e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Хокма, вторая сфера

Майкл Грир

Название: ChKMH, Хокма («Мудрость»)
Божественное имя: YH, Ях («Бог»)
Архангел: RZIAL, Разиэль («Тайна Божья»)
Ангельский чин: AVPNIM, Офаним («Колёса»)
Астрологическое соответствие: MZLVTh, Мазлот (Зодиак)
Соответствие в Таро: четыре Двойки и четыре Короля.
Стихия: Огонь.
Описание из приложения к «Сефер Йецира» : «Второй путь именуется Просветленным Разумом; это Венец Творения, Великолепие Единства, ему не уступающее, превознесенное надо всеми главами и среди каббалистов именуемое Второй Славой».
Магический образ: старец с длинной белой бородой, облаченный в простую серую мантию и держащий в руках грубый деревянный посох. Взгляд его устремлен вверх и влево от зрителя.
Дополнительные символы: все фаллические символы.
Дополнительное название: Abba, Абба («Горний отец»).
Цвета: в мире Ацилут — чистый светло-синий, в мире Брия — серый, в мире Йецира — жемчужно-серый с радужным отливом, в мире Асия — белый, испещренный красным, синим и желтым.
Соответствие в микрокосме: Хия, Духовная Воля.
Соответствие в физическом теле: левое полушарие мозга.
Степень посвящения: 9=2, Маг.
Негативная сила: нет (см. Даат).

У тех, кто изучает и преподает каббалу, сферы Горней триады всегда вызывали затруднения. Обо всем, что находится выше Бездны, в мире, где обычные категории мышления и восприятия теряют всякий смысл, рассуждать можно лишь в самых общих и приблизительных терминах. Не исключено, что семеричная символика, лежащая в основе западной магии, во многом берет начало из желания обойти эту проблему, исключив троицу высших сефирот из обсуждения. С точки зрения мага-практика, это вполне разумно, поскольку горние сферы не имеют отношения к бытовым магическим задачам. Но для мага-каббалиста состояния сознания и разновидности опыта, представленные горними сферами, напротив, составляют высшую цель всего магического пути, поэтому рассуждать о них так или иначе приходится, пусть даже общо и неточно.

На уровне Бины эта проблема еще до некоторой степени поддается решению. Поскольку третья сефира соприкасается со сферами ниже Бездны через посредство Даат, эту связь можно толковать как символ природы самой Бины. Но в случае с Хокмой проблема встает во всей своей остроте. Хокма не контактирует напрямую со сферами ниже Бездны: пути, соединяющие ее с Хесед и Тиферет, действуют лишь через посредство той части Бины, которая отражена в Даат (и отобразить это на плоской схеме невозможно). Поэтому обычное человеческое сознание может воспринимать силы Хокмы лишь в через их отражения в других сферах. Если воспользоваться современной метафорой, мы воспринимаем их как свет, пропущенный через цветные фильтры.

Но, разумеется, и сама Хокма — это лишь один из фильтров, а не сам источник света, потому что ее энергии исходят из первой сефиры, Кетер. Как Бина скрывает за собой Хокму, так и Хокма скрывает за собой Кетер, и каждая последующая сфера в этом восходящем ряду более таинственна, чем предыдущая. Бину можно постичь, хотя и в весьма ограниченной степени, через ее отражение в форме человеческого сознания; в Хокме сознание уступает место гораздо менее оформленной концепции энергии; в Кетер же сила преображается в чистое бытие — которое, в свою очередь, растворяется в Завесах Непроявленного и в сокрытой за ними непостижимой Реальности.

Символика Хокмы — это, главным образом, символика силы и энергии. Как уже отмечалось в предыдущих разделах, все многообразные проявления силы на Древе в конечном счете восходят ко второй сефире. Хокма символизирует изначальное проявление силы, первое и последнее выражение принципа энергии и перемен. Таким образом, Хокма — это наивысшая сфера магии, и вовсе не случайно, что в иерархии посвящений степень, соответствующая этой сефире, именуется попросту «Magus» — «маг».

Однако первый из символов Хокмы заключает в себе принципиально иной смысл. Название этой сефиры, «Хокма», означает «мудрость». Знание, Понимание и Мудрость — это три ступени уровней восприятия: можно знать что-либо, не понимая этого; и можно понимать что-либо, но не иметь мудрости, чтобы правильно это применять. Следует также отметить, что слова «знание» и «понимание» подразумевают объект: мы знаем и понимаем нечто определенное, а не знаем и понимаем «вообще», — тогда как слово «мудрость» объекта не подразумевает: человек либо мудр вообще, либо немудр. С другой стороны, быть мудрым — значит, быть каким-то определенным, тогда как на следующей ступени лестницы, соответствующей Кетер, можно только быть вообще, быть всем сразу.

Этот анализ трех горних сфер отсылает к базовому устройству Древа в целом, которое мы рассматривали в главе 1. О Кетер можно сказать только одно: она существует. О мудрости можно сказать уже две вещи: во-первых, нечто существует, а во-вторых, это нечто обладает каким-то отличительным свойством — в данном случае мудростью. Идея понимания, в свою очередь, подразумевает уже целых три вещи: нечто существует, оно понимает, и существует тот объект, который оно понимает. И, наконец, идея знания подразумевает четыре вещи: нечто существует, оно знает, существует объект, который оно знает, и из этого акта познания возникает нечто еще, а именно — знание. Эти четыре этапа соответствуют четырем буквам Тетраграмматона и четырем мирам.

Самое важное место в этой последовательности занимает стадия мудрости, потому что именно она создает контекст, в котором разворачивается весь описанный процесс: как только утверждение «нечто существует» сменяется утверждением «нечто является x», этот x оказывает решающее воздействие на то, как воспринимается это «нечто». (Для примера сравните, насколько меняется восприятие в зависимости от x в обыденной речи: выражения «это бомба» и «он — неудачник» вызывают совершенно различные ассоциации.) Эта стадия, которую можно назвать стадией контекста или стадией определения, исключительно важна и в магической работе: в магии, как и во всей нашей жизни, способ действия и шансы на достижение успеха зависят, главным образом, от того, как мы определяем цель и в каком контексте она ставится.

В некоторых каббалистических традициях Мудрость описывается как могучая богиня, первое творение и невеста Бога. В английском языке слово «wisdom», «мудрость», связано со словом «wizard», «волшебник», то есть, буквально, «мудрый человек». Практикующему магу полезно будет обратить самое пристальное внимание на следствия, вытекающие из этой идеи, на их возможные приложения к магии и к повседневной жизни.

Божественное имя Хокмы — YH, Ях. Это имя состоит из первых двух букв Тетраграмматона и, подобно Тетраграмматону в целом, представляет собой древнюю форму глагола «быть». Как и само понятие мудрости, оно предполагает первое взаимодействие между бытием и его контекстом. Кроме того, оно символизирует основу двойственности — сочетание активного и пассивного, мужского и женского в уравновешенном единстве.

Архангел Хокмы — Разиэль, «Тайна Божья». Согласно древней легенде, именно от Разиэля исходит каббалистическое учение, которое он открыл Адаму еще в раю. «Сефер Разиэль» — книга, в которой якобы излагались тайны этого архангела, — была одним из основных текстов средневековой иудейской магии. Разиэль символизирует такое состояние сознания, в котором само это сознание растворяется в едином акте проявления силы, представляющем всю вселенную. В имени этого архангела отражен тот факт, что Хокма полностью скрыта от обыденного человеческого восприятия.

Ангельский чин Хокмы — Офаним, что значит «колёса». Во многих древних традициях считалось, что всё сущее, на всех уровнях бытия, движется кругами. Основатели современной науки отринули эту идею, однако в XX веке, благодаря революции в физике, она обрела новую жизнь. Из-за этого некоторые аспекты теории относительности нашим далеким предкам, жившим несколько тысяч лет назад, показались бы более естественными и понятными, чем современному человеку. Та же идея, разумеется, хорошо знакома и всем, кто изучает магические традиции: кругообразный характер магического действия, как мы еще увидим, во многом определяет и методы обучения и подготовки мага, и стандартные ограничения на практическое использование магии.

Астрологическое соответствие Хокмы — Мазлот, зодиак. Здесь мы снова сталкиваемся с идеей кругового движения как важной составляющей символики этой сефиры. Зодиак — это небесный круг, по которому, с точки зрения земного наблюдателя, движутся Солнце, Луна и планеты. В астрологии он образует основу для проявления различных планетных сил — подобно тому, как Хокма служит основой для проявления всей энергоструктуры Древа. До открытия Урана, Нептуна и Плутона неподвижные звезды зодиака составляли сферу, следующую непосредственно за Сатурном — символом Бины и самой дальней из всех видимых планет.

В приложении к «Сефер Йецира» в центре внимания оказывается уже не роль Хокмы в магической работе, а ее взаимоотношения со следующей по порядку сефирой — наивысшей целью этой работы. Хокма именуется здесь Просветленным Разумом. Тот же эпитет иногда используется и применительно к пути Далет, но это — результат переводческой неточности: в древнееврейском оригинале использованы два различных, хотя и схожих по значению слова. Просветление, даруемое на пути Далет, и тайны, которые на нем открываются, берут начало в просветляющей силе самой Хокмы, как указывает на то вышеупомянутая легенда об архангеле Разиэле. Здесь «сила», «любовь» и «просветление» — это всего лишь различные названия одной и той же трансцендентной энергии.

Далее Хокма описывается в несколько неожиданных терминах: ее называют «Венцом Творения» (тогда как «Венец», или, по-еврейски, «Кетер», — это название первой сефиры) и «Великолепием Единства» («Единство» — это тоже Кетер, а «великолепие» подразумевает блистающий свет — один важнейших элементов символики Кетер). И, наконец, что самое удивительное, Хокма характеризуется как «не уступающая Единству» — то есть, опять-таки, равная самой Кетер.

Чтобы понять все это правильно, нужно принять во внимание, что и Хокма, и Кетер принадлежат к Горней триаде, а, значит, пребывают на том уровне бытия, где всё едино. Хокма и впрямь равна и даже тождественна Кетер. Хокма — это активная, а Бина —пассивная сторона того единства, которое пребывает в Кетер и превосходит даже эти простейшие категории. Кроме того, Кетер столь же недоступна восприятию, как и Хокма: все, что о ней можно сказать, помыслить или узнать, проистекает из более низких сфер, а не из ее самой.

В сущности, Хокма — это основной источник символики Кетер. Как активная сторона единства, источник энергии и всех процессов творения Хокма служит достаточно точным приближением к той сфере чистого единства, которую представляет собой Кетер. Этим объясняется заключительная часть описания, в которой сказано, что «среди каббалистов» Хокма именуется «Второй Славой». Термином «Слава» здесь, как и во всем приложении к «Сефер Йецира», обозначается Кетер, и выражение «вторая Кетер» определяет роль Хокмы вполне приемлемо и точно.

Однако в этой заключительной части описания содержится еще важная идея. Оговорка «среди каббалистов» намекает на то, что другие толкователи, не принадлежащие к числу каббалистов, могут давать аналогичное название какой-то другой сефире (или ее эквиваленту). Действительно, дело обстоит именно так, и расхождениями по этому вопросу объясняются многие факты в истории теологии.

Например, с точки зрения христианства, Вторая Слава — это отнюдь не Хокма, а Тиферет. Символика Иисуса и всей христианской религиозной мысли проникнута образами, связанными с уровнем сознания Тиферет. Кроме того, важнейшее место в христианской теологии отводится вопросам устремления к высшему, самопожертвования и отношений между человеком и Богом, а все эти вопросы также тесно связаны с Тиферет. И, наконец, со времен Иисуса и до наших дней главным пороком христианства был и остается порок Тиферет — духовная гордыня, ведущая к фанатизму.

С точки зрения буддизма, Вторая Слава — это Бина. Несмотря на то, что вплоть до современной эпохи контакты между каббалистами и буддистами были весьма ограничены, многие темы и образы, занимающие центральное место в буддизме, явственно перекликаются с каббалистической символикой Бины, а характерный для буддизма недостаток — это порок Бины, духовная леность, побуждающая мистика отвернуться от проявленного мира и устремиться к пассивному растворению в Пустоте.

Наконец, во многих современных неоязыческих религиях роль Второй Славы играет Малкут: центральные идеи и образы этих учений связаны с проявлениями божественного во всех областях материального мира, в циклах года и циклах жизни. Насколько успешно справятся эти новые вероучения с одержимостью материальным миром и сексуальной зависимостью — пороками, воплощенными в каббалистическом образе Лилит, — судить пока еще рано.

Итак, от того, какой образ выбирает та или иная религиозная традиция в качестве символа наивысшей реальности, зависит довольно много. Следует добавить, однако, что все эти варианты выбора в равной мере достойны; во всех сферах Древа отражена одна и та же реальность, одна и та же сила, одно и то же сознание, наивысшим проявлением которых служит сефира Кетер. Разные люди подходят к основополагающим вопросам мистического пути по-разному, и для каждого из этих подходов существует свой особый образ Наивысшего; именно эта идея лежит в основе многих древних политеистических верований.

Тем не менее, в каббалистической традиции главным отражением Кетер обычно считалась именно Хокма. Этим объясняется то обстоятельство, что за всей сложной символикой и громоздкой мифологией каббалы стоит абстрактная и достаточно безличная идея Высшей Сущности. С Хокмой же связаны и важнейшие для каббалы темы силы, сокровенной истины, просветления и любви. Со своей стороны, и каббала не свободна от пороков: главный ее недостаток — уход от непосредственного опыта единения в мир сложных теоретических и визионерских умопостроений, не столько проясняющих, сколько затуманивающих истинную суть; и на определенном уровне этот недостаток находит отражение в клипе Огиэль.

Перевод © Анна Блейз, 2013