e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 18, путь Хет

Майкл Грир

Буква пути: (Ограда).
Божественное имя: AL, Эль.
Астрологическое соответствие: Рак.
Аркан Таро: VII («Колесница»).
Эзотерический титул: Дитя Силы Вод, Владыка Торжества Света.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Восемнадцатый путь именуется Разумом Дома Влияния. Величием его изобилия приумножается поток благ, изливающийся на все сущее, и из средины его исследованием выводятся тайны и сокровенные смыслы, обитающие в тени его и прилепляющиеся к нему от причины всех причин».
Мифологический принцип: Король Былого и Грядущего.
Явления и разновидности опыта: границы и побережья; путешествия.
Сущности: призраки минувших эпох; Спящий Король или Спящая Королева.
Магический образ: арка янтарного цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Хет. На двери, обрамленной этой аркой, изображен VII аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: янтарный
— в мире Брия: темно-бордовый
— в мире Йецира: насыщенный и яркий красновато-коричневатый
— в мире Асия: темный зеленовато-коричневый.

Путь Хет ведет от Гебуры к Бине, образуя верхнюю половину Столпа Суровости. Подобно расположенному под ним пути Мем, он по-своему идеально уравновешен — за счет абсолютного господства одного из двух противоположных начал Древа. Это своеобразное равновесие подкрепляют сферы, расположенные на концах 18-го пути: формообразующая природа Бины и ограничивающая сила Гебуры создают характерную для этого пути атмосферу строгости, сдержанности и контроля. 18-й путь — это самое жесткое выражение Столпа Суровости, не затронутое ни уравновешивающими энергиями Срединного столпа, ни гармонизирующим влиянием Тиферет.
Однако эта особенность не делает путь Хет статичным — напротив, она придает ему невероятную кинетическую энергию. Это может показаться странным, но здесь срабатывает тот же закон, что и при заводе автомобильного мотора или при выстреле из ружья. Если пролить бензин или просыпать порох на землю и поджечь, они просто загорятся — и всё. Но если поместить их в замкнутую емкость — например, в цилиндр двигателя или ружейный патрон, — то при нагревании заключенная в них потенциальная энергия преобразуется в кинетическую. То же самое происходит и с любыми другими источниками энергиями и, прежде всего, с человеческой волей.
До некоторой степени эта закономерность связана с темой единства воли (которую мы рассматривали в связи с Гебурой), но не исчерпывается ею. Так называемый принцип ограничения составляет одно из самых важных — и одно из самых недопонятых — правил практической магии. С одной стороны, он стоит за всем искусством изготовления талисманов, а с другой — за многими методами посвятительных практик.
Однако в работе мага-каббалиста путь Хет находит иное применение. Подобно пути Зайин, он относится к пассивной, восприимчивой стороне магической практики и ведет к Бине, прародительнице Формы. Но если путь Зайин соответствует искусству прорицания, то к пути Хет следует отнести различные типы магической работы, которые мы в совокупности называем «визионерским опытом», — такие, например, как практиковавшиеся в ордене Золотой Зари «созерцание духовным зрением» и «восхождение на планы». Практические методы визионерской работы, как и все многочисленные техники прорицания, полезны, главным образом, для развития скрытых способностей личности (в данном случае — тонких аналогов обычных физических чувств, настроенные на восприятие менее материальных сфер опыта). Когда эти способности разовьются, нужда в визионерских практиках может отпасть, но в подготовке и обучении мага подобные техники играют важную роль. Они служат формами — то есть, по сути, вместилищами — для этих зачастую трудноуловимых способностей, предоставляя устойчивые каналы для восприятия скрытых аспектов бытия.
Буква 18-го пути — Хет, что значит «ограда». В древних земледельческих общинах ограда имела куда более важное значение, чем в современном городском мире. Пастбища и сельскохозяйственные угодья составляли основу выживания, а мерилом богатства зачастую служил домашний скот. В таких условиях ограда исполняла примерно ту же функцию, которая в наши дни отводится банковскому счету. Все эти соображения следует учитывать при анализе значения 18-го пути: Хет — это не просто граница некой территории, но и хранилище неких важных ценностей.
Следующие два символа — божественное имя и астрологическое соответствие — характеризуют не столько собственную природу 18-го пути, сколько его положение на Древе. Божественное имя этого пути, AL («Эль»), соотносится со стихией Воды, а его астрологическое соответствие — Рак, один из трех водных знаков. Стихия Воды играет очень важную роль на всем Столпе Суровости, управляя обоими составляющими его путями и двумя из трех его сфер. Эта связь с самой восприимчивой из стихий акцентирует пассивную природу Столпа Суровости. Подобно стенкам цилиндра или патрона из вышеприведенной аналогии, энергии Формы служат вместилищем для энергий Силы, придают им желаемые качества и направляют их к желаемой цели.
Зодиакальный знак Рака дополняет эту символику еще одним обстоятельством. Из всех животных, известных в Средние века, рак лучше всех символизировал сочетание сдержанности и силы, определяющее для 18-го пути. Рак покрыт жестким панцирем, но способен двигаться достаточно быстро, а клешни его пригодны для свирепых атак. Подобно рыцарю, закованному в броню, он черпает силу в собственной прочности.
Образ воина в доспехах занимает центральное место в символике «Колесницы» — VII аркана Таро, также связанного с путем Хет. Обычно на этой карте изображается мужчина в латах, стоящий на колеснице, которая запряжена двумя конями (или сфинксами, или еще более причудливыми существами) — черным и белым.
В эзотерических традициях Запада образу Колесницы издавна приписывался сложный символический смысл. Чаще всего саму колесницу вместе возничим рассматривали как символ человеческого «я», а коней — как различные силы и побуждения, которые мы должны обуздать и направить к цели посредством высших уровней этого «я». Однако почти ни на одной из версий этого аркана не видно поводьев, при помощи которых можно было бы управлять конями.
В действительности эта карта описывает роль Нешамы — нашего духовного «я» — во взаимодействии с волей Гебуры. Возничий на карте Колесницы — это Нешама, а сознательная воля — лишь орудие, посредством которого действуют высшие аспекты «я». (Точнее говоря, роль духовного руководства Нешама, пребывающая в Бине-Понимании, воспринимает от Хии — духовной воли, пребывающей в Хокме-Мудрости.) Иными словами, управление осуществляется из тех сфер, которые не доступны сознательному восприятию. Скрытый по ту сторону Бездны, возничий правит колесницей нашего «я» без помощи зримых поводьев; ограничивающая и направляющая сила воли действует под руководством более высоких сил; Руах не видит их, но не может уклониться от их воздействия.
Эзотерический титул 18-го пути возвращает нас к символике, рассмотренной выше. Путь Хет называется «Дитя Силы Вод», потому что Вода властвует над всем Столпом Суровости и потому что путь этот исходит из Бины, сферы Великого Моря. Вторая часть титула, «Владыка Торжества Света» объясняется тем, что в Северном полушарии Земли летнее солнцестояние — самый долгий день года — приходится на вступление Солнца в зодиакальный знак Рака.

В описании из приложения к «Сефер Йецира» символика этого пути углубляется. Многие идеи, с которыми мы здесь сталкиваемся, уже знакомы нам по анализу прочих символов, но выводы из них имеют непосредственное отношение к самой основе и стержню работы мага-каббалиста.
Использованный здесь термин «дом влияния» заимствован из традиционного языка астрологии и означает ту область мироздания, на которую способна повлиять данная сила. В качестве «Разума Дома Влияния» путь Хет можно истолковать как само взаимодействие между сферами, соединенными этим путем, — взаимодействие, суть которого разъясняется ниже.
Суть эта двойственна; первая ее часть относится к великому пути Творения, а вторая — к дороге Искупления. В первой из двух ролей, в роли творящей силы, «величие изобилия» 18-го пути приумножает «поток благ, изливающийся на все сущее». Для пути, составляющего часть Столпа Суровости, такое описание может показаться странным, однако отметим, что в тексте использовано достаточно конкретное слово «блага» вместо более аморфного «благословения», которым обычно описываются энергии Столпа Милосердия. Иными словами, 18-й путь как источник формы наделяет нисходящую силу творения конкретными формами, распределяя эту силу по различным «домам влияния» — разделяя единый поток на изобильное множество проявлений.
Во второй своей роли, на дороге Искупления, путь Хет ведет прямиком к тайнам визионерских магических практик. «Из средины его исследованием выводятся тайны и сокровенные смыслы», связанные с этим путем, но, в конечном счете, исходящие не от него, а «от причины всех причин», то есть от самой Кетер. Выражение «сокровенные смыслы» можно также перевести как «скрытые значения» или «намеки». Подразумевается, что исследуя тайны ограничений, можно осознать скрытые смыслы, исходящие от Кетер. Таким образом, как и в случае с путем Зайин, проработка пути Хет открывает способ коммуникации между сознательным разумом и частями души, пребывающими выше Бездны.
«Тайны», скрытые в этом пути, в свою очередь существенно влияют на то, каким образом путь Хет обычно воспринимается на опыте, в ходе практической работы. Когда пробуждаются энергии 18-го пути, нередко возникает предчувствие или ощущение близости чего-то важного, присутствия чего-то скрытого, но почти осязаемого. А эти ощущения, со своей стороны, тесно связаны с мифологическим принципом пути Хет.
Во многих культурах бытуют легенды о некоем знаменитом правителе или герое древности, который не умер по-настоящему, а лишь погрузился в сон, и когда-нибудь снова вернется к людям. Один из самых известных тому примеров — король Артур, хотя это и не самый древний персонаж такого рода. Значительная часть христианского богословия основывается на мифе этого же типа, главная роль в котором отводится Христу. В визионерских путешествиях по Древу на пути Хет нередко обнаруживается Спящий Король или Спящая Королева; они лежат в подземной пещере или в каком-нибудь безмолвном зале, в окружении сокровищ и спящих воинов. Во многом это можно трактовать как развитие образа Утонувшего Великана, связанного с путем Мем: Спящий Король или Королева — это символ полного потенциала нашего «я», который ждет предначертанного часа, чтобы исполнить древнее пророчество и явиться во всей своей славе.

Перевод © Анна Блейз, 2013