e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Йесод, девятая сфера

Майкл Грир

Название: YSVD, Йесод («Основание»)
Божественное имя: ShDI AL ChI, Шаддаи Эль Хаи («Всемогущий живой Бог»)
Архангел: GBRIAL, Габриэль («Сила Божья»)
Ангельский чин: KRBVIM, Керубим, силы стихий
Астрологическое соответствие: LBNH, Левана (Луна)
Соответствие в Таро: четыре Девятки.
Стихия: Воздух.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Девятый путь — это Чистый Разум, именуемый так потому, что он очищает Исчисления; он утверждает и исправляет устройство их проявлений и наделяет их единством, в котором они сочетаются, не преуменьшаясь и не разделяясь».
Магический образ: прекрасный и очень сильный обнаженный мужчина, стоящий на кубическом камне и поднявший руки в позе Атланта, поддерживающего небесный свод.
Дополнительное название: Сокровищница Образов.
Цвета: в мире Ацилут — темно-синий, в мире Брия — фиолетовый, в мире Йецира — очень темный пурпурный, в мире Асия — лимонный, испещренный лазурным.
Соответствие в микрокосме: Нефеш.
Соответствие в физическом теле: половые органы.
Степень посвящения: 2=9, Теоретик.
Негативная сила:  GMLIAL, Гамалиэль («Непристойные»).

Йесод, девятая сфера, — едва ли не самый проблемный из всех компонентов Древа. Из всех сефирот, расположенных выше Малкут, мира физической материи, Йесод находится ближе всего к нашему повседневному опыту; ее структуры и силы формируют то основание, на котором зиждется наше материальное бытие. Применительно к человеку Йесод тоже связана с привычными, достаточно обыденными явлениями, такими как сны и грезы, инстинкты и биологические влечения, животная составляющая человеческого сознания и тонкая жизненная сила. Все это составляет естественную часть жизни каждого человека.
Но, в то же время, в контексте культуры, стремящейся объяснять весь человеческий опыт с сугубо материальной точки зрения, все перечисленные области традиционно воспринимались с глубоким недоверием. Научное сообщество с возмущением отвергало идею о том, что в основе материального мира могут лежать некие нематериальные структуры, и только квантовая физика вернула эту теорию в научный обиход. Что касается микрокосма, то по сей день существуют авторитетные школы психологии, не признающие инстинктивную составляющую человека. Сновидениям и прочим разновидностям опыта, связанным с Йесод, они уделяют внимание лишь в той мере, в какой те удается вписать в материалистические модели человеческого сознания.
Подобные тенденции и стоящий за ними глубинный дискомфорт порождены сложными культурными противоречиями, углубляться в которые здесь мы не станем. Отметим, однако, что магу-каббалисту так или иначе придется разобраться для себя с этой проблемой. Привычные схемы мышления, основанные на типичных для нашей культуры материалистических предрассудках, побуждают сбрасывать со счетов опыт Йесод как нефизический и, следовательно, не имеющий отношения к реальности, — и в результате маг лишается одного из важнейших орудий, какие только может предложить ему каббалистическая традиция.
Один из самых наглядных тому примеров — понятие жизненной силы, отвергаемое современное культурой, но необходимое для нашей работы. Под жизненной силой подразумевается та энергия, которая присутствует во всех живых существах и служит основой того загадочного явления, которое мы называем «жизнью». Немного найдется идей, которые вызывали бы в научной среде такое жесткое неприятие, как эта: и по сей день достойный и признанный ученый может навлечь на себя негодование и презрение коллег, хотя бы просто упомянув об этом понятии.
В то же время, немного за всю историю человечества найдется идей, которые бы сохранялись так устойчиво и распространились так широко, как эта. Практически у всех народов и во все времена за пределами современной западной цивилизации понятие жизненной силы играло и играет очень важную роль. На этой энергии, именуемой «ци» или «чи», строятся теория и практика восточных боевых искусств; с ее помощью мастер может голыми руками разбивать доски, кирпичи и камни. Во многих традиционных системах медицины эта же энергия отождествляется с дыханием и служит основным фактором диагностики и выбора лечения.
При всем этом жизненная энергия, пронизывающая и окружающая человеческое тело, не воспринимается непосредственно при помощи физических органов чувств. Но существуют способы ее почувствовать. Для этого, например, есть одно простое упражнение: сильно потрясите кистями рук, а затем вытяните руки перед собой, поверните ладонями друг к другу и растопырьте пальцы, как будто вы держите волейбольный мяч. Сосредоточьте внимание на «пустом» пространстве между ладонями. Через несколько секунд начните плавно приближать ладони друг к другу, а затем вновь отдалять, как будто вы пытаетесь сжать этот мяч. Какие у вас при этом возникнут ощущения?
Вы почувствуете легкое покалывание и давление, которые объясняются взаимодействием между энергетическими центрами, расположенными в ладонях. «Вещество», из которого состоят эти центры и незримое, но почти осязаемое энергетическое поле между ними, — это и есть жизненная сила, которую вам удалось временно сосредоточить посредством определенных манипуляций на уровне эфирного тела. В терминологии, которой мы пользуемся в этой книге, это «вещество» — эфир, субстанция того уровня бытия, который относится к Йесод. Наибольшей концентрации эфир достигает в живых существах, но и во всех прочих формах физической материи он тоже присутствует; в определенном смысле все вещи — живые, как о том испокон веков знали шаманы и мистики по всему миру. Эта субстанция, текучая и непостоянная, несмотря на всю свою изменчивость, служит основой материального бытия. Она удерживает частицы материи в решетке силовых взаимодействий. 

Поскольку Йесод расположена ближе всего к Малкут, именно она играет основную роль в формировании тех явлений, которые в нашей культуре называют «сверхъестественными». Некоторые авторы выступают против этого термина, отмечая, что все сущее в этом мире естественно для своего уровня. По их словам, те странные и, на первый взгляд, чудесные феномены, которых можно добиться при помощи эзотерических практик, — это лишь проявления природных законов, которые мы пока что просто не понимаем. Отчасти это справедливо, но все же в понятии сверхъестественного есть своя польза. Оно помогает не забывать о том, что на других уровнях бытия действуют иные правила и законы, дающие совершенно иные результаты, чем в «естественном» мире Малкут.
Именно в этом смысле мы и называем Йесод сферой сверхъестественного. Йесод — непосредственный источник большинства нефизических явлений, влияющих на физический мир. В большинстве случаев сверхъестественный опыт — то есть опыт, нарушающий законы обычной реальности, — представляет собой столкновение с тем или иным аспектом сферы Йесод. Иногда подобные явления возникают потому, что энергии Йесод проявляются более интенсивно, чем обычно, а иногда — потому, что сознание самого человека по той или иной причине переместилось на уровень Йесод.
Многие люди, по-видимому, полагают, что умение смещать сознание подобным образом и обладание разного рода «сверхчувственными способностями» — признак высокой степени духовного развития. Разумеется, девятая сефира находится ближе к духовному концу спектра, чем десятая, но на деле разница не столь велика, как пытаются представить ее современные спекулянты от метафизики. Сверхчувственные способности — лишь немногим более верный признак внутреннего развития, чем простая физическая сила. На самом деле это нормальные функции человеческого сознания, и хотя для их развития требуется немало терпения и усилий, с тем преображением, к которому стремится маг-каббалист, они не имеют почти ничего общего.

Рассматривая традиционную символику Йесод, обо всем этом следует помнить. Значительная часть этой символики связана с ролью Йесод как сферы эфира, и если не забывать об этом, то большинство образов и идей девятой сефиры будут понятны без объяснений. Так, название этой сферы, «Основание», связано с той функцией, которую тонкие энергии Йесод выполняют в организации и структурировании частиц физической материи. Подобному тому, как дом покоится на фундаменте, материальный мир Малкут покоится на структурах, сформированных в эфирном мире Йесод.
Божественное имя каждой сферы выражает наивысшее из возможных для данной сферы представление об абсолютной Реальности — и, вдобавок, позволяет заглянуть в самую суть сокровенного значения самой этой сферы. Сефире Йесод соответствует имя ShDI AL ChI, Шаддаи Эль Хаи. «Шаддаи» означает «Всемогущий», «Хаи» — «живой», а Эль — это древнее слово с одним-единственным значением: «Бог».
Первый и третий элементы этого имени подразумевают те невероятно мощные потоки энергии и жизни, которые проходят через сферу Йесод, а средний элемент указывает, что эти потоки следует рассматривать как проявления единой Реальности. К этой идее восходит учение пантеизма — учение о божестве как жизни, разлитой во всем сущем; и с ней же связан известный афоризм «Бог — это напор».
Как и другие традиционные божественные имена, имя Шаддаи Эль Хаи можно разобрать по буквам.
Шин, первая буква этого имени, символизирует могучую силу, нисходящую в мир материи. Она связана с понятиями разрушения и обновления, радикальных перемен и решений, которые нельзя пересмотреть и отменить. Слово «Шин» означает «зуб», ввиду чего эта буква ассоциируется с поеданием пищи и последующим превращением неживой материи в живую плоть. Соответствия Шин — стихия Огня, связанной с той же символикой мощи и преображения, и аркан Таро XX, «Суд».
Далет, вторая буква, связана с плодородием, с сотворением новой жизни через соединение противоположностей. Будучи тесно связана с Природой во всех ее проявлениях, Далет выражает идеи продолжения рода, сексуальности и любви. Соответствия этой буквы — планета Венера и аркан Таро III, «Императрица».
Йод, третья буква, обычно трактуется как символ целомудрия и отчужденности от мира, символ сокровенной искры жизни. Слово «Йод» означает «рука», а соответствия этой буквы — зодиакальный знак Девы и аркан Таро IX, «Отшельник». На этом первая часть имени завершается.
Алеф, четвертая буква, символизирует совершенную свободу ничем не стесненной энергии, свободу вдохновения, опьянения или безумия. Она связана с понятиями весны, рассвета и детства и олицетворяет первое излияние силы, предшествующее возникновению форм. Слово «Алеф» означает «вол» или «бык», а соответствия этой буквы — стихия Воздуха и аркан Таро 0, «Дурак».
Ламед, пятая буква, выражает идею равновесия на всех уровнях. С ней связаны понятия уравнивания, исправления, приспособления и искупления. Сила, представленная этой буквой, близка восточному понятию кармы — закону неразрывной связи причин и следствий, согласно которому всякий наш поступок, хороший или плохой, рано или поздно возвращается к нам же. «Алеф» означает «бык», а «Ламед» — «бычье стрекало» (орудие погонщика быков). Соответствия Ламед — зодиакальный знак Весов и аркан Таро XI, «Правосудие». На этом завершается вторая часть имени.
Хет, шестая буква, символизирует повиновение божественной силе и восприятие энергий, нисходящих с более высоких планов бытия. Она связана с понятиями ответственности и самодисциплины, веры и человеческой души как сосуда божественной силы. Слово «Хет» означает «ограда», что подразумевает идеи замкнутого пространства и укрытия. Соответствия этой буквы — зодиакальный знак Рака (самый восприимчивый из знаков) и аркан Таро VII, «Колесница».
Значения буквы Йод, последней буквы этого имени, мы уже рассмотрели выше.
Эту последовательность букв можно истолковать несколькими способами, самый полезный из которых основывается на рассмотрении каждого элемента имени по отдельности. Слово «Шаддаи», «Всемогущий», в этой интерпретации означает излияние беспредельной энергии (Шин) в мир Природы (Далет) и рассеяние божественных искр (Йод) по вселенной. Слово «Хаи», «Живой», подразумевает, что каждое живое существо есть сосуд или вместилище (Хет) божественной искры (Йод). А слово «Эль», означающее «Бог», выражает парадокс совершенной свободы (Алеф), проявляющейся в совершенном равновесии (Ламед). Имя в целом составляет пантеистический образ абсолютной Реальности — образ, истинный на своем уровне, но на других уровнях неполный.
Со схожими идеями связаны и многие другие символы этой сферы. Например, в имени своего архангела девятая сефира вновь предстает как сфера Силы: имя «Габриэль» означает «»Сила Божья». Таким образом, в мире Брия Йесод проявляется во многом так же, как и в мире Ацилут. Ангельский чин Йесод, Керубим, связан с несколько более сложным понятием. Как упоминалось в одной из предыдущих глав, Керубим — это образы сокровенной сути четырех стихий и символы букв Тетраграмматона. Но все же в основе их значения по-прежнему лежит идея силы: Керубим олицетворяют силу Тетраграмматона, творящую силу божества, проявляющуюся в материальном мире.
Астрологическое соответствие Йесод — Луна. На это имеются две причины: теоретическая и практическая. Теоретическая причина заключается в том, что Йесод — ближайшая сфера к Малкут, а Луна — ближайшая к Земле из всех традиционных астрологических планет. Сферы Древа Жизни были соотнесены с планетами еще в те времена, когда Земля считалась неподвижным центром вселенной, так что порядок их следования соответствует порядку планет в геоцентрической системе мира. С астрономической точки зрения этот порядок оказался неверным, но с точки зрения символической — исключительно удачным.
Практическая причина несколько более сложна. За последние несколько столетий маги установили на опыте, что поток эфирной субстанции в физическом мире то усиливается, то ослабевает, подчиняясь некой правильной закономерности. Эти перемены интенсивности эфирного потока напоминают приливы и отливы земных морей — и так же, как обычные приливы отливы, тесно связаны с влиянием Луны. Луна влияет на состояние эфирного потока настолько сильно, что некоторые разновидности ритуальной работы можно выполнять только при определенных фазах Луны. И это обстоятельство естественным образом объясняет связь Луны с Йесод.
Описание девятой сферы в приложении к «Сефер Йецира», как обычно, заслуживает внимательного изучения и осмысления. Йесод «очищает Исчисления» (где под «исчислениями» подразумеваются сефирот), потому что она принимает в себя энергии более высоких сфер, сосредоточивает их и передает их максимально очищенную суть вниз по 32-му пути в Малкут. Фактически, Йесод транслирует в Малкут «отражения», или «образы» остальных сфер (и именно поэтому она называется «Сокровищницей Образов»), и эти отражения (включая образ самой Йесод) и есть те самые «семь планет», о которых говорится в описании пути Тав. И в этом же процессе передачи Йесод наделяет образы всех сефирот «единством, в котором они сочетаются, не преуменьшаясь и не разделяясь». И только в самой Малкут, в мире материи, это единство окончательно разделяет на все многообразие отдельных вещей, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Эфирная субстанция, из которой формируются образы на уровне Йесод, беспрепятственно течет через все эти вещи, сохраняя свою суть неизменной, подобно тому как суть океана сохраняется неизменной в каждой волне.
Остальные соответствия Йесод не требуют комментариев, за исключением двух пунктов, на которых мы все же остановимся особо, чтобы избежать возможных недоразумений в дальнейшем.
Под соответствием той или иной сферы в физическом теле подразумевается тот энергетический центр Гуфа (физического тела), в котором максимально сосредоточена сила данных сферы. Центр сосредоточения сил Йесод расположен в области половых органов и тесно связан с сексуальностью во многих ее аспектах. Несмотря на распространенное представление о том, что секс — едва ли не самое физиологичное из человеческих проявлений, сексуальная активность протекает по большей части на эфирном и более высоких уровнях. Без этих высших планов секс свелся бы к простому трению, даже не доставляющему особого удовольствия — поскольку инстинктивные влечения, отвечающие за сексуальное удовольствие, относятся к эфирному плану.
Некоторые из наиболее тщательно оберегавшихся секретов традиционной каббалы были связаны именно с сексуальностью. Секретность в данном случае могла объясняться, скорее, привычным ханжеством, чем какими-то серьезными причинами, но, тем не менее, разглашение подобных тайн считалось крайне предосудительным. Даже в начале XX века ситуация оставалась прежней: Дион Форчун навлекла на себя немало неприятностей, опубликовав сравнительно скромную книжку на эту тему. Впрочем, с тех пор пресловутые тайны уже были неоднократно обнародованы, так что подробно излагать соответствующее учение мы здесь не станем: ограничимся лишь описанием основных принципов.
Сексуальная деятельность, как уже было сказано, относится не столько к физическому, сколько к эфирному уровню. На этом факте основываются многие специальные техники (такие, например, как синхронизация дыхания), но гораздо более важно другое. А именно: эфирное тело — это сосуд Руаха, и когда эфирные тела сексуальных партнеров соединяются друг с другом, зачастую происходит и соединение на уровне Руаха. Когда это происходит в обыденной жизни, секс становится основой любви; когда подобное случается при взаимодействии партнеров, поднявшихся достаточно высоко по Древу и приблизившихся к Завесе, энергия, высвобождающаяся при сексуальном контакте, может выплеснуться вверх до уровней, в обычном состоянии недоступных, и раскрыть эти уровни для сознательного восприятия; если же партнеры достигли преддверия Бездны, то в миг соития они могут испытать единение со всем сущим. В этом контексте любовный союз двух человек превращается из поэтической метафоры в непосредственный опыт того, что мистики называют бракосочетанием Бога и Мира.
Тем не менее, следует помнить, что всякий магический метод, пригодный для достижения трансцендентных целей, может быть использован и в целях эгоистичных и разрушительных. Говоря на языке алхимии, Универсальное Лекарство может превратиться в смертельный яд. В частности, так обстоит дело и с сексуальностью. В каббале эта оборотная сторона сексуальности описывается как негативная сила Йесод — Гамалиэль, что переводится как «Непристойные». Традиционно Гамалиэль изображаются в виде грязных нагих великанов с бычьими головами, соединенных между собой телами на манер сиамских близнецов. Они символизируют энергии деградировавшего, выродившегося секса, секса, который сводится лишь к жажде ощущений и побуждает воспринимать любого партнера лишь как объект для утоления своих страстей. Возможность совместного восхождения на более высокие уровни теряется в погоне за новыми, необычными ощущениями, без которых секс, сведенный к простому раздражению нервных окончаний, приедается слишком быстро. На уровне Йесод встречаются и другие формы дисбаланса, другие искажения функций Нефеш; но именно эта обходится людям самой дорогой ценой и, как ни печально, остается самой распространенной в современном обществе.

Перевод © Анна Блейз, 2013