e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 15, путь Хе

Майкл Грир

Буква пути: (Окно).
Божественное имя: ALHIM, Элохим.
Астрологическое соответствие: Овен.
Аркан Таро: IV («Император»).
Эзотерический титул: Сын Утра, Вождь среди Могучих.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Пятнадцатый путь именуется Устрояющим Разумом, а назван он так потому, что он устрояет сущность Творения в чистой мгле; и о созерцаниях этих говорят так: это мгла, о которой сказано в Писании (Иов 38:9) — “мгла пелен его”».
Мифологический принцип: Царь Золотого Века.
Явления и разновидности опыта: образы весны и пробуждения новой жизни; сочетание солнечных и звездных символов; сотворение мира или миров; видение безграничного пространства.
Сущности: царь со свитой; ангелы; различные творящие духи.
Магический образ: арка ярко-красного цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Хе. На двери, обрамленной этой аркой, изображен IV аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: алый
— в мире Брия: красный
— в мире Йецира: сверкающий огненно-красный
— в мире Асия: пылающий красный.

Существует правило, которое помогает не запутаться в последовательности восхождения по путям Древа Жизни, несмотря на все сбои в нумерации. А именно: восхождение в каждую очередную сефиру начинается с самой низшей из всех возможных точек. Если включить Даат в число сефирот (что при определенных обстоятельствах допустимо), то это правило будет работать даже при переходе через Бездну: все этапы этого перехода — путешествия из-под Бездны в Даат, Бину, Хокму и Кетер — начинаются с Тиферет. В более общем виде этим правилом маг-каббалист может руководствоваться во всей своей практике, потому что за ним стоит универсальный принцип: каждый последующий этап работы должен опираться на уже пройденный этап. Но в контексте перехода через Бездну упомянутое правило приобретает дополнительный смысл. Как уже было сказано, каждая стадия этого перехода начинается с Тиферет, а это значит, что каждый новый этап устремления сознания к наивысшим уровням человеческого «я» начинается с сердцевины этого «я» и опирается на фундамент самопознания.
Применительно к восхождению в Хокму, вторую сефиру, этот принцип особенно важен. Горние сферы скрыты от взгляда из-под Бездны: их застилает тьма, исходящая из Бины, и поэтому именно Бина служит основным источником магической символики, связанной со всеми тремя высшими сферами. Аналогичным образом термин «Нешама» используется не только в связи с Биной, но и как название всех трех наивысших уровней человеческой души. Эта символика основывается на практическом опыте, но обращаться с ней следует осторожно: она может завести нас в ловушку.
Суть этой ловушки — привычка представлять себе все три высшие сферы как разновидности Бины, то есть как некие темные, сокровенные и пустые области. Действительно, все эти характеристики применимы к Горней триаде. Но в такой же степени к ней применимы и их противоположности. В единстве Горней триады все оппозиции в равной мере истинны и в равной мере ложны. Высшие сферы — темные, сокровенные и пустые; при этом они светлые, открытые и бесконечно полные; и при этом они не такие и не сякие: они превыше этих определений и всех других возможных характеристик, существующих в человеческом языке.
Чтобы избежать вышеописанной ловушки, в основу пути через Бездну следует положить те знания о нашем «я», которые обретаются в Тиферет. Здесь, в точке равновесия Руаха, гармония поляризованных сфер намекает на высочайшее единство противоположностей. Здесь единство Кетер отражается в самосознании, а потому на уровне Тиферет путем интроспекции можно получить некоторое представление о сущностном единстве «я». Следовательно, каждый из путей, ведущих вверх от Тиферет, может преподать нам некий урок о взаимоотношениях между «я» и единством, а эти взаимоотношения — основная тема проработки на высших ступенях каббалистической магии.
Путь Хе, последний из трех путей, ведущих в Горнюю триаду из Тиферет, особым образом связан с искусством ритуальной магии. Подобно путям Зайин и Хет, он обеспечивает связь Руаха с высшими центрами «я», но завершается не в Бине, а в Хокме — в первоисточнике Силы, а не Формы; и нисходит по нему, соответственно, не восприятие, а сила. Если путь Зайин управляет мантическими практиками, а путь Хет — визионерскими, то путь Хе можно рассматривать как путь ритуальной магии — путь управления силой посредством символических действий. В системе Золотой Зари имеется немало обучающих практик такого рода, и все они, как и в предыдущих случаях, могут утратить свое значение, как только маг научится использовать природные силы своего «я» напрямую.

В более широком смысле путь Хе описывает весь спектр взаимоотношений между «я» и силой. В этом отношении центральную роль играет буква данного пути. «Хе» на древнееврейском языке означает «окно», а в те времена, когда еще не появилось эффективных источников искусственного освещения, главным источником света в домах оставались окна. Но окна сами по себе не порождают свет, а лишь пропускают солнечные лучи в помещение.
Символика этого образа очевидна и точна. Одни магические теории отождествляют источник силы мага с его собственным «я», другие помещают этот источник в различные внешние объекты — например, звезды и планеты, в камни или растения. Но в магической каббале все эти предметы рассматриваются не как источники силы, а как своего рода окна, через которые сила поступает к нам от активной ипостаси Горней триады, то есть от Хокмы. В более общем виде это верно не только для магической силы, но и для всех разновидностей и проявлений энергии во вселенной, доступной нашему восприятию.
Кроме того, буква Хе — это одна из букв, составляющих Тетраграмматон. В таком контексте роль ее прямо противоположна той, которую буква Хе играет на Древе Жизни. И это не случайно: то же самое происходит и с буквой Йод, и применительно к 15-му пути этот мнимый парадокс разрешается таким же образом, как и в случае с 20-м путем. Отношения с силой, символически представленные буквой Хе, с одной точки зрения пассивны, а с другой — активны, — точно так же, как окно с различных точек зрения исполняет и пассивную, и активную функции. Пассивная, восприимчивая, символически женская роль буквы Хе в составе Тетраграмматона уравновешивается активной, символически мужской ролью этой же буквы на Древе.
В активной своей ипостаси этот путь проявляется и в следующих нескольких символах. Божественное имя 15-го пути, «Элохим», и его астрологическое соответствие, зодиакальный знак Овна, связаны со стихией Огня. Овном, огненным знаком, управляет планета Марс; это первый знак традиционного зодиака, а первый градус его отмечает точку весеннего равноденствия. Хокма же связывается со всем зодиаком в целом — с тем поясом звезд, в пределах которого движутся в своем извечном танце Солнце, Луна и планеты. Таким образом, нисхождение силы из Хокмы в Тиферет по пути Хе символизирует нисхождение энергии из зодиака через знак Овна к Солнцу, знаменующее начало весны.

В соответствии Таро активная, силовая сторона 15-го пути проявлена особенно мощно. На карте IV аркана, «Император», изображен венценосный монарх на престоле, со скипетром и державой в руках. (Во многих современных колодах трон Императора украшен бараньими головами — еще одно указание на символику знака Овна.) Стоит отметить, что это не просто король — это император. В политической мысли Средневековья, оказавшей влияние на всю образность Таро, император — это высший из земных властителей, превосходящий всех королей и подчиненный одному только Богу. В Средние века представители обеих императорских династий (и императоры так называемой Священной Римской империи, правившие территориями Центральной Европы, и византийские императоры, которым принадлежали территории современных Греции и Турции) претендовали на особый религиозный статус наместников Бога в политических и межгосударственных делах. На практике большинство императоров были очень далеки от этого идеала, но символический смысл императорского титула производил сильное впечатление, и в более поздние времена обычные короли тоже стали заявлять о своем «божественном праве» на власть.
Политические притязания этих династий нас не интересуют, но связанная с ними символика очень важна для понимания 15-го пути. Император как олицетворение наивысшей земной власти и как представитель власти еще более высокого порядка прямо соотносится с вышеописанными функциями пути Хет. Кроме того, образ короля королей еще раз подчеркивает подчиненное положение Тиферет по отношению к более высоким сферам.

Этот символический ряд достигает своей вершины в эзотерическом титуле пути — «Сын Утра, Вождь среди Могучих». Как мы уже говорили, термином «Могучие» во всех подобных титулах обозначаются Хокма и Бина, а вторая половина данного конкретного титула, по большому счету, принадлежит самой Хокме. Но и применительно к 15-му пути она тоже уместна, поскольку этот путь — самое чистое из всех отражений Хокмы ниже Бездны.
Выражение «Сын Утра» имеет более сложное толкование. В библейской мифологии это титул Утренней Звезды, Денницы, которую христианские авторы ошибочно отождествили с Сатаной (тогда как в действительности это — одно из названий Венеры, так же как и имя «Люцифер», в буквальном переводе означающее «Светоносец»). В магической каббале Утренняя Звезда символизирует одновременно и славу, и ту гордыню, которая считается пороком Тиферет и часто сопутствует могуществу.
Однако в этих образах высшей власти заключен и другой символический смысл. В мифах многих народов мира повествуется о древнейших временах, когда под властью некоего легендарного монарха по всей земле царили мир и благоденствие. Иногда мифы такого рода смешивают с преданиями об изначальном Эдеме, но в действительности эти два мифологических мотива восходят к разным источникам. Образ владыки Золотого Века нередко связывается с древними формами магии плодородия — либо самым непосредственным образом, либо в некой завуалированной форме. Самый известный из подобных легендарных властителей — король Артур, но в более древних мифах (равно как и в современной политической риторике) можно отыскать немало других ярких примеров.
Монарх Золотого Века нередко превращается в Короля Былого и Грядущего — мифологическую фигуру, связанную с путем Хет. Это обстоятельство, равно как и сходство названий и очертаний букв Хе и Хет, указывает на глубинную связь между двумя соответствующими путями. Если рассматривать эти буквы как образы, то можно сказать, что на пути Хет окно-Хе закрывается и Король оказывается затворен в своей гробнице. В мифах о Золотом Веке присутствуют два важнейших принципа: во-первых, Золотой Век рано или поздно заканчивается, а во-вторых — рано или поздно он может вернуться вновь.

В описании из приложения к «Сефер Йецира» 15-й путь раскрывается в ином ключе. Как поток энергии, нисходящий из Хокмы, путь Хе — это часть процесса Творения, а этому процессу и его истолкованию в ранних каббалистических трактатах отводилось главное место. И несмотря на то, что в магической каббале на первый план выступают другие задачи, следы этого более древнего подхода сохраняются и подчас могут заводить ученика в тупик. Перед нами единственный во всем приложении случай, когда в описании пути используется цитата из Библии; и это еще одна примета древности, восходящая к тем временам, когда каббалистические трактаты представляли собой комментарии к библейским стихам.
Впрочем, возвращение к древним формам в данном случае вполне оправдывается предметом описания. Путь Хе, как здесь сообщается, «устрояет сущность Творения в чистой мгле». Эта мгла описывается как «мгла пелен» (то есть свивальников для новорожденного). Образы тьмы и ограничения служат указанием не только на Бину, но и на Бездну, где из нисходящего света Хокмы впервые формируется «сущность Творения».
Подробно истолковать это описание в формате настоящей книги нам не удастся, поскольку за ним (как и за всей «Сефер Йецира» и другими древнейшими каббалистическими текстами) стоит особый миф творения, отличный от версии, изложенной в части I. Но достаточно будет отметить, что путь Хе представляет важнейшую, основополагающую силу всего процесса Творения. Он обозначает не только весну года, но и весну всего бытия. И в заключение стоит добавить, что «сущность творения» — то «вещество», из которого сотворен весь проявленный мир, — это не что иное, как энергия, свободная и безграничная сила Хокмы.

Перевод © Анна Блейз, 2013