e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Одна истина, один дух

Брат Телейос

Дуплетность современного Ordo Templi Orientis: апологетическое исследование

Впервые опубликовано в электронном виде 1 декабря 2016 года e.v. в Долине Ванкувера (Британская Колумбия, Канада). Исправлено и дополнено 12 декабря 2016 года e.v. в Долине Портленда (Орегон, США).

 

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Введение

За последние несколько лет в рамках современного Ordo Templi Orientis сформировалось течение, опирающееся на принцип так называемой дуплетности (duplexity). Этот термин связан с отношениями между О.Т.О. и А.'.А.'. — двумя организациями, которыми руководил британский поэт и оккультист Алистер Кроули (1875—1947). Из дискуссий на страницах интернет-форумов и соцсетей наглядно явствует, что тема дуплетности зачастую вызывает в сообществе О.Т.О. острую реакцию и что она тесно связана с проблемой неоднозначных линий преемственности в А.'.А.'. В ходе обсуждения этой темы поднималось множество вопросов. Например, какие конкретно роли отводятся А.'.А.'. и О.Т.О.? В каких отношениях находятся две эти организации и насколько тесно им следует сближаться друг с другом? Какие цели они преследуют? На эти три вопроса я и попытаюсь дать ответ в своем исследовании.

Я намерен привести ряд аргументов в защиту принципа дуплетности. С моей точки зрения, у А.'.А.'. и О.Т.О. есть общая цель — распространение и укрепление Телемы, и добиться этой цели будет проще, если две организации станут работать в тесном сотрудничестве друг с другом. Но прежде, чем перейти к аргументации, необходимо описать терминологию и контекст данной проблемы, а также привести некоторые исторические и теоретические сведения, касающиеся обеих орденов. Для начала я хочу провести границу между «духовностью А.'.А.'.» и «религиозностью О.Т.О.», отметив, что первая носит «индивидуальный», а вторая — «групповой» характер.

Идея дуплетности основана на взаимном признании обоих орденов и на готовности к сотрудничеству. Для сообщества О.Т.О. это непростой вопрос, поскольку некоторые члены О.Т.О. ставят под сомнение правомочность руководства А.'.А.'.. Поэтому нам придется рассмотреть общую историю развития А.'.А.'. и коснуться такого сложного феномена, как линии преемственности А.'.А.'.. Затем я изложу свои доводы в защиту дуплетности, высказав ряд исторических, практических, организационных, административных и духовных соображений по этой теме, а затем рассмотрю аргументы критиков дуплетности и охарактеризую некоторые проблемы, которые вызывает эта идея в сообществе О.Т.О.

В заключительной части работы я представлю два взаимоисключающих сценария, по которым может пойти дальнейшее развитие О.Т.О. с точки зрения принципа дуплетности:

1) в случае, если между О.Т.О. и А.'.А.'. удастся наладить более тесные отношения, и при условии, что сообщество О.Т.О. признает правомочность руководства А.'.А.'., два ордена смогут поставить перед собой общие цели, связанные с распространением Телемы, и преследовать их значительно эффективнее, чем по одиночке. Дополнительными плюсами станут упрочение групповых связей внутри О.Т.О. и укрепление доктринального единства в рамках А.'.А.'.;

2) брешь между двумя орденами станет еще шире под влиянием а) межфракционной борьбы между различными линиями А.'.А.'. и б) сопротивления членов О.Т.О., не аффилированных в А.'.А.'. и выступающих против идеи дуплетности, несмотря на то что последняя находит отклик среди членов руководства О.Т.О. В результате со временем О.Т.О. приобретет более мирской характер, дистанцировавшись от духовного учения А.'.А.'..

Прежде чем приступить собственно к исследовательской части, необходимо сделать две оговорки. Первая связана с замыслом и предназначением настоящей работы. Читателям следует принять во внимание, что я предлагаю всего лишь дескриптивный критический анализ ситуации, сложившейся в О.Т.О. к настоящему времени, дополненный прогнозом об эффективности дальнейшей деятельности ордена и отдельными предложениями, которые следует рассматривать исключительно как информацию к размышлению. Я не собираюсь навязывать вам какие-либо предписания или требования, касающиеся работы О.Т.О. Все мои утверждения опираются на изучение исторических фактов и подходов к управлению, принятых в обоих орденах, а выводы, касающиеся перспектив развития, формулируются на основе социологических данных о деятельности новых религиозных движений. Стоит добавить, что в задачи настоящей работы не входит ни исчерпывающий исторический анализ различных групп, притязающих на преемственность по линии А.'.А.'., ни оценка деятельности независимых соискателей, не имеющих официального наставника из Внешней Коллегии1.

Вторая оговорка относится к вопросам «правомочности» и «авторитета». Нижеследующие рассуждения не претендуют на авторитетность в рамках О.Т.О.: я всего лишь пытаюсь дать критическую оценку феномену дуплетности и его вероятного влияния на положение дел в телемическом сообществе2. Однако для адекватного рассмотрения вопроса необходимо учитывать позиции и мнения представителей О.Т.О. и, в особенности, его руководителей, бывших и нынешних. Поэтому нам придется принять как данность некоторые общие установки, которых придерживаются члены О.Т.О., — в частности, веру в то, что человек по имени Алистер Кроули был избран Тайными Вождями на роль писца, посредством которого миру был явлен пророк Телемы, To Mega Therion. Это обстоятельство придает трудам Кроули по Телеме высший авторитет.

Кроме того, следует принять во внимание, что полнотой власти в О.Т.О. в той форме, которую орден принял при братьях Гименее Альфе3 и Гименее Бете4, облечены его официальные руководители. Мы не будем использовать здесь такие просторечные наименования, как «Калифат О.Т.О.», поскольку некоторые телемиты, не принадлежавшие к О.Т.О., в свое время использовали это выражение для критики его руководства. Нынешнего Внешнего Главу Ордена, Гименея Бету, мы рассматриваем как современного продолжателя дела Кроули во всем, что касается О.Т.О. Дальнейшая судьба идеи дуплетности во многом зависит от того, согласится ли телемическое сообщество в целом признать правомочность обоих орденов — и А.'.А.'., и О.Т.О., — а также от того, как это признание отразится на численности сообщества О.Т.О. И в заключение отметим: согласно учению Телемы, как его преподают в обоих орденах, установление «истины» — личное дело каждого заинтересованного лица. Конкретные последствия столь субъективного подхода не поддаются прогнозу, а потому мы можем судить лишь об ожидаемой мере общего согласия или несогласия в рамках сообщества в целом и о том, в какой степени это согласие или несогласие отразится на эффективности работы О.Т.О. как религиозной организации.

 

Глава I

Дуплетность: два ордена, одна цель

Феномен «дуплетности» (duplexity) возник в сообществе О.Т.О. сравнительно недавно. Этот термин, происходящий от слова duplex5, описывает совместную деятельность О.Т.О. и А.'.А.'. в отношении учения Телемы. Впервые его употребил в 2004 году один из членов О.Т.О., брат AISh MLChMh, предоставивший некоторые документальные подтверждения того, что о сотрудничестве А.'.А.'. и О.Т.О. в деле распространения Телемы Кроули всерьез размышлял еще в марте 1915 года6. Согласно дневниковой записи за этот месяц, Кроули провел дивинацию, чтобы установить Слово Весеннего Равноденствия. Искомым словом оказалось «Duplex», которое он охарактеризовал как «слово мистического бракосочетания А.'.А.'. и О.Т.О.». Полностью эта дневниковая запись выглядит так:

 

21 марта, 11:30. Погода прохладная и облачная. Огни в храме (четыре маленьких). Точный момент равноденствия — 16:51.
Frater Perdurabo in manu illius. [Брат Perdurabo собственноручно.]
Цель: получить Слово Мастеров для наступающего Равноденствия.
Операция прошла превосходнейшим образом — в ходе Церемонии Равноденствия, в открытом по всем правилам Храме Неофита А.'.А.'..
… мне в голову пришло слово DUPLEX — так отчетливо и уверенно, как не бывало еще никогда.
Результат: огромный успех, как и было сказано. Все это очень примечательно; это слово мистического бракосочетания А.'.А.'. и О.Т.О.7

 

Брат AISh MLChMh и другие убедительно доказали, что начиная с 1915 года Кроули предпринимал осознанные попытки интегрировать О.Т.О. в систему А.'.А.'. ради общей цели двух этих организаций — распространения Телемы. Об этом наглядно свидетельствуют очерки Кроули, опубликованные в 1919 году в так называемом «Синем Эквиноксе» («Эквинокс», т. III, №1). Например, в очерке «Хабс Ам Пехт», он пишет:

 

Ты, верно, обратил внимание, что до сих пор Мы обращались тебе скорее как к члену О.Т.О., нежели к посвященному А.'.А.'., так как первый из двух этих орденов носит организованный и практический характер и направлен на работу с материальным миром. Но пойми и запомни как следует, что Закон исходит от А.'.А.'., а не от О.Т.О. О.Т.О. — всего лишь первая из крупных религиозных организаций, решившаяся официально принять этот Закон и переработавшая свои ритуалы в соответствии с этим решением8.

 

Далее брат AISh MLChMH отмечает, что работа по объединению А.'.А.'. и О.Т.О. началась еще раньше, в первые месяцы 1914-го. В январе того года Кроули получил значимые откровения о сущности обоих орденов в ходе «Парижской работы» — серии гомоэротических магических ритуалов, которые он проводил со своим учеником Виктором Нойбургом9. По завершении этих ритуалов, в которых применялись методы Старшего Адепта (6°=5°) А.'.А.'. и IX° и XI° О.Т.О.10, Кроули обрел более ясное представление об обоих орденах и той роли, которую они должны сыграть в развитии Телемы. Как отмечает Фанес X°, Генеральный Великий Мастер Италии, «Парижская работа подтвердила некоторые догадки Кроули, связанные с формулой иерогамии, и тем самым послужила некоторому сближению двух орденов»11. Как мы увидим позже, все это не только указывает на определенные пересечения между степенью Старшего Адепта А.'.А.'., с одной стороны, и Девятой и Одиннадцатой степенями О.Т.О., с другой, но и отвечает на вопрос, почему официальные должности, связанные с этими степенями, — «Император» и «Внешний Глава Ордена» соответственно — по традиции занимало одно и то же лицо.

Итак, не вызывает сомнений, что Кроули при жизни рассчитывал на тесное сотрудничество между О.Т.О. и А.'.А.'.. Однако на практике взаимодействие между этими двумя орденами оказалось гораздо более проблематичным. Для тех, кто изучал историю О.Т.О. и А.'.А.'., не станет новостью, что в обоих орденах велась напряженная борьба за власть. С 1985 года О.Т.О. с неизменным успехом идет по пути восстановления — во многом благодаря усилиям покойного брата Гименея Альфы (известного в миру под именем Грейди Луиса Макмертри) и нынешнего Внешнего Главы Ордена, Верховного Брата Гименея Беты (известного в миру под именем Уильяма Бриза). Статистика показывает, что за время, прошедшее со дня избрания Бриза на должность Главы О.Т.О., численность членов ордена существенно возросла, а деятельность его стала более эффективной. Местных отделений по всему миру стало больше. Курс развития, принятый новым руководством, способствовал укреплению внутриорденских связей и обеспечил признание О.Т.О. как законной организации в ряде государств. Кроме того, при Гименее Бете началась работа по стандартизации изданий Кроули. Под редакцией Уильяма Бриза и его коллег из О.Т.О. увидели свет многие труды Кроули, ранее остававшиеся неопубликованными (в том числе и авторизованные машинописные рукописи).

Итак, за последние тридцать лет О.Т.О. фактически завоевал легитимность, однако ситуация с А.'.А.'. осталась проблематичной, особенно с точки зрения самого О.Т.О. С начала 80-х, когда Марселу Мотта (состоявший в А.'.А.'. как ученик Карла Гермера, преемника Кроули) проиграл судебный процесс за право руководства О.Т.О. Гименею Альфе12, появилось несколько независимых групп, притязающих на прямую преемственность по линии А.'.А.'.. Руководство О.Т.О. официально поддержало лишь одну из этих групп, что вызвало резкую критику со стороны ряда членов О.Т.О. Отношение к этому феномену в сообществе О.Т.О. варьируется от ожесточенных дискуссий в соцсетях на темы правомочности и авторитетности тех или иных линий до массового нежелания принимать какую-либо определенную позицию по данному вопросу и стремиться к членству в А.'.А.'..

Но несмотря на все эти затруднения, дающие о себе знать, главным образом, в США и Великобритании, многие ведущие деятели О.Т.О. недвусмысленно выражают желание реализовать принцип дуплетности на практике, поскольку именно таков был изначальный замысел Алистера Кроули. Шива X°, Генеральный Великий Мастер Австралии, отмечает:

 

Великая ложа Австралии открыто заявила о тесном сотрудничестве с А.'.А.'. и обеспечила открытость и доступность А.'.А.'. для всех своих членов. На мой взгляд, это уже принесло превосходные плоды: наше понимание Телемы обогатилось новыми прозрениями. Сотрудничество развивается и по линии практической поддержки. В этому году, как вам, должно быть, известно, мы взялись обеспечить духовное затворничество Дэниелу Гантеру, одному из старших наставников А.'.А.'., и большинство из тех, кто принял участие в организации его визита, состоят в нашей Великой ложе. Дэниел приедет к нам уже во второй раз; а в следующем году Великая ложа Австралии намерена оказать деятельную помощь Внешней коллегии А.'.А.'. в организации австралийского храма. Это станет важным шагом на пути к нашей цели: открыть доступ к учению Телемы для всех желающих в Австралии и во всем нашем Азиатско-Тихоокеанском регионе13.

 

В одном из своих недавних интервью Дж. Дэниел Гантер пояснил, какую пользу может принести идея дуплетности с точки зрения А.'.А.'.: «…у каждого ордена — свой подход, у каждого ордена — своя методология. Однако цель у нас, по существу, одна <…> наша задача — способствовать утверждению Закона Телемы в этом мире <…> чтобы эта мечта исполнилась, мы должны работать в сотрудничестве — и уже работаем»14.

Основная цель моей исследовательской работы — показать, что движение в защиту дуплетности, то есть за сближение двух орденов, полностью соответствует изначальному замыслу Кроули по сведению О.Т.О. и А.'.А.'. в единую систему. Однако А.'.А.'. с 70-х годов находится в состоянии раскола, что, в свою очередь, влечет за собой появление враждующих фракций в рамках О.Т.О. В последующих главах мы проанализируем характер и историю обоих орденов и поговорим о том, к каким последствиям для этих двух телемических движений может привести сложившаяся на настоящий день ситуация. И первый вопрос, которым нам следует себе задать, — почему с 90-х годов прошлого века проблема преемственности в А.'.А.'. остается настолько острой и спорной.

 

Глава II

Духовность

Духовность А.'.А.'. и религиозность О.Т.О.

 

Эта глава посвящена различиям между А.'.А.'. и О.Т.О., которые я провожу с чисто практической целью. Использованные здесь категории условны и введены исключительно для удобства читателя и ради простоты формулировок. Перед нами стоит вопрос: почему на протяжении последних двадцати пяти лет проблема преемственности в А.'.А.'. вызывает столько споров и разногласий среди членов О.Т.О.? Ответ, с моей точки зрения, прост: учение А.'.А.'. — это учение о телемической «духовности», по природе своей глубоко личное. О.Т.О. же, со своей стороны, опирается на систему коллективных убеждений, общих для всех членов группы, и потому неизбежно сталкивается с проблемой поиска компромиссов между индивидуальными и групповыми представлениями.

 

«Духовность» и «религия»

 

Термин «духовность» не поддается четкому определению даже в контексте религиоведческих и теологических наук. В Оксфордском словаре, например, он определяется просто как «свойство бытия, характеризующееся преобладанием человеческого духа или души над материальными или физическими явлениями» 15. Мерриам-Вебстер ограничивается столь же расплывчатым определением: «Свойство или состояние бытия, характеризующееся ориентацией на религию или религиозность» 16. Я предлагаю здесь определение «духовности», выработанное в процессе социологического исследования религий.

Понятие «духовность» связано с индивидуализированной формой религии. Эрнст Тройлтш, один из первых теоретиков социологии религии, отличал просто «религию» от «мистической религии» 17, под первой подразумевая групповое явление, а под второй — персонализированную систему верований. Схожим образом, Пол Хилас и Линда Вудхед отметили рост «индивидуализации» религиозного поведения во второй половине XX века и обозначили это явление термином «субъективно-повседневная духовность». Последнюю необходимо отличать от общинных, групповых форм религиозной деятельности, которые Хилас и Вудхед называют «жизнью в религии» 18.

Вутер Ханеграаф определяет «духовность» как «любую человеческую деятельность, субъект которой поддерживает контакт между обыденным миром и более общей мета-эмпирической концептуальной схемой посредством индивидуальных манипуляций с символическими системами» 19.

Это определение, предложенное Ханеграафом, следует сравнить с его же описанием «религии» как «любой символической системы, воплощенной в том или ином общественном институте, которая оказывает влияние на человеческую деятельность, предоставляя возможность для ритуального поддержания контакт между обыденным миром и более общей мета-эмпирической концептуальной схемой» 20.

И Хилас и Вудхед, и Ханеграаф признают различие между персонализированной системой убеждений и практик, которую они называют «духовностью», с одной стороны, и религиозным феноменом, в большей мере ориентированным на социальную жизнь и определяемым как «религия», — с другой. Удобства ради на протяжении этой главы мы будем говорить об учении А.'.А.'. как «духовном» явлении, а о деятельности О.Т.О. — как о явлении «религиозном».

 

А.'.А.'.: духовный план Телемы

 

В «Магии без слёз», в письме к одной из своих учениц, Кроули описывает систему А.'.А.'.:

 

Орден А.'.А.'. ориентирован на индивидуума, на его развитие, посвящение и движение от «Ученика» к «Совершеннейшему». Посвященный А.'.А.'. не поддерживает отношений внутри Ордена ни с кем, кроме Неофита, введшего его в Орден, и тем Учеником или несколькими Учениками, которых он сам привел в Орден, став Неофитом. Этот «Путь Паломника» описан во всех подробностях в очерке «Звезда видна»… 21

 

Иными словами, Кроули ввел в систему А.'.А.'. фактор наставничества главным образом для того, чтобы помогать собственным ученикам продвигаться по пути индивидуальных достижений. Одного только беглого взгляда на учебную программу А.'.А.'. достаточно, чтобы убедиться в ее сложности. Она включает в себя теоретическое и практическое изучение таких областей, как астральные путешествия, магические и религиозные обряды, йога и каббала. Путь А.'.А.'. тернист, а препятствия на этом пути уникальны для каждого отдельного соискателя, однако Кроули положил в основу орденской учебной программы некий универсальный метод (который он сам считал «научным»), предоставляющий каждому человеку возможность продвижения по степеням при условии искреннего устремления к цели. Предполагалось, что соискатель, выдержавший все испытания, в конце концов сможет говорить со своим Богом напрямую и, переродившись как Мастер Храма, предастся бескорыстному служению людям в Свете того Святого, от лица которого в «Священных книгах Телемы» сказано:

 

Я, объемлющий собою все великое и малое, весь свет и тьму, умерил сиянье неизреченного великолепия моего и направил V.V.V.V.V. как луч моего света, как вестника моего, на этот темный шар 22.

 

Выше мы привели цитату из «Магии без слёз», где А.'.А.'. определяется как обучающий орден, служащий цели индивидуального развития ученика. Одна из основных задач, которые ставил перед собой Кроули, заключалась в том, чтобы поощрять всех и каждого постигать свою собственную уникальную природу, свою «Истинную Волю». Однако в текстах «класса А» и других первоисточниках встречаются указания на то, что А.'.А.'. не ограничивается наставничеством отдельных взятых индивидуумов на личном духовном пути. Сверхзадача этого ордена — спасение всего человечества: в пределе каждый человек должен полностью раскрыть весь свой потенциал. Кроме того, очевидно, что А.'.А.'. никогда не ограничивался программой духовного обучения. Сам Кроули описывал этот орден как «просвещенную общину», «члены коей рассеяны по всему миру, но правит ими единая истина и связует их единый дух». И далее:

 

Во все времена существовала внешняя школа, основанная на этой внутренней и служащая лишь наружным ее выражением. Точно так же во все времена существовало и тайное собрание, союз Избранных — тех, кто стремился к свету и был способен воспринять его <…>. Все символы, церемонии и обряды, которыми владеют все внешние ордена, — это лишь буквы, внешне выражающие тот дух истины, что обитает во внутреннем Святилище. <…> это Святилище, члены которого и впрямь рассеяны по всему свету, но связаны воедино узами совершенной любви, с древнейших времен занималось строительством великого Храма (через эволюцию человечества) <…>. Это общество собрало воедино тех, кто более прочих способен к восприятию света; они объединены в истине; а глава их — сам Свет Мира, V.V.V.V.V., Помазанник Света, единственный учитель рода человеческого, Путь, Истина и Жизнь 23.

 

Итак, миссия «внутреннего Святилища», известного нам под именем Ордена А.'.А.'., — распространение некой универсальной Истины, несущей человечеству духовное освобождение. Что же это за Истина? Согласно Кроули, «внутренняя» (вневременная) школа адептов, «Тайных Вождей» А.'.А.'., распространяла свою благую весть в мире на протяжении всей истории человечества, открывая ее в учениях целого ряда пророков. С обретением «Книги Закона» и последующих текстов «класса А» на Кроули легла ответственность пророка: он был убежден, что призван объявить миру эту духовную Истину, выраженную в слове «Телема» и в двух максимах: «Твори свою волю: таков да будет весь Закон» и «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей». Внутреннее святилище полагалось на Кроули как на орудие распространения Истины — точно так же, как сам Кроули полагался на Вождей в деле передачи этой Истины ему самому. Слово «передача» здесь обретает особый смысл в свете всех разногласий между членами современного движения О.Т.О. по вопросу преемственности в А.'.А.'.. Как будет показано ниже, фактор «передачи» тесно связан с проблемой правомочной преемственности.

Многие современные телемиты сталкиваются с вышеприведенными рассуждениями не впервые. Они понимают, что Телема — это духовное движение, основанное Алистером Кроули, и убеждены, что Кроули воспринял учение Телемы от Тайных Вождей А.'.А.'. Иными словами, Телема — это духовная весть, которая была послана человечеству божественными силами, пребывающими вне материальной вселенной, и вручена тому, кого история знает под именем Алистера Кроули, а телемиты почитают как пророка, Мага Нового Эона и Великого Зверя (To Mega Therion). Следовательно, А.'.А.'. — это духовное средоточие Телемы, и те, кто принимает Телему сердцем и откликается на ее учение, чувствуют с ним глубоко личную связь.

Фактически, все разногласия вокруг современных линий А.'.А.'. сводятся к вопросу наследования. Телема в этом отношении не уникальна: проблема преемственности — одна из самых распространенных в религиозной истории человечества. Расколы обычно возникают после смерти духовного вождя или в поворотных точках истории, когда религиозное движение, по мнению многих, вырождается или отступает от своей изначальной «чистоты». В исламе расхождения по вопросу о правомочной преемственности породили шиитов и суннитов, в христианстве — лютеран, кальвинистов и пресвитерианцев. Таким образом, раскольничество — широко распространенный феномен, и, несмотря на знаменитый «Комментарий» к «Книге Закона», Телема в этом отношении столь же уязвима, сколь и любое другое религиозное движение. Но прежде, чем перейти к проблеме преемственности в А.'.А.'. и разногласиям по поводу линии передачи, необходимо вкратце сказать о том, что такое О.Т.О., каковы его отношения с А.'.А.'. и какие религиозные функции он исполняет для своих посвященных.

 

О.Т.О.: религиозный план Телемы

 

Из вышесказанного следует, что движение по пути А.'.А.'. — это духовная составляющая Телемы. Когда любой отдельно взятый телемит совершает какой-либо ритуал или выполняет какую-либо практику, он так или иначе следует путем А.'.А.'. — независимо от того, был ли он официально введен в этот орден наставником, принадлежащим к А.'.А.'., или нет. Гименей Бета недавно отметил, что эта система эффективна даже для тех, кто работает самостоятельно: «Честно говоря, больше всего вдохновляет то, в какой значительной степени она ориентирована на самопосвящение. <…> подростки сидят у себя дома за компьютерами, находят нужную информацию в интернете, применяют ее на практике — и действительно добиваются многого. Вот что в этой системе самое замечательное» 24.

О.Т.О., со своей стороны, выполняет несколько иную функцию. Как мы увидим, задача этого ордена — распространять и утверждать Телему как религию на общемировом уровне. В следующей главе мы подробнее поговорим об О.Т.О. как о «религиозной» составляющей Телемы.

Первоначально О.Т.О. не имел отношения к Телеме: этот орден был задуман как своего рода «масонская академия», призванная коллекционировать и изучать как единую систему различные градусы масонства. Весной 1912 года Кроули получил от Теодора Ройсса хартию на руководство отделениями О.Т.О. в англоязычных странах. Затем он переработал несколько ритуалов О.Т.О. и включил Телему в систему этого ордена. Именно поэтому О.Т.О. в наши дни определяет себя как «первый из великих староэонных орденов, принявший “Книгу Закона”» 25.

Кроули полагал, что один из факторов, приведших к расколу Герметического ордена Золотой Зари, заключался в смешении духовного учения со светскими собраниями. Это и было основной причиной, по которой он строго ограничил все взаимодействие между членами А.'.А.'. отношениями между учеником и наставником. Но на практике члены А.'.А.'. естественным образом тяготели к общению, желая обмениваться опытом. Обнаружив это, Кроули признал естественную человеческую потребность в групповой религиозной деятельности и смог удовлетворить ее, когда встал во главе О.Т.О.:

 

Если вы не можете запретить людям встречаться и общаться друг с другом, единственное, что остается, — обращаться с ними как с группой и поддерживать в этой группе дисциплину во избежание проблем. Это основная причина, по которой О.Т.О. кажется мне таким полезным, и я совершенно уверен, что глава этой организации был послан ко мне правильными людьми и в самый подходящий момент 26.

 

Алистер Кроули понимал, что О.Т.О. выполняет такую функцию, которую не мог взять на себя А.'.А.'.: О.Т.О. способен работать не только с отдельными людьми, но и с целыми группами, тем самым содействуя распространению Телемы как религии. По словам Марко Паси, «при выборе между индивидуалистическим А.'.А.'. и О.Т.О., который (по крайней мере, по замыслу Кроули), был способен обратить на себя внимание “широких масс”, волей-неволей пришлось отдать предпочтение второму» 27.

Возвращаясь к предыдущему рассуждению об отличиях духовности от религии, напомним, что религию в этом контексте определяют как систему, «воплощенную в том или ином общественном институте». Соответственно, мы вправе предполагать, что О.Т.О. действует на религиозном плане Телемы. Система О.Т.О. включает в себя ряд групповых функций, таких как посвятительные ритуалы и открытые церемонии наподобие Гностической мессы (центрального ритуала Гностической католической церкви — литургического крыла О.Т.О.). Многие группы О.Т.О. по всему миру проводят и другие общественные мероприятия — семинары, учебные курсы, сборы пожертвований, праздники и званые обеды. Таким образом, повторим еще раз, О.Т.О. выполняет для последователей Телемы такие функции, которые не способен выполнять А.'.А.'.. Как признавал сам Кроули в процитированном выше письме Ч.С. Джонсу, О.Т.О. удовлетворяет естественную человеческую потребность в духовном братстве и общении с людьми, основанном на сходстве интересов.

Кроме того, О.Т.О. существенно отличается от А.'.А.'. подходом к духовной работе. Строго индивидуализированная система А.'.А.'. проводит соискателя по ступеням посвящения к личному союзу с Богом, достигнув которого, адепт помогает своим младшим собратьям в достижении того же мистического опыта. О.Т.О., со своей стороны, не столько наставляет в духовных вопросах, сколько непрямым образом учит своих посвященных, как вести себя во внешнем мире. О.Т.О. работает с группами и придерживается политики единства в разнообразии, основанной на принципах братства. Короче говоря, О.Т.О. ставит своей целью создание сообщества, действующего на основе положений Телемы. Продвижение по степеням О.Т.О. определяется не столько личными духовными достижениями, сколько способностью и готовностью посвятить себя служению своим братьям и сестрам по ордену. Таким образом, духовный элемент в системе О.Т.О. находит свое выражение не в индивидуальной практике, а в процессе постепенного преображения обычного человека в посвященного путем «карма-йоги» — путем самоотверженного и бескорыстного служения.


1 http://outercol.org/. — Здесь и далее примечания автора.

2 Под «телемическим сообществом» я подразумеваю субкультуру, сложившуюся вокруг современного Ordo Templi Orientis и связанных с ним организаций и отдельных лиц.

3 Грейди Луис Макмертри (1918—1985).

4 Псевдоним Уильяма Бриза (р. 1955). Гименей Бета был избран Действующим Главой Ордена в 1985 году. В октябре 2014 года, посредством голосования, проведенного во Флоренции (Италия) пятью Генеральными Великим Мастерами (посвященными X°) от пяти стран (США, Великобритании, Австралии, Италии и Хорватии), был единогласно избран Внешним Главой Ордена.

5 Этимологически это слово восходит к латинскому duplex — «двойной, состоящий из двух частей». См.: http://www.etymonline.com/index.php?term=duplex&allowed_in_frame=0.

6 См.: AISh MLChMh, “Duplexity: A cursory glance at the relationship existing between the Orders O.T.O. and AA”, http://pelican-oto.org/duplexity.php; “The Alpha and Omega of Initiation” (2015).

7 Aleister Crowley, The Magical Record of the Beast 666: The Diaries of Aleister Crowley 1914—1920. Ed. by John Symonds and Kenneth Grant. London: Duckworth, 1972, pp. 20—21.

8 Aleister Crowley, The Equinox: The Official Organ of the A A: The Review of Scientific Illuminism. Volume III, Number 1 (The Blue Equinox). New York: Samuel Weiser, Inc., 1972, p. 179.

9 Aleister Crowley, The Vision and the Voice with Commentary and Other Papers. York Beach: Weiser Books, 1998, pp. 347—409.

10 Ibid., editor’s introduction, p. x.

11 Richard Kaczynski, Iskandar, and Taos, Success is Your Proof: One Hundred Years of O.T.O. in North America, A Festschrift in Honor of Hymenaeus Beta Celebrating Thirty Years of Leadership. New York: Sekmet Books, 2015, p. 77.

12 Этот эпизод орденской истории кратко изложен в издании: James Wasserman, In the Center of the Fire: A Memoir of the Occult (1966-1989). Lake Worth: Ibis Press, 2012.

13 Интервью Джузеппе и Тикки Дзаппия с Братом Шивой, Генеральным Великим Мастером X°, в ложе «Альфа и Омега» О.Т.О., Южная Австралия, 2014.

14 Интервью Дж. Дэниела Гантера Брату Паку (Питеру Силсу), «Thelema Now!», 2015.

15 “Spirituality,” Oxford Dictionary https://en.oxforddictionaries.com/definition/spirituality

16 “Spirituality,” Merriam-Webster Dictionary http://www.merriam-webster.com/dictionary/spirituality

17 Еще в 1912 году Тройлтш заметил, что некоторые аспекты религии приобретают индивидуальную окраску, и обозначил это явление термином «мистическая религия». См.: Troeltsch (1992).

18 Heelas and Woodhead (2005).

19 Hanegraaff (1999). Курсив мой.

20 Hanegraaff (1999). Курсив мой.

21 Crowley (1989), 122.

22 «Liber Porta Lucis sub figura X», 2. Читателям, не знакомым с этой терминологией, следует обратиться к корпусу телемической литературы «класса А», а также к «Liber CDXVIII». Чтобы лучше понять, что представляет собой А.'.А.'., полезно также ознакомиться с «Liber XXXIII».

23 Кроули, «Liber XXXIII».

24 Из выступления Уильяма Бриза 10 февраля 2016 года на интернет-форуме, посвященном выставке изобразительного искусства «Язык птиц: оккультизм и искусство» в Нью-Йоркском университете (https://www.artforum.com/video/mode=large&id=58280&page_id=0).

25 Великая ложа О.Т.О. США, http://oto-usa.org/.

26 Из письма Кроули Чарльзу Стенсфилду Джонсу от 7 февраля 1919 года. Архив O.T.O.

27 Pasi (2014), 27.

Перевод: Анна Блейз, 2017