e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Нецах, седьмая сефира

Майкл Грир

Название: NTzCh, Нецах («Победа»)
Божественное имя: YHVH TzBAVTh, Тетраграмматон Цебаот («Господь Воинств»)
Архангел: HANIAL, Ханиэль («Благодать Божья»)
Ангельский чин: ThRShIShIM, Таршишим («Блистающие»)
Астрологическое соответствие: NVGH, Нога (Венера)
Соответствие в Таро: четыре Семерки.
Стихия: Огонь.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Седьмой путь именуется Тайным Разумом, ибо он есть блистающее великолепие всех разумных сил, видимых очами разума и созерцанием веры».
Магический образ: прекрасная обнаженная женщина с длинными распущенными волосами. На голове у нее — венок из темно-красных роз и зеленых листьев; и это — ее единственное украшение.
Дополнительный символ: роза.
Дополнительное название: Врата Таинств.
Цвета: в мире Ацилут — янтарный, в мире Брия — изумрудный, в мире Йецира — яркий золотисто-зеленый, в мире Асия — оливковый, испещренный золотом.
Соответствие в микрокосме: эмоции как одна из функций Руаха.
Соответствие в физическом теле: левое бедро.
Степень посвящения: 4=7, Философ.
Негативная сила:  AaRB TzRQ, Ораб Церек («Вoроны рассеяния»).

Для практикующего каббалиста Нецах — в определенном смысле самая важная из всех сфер Древа Жизни. На это указывает, в частности, ее дополнительное название — «Врата Таинств». Как наивысшая из сфер, расположенных под Завесой, она символизирует самый высокий уровень опыта из всех, на которые человеческое сознание может подняться самостоятельно, и максимально возможное приближение к Реальности, какое только доступно падшему человечеству при обычных условиях.
Человеку, воспитанному в западных традициях, это может показаться странным: ведь основное соответствие Нецах в микрокосме — это сложная система реакций, которую мы обычно называем эмоциональной сферой. На протяжении многих веков на Западе преобладало неоднозначное отношение к эмоциональной стороне человеческой жизни. С одной стороны, ведущие культурные традиции Запада определенно отдают разуму предпочтение перед эмоциями; выражаясь языком каббалы, они отклоняются от Срединного столпа в сторону Столпа Формы, что, естественно, влечет за собой утрату равновесия. В западной культуре к эмоциям нередко относятся с недоверием и презрением; многие правила приличия и стандарты поведения требуют от нас скрывать и подавлять свои чувства; делать выбор также принято «рационально», не поддаваясь влиянию эмоций. Подобные установки приводят к тому, что целые города, организации и социальные системы, спроектированные логично и с самыми лучшими намерениями, на поверку оказываются бесплодными и непригодными для человека — только потому, что их создатели не уделяли внимания нашим эмоциональным нуждам.
С другой стороны, вся западная культура пронизана мощным подводным течением, устремленным к противоположной крайности, — тенденцией к возвеличению эмоциональной жизни в ущерб интеллекту. И эта тенденция приводит к столь же катастрофическим результатам, потому что она тоже неуравновешенна. Все эти споры классиков с романтиками и культуры с контркультурой напоминают ссору двух хирургов, один из которых утверждает, что все должны быть правшами, и на этом основании призывает отрезать всем левые руки, а другой — наоборот, стоит за левшей и ампутацию правых рук. И ни тому, ни другому не приходит в голову, что две одинаково функциональные руки куда как полезнее, чем одна!
Разумеется, разрешить этот давний конфликт в западном обществе каббалист в одиночку не может. Однако ему по силам примирить те же враждующие силы двух боковых столпов в самом себе, — и тогда перед ним откроется путь вверх по столпу Срединному. Подавлять и принуждать к молчанию эмоциональную сторону своей природы бесполезно. Точно так же бесполезно и отпускать свой рассудок на волю бурного потока эмоций и во всяком выборе руководствоваться исключительно чувствами. Здесь, как и везде, ключом к духовному развитию служит равновесие — равновесие Срединного столпа; и не достигнув его хотя бы отчасти, маг не добьется в своей работе никаких заметных успехов. Понятно, что одному магу для этого придется уделить эмоциональным проблемам больше внимания, другому — меньше; но в любом случае свою эмоциональную жизнь необходимо будет понять, чтобы вписать ее потребности и возможности в более широкий контекст своего целостного «я».
Из вышесказанного следует, что для работы с Нецах требуется готовность к взаимодействию с мощными энергиями. Нецах расположена в основании Столпа Милосердия, и в ней сторона Древа Жизни, связанная с Силой, достигает максимальной полноты развития. Как наивысшая из сфер, пребывающих ниже Завесы, она воспринимает нисходящую энергию Молнии на более ранней стадии и, следовательно, в наименее рассредоточенном виде, чем все остальные сферы, доступные обыденному сознанию. Поэтому не удивительно, что большая часть символики седьмой сферы непосредственно связана с образами могучей силы.
Однако в символике Нецах есть и другая составляющая. Седьмая сфера на Древе Жизни играет роль объединяющей силы: она связывает воедино те бесчисленные индивидуальные сущности, которые формируются на уровне Тиферет. Сила Нецах — это та сила единения, которую мы, люди, называем любовью. Поэтому в символике Нецах важное место занимают не только образы силы, но и образы любви. Во многих ее символах сила и любовь сочетаются как две стороны единого целого. Истинная природа их союза — одна из сокровенных тайн седьмой сефиры.

Все эти соображения помогают лучше понять традиционную символику Нецах. Изучая ее, не забывайте о том, какую роль играют в устройстве данной сефиры сила, любовь и их взаимодействие.
Название седьмой сферы, «Нецах», в буквальном переводе означает «победа». В самом широком смысле слова победа — это результат эффективного приложения силы: успешное преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Но в каббалистической философии это слово употребляется в другом, более узком смысле, означая ту особую «победу», которая составляет определенный этап проявления сущности при нисхождении по Древу Жизни. На том уровне процесса Творения, который соответствует Тиферет, взаимодействие макрокосмических энергий силы и формы впервые породило индивидуальную сущность. При дальнейшем нисхождении этих новорожденных сущностей возникает определенный риск, что они целиком и полностью сосредоточатся в себе, превратившись в закрытый мирок, полностью замкнутый от любых взаимодействий с внешним миром. Основная роль Нецах в процессе Творения — победить эту тенденцию и связать каждую сотворенную сущность со всеми остальными элементами вселенную. Эта победа — победа силы в узком смысле: не силы вообще, а силы единения или, в более привычной нам формулировке, силы любви.
Ту же самую силу выражает в весьма конкретной форме следующий элемент символики — божественное имя Нецах. Это имя, обозначающее наивысшее с точки зрения седьмой сефиры понимание Реальности, — YHVH TzBAVTh, Тетраграмматон Цебаот, что можно перевести как «Господь Воинств». Вторая часть его совпадает со второй частью божественного имени Ход, «Элохим Цебаот». И это, разумеется, не случайно. Напряжение противоположностей между Ход и Нецах сохраняется на всех уровнях проявления двух этих сфер, вплоть до божественного. Выше Завесы напряжение между ними разрешается в гармонии Тиферет, а ниже Завесы служит движущей силой для энергий Йесод, но на уровне самих этих двух сфер проявляется открыто и чрезвычайно мощно.
Суть противостояния между двумя этими подходами к Реальности отражена непосредственно в божественных именах. Имя «Элохим Цебаот» описывает Реальность как единство, рождающееся из множественности, как целое, которое превосходит сумму своих частей. Это пантеистическая точка зрения, представление о том, что все сущее во вселенной — частицы Бога. Божество в данной картине мира воспринимается как имманентное, то есть присутствующее в мире человеческого опыта, а не остающееся целиком и полностью за его пределами.
В божественном имени Нецах выражена противоположная точка зрения. Место сложного имени «Элохим», имени Бога во множественном числе, здесь занимает прямолинейная и непосредственная творческая энергия Тетраграмматона. Второй элемент, «Цебаот», в буквальном переводе означает «воинств», а символически указывает на взаимоотношения Божественного со всеми «воинствами» и сонмами индивидуальных явлений, составляющих мир нашего опыта. Имя «Тетраграмматон Цебаот», образованное двумя этими элементами, описывает трансцендентное Божество, то есть такое, которое пребывает за пределами вселенной человеческого опыта и творит эту вселенную снаружи, а изнутри.
Если принять во внимание природу соответствующих сефирот, то смысл этих двух противоположных представлений о Божественном, станет вполне понятен. В сфере Ход действует разум, воспринимающий мир посредством анализа — разделения объекта восприятия на части и наблюдения за тем, как эти части взаимодействуют между собой. Поэтому образ абсолютной Реальности, лучше всего подходящий для этой сферы, — сложная сеть взаимосвязанных сил, выраженная в божественном имени «Элохим». Эмоции, наоборот, проявляются посредством синтеза, сводя друг с другом разрозненные элементы и связывая их воедино. Поэтому образ Бесконечного, наиболее уместный для сферы Нецах, — могущественный и единый творец, символический представленный Тетраграмматоном. Важно, однако, помнить, что оппозиция между двумя этими божественными именами не исчерпывается их функциями в Ход и Нецах: каждое из них появляется на Древе Жизни трижды, и каждое их появление знаменует новую фазу сложного взаимодействия между этими великими символами.

Имя «Тетраграмматон Цебаот» выражает суть Нецах в мире Ацилут — мире абсолютного бытия, недоступного восприятию. Следующие два символа — архангел и ангельский чин — символизируют энергии Нецах в мирах Брия и Йецира соответственно. Напомним, что мир Брия представляет отражение мира Ацилут в сознании, а мир Йецира — взаимодействие между Реальностью и отражением. Архангел Нецах, Ханиэль, фигурирует в традиционных преданиях очень редко, но его можно определить как присущий сознанию потенциал любви во всех ее проявлениях. Таршишим, «Блистающие», тоже почти не описаны в магической традиции. Они ассоциируются с ясным светом, сияющим, как драгоценные камни, однако эта ассоциация слишком общая — она подходит и ко многим другим элементам и соответствиям Древа. Дополнительное затруднение возникает в связи с тем, что в некоторых текстах ангельский чин Нецах именуется «Элохим»; нередко это вызывает путаницу и даже заводит исследователей в тупик, хотя такое соответствие позволяет связать йециратический аспект Нецах с тем единством творческих сил, символом которого обычно выступает слово «Элохим». Традиционный недостаток внимания к архангелу и ангельскому чину седьмой сефиры вполне может объясняться типичными для западной культуры проблемами с эмоциональной жизнью.
Зато с астрологическим соответствием Нецах связано столько легенд и традиций, что это с лихвой восполняет упомянутый недостаток. Нoга (Венера), проявление Нецах в мире Асия, управляет любовью во всех ее формах и ипостасях, а эта сила слишком могущественна, чтобы можно было сбросить ее со счетов. Впрочем, и символ Венеры, и саму идею любви в западной культуре все-таки ухитрились исказить, ограничив их узкой областью человеческой сексуальности.
По этому поводу следует расставить точки над «i». На глубинном уровне сексуальность заключает в себе некоторые из сокровеннейших тайн магической каббалы, так как соединение двух человеческих существ в сексуальном контексте пробуждает энергии и способы взаимодействия, выходящие далеко за пределы материального плана. Однако сводить всю жизнь — и даже всю магию — к сексуальности не следует; и это не единственная из возможных основ для эмоциональной связи между людьми. Сексуальная активность в обычном понимании относится не столько к Нецах, сколько к Йесод, тогда как любовь — лейтмотив сферы Нецах — может проявляться еще во множестве различных форм. Привычка сводить любого рода близость между людьми к сугубо сексуальному контексту — еще одно свидетельство того, насколько наша культура невосприимчива к эмоциональной жизни.

Обращаясь к следующему символическому соответствию, мы переходим от материальных аспектов Нецах в более высокие области ее значений. Описание этой сферы в приложении к «Сефер Йецира» на первый взгляд кажется очень странным. В самом деле, определение Нецах как «блистающего великолепия всех разумных сил» как будто противоречит всему, что говорилось о ней выше. Но за этим мнимым противоречием скрывается один из наивысших смыслов седьмой сефиры.
Начнем с первой фразы описания, в которой сказано, что Нецах называется Тайным Разумом. Это название можно истолковать на нескольких уровнях. Во-первых, уже в те времена, когда создавалось приложение к «Сефер Йецира», западная культура почти утратила восприимчивость к той стороне человеческого опыта, который представлен сферой Нецах. Поэтому не удивительно, что для многих эта сторона оставалась «тайной». Но, помимо того, в тексте идет речь об особом аспекте Нецах, который действительно скрыт и неочевиден, не может быть воспринят напрямую. Постигнуть его можно лишь косвенным образом, исследуя то влияние, которое седьмая сефира оказывает на другие элементы Древа, — и именно об этом в тексте говорится далее.
Утверждение о том, что Нецах есть «блистающее великолепие всех разумных сил», достаточно сложно для понимания, но содержит в себе очень важную концепцию. Подразумевается, что Нецах можно в определенном смысле рассматривать как результат деятельности Ход. Описывая седьмую сферу как «блистающее великолепие», этот текст не только отождествляет ее с шестой (поскольку название «Ход» в буквальном переводе означает «великолепие»), но и указывает на особую функцию Нецах, а именно: седьмая сефира ведет от Ход к символическому Свету, сияющему на более высоких уровнях Древа.
Таким образом, Нецах предстает не только как противоположность Ход, но и как сфера, более высокая по отношению к ней, более близкая к Кетер и первоисточнику, из которого исходят энергии Молнии. На пути к Искуплению мы обретаем опыт Нецах лишь после того, как освоим сферу Ход: каждая последующая сефира в восхождении по Древу рождается из предыдущей.
Заключительная часть этого традиционного описания указывает способы, позволяющие достичь той стадии работы, которая связана с Нецах. Этих способов два: созерцание «очами разума» и очами «веры». Первый из них, очевидным образом, относится к Ход; тщательное изучение рациональной составляющей нашего «я» помогает понять, что сила разума — отнюдь не вершина человеческого сознания, как полагают многие. Признав ограниченность интеллекта, человек перестает быть его рабом — и становится его хозяином.
Что касается веры, то в магическом контексте «верить» вовсе не означает, по выражению Тома Сойера, «делать вид, что оно так, когда знаешь, что на самом-то деле все иначе». Под верой здесь подразумевается, скорее, базовое доверие к миру и к движущим силам и процессам, действующим во вселенной. Как мы увидим в одной из последующих глав, в каббале считается, что вера зарождается в Бине — в наивысшей сфере Столпа Формы, источнике всех основополагающих моделей и структур нашего опыта. Следовательно, стремиться к Нецах «созерцанием веры» — значит, полагаться на процессы поддержания мировой гармонии, которые естественным образом уравновесят опыт Ход противоположным и дополняющим его опытом седьмой сефиры.
Любопытно, что оба эти подхода к Нецах берут начало на Столпе Формы, тогда как сама она располагается на Столпе Силы. Из этого снова явствует, насколько важную роль в работе мага играет принцип равновесия и взаимодополнения противоположностей.

Роза — самый сложный из оставшихся символов Нецах, но вдаваться здесь в обширные и сложные культурные ассоциации, окружающие этот цветок, мы не станем. Если у вас нет времени на отдельное изучение этого вопроса, можете просто рассматривать розу как универсальный символ любви.
Дополнительное название Нецах — «Врата Таинств» — указывает, с одной стороны, на то, что седьмая сефира занимает самое высокое место среди сфер, пребывающих ниже Завесы, а с другой — на то, что в западной культуре эта сефира хуже всего интегрирована в обычные процессы мышления. Оба эти обстоятельства означают, что раскрыть Завесу и осознать более высокие уровни Руаха невозможно до тех пор, пока мы не освоим Нецах и не приведем ее силы в равновесие.

Последний из символов Нецах — ее негативная сила, для понимания которой нам придется углубиться в довольно неприятные материи. Негативная, неуравновешенная сила этой сферы называется «Ораб Церек», то есть «Вoроны рассеяния». Традиционно ее изображают в виде стаи воронов с головами демонов, застилающей небо, словно дым из кратера извергающегося вулкана. Как воры и пожиратели трупов эти птицы служат весьма уместным символом той силы, которая питается чужими энергиями и сосредоточивается там, где силы жизни ослаблены или рассеянны.
В микрокосме эти Вороны выполняют по отношению к эмоциональной стороне личности ту же роль, которую Самаэль, Лжецы, играют по отношению к стороне интеллектуальной. Они олицетворяют главный источник страданий и разрушительных поступков в нашей эмоциональной жизни. В западной культуре понимание этого источника почти не развито, поскольку из-за неоднозначного отношения к эмоциям в целом мы не только не осознаём достоинства седьмой сефиры, но и не умеем справляться с ее недостатками.
И все же негативная сила Нецах не так уж и таинственна. У нее есть имя, и это имя — зависть. Зависть — это такая эмоциональная установка, под влиянием которой человек воспринимает чужое счастье как источник собственных несчастий. За подобной установкой стоит неосознанное убеждение в том, что количество счастья в мире ограниченно, и потому его следует «грести под себя», оставляя на долю других только несчастье. Разумеется, это неправда: количество счастья в мире ограничено лишь нашей готовностью творить счастье и воздерживаться от поступков, его разрушающих, — но, тем не менее, большинство людей этого не понимают.
Именно зависть подстегивает нас к конкуренции и избыточному потреблению. Зависть — одна из опор того безумного мира, в котором не отстать от соседа важнее, чем задуматься о том, а стоит ли вообще стремиться туда, куда он бежит. Зависть питает взаимное недоверие, из-за которого многим так трудно выстраивать нормальные человеческие отношения. Кроме того, поскольку зависть — это искажение энергий, относящихся к Столпу Силы, и, следовательно, источник и причина активных действий, она играет огромную роль во всех проявлениях насилия в человеческой жизни.
Таким образом, чтобы победить Воронов и уравновесить энергии Нецах в своей личности, необходимо освободиться от зависти и научиться воспринимать чужое счастье как несомненное благо. В обществе, столь глубоко пронизанном завистью, выполнить подобную задачу нелегко, однако для мага-каббалиста это совершенно необходимый этап личностного развития.

Перевод © Анна Блейз, 2013