e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Формула IАО: попытка анализа

Олег Телемский

Анализ и осмысление формул дело далеко не простое. Магические формулы, они же тайные имена бога, всегда считались непостижимыми по определению. Но если невозможно приблизиться к сути магической формулы посредством размышления над её проявлением в творчестве человеческого духа, мы можем прикоснуться к невыразимой сути магических формул.

Бог творит вселенную посредством слова. Это представление, несомненно, является подлинно архитепическим, ибо проявляло себя в разных никак не связанных культурах. Индусы, евреи, гностики, христиане, проявляют удивительное единодушие в этом вопросе.

Бог творит вселенную из хаоса. Значит, тайные имена его есть выразители, неких изначальных законов, которые организуют пространство духа и материи. Произнесение имени есть приведение в действие этого закона. А поскольку макрокосм и микрокосм едины, то те же законы, действуют в пространстве микрокосма, то есть человеческой психики.

Определение магических формул у Кроули наиболее соответствует юнгианскому определению архетипа. Многие часто путают богов с архетипами, но это не совсем верно, поскольку боги – суть проявления архетипа, то есть архитепические образы, магические же формулы есть выражение изначального архетипа. То есть, можно сказать, что магические формулы суть более сложны для постижения, чем боги.

Боги четко соответствуют путям на древе – медитация на них проста – достаточно воспользоваться соответствиями Liber 777, и при наличии упорства, силы и некоторых знаний, постижение произойдет. Но как постигнуть магическую формулу, сердце богов, слова «тайного и невыразимого Бога», которые почти столь же невыразимы.

Юнгианское определение архетипа, вполне может быть применено к магической формуле: «Архетип в себе есть некий непредставимый, наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. Меня часто спрашивают, откуда берется архетип, приобретается он или нет. Ответить на эти вопросы прямо нельзя. По определению архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архитепическими), но делается это так, что распознать их можно только по производимому ими эффекту. Они наличествуют предсознательно и предположительно, образуют структурные доминанты психического вообще. Их можно сравнить с незримо присутствующей в маточном растворе кристаллической решеткой. С эмпирической точки зрения архетип никогда не возникал в рамках органической жизни. Он появился вместе с жизнью» (К.Юнг, Словарь аналитической психологии - курсив мой).

Таким образом, любые проявления в психическом и духовном плане есть архитепический образ, тогда как архетип является незримым источником этого проявления и организует хаос в некую структуру. В этих положениях мы видим особенное родство идеи архетипа и магической формулы так, как её понимал Алистер Кроули.

В истории магии, Кроули был первым, кто попытался осмыслить суть магических формул посредством проведения параллелей и каббалистических вычислений. В этом метод его оказывается сходен с практикой амплификации, аналитической психологии, когда поиск близких и параллельных значений позволяет прикоснуться к незримому ядру аналитической психологии.

В «Магии в теории и на практике» Кроули дает анализ ключевых магических формул, задает направление для анализа и амплификации, но в этом направлении остается неограниченная свобода для исследования.

В данной работе я хотел бы выявить суть одной из магических формул, проследив, как она проявляется в жизни человеческого духа – от высшей философии до самых банальных уровней, на которые мы не обращаем внимания.

Прежде всего, обратимся к «Магии в теории и на практике». Какова основная суть формулы IАО? В самом начале главы Кроули пишет следующее: «Это изначальная и наиболее характерная формула Осириса, формула Искупления Человечества. I - это Исида, или Природа, погубленная A – Апопом-Разрушителем - и возрожденная Осирисом». Обратим внимание на порядковый номер главы – пять, хотя формула IАО троична, но, по своему духу, она является активной, мужской формулой, потому соотносится с пятым арканом Таро – Иерофантом.

Будучи формулой медитации, она представляет три естественных периода: «У истоков медитативной практики всегда лежит спокойное наслаждение, тихий процесс естественного роста. Медитирующий живо заинтересован в своей работе; она кажется легкой; начать ее - одно удовольствие. Эта стадия представляет Исиду. Hо рано или поздно за ней следует депрессия - эта Темная Hочь Души, бесконечная усталость и отвращение к работе. Даже самое простое и легкое действие становится почти невыполнимым. Такое бессилие наполняет душу страхом и отчаянием. Сила этого отвращения едва ли понятна для тех, кто его не пережил. Это период Апопа. О том же учат Алхимики. Исходный продукт, с которым они работают - основной и простейший, однако "естественный". По прошествии различных стадий появляется "черный дракон"; но из него вырастает чистое и совершенное золото».

В «8 лекциях по йоге» Кроули расширяет понимание этой формулы, приводя конкретный пример: «Позвольте мне на некоторое время отвлечься и обратиться к тому, что я сказал в моей книге о Магии в отношении формулы IAO. Эта формула включает все знание. Вы начинаете с радостных ощущений, как дитя с новой игрушкой, потом вам становится скучно, и вы пытаетесь ее поломать. Hо у умного ребенка научная позиция по отношению к игрушке, то он не станет ее ломать. Вы пройдете через стадию скуки и вознесетесь от пыток ада к состоянию воскрешения, когда игрушка становится богом, раскрывает вам свои глубочайшие тайны и становится активной частью вашей жизни. Hет больше той незрелости, дикого противодействия боли и наслаждения. Новое знание усвоено».

Таким образом, формула IАО, применима практически к любой форме познания. Например, стадии этой формулы могут проходить друзья или влюбленные, когда восхищение, основанное на взаимных идеализируемых проекциях, (фаза I) сменяет скука и разочарование, когда образ партнера становится нереалистичным, но уже в негативном аспекте (Фаза А) и только у тех, кто найдет в себе силы принять свою тень и тень близкого, удается вступить в фазу зрелых отношений, основанных на реальном знании и понимании друг друга.

Те же самые фазы проходит человеческая история, на что обращает внимание Кроули. Первая фаза – фаза I, представляет фазу, инфантильной реальности и предельного натурализма, фаза А соотносится с христианской эрой страдания, фрагментации, когда идея страданий стала доминирующей идеей культуры. Фаза О приходится на новую, недавно наступившую постхристианскую эру Гора, когда человечество наконец-то оказалось готово воспринять интегральное видение. На этот счет не стоит обольщаться, вспомним, что, по мнению Кроули, перед тем, как эра Гора войдет в свои права, должно пройти пятьсот лет «темных веков».

Интересно, что формула ИАО в проекции на историю встречается в аналитической психологии почти неизменной, хотя какое-либо знакомство Юнга с трудами Кроули исключено:

«О мире Отца:
"Мир Отца символизирует эпоху, которая характеризуется первозданным единством со всей природой".
"...Этой эпохе чужды критическое суждение и моральный конфликт". "Она отражает ...состояние человека в детстве"
.

О мире Сына:
"Этот мир полон стремления к спасению и к тому состоянию совершенства, в котором человек сохранял единство с Отцом. Он в тоске оглядывается на мир Отца, но этот мир навсегда потерян, потому что за прошедшее время состоялся необратимый рост сознания человека и сделал его независимым".
"Стадия Сына отражает конфликтную ситуацию по преимуществу... Свобода от закона обостряет противоположности"
.

О мире Святого Духа:
"Приближение к третьей стадии (Святой Дух) предполагает если и не реальное подчинение бессознательному, то, во всяком случае, нечто вроде его распознавания... Точно так же, как переход от первой стадии ко второй требует отказа от детской зависимости, так и переход к третьей стадии требует отказа от исключительной независимости". (К.Юнг, Ответ Иову)

То, что Кроули отождествляет первую фазу с фазой матери, а Юнг с фазой отца, не должно нас обманывать – единым здесь остается то, что эго в этой фазе находится в идеалистическом состоянии изначального рая. Юнг опирается на наследие мистика Иоахима Флорского, который впервые предположил существования трех эр, но новейшие открытия бессознательного, сделанные тем же Юнгом, доказывают, что модель Кроули, где вначале все же речь идет о доминировании материнского принципа, более соответствует реальности.

Это находит подтверждения в исследованиях последователей Юнга. К примеру, Юджин Моник, психоаналитик, который интегрирует некоторые аспекты юнговского учения, проецирует ту же незримую структуру на стадии развития личности: Старое сознание представлено состоянием матриархально ориентированного сознания, и на нем наблюдается доминирование матери и тирания инстинкта. На следующем уровне эго вступает в стадию актуального сознания, которое определяется как патриархат. Согласно Монику, ему свойственно противопоставление бессознательного=женственности – сознанию=маскулинности; хтонический (то есть телесный) фаллос противопоставляется фаллосу солнечному, логосу, а другой стороной духа является тирания суперэго. Только в итоговой стадии, определяемой Моником как UNUS NUNDUSЁ, становится возможна осознанная индивидуация, происходит осознанная потеря невинности, достигается психологическая андрогинность, и заключается божественный брак противоположностей.

Заметим, что Моник опирается на концепцию Юнга о трех стадиях, но интуитивно не может удержаться, чтобы не исправить его небольшую ошибку в соответствии с реальным положением дел.

То же самое мы находим у другой ученицы Юнга - Эстер Хардинг. Выводя три стадии человеческого развития, первой она выделяет Аутос, то есть, власть инстинкта, второй - Эго, власть сознания, и третьей – Самость, то есть, достижение целостности. В трудах Эриха Ноймана мы находим практически идентичную картину, только вместо аутоса, он в качестве символа матриархального господства предлагает уроборос.

Интересно, что первичный посыл Юнга (отец, сын, дух) или (Яхве, Христос, Меркурий) единодушно корректируется его учениками. Должно быть, интерпретация формулы IАО, данная Кроули, оказывается ближе к истине.

Заметим, что Кроули соотносит формулу IАО с Тифарет, то есть, её прохождение с точки зрения пути мага соответствует, собеседованию со Святым Ангелом Хранителем. Как известно, именно пятый аркан Таро связан с САХ, и порядковый номер пять, так же становится понятен и естественен. Между установлением оси Эго-Самость и собеседованием со Святым Ангелом-Хранителем имеется очевидная параллель, не заметить которую может только слепой.

На самом нижнем уровне эта формула проявляется практически в любом современном произведении массовой культуры. Герой начинает с идеального состояния, которое вследствие вторжения внешней и агрессивной силы, разрушается, после чего, пройдя долгий путь, герой преодолевает что-то в себе и в мире, уничтожает зло, и восстанавливает изначальную гармонию.

Показательно, что в этой финальной схватке по законам жанра герой должен почти погибнуть, и только в последний момент - найти в себе силы, воскреснуть для нанесения финального удара. Архетип смерти и воскрешения, заложенный в эту формулу, на своем уровне прокручивается в каждом втором фильме, показанном по ТВ.

Интуитивное постижение формулы IАО является хорошей лакмусовой бумажкой, позволяющей определить, сколь реально адекватны эзотерические и психологические школы, с которыми мы соприкасаемся. Разумеется, поcле достижения собеседования формула IАО перестает быть актуальной, но на том уровне, на котором действуем мы, она является основой духовного пути.

Большинство современных эзотерических школ, напротив – идут не от Исиды к Апопу, а от Апопа к Осирису, то есть, в точности наоборот. Достаточно прислушаться к тем штампам, которые используются большинством подобных «учителей», чтобы в этом убедиться: «возвращение в детство», «разрушение эго», «уничтожение контроля», «потерянный рай», «космические родители». Стоит послушать, каким умиленным, идеалистичным голосом они это говорят, чтобы сделать очевидный вывод – путь который они предлагают инвертирован, и направлен либо на насильственное удержание стадии (I), либо на возвращение к ней, и бегство от тягот познания противоположностей (стадия А). Характерно, что движение против естественных законов не остается безнаказанным, и Апоп, проявляется в диких и нереалистичных теневых проекциях на представителей любых других школ. Проекция тени и бессознательность естественны для тех, кто пользуется инвертированной формулой. Короче говоря, где бы вы ни услышали о «движении назад», бегите оттуда прочь.

Существует и прямо противоположная ошибка, которая встречается у сатанистов, атеистов и других черных (но не темных, ибо путь темных, относится к гораздо более высшим таинствам) магов. Это те, кому удалось, ценой дикого усилия оторваться от власти матриархального бессознательного, и теперь они любой ценой стараются удержаться в достигнутом состоянии, выстраивая бастион, по сложности не уступающий вавилонской башне. Характерно, что стадия Апопа уже в юнгианской традиции соответствует стадии Эго, и то, что сатанисты постоянно подчеркивают, торжество эго над всем, подтверждает эту гипотезу. Я бы сказал, что сатанистами становятся те, кто чувствует наибольшую угрозу их эго со стороны матриархального бессознательного, и потому нуждаются противопоставить этому наступлению хоть что-то.

Позиция вторых, заслуживает большего уважения, чем позиция первых, поскольку им удалось продвинуться дальше по эволюционной лестнице, однако и те и другие одинаково извращают формулу, а потому, в конечном счете, рискую утратить сознание. Куда вынесет после крушения бастион сатанистов назад - в I или вперед - в О, этого не может предсказать никто.

В заключении хочу сказать, что постижение магической формулы далеко не так просто как может показаться по прочтении разъясняющих материалов, наподобие этого. Мне остается только пожелать успехов всякому вставшему на путь духовного роста. И подчеркну, что в настоящее время есть только одна организация, члены которой имеют гнозис этой формулы, а иные - и гораздо более высших формул, и эта организация - О.Т.О.

© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.