e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Сатанизм и сексуальная магия в Польше

Рафаль Т. Принке

Введение

Оккультистам в англоязычном мире доступно не так уж много источников информации об адептах и оккультных орденах континентальной Европы. Насколько мне известно, на английском языке опубликовано лишь несколько книг на эту тему, так что среднестатистический британский или американский оккультист ассоциирует Францию лишь с Элифасом Леви, Германию — с Теодором Ройссом, а Россию — с Е.П. Блаватской и Георгием Гурджиевым. Однако в Европе существовало гораздо больше деятелей и целых групп, заслуживающих серьезного изучения. Одним из таких деятелей был Чеслав Чинский — польский маг, которого упоминает в своей книге «Таро» Муни Садху (тоже поляк, лично встречавшийся с Чинским незадолго до Второй мировой войны).

Биография Чинского

Жизнь Чинского весьма необычна и во многом похожа на биографию Калиостро: он тоже много путешествовал по Европе, повсюду скандализируя общественность и привлекая к себе все новых учеников и поклонников. Воссоздать его биографию столь же непросто, поскольку сохранившиеся сведения о нем весьма скудны и зачастую противоречат друг другу. Проблемы начинаются уже с даты рождения: в одном источнике приводится 1845-й год, но представляется более вероятным, что Чинский родился 16 июля 1858 года в Турженко (Южная Польша), в семье богатого землевладельца Юзефа и его жены Матильды. В молодости родители отправили его в Париж, где он начал изучать медицину, но вскоре вернулся в Польшу и стал преподавать в приходской школе. Затем Чинский переехал в Краков, где зарабатывал себе на хлеб уроками французского, а также подвизался на поприще оккультных услуг, практикуя пальмистрию, графологию, гипнотизм и месмеризм (должно быть, всему этому он выучился в Париже). В то же время он посещал лекции в Краковском Ягеллонском университете, а позднее недолго преподавал в средней школе в Стрые. Красивый молодой человек со странным пронзительным взглядом, знающий несколько языков и хорошо образованный, Чинский умел произвести на людей впечатление и с легкостью завоевывал любовь и восхищение женщин.

Около 1875 года (или, возможно, позже; трудно представить себе, как он мог успеть все это за столь короткий срок, если только не родился в 1845 году, как утверждает один из источников) Чинский отправился в путешествие по Европе — главным образом, по Германии и Австрии, — затянувшееся на много лет. Он читал лекции о гипнозе и магнетизме, врачевал больных при помощи месмеризма и делал предсказания. В то же время он заводил знакомства со многими аристократами, обращавшимися к нему за советом, и был частым гостем при дворах кайзера Вильгельма и императора Франца-Иосифа. К примеру, в 1888 году с ним советовался эрцгерцог Карл-Людвиг, и Чинский сказал ему, что Австрия катится в пропасть. Когда эти слова передали императору Францу-Иосифу, тот заявил: «Я не верю в пророков, но верю, что на все воля Божия». В тот же период Чинский познакомился с графиней фон Зейдлиц, близкой родственницей кайзера Вильгельма II, и, обольстив ее, добился ее руки. Узнав об этом браке, члены правящего семейства Гогенцоллернов обвинили Чинского в гипнотическом воздействии на графиню и в двоеженстве, так как выяснилось, что к тому времени он уже был женат на другой. Более того, само бракосочетание с графиней оказалось фарсом, поскольку в роли пастора выступил переодетый друг Чинского.

В 1894 году Чинский предстал в Берлине перед судом по обвинению в двоеженстве и был приговорен к трем годам заключения в «Моабите» — печально известной берлинской тюрьме. (Впрочем, в одном из источников утверждается, что он был оправдан.)

Этот процесс привлек к себе большое внимание. Имя Чинского прогремело по всей Европе и даже вошло в литературу по криминалистике и сексопатологии. К примеру, доктор Эрих Вульфен, немецкий юрист, так описал Чинского в своей книге «Преступления на сексуальной почве»: «Гипнотизер, патологический тип мошенника, Чинский соблазнил одну достойную даму из аристократических германских кругов и пожелал жениться на ней. Он загипнотизировал ее якобы в лечебных целях, а затем изобразил страстную любовь, которую, как это случается с мошенниками такого рода, отчасти мог испытывать и в самом деле. При помощи искусного гипнотического внушения он возбудил сексуальное влечение в этой богатой графине и полностью покорил ее своей воле».

Выйдя из тюрьмы, Чинский отправился в Париж, где к тому времени уже пользовался известностью гипнотизера и месмериста. Там он познакомился со всеми ведущими деятелями французского оккультного возрождения и стал близким другом доктора Жерар Анкосса (известного под псевдонимом «Папюс»). В Париже Чинский провел несколько лет. Там он работал в больнице Шарите под наблюдением доктора Папюса, получил докторские степени в нескольких дисциплинах и был посвящен в несколько оккультных орденов, действовавших в то время во Франции.


Гностическая Католическая церковь
Согласно решению Верховного Совета Ордена мартинистов и Верховного Совета Гностической Католической церкви, 25 апреля 1913 года Высокопросвещенный Брат Пунар Бхава (Чинский Чеслав, 33.’. 90.’. 96.’. VII.’.), Державный генеральный представитель Ордена мартинистов в России, Великий Смотритель и великий Генеральный представитель Испанского устава в России, назначается Посланником Гностической Католической церкви в России и представителем Мартинистского устава и родственных последнему посвятительных орденов.
(журнал мартинистов, гностических церквей, O.T.O. и др. «Мистерия», II, 1, 6, Париж, июнь 1913 г., стр. 191).

Важнейшим из последних был Орден мартинистов, возрожденный Папюсом в 1879 году. Чинский быстро продвинулся в нем до высшей степени Superieur Inconnu (S.I., «Высочайший Неведомый») и вошел в Верховный Совет. В Ордене мартинистов он действовал под именем «Пунар Бхава». В начале XX века Чинский получил от Папюса диплом Державного Представителя Ордена мартинистов в Российской империи (1913; см. иллюстрацию) и направился в Санкт-Петербург. Одним из посвященных Ордена мартинистов был сам царь Николай II. Возможно, именно благодаря этому факту Чинский был принят и стал часто бывать при дворе. По слухам, он провел ряд магических сеансов для царицы и даже вызвал призрак Симона Мага в ее присутствии. Возможно, ему удалось бы приобрести не меньшее влияние на царицу, чем впоследствии Распутину, если бы не очередной скандал. Открылось, что Чинский соблазнил одну из фрейлин, родственницу царя, и выманивал у нее крупные суммы денег. От двора ему было отказано, однако он сохранил доброе имя как магнетизер и гипнотизер и продолжал врачевать больных. Кроме того, он собрал вокруг себя много учеников, которым преподавал оккультизм и магию. Так он сколотил целое состояние и купил поместье Кошево под Новгородом и дом в Варшаве (в то время входившей в состав Российской империи).

Вскоре после 1911 года Чинский переехал в Варшаву (вероятно, спасаясь от преследований со стороны родственников обманутой фрейлины), где по-прежнему практиковал гипноз и целительство при помощи животного магнетизма, а также посвящал в оккультные тайны новых учеников. Однако родственники фрейлины добрались до него и в Варшаве. Спасаясь от суда, Чинский симулировал сумасшествие и был помещен в лечебницу для душевнобольных в местечке Творки. Когда началась Первая мировая война и немецкие войска вошли в Варшаву, Чинский покинул лечебницу и быстро вернул себе славу великого мага.

После провозглашения независимости Польши в 1918 году доктор Чеслав Чинский отправился в тур по стране, читая в разных городах лекции по гипнозу, месмеризму, магии и оккультизму. Однако довести задуманное путешествие до конца ему не удалось из-за вмешательства властей: те усмотрели в рассуждениях Чинского богохульство и запретили ему читать лекции. Снова поселившись в Варшаве, Чинский вернулся к занятиям гипнозом и пальмистрией, а также приступил к созданию ложи Ордена мартинистов, подробнее о которой речь пойдет ниже. Эту деятельность он продолжал вплоть до смерти в 1932 году. Незадолго до смерти он предался строжайшей аскезе и стал вегетарианцем — вероятно, попытавшись таким образом уравновесить негативную карму, которую накопил, совершая магические операции в эгоистических целях.

За свою жизнь доктор Чеслав Чинский написал множество книг, около пятидесяти из которых было опубликовано, а еще двадцать пять остались в рукописях (сохранились они или нет, мне неизвестно). Его книги печатались в Польше, Франции, России, Англии и Болгарии и охватывали такие предметы, как гипнотизм, месмеризм, пальмистрия, оккультизм, практическая магия, герметизм, алхимия и политические пророчества. Кроме того, Чинский выпустил несколько учебников по языкам (французскому, санскриту, ивриту и волапюку). Он написал немало статей, которые публиковались в польских, российских, французских, английских, немецких и итальянских журналах; одна из них, «Терапевтическое воздействие месмеризма», была напечатана в «Материалах Общества психических исследований». Что касается магических талантов Чинского, то представляется несомненным, что он успешно применял гипноз и месмеризм во врачебных целях, но владел и более необычными дарами, а именно — способностями к экстериоризации и билокации. Известно по меньшей мере три хорошо документированных случая, в которых Чинский действительно проявил эти оккультные дары.

Магические способности Чинского

Первый из упомянутых случаев произошел в Санкт-Петербурге, когда российская сыскная полиция объявила награду в 500 рублей за поимку польского инженера по фамилии Гилевич, который убил человека и попытался выдать его труп за свой собственный, чтобы его жена получила крупную страховку. Начальник сыска обратился к Чинскому за помощью. Тот взял несколько предметов, принадлежавших Гилевичу, и заперся в отдельной комнате примерно на 15 минут. Затем он вышел и объявил, что Гилевич в настоящее время находится в известном парижском отеле «Тревиз», а также сообщил адрес отеля, номер комнаты и другие подробности. Тотчас же отправили телеграмму во Францию, и французские полицейские действительно обнаружили Гилевича в отеле «Тревиз». Более того, служащие отеля заявили, что несколько часов назад видели какого-то странного человека, расспрашивавшего о Гилевиче. По описанию этот человек как две капли воды походил на Чинского.

Второй подобный случай имел место в Варшаве во время Первой мировой войны. Граф Юзеф Залуский попросил Чинского разыскать его пропавшего родственника, графа Вальдемара Тышкевича. Чинский установил, что тот находится в Самаре, и назвал точную дату его возвращения. Кроме того, при астральном визите к графу Тышкевичу он сказал ему несколько слов, и тот по возвращении подтвердил их.

В третьем эпизоде такого рода Чинский действовал с более эгоистической целью. Он хотел избавиться от одной женщины, которая жила в его доме, и являлся ей в астральном теле каждую ночь, угрожая всевозможными бедствиями вплоть до смерти. Женщина пожаловалась в полицию, но поскольку закона против привидений не существовало, ей в конце концов пришлось съехать, чтобы избавиться от докучливого посетителя.

Неортодоксальная деятельность Польской ветви Ордена мартинистов, основателем и главой которой был доктор Пунар Бхава (Чеслав Чинский)

Точная дата основания Польского отделения О.’.M.’. неизвестна. Еще до Первой мировой войны в Польше было несколько членов Ордена мартинистов, в том числе Мечислав Геньюш (инженер, работавший на строительстве Суэцкого канала и прошедший посвящение в Каире) и Юзеф Янковский (поэт и мистик, состоявший в Ордене под именем «Доктор Йод», и также друг Папюса, вместе с которым он написал предисловие к «Политическим пророчествам» Чинского, опубликованным в Варшаве в 1914 году), но регулярная ложа, судя по всему, была основана не ранее 1918 года (см. иллюстрацию). Она присоединилась к группе, которую возглавляли Тедер (Шарль Детре), Жан Брико и Шевийон (существовали также и другие группы, объявлявшие себя законными наследниками Папюса, который умер в 1916 году). Самый ранний известный мне документ польских мартинистов относится к 1920 году и подписан Жаном II Брико (главой Ордена), Й.К. де Буржинским (секретарем по связям с Польским отделением) и Пунаром Бхавой, который указал после своего имени следующие степени: S.’.I.’. («Высочайший Неведомый», высшая степень в Ордене мартинистов), 33.’. (высший градус шотландского масонства), 90.’. (высший градус Устава Мицраима), 96 .’. (предпоследний градус Устава Мемфиса — почетная степень, предоставлявшаяся Великому Мастеру отдельно взятой страны; 97-й градус имели последовательно Джон Яркер, Жерар Анкосс [Папюс], Теодор Ройсс и Алистер Кроули; кто был следующим, мне неизвестно), VII° (первая из степеней ройссовского O.T.O., посвященным которой начинали открывать тайны сексуальной магии) и «Посланник Гностической Католической церкви».


Расширение влияния нашего Ордена в славянских странах Европы представляет собой задачу величайшей важности. Согласно хартии от 1 июня 1912 года объявляется открытой
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА
Ордена Восточных Тамплиеров славянских стран

В этот же день,при достаточно примечательных обстоятельствах, известных некоторым членам нашего Ордена, была основана
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА
Ордена Восточных Тамплиеров Великобритании и Ирландии
(Юбилейный выпуск журнала «Орифламма», 1912, стр. 4).

В декабре 1923 года в Варшаве доктор Вацлав Клочковский (президент), Стефан Трояновский (генеральный секретарь) и Богдан Филиповский основали (а 14 января 1924 года — зарегистрировали) Общество эзотерических исследований. Идея создания этого общества принадлежала Чинскому, и предназначалось оно для того, чтобы привлекать людей, интересующихся оккультизмом, а затем выбирать из них кандидатов в члены Ордена мартинистов. Вскоре также был основан Институт герметических наук для обучения членов Общества различным оккультным дисциплинам. Согласно позднейшим рассказам, Чинский привнес в Польскую ложу «оккультные теории и практики, формально противоречившие конституции и духовным целям Ордена».

Некоторые из членов Ордена были недовольны этой неортодоксальной деятельностью. В 1925 году один из них написал петицию (подписанную другими противниками Чинского) и в 1926-м отослал ее в Лион, Великому Мастеру Брико. В результате Чинскому было велено сложить с себя полномочия и обязанности Державного Посланника и передать их полковнику Н.Чаплину. Покинув Орден мартинистов вместе с множеством своих приверженцев, Чинский основал Орден Белого Востока. Полковник Чаплин, судя по всему, не внес никаких изменений в учение и практику польских мартинистов, и в 1931 году деятельность всех польских лож Ордена была временно приостановлена, а представительство — отозвано. Причиной этого, по-видимому, стали предъявленное польским мартинистам обвинение в практике сатанизма и служении черной мессы, за которым последовали полицейские обыски на квартирах. Обыски начались 30 августа 1930 года и продолжались несколько недель, но до суда дело так и не дошло. Следующая далее информация почерпнута из популярных газет за сентябрь 1930 года и потому не слишком надежна, но позволяет составить хотя бы некоторое представление о характере деятельности мартинистов. Начнем со сведений о руководителях Польского отделения в 1930 году.

Великий Мастер Николай Николаевич Чаплин был русским по происхождению. Ранее он служил офицером полиции в Бресте, а во время войны был полковником российской армии. В 1919 году он обосновался в Варшаве, где предсказывал будущее клиентам, преподавал магию и торговал «эликсиром жизни». Он написал и опубликовал на русском и на польском языках небольшую книгу под названием «Оккультная библиотека».

Болеслав Войцицкий (Брат Ионафан), вероятно, имел некоторое отношение к Мистериям Венеры (а может быть, даже был их основателем, поскольку в 1910 году он перевел и опубликовал книгу французского оккультиста Пьера Пьобба под названием «Этика удовольствия. Венера — магическая богиня любви»). Мистерии Венеры действовали в Польше вплоть до начала 1920-х годов; посвященные в эти таинства практиовали половые сношения с духами и эктоплазмическими материализациями. Они использовали печать, на которой была изображена обнаженная женщина с восседающим на ней инкубом. В Орден мартинистов Войцицкого принял Чинский 28 ноября 1920 года. 28 июля 1921 года Войцицкий получил степень S.I. («Высочайшего Неведомого»), а 30 апреля 1922 года — степень «Неведомого Философа». 15 февраля 1926 года он стал почетным членом Общества эзотерических исследований — в благодарность за прочитанный им цикл лекций по каббале. Впоследствии он покончил жизнь самоубийством.

Богдан Филиповский, упоминавшийся выше в связи с Обществом эзотерических исследований, был месмеристом и читал лекции по магии.

В Варшавской ложе в то время насчитывалось около двадцати членов, по меньшей мере половину из которых составляли женщины. Одной из них была панна Хирш (орденское имя — «Астарта»), славившаяся в столице своей красотой. Утверждают, что в ритуалах она всегда участвовала обнаженной.

Кроме Варшавской ложи, в Польше было, по-видимому, еще две ложи Ордена мартинистов: в Катовице и в Сосновице (по крайней мере, и там, и там проживали активные члены ордена). В Сосновице жил Станислав Славомир Ястржебич-Козловский, посвященный высокой степени, орденское имя которого было «доктор Петерсон», а «каббалистическое имя» — «Брааколиаб» (я не знаю, было ли это последнее имя также мартинистским или же использовалось для работы в каком-либо другом ордене). Ему принадлежало множество оккультных титулов, таких как «Доктор герметических наук», «Почетный профессор Бухарской академии оккультных наук», «член Санкт-Петербургской академии оккультных наук» и т.д. Мне довелось видеть экземпляр книги петербургского Великого Мастера фон Мебеса (послужившей источником для «Таро» Муни Садху) с дарственной надписью Ястржебицу-Козловскому от автора (1912 год). В 1930 году во время обыска полиция обнаружила у него в доме тексты различных магических ритуалов, изображения Бафомета, сочиненное им стихотворение во славу Сатаны, список имен польских адептов и письма от Папюса, Брико, Чинского и других, а также, как это ни странно, свидетельство об обращении Козловского в ислам, датированное 17 апреля 1922 года и подписанное неким Мисаидом Шафировым. Козловский заявил полиции, что он является законным преемником Папюса как глава Ордена мартинистов и ряда других оккультных обществ.

Бафомет в Польше

В Катовице жил мартинист по фамилии Войцеховский, который ранее, во время Гражданской войны 1919—1923 гг., был солдатом Польского легиона в Сибири. Войцеховский организовал несколько магических кружков, ритуалы которых проводились на частных квартирах того или иного из трех руководящих членов группы (у каждого из них дома был полностью оборудованный храм). Журналисты описывали эти ритуалы как «черные мессы» или «великие жертвоприношения», совершавшиеся перед живописным изображением головы козла в перевернутом треугольнике, с начертанными на ней буквами «S.I.M.O.N.». В ритуалах использовалась поручь — черная шелковая лента на подкладке из красного шелка, шириной 15 см, с перевернутыми треугольниками на концах. В каждом треугольнике помещалось слово «Sheloshet», пара рогов и борода, расшитая мелким жемчугом. На той же ленте имелся пурпурный треугольник с семью прозрачными темно-красными камнями треугольной формы.

По свидетельству очевидца, сам ритуал проходил следующим образом: «Войцицкий велел мне готовиться к участию в черной мессе за неделю, посоветовав принимать наркотики и расслабляющие ванны. Цель этих практик заключалась в том, чтобы привести меня в состояние экстаза и ослабить мою волю. Когда в назначенный день Войцицкий привел меня в тайную квартиру на улице Пулавской, там уже было четверо мужчин в мантиях и масках. Пол был застлан ковром. На стенах висели перевернутые треугольники, а на одной из стен — картина с Бафометом, то есть козлом, сидящим на шаре. Перед Бафометом стояло два треножника с медными чашами, наполненными наркотическим напитком. Внезапно к нам вышел Войцицкий в красной шапке и черной мантии с вышитым на ней красным козлом. За ним следовали три женщины, совершенно нагие, не считая масок на лицах. Они улеглись на ковер перед Бафометом, образовав треугольник. Войцицкий вошел внутрь этого треугольника, зажег благовоние и начал читать богохульственные молитвы, оскверняя католическую веру. После этой церемонии он обошел всех присутствующих, раздавая наркотические таблетки. Затем он вернулся в треугольник, образованный телами женщин, и, склнившись перед образом Бафомета, прочитал гимн во славу Сатаны, умоляя того явиться своим приспешникам. Остальные повторяли это заклинание шепотом. Внезапно на стене показалась призрачная фигура: мужчина с горящими глазами и искаженным в гримасе ртом. Среди присутствующих пронесся громкий стон благоговейной радости и восхищения. Войцицкий, продолжая свой дьявольский ритуал, воскликнул нечеловеческим голосом: “Именем его благословляю вас! Принесите свои жертвы!” Напряженную тишину разорвали истерические женские крики и вопли. Наркотики начинали действовать. Обнаженные женщины, до сих пор лежавшие треугольником перед Бафометом, ринулись к Войцицкому, и началась общая оргия».

Следует еще раз подчеркнуть, что подобные журналистские описания не заслуживают полного доверия. Однако на пустом месте такие слухи возникнуть не могли. Лично я предполагаю следующее. Как уже упоминалось, Чинский был посвящен во Франции в VII° ройссовского O.T.O. Сам Папюс, по-видимому, никогда не практиковал сексуальную магию Ордена Восточных Тамплиеров, но Чинский весьма интересовался подобными вещами и едва ли упустил бы возможность совместить два своих основных увлечения — секс и магию. Поэтому вполне логично будет допустить, что он познакомил польских мартинистов с сексуально-магическим учением O.T.O. (по исходному замыслу Ройсса, посвященные VII° изучали «сексуальную тайну» лишь в теории). Возможно, именно это учение и вызвало недовольство у некоторых членов О.’.M.’. в 1925 году, в результате чего Жан Брико в 1926 году изгнал Чинского из ордена.

Поклонение Бафомету также указывает на традицию тамплиеров, а свидетельство об обращении Ястржебица-Козловского в ислам вызывает в памяти популярную гипотезу о том, что имя «Бафомет» представляет собой искаженное «Мухаммед». Были ли «польские сатанисты» связаны с Кроули, остается неясным. Более вероятно, что они развивали изначальное учение O.T.O., передававшееся в этом Ордене до реформ, проведенных Кроули, и вносили в него те или иные изменения самостоятельно. На этом мои сведения «сатанинской секте» польских мартинистов исчерпываются.

Добавлю лишь несколько слов о дальнейшей судьбе Ордена мартинистов в Польше. После закрытия лож в 1931 году всякая мартинистская (или, по крайней мере, официально признаваемая таковой в штаб-квартире Ордена в Лионе) деятельность прекратилась до 1935 года, когда представителем O.’.M.’. в Польше стал Ян Чарномский, историк масонства, открывший мартинистскую ложу в Варшаве. Кроме того, он получил хартию на основание Великого Мистического Храма Польши в рамках Устава Мемфиса-Мицраима, и на базе этого храма были созданы ложа №16 под названием «Северная Пирамида при долине Вислы» и капитул Розы и Креста №3, «Пеликан Новорожденной Зари». Вдобавок Чарномский основал в Польше ложу от австрийского отделения Ордена иллюминатов. В 1939 году, на правах Посланника Ордена мартинистов в Польше и Греции (а также Мадагаскара), он подписал акт о присоединении ко Всеобщей федерации орденов, обществ и братств, созданной американским розенкрейцером Клаймером. С началом Второй мировой войны Орден мартинистов и прочие родственные ему общества прекратили в Польше всякую деятельность и, насколько мне известно, впоследствии так и не были возрождены.

"The Lamp of Thoth" I, 1981, #5

© Rafal T. Prinke

Перевод (с) Анна Блейз, 2008