e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 21, путь Каф

Майкл Грир

Буква пути: (Ладонь).
Божественное имя: AL, Эль.
Астрологическое соответствие: Юпитер.
Аркан Таро: X («Колесо Фортуны»).
Эзотерический титул: Владыка Сил Жизни.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать первый путь — это Разум Примирения, и называется он так потому, что он воспринимает божественное влияние, кое изливается в него за его благоволение ко всему сущему».
Мифологический принцип: устремление к высшему.
Явления и разновидности опыта: полет или виды, открывающиеся с большой высоты; путешествия в горах или восхождение на гору; сияющий свет, нередко радужной окраски; эмоциональный подъем.
Сущности: паломники; орлы и прочие крылатые существа.
Магический образ: арка чисто-фиолетового цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Каф. На двери, обрамленной этой аркой, изображен X аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: фиолетовый
— в мире Брия: синий
— в мире Йецира: насыщенный пурпурный
— в мире Асия: ярко-синий, пронизанный желтым.

Как и путь Мем, расположенный по другую сторону Древа Жизни, путь Каф проходит через Завесу, не соприкасаясь с Тиферет, и составляет часть одного из двух боковых столпов Древа. Поэтому он сходен с путем Мем и по своим функциям в общей энергосистеме Древе, и по некоторым своим характерным свойствам. На пути Каф тоже царит статическое равновесие, связанное с абсолютным преобладанием одного из двух полюсов Древа (только в данном случае — полюса Силы, а не Формы), и во внутренней структуре каббалистической практики этот путь тоже занимает очень важное место. Подобно путям Мем и Нун, зеркально отражающим друг друга в определенных отношениях, путь Каф в некотором смысле является зеркалом пути Айин. И Каф, и Айин символизируют движение в сторону Милосердия — от Нецах и от Ход соответственно. Но суть пути Каф далеко не исчерпывается этими чертами сходства.
Ни Каф, ни Мем не следует рассматривать всего лишь как проявления столпов, в формировании которых они участвуют. Каждый путь Древа — это уникальный модус взаимодействия между двумя сферами, и потому каждый из них обладает своим отчетливым и неповторимым характером. Двадцать третий путь с его водной и жертвенной символикой нельзя истолковать всего лишь как из аспектов Столпа Формы, — и точно так же двадцать первый путь нельзя целиком и полностью свести к проявлениям Столпа Силы.
Характер пути Каф определяется двумя составляющими, на первый взгляд не слишком совместимыми между собой. Первая из них — это принцип изобилия и даже избытка, представленного через образы богатства природного мира. Вторая же — постоянная подвижность, вечная жажда перемен, которую невозможно утолить никаким изобилием. Оба эти качества проистекают из функций Столпа Милосердия как источника творческой энергии во вселенной, доступной нашему восприятию. В своих высших ипостасях они сливаются воедино, проявляясь как неистощимое плодородие на всех уровнях. Но в более низких проявлениях они могут вступать друг с другом в противоречие, порождая ощущение конфликта между двумя несовместимыми целями, и этот конфликт — одно из самых характерных свойств 21-го пути.

Буква этого пути — один из важнейших его символов. Это буква Каф, означающая «ладонь». С физической точки зрения, человеческая рука — одно из самых удивительных творений природы, способное воздействовать на материальный мир самыми разными способами. Рука мастера карате может разбивать бетонные плиты; руки опытного ремесленника могут превращать необработанный материал в разнообразные полезные и прекрасные вещи; руки любовника могут пробуждать и утолять страсть. Рука как символ издавна связывалась с понятиями мастерства и творчества, власти, структуры и руководства, а раскрытая ладонь — с идеями щедрости, душевной открытости и соучастия.

Божественное имя и астрологическое соответствие 21-го пути связаны с той же символикой и указывают на одно важное в связи с этим путем обстоятельство. Выше уже несколько раз упоминалось, что соответствия путей планетам нередко порождают недоразумения и ошибочные толкования. Как правило, пути, соотносящиеся с планетами, не связаны напрямую с сефирот, соответствующими тем же планетам. Но из этого правила есть исключение, и это исключение — путь Каф. Ему соответствуют божественное имя AL (Эль) и планета Юпитер — те же имя и планета, которые связаны со сферой Хесед, венчающей путь Каф.
Эта символическая аналогия между Хесед и Каф далеко не случайна. Хесед — сефира невероятной творческой и созидательной мощи, средоточие и основная точка концентрации всех энергий Столпа Милосердия. На схеме Молнии на Древе Хесед — это первое проявление Реальности ниже Бездны. Весь путь Каф от начала и до конца пребывает в тени этой сефиры и несет ее энергии прямо вниз по Древу, в восприимчивую сферу Нецах. Поэтому не удивительно, что путь Каф во многом определяется свойствами и влияниями Хесед.
Кроме того, эта символическая связь находит непосредственное выражение в практической магии. К другим сферам приходится подбираться причудливыми и окольными тропами, но с Хесед, наоборот, все очень просто. Подступы к четвертой сефиры совершенно очевидны и недвусмысленны. Подобно маяку на берегу неизведанного океана, Хесед — это последняя надежная веха на дороге туда, где нас поглотят туманы Бездны.
Божественное имя «Эль» занимает немаловажное место в каббалистической теории, но к нему мы обратимся тогда, когда доберемся, наконец, до четвертой сефиры. А пока что достаточно отметить, что это же божественное имя приписано пути Мем — зеркальной противоположности Каф: очередной пример сущностного единства, которое скрывается за всеми парами противоположностей на Древе! Что касается Юпитера, то в астрологии это главная из благотворных планет, «Великое Благо». Влияние Юпитера порождает склонность к оптимизму, щедрости и невоздержанности; с этой планетой связаны принципы руководства, богатства и приумножения.

В Таро 21-му пути соответствует аркан X, «Колесо Фортуны». Эта карта восходит к одному из традиционных символов, столь распространенных в Средние века, когда большинство людей не умели читать и писать, а потому довольствовались символическими изображениями. Изображения такого рода вырезали в камне, демонстрировали в «живых картинах» во время праздничных шествий, описывали в проповедях и так далее. Собственно, образ Колеса Фортуны призван был донести до зрителей идею непостоянства и бренности всего живого. В средневековом искусстве на таком колесе обычно изображалась целая толпа фигур; верхнюю точку колеса занимал король в короне и роскошных одеяниях, а нижнюю — изголодавшийся нищий в лохмотьях. Обод колеса, соединявший эти две фигуры, намекал на революционную для того времени идею, а именно — что король и нищий по сути своей одинаковы и все различия между ними определяются не каким-то вечным космическим законом, а всего лишь игрой фортуны. Кроме того, этот образ говорил о превратностях каждой отдельно взятой человеческой жизни, напоминая, что неизменных состояний не существует и что постоянные перемены — неотъемлемая часть бытия.
Идея Колеса Фортуны — в том, что благами жизни можно наслаждаться, но полагаться на них нельзя. В нашем мире много разновидностей счастья, но и разновидностей страдания — не меньше, и решение о том, какие из них мы будем испытывать в тот или иной момент, принимают силы, не подвластные человеческому контролю. Не следует забывать, что и страдания, и радости в равной мере необходимы для равновесия, и если мы сознательно следуем этому принципу, ограничивая себя в должной мере, то вероятность того, что страдания будут навязываться нам извне, понижается.
Та же самая идея заключена и в эзотерическом титуле пути. Как Владыка Сил (заметьте, не Форм!) Жизни путь Каф символизирует нисхождение творческой энергии по Столпу Милосердия в сферы повседневного человеческого опыта. Иногда эти силы принимают форму, приятную для человека, иногда — нет; одни и те же энергии поддерживают и рост ребенка, и размножение бактерий. Таким образом, и щедрость, и суровость жизни проистекают из одного и того же источника.
В приложении к «Сефер Йецира» та же самая творческая сила описана с более возвышенной точки зрения. 21-й путь именуется здесь Разумом Примирения. Почему? Потому, что этот путь воспринимает «божественное влияние», служащее наградой за его собственное «благоволение ко всему сущему». Иными словами, высшие энергии Древа («божественное влияние») нисходят на 21-й путь потому, что энергии самого этого пути исполняют творящую функцию в системе вселенной. Это превосходное описание того, как работает Столп Милосердия, важную часть которого составляет путь Каф. Термин «благоволение» в традиционных каббалистических сочинениях имеет особый смысл: им обозначаются те аспекты высших уровней бытия, которые вступают в соприкосновение с низшими. Те же аспекты высшего, которые никогда не соприкасаются с низшим, именуются «святостью».
Название 21-го пути объясняется характером его проявлений: путь Каф примиряет враждующие силы и приводит их в гармонию. Отчасти эту функцию он наследует от тех аспектов четвертой сефиры, которые описаны в относящемся к ней тексте из приложения к «Сефер Йецира», а отчасти — от сефиры седьмой, которая связывает отдельные объекты воедино узами любви.

Мифологический принцип Каф возвращает нас к вопросу о зеркальных взаимоотношениях этого пути с путем Мем. Принципы двух этих путей — самопожертвование и устремление к высшему — объединяются в символике Тиферет; будучи же отделены друг от друга, они образуют два полюса, между которыми совершается раскрытие Завесы.
Мифы об устремлении к высшему повествуют о герое, который пытается добиться чего-то великого и благополучно этого добивается; мифы о самопожертвовании рассказывают о герое, который уже обладает чем-то великим, но отказывается от этого ради чего-то более важного. В процессе раскрытия потенциала, заключенного в нашем Высшем Я, — процессе, который далеко не исчерпывается первым прохождением пути Самех, — мы и жертвуем многим, и многое приобретаем. Обмен такого рода сопутствует любой трансформации.
То, чем мы жертвуем в этом процессе, — это наше «я» в обычном понимании, отдельное, изолированное сознание, замкнутое в теле, словно цыпленок — в скорлупе. Такое понимание «я» не столько ошибочно, сколько неполно: оно отражает лишь малейшую долю возможностей, доступных человеческому сознанию; и, тем не менее, на этой малейшей доле основываются наше чувство личности и чувство достоинства, и именно она служит критерием, по которому мы мерим и судим весь окружающий мир. Это наше маленькое «я» — самое драгоценное из всего, что у нас есть; и всё, что мы ценим в этой жизни, так или иначе с ним связано.
Приобретением же становится более широкое самосознание, находящееся где-то посередине между индивидуальностью и всеобщностью. Оно способно отделяться от большего целого, но, в то же время, признаёт свою связь с другими центрами сознания и начинает постигать свое сущностное единство с этими другими центрами. Тем самым мы обретаем способность сознательно формировать свой опыт, уже не допуская, чтобы он определялся нашими неосознанными потребностями и энергиями или внешними силами. В сущности, мы обретаем ту свободу, которую получает цыпленок, выбравшийся из яйца и на нетвердых ножках делающий первые шаги в большой мир.
Само наличие многочисленных эзотерических традиций свидетельствует о том, что многим людям, совершившим такой обмен, не пришлось об этом пожалеть. И все же решиться на него каждый должен самостоятельно: этот выбор мы делаем сами, и только сами.

Перевод © Анна Блейз, 2013