, но ты и есть путь». Но точно так же влюбленность в возвышенное, как и самая обычная жизненная влюбленность может исчерпать себя, погаснуть, и произойдет падение на самый примитивный уровень. Сколько раз каждый из нас слышал достаточно стандартные слова о том, что, дескать, «когда-то я видел смысл в самосовершенствовании, а теперь считаю что это все игра с собой, а реальны только семья и работа».

Влюбленный – это точка бифуркации. Это для Живущего в возвышенном «в бездне невозможно падение», для влюбленного падение возможно и вероятно. Шестой аркан Таро, который так и называется – «Влюбленные», прежде всех смыслов и интерпретация символизирует стадию выбора пути. Классический образ этого аркана – мужчина, стоящий между двумя женщинами – Евой и Лилит. Будничное существование, сбалансированное вялыми радостями, или всепоглощающий восторг, чередующийся с столь же всепоглощающимся ужасом. Стагнация или движение. Быть как все или идти против ветра? Это основной вопрос шестого аркана. В Колоде Кроули его символизм значительно отличается от классического, однако образы Евы и Лилит остались неизменными.

Следует быть осторожным и не делать слишком поспешных выводов. Любое объяснение - это не истина в последней инстанции, но всего лишь разметка карты, которая позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Психика человека это далеко не цельный монолит, а, скорее, банка с металлическими стружками. Автономные комплексы, СКО, субличности – фрагментарность психики имеет много имен. Потому, говоря о трех типах, мы должны понимать, что это деление, как и всякая классификация, относительно, хоть и универсально. Иногда одна часть психики уже сделала выбор, другая противится первой, а третья, самая глубинная, даже не подозревает о сути вопроса. Великая работа, может быть уподоблена плавильному огню в печи алхимика, который, в итоге, должен сплавить металлическую стружку в монолит, или (другая метафора - смысл один) превратить свинец в золото.

Выбор между Евой и Лилит мы делаем каждый день и каждый час. Делать запись в магический дневник или нет? Делать обязательный ритуал или нет? Прочитать новую книгу или нет? Тысячи маленьких выборов, вроде бы не связанных между собой. Если хотя бы в пятидесяти процентов вы делаете выбор в пользу Лилит – я готов вслед за тантриками назвать вас Героем.

Что такое состояние жизни в возвышенном? В отличие от «влюбленного», это состояние полностью лишено драматизма и напряжения. Духовная практика на этом уровне не экзотика, а единственно возможная форма жизни – мы уже не понимаем – а разве иначе возможно? В этом состоянии нет ни ложной гордости от своей исключительности и причастности к возвышенному, ни священного трепета, ни ужаса отвращения к обыденному миру. Это состояние полностью органично – мы можем не замечать, что, моя посуду, мы размышляем о тайных путях между Хесед и Биной, а, делая покупки, – об амбивалентной природе Меркурия.

Нет смысла оказываться в ловушке понятий. Это состояние вовсе не требует какого-либо искусственно культивируемого одиночества или аскезы. Аскеза – это прерогатива напряженного состояния влюбленного. Здесь отшельничество естественно и органично.

Этого состояния невозможно достичь искусственно. Оно не может быть выстроено как стена, оно прорастает подобно растению или плоду в утробе. Это состояние чистой воли а «чистая воля свободна от вожделения к результату». Влюбленный стремится к слиянию с возвышенным, но сам процесс слияния подчиняется совсем иным законам, нежели законы сознания. Здесь в качестве параллели напрашивается дзенская идея о «непривязанности к просветлению». Я хотел бы закончить эту главу великолепной притчей из одной из святых книг Телемы, которая иллюстрирует сказанное выше лучше любых концепций.

52. А еще был колибри, который заговорил с рогатым змеем и попросил у него яда. И великий змей Святого Кема, царственный змей Урей ответил ему:
53. Я плыл по небу Ну в ладье, называемой Миллионы Лет, и я не видел ни одного существа на Себеке, которое было бы равно мне. Яд моего клыка - это то, что я унаследовал от своего отца, и отца своего отца; как отдам я его тебе? Ты и твои дети, живите так, как жили я и мой отец, и, возможно, через сто миллионов поколений, милосердие Всемогущих сможет наградить твоих детей, отдав им древний яд.
54. Тогда колибри опечалился и полетел к цветам, как будто они ничего не сказали друг другу. Но все же вскоре змей ужалил его, и он умер.
55. Но прекрасный бог Ибис, который медитировал на берегу, слушал и слышал. И он отбросил свой образ Ибиса и стал похож на змея, говоря: Может быть, через сотни миллионы миллионов поколений мои дети получат каплю яда с клыка Высочайшего.
56. И действительно! Когда луна взошла трижды, он стал змеем Уреем, ибо яд прижился в нем и в его семени навеки.

© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.