e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 22, путь Ламед

Майкл Грир

Буква пути: (Бычье стрекало).
Божественное имя: YHVH, Тетраграмматон.
Астрологическое соответствие: Весы.
Аркан Таро: XI («Правосудие»).
Эзотерический титул: Дочь Владык Истины, Держательница Весов.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать второй путь — это Верный Разум, и называется он так потому, что через него приумножаются духовные добродетели и все живущие на земле приближены к покрову тени его».
Мифологический принцип: Небесное Правосудие.
Явления и разновидности опыта: узкие мосты и тропы; охраняемые врата и другие преграды; образы двойственности и разделения; видения и влияния прошлых жизней; суд, на котором душа предстает перед высшими сущностями.
Сущности: ангелы, люди из прошлых жизней, стражи врат.
Магический образ: арка изумрудно-зеленого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Ламед. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XI аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: изумрудно-зеленый
— в мире Брия: синий
— в мире Йецира: темный сине-зеленый
— в мире Асия: бледно-зеленый.

От Тиферет вверх ведут пять путей, соединяющих шестую сефиру со всеми сефирот, расположенными над нею. Три из этих путей пересекают Бездну, величайшую из всех преград на Древе, и уводят в миры, понять которые можно лишь отчасти и условно. Остальные два пути пролегают ниже Бездны, в мире повседневного опыта. Они связывают Тиферет с Гебурой и Хесед — двумя центральными сферами боковых столпов, двумя великими полюсами энергосистемы Древа. На микрокосмическом уровне они представляют два из трех основных связующих звеньев в системе Высшего Я, или Низшего Гения, — тайного потенциала Руаха.
Один из этих двух путей — путь Ламед. В путешествии вверх по Древу это первый из путей, не связанный напрямую со сферами ниже Завесы. Это во многом определяет его символику: данный путь связан с одним из тех аспектов человеческого опыта, который часто пытаются найти, но редко находят и никогда не определяют адекватно, а именно — со справедливостью.
Многие символы пути Ламед непосредственно соотносятся с идеями справедливости и правосудия. Это и не удивительно, поскольку 22-й путь связывает силу и суровость Гебуры с равновесием Тиферет. Но, в то же время, это обстоятельство порождает массу вопросов, поскольку справедливость — одно из самых спорных понятий в западной культуре. В наши дни, когда понятие «права» то и дело используется для оправдания алчности и непомерных амбиций, вопрос о том, что такое справедливость, приводит нас прямиком в трясину противоречивых идей и конфликтов.
Впрочем, с каббалистической точки зрения, это вполне понятно. До тех пор, пока Завеса не открылась для всего мира, справедливость в Малкут может проявляться лишь косвенно и в отраженных формах. До тех пор, пока Завеса не открылась для отдельно взятого человека, этот человек может воспринимать справедливость в лучшем случае смутно и в самых общих чертах. Об этом стоит вспоминать всегда, когда мы выносим какие-либо суждения и оценки. И не менее важно помнить об этом при изучении символики 22-го пути.

Буква этого пути — Ламед, что значит «бычье или воловье стрекало». В наши дни этим орудием уже практически не пользуются, но в те времена, когда основной тягловой силой был домашний скот, стрекало применялось повсеместно. Волы — очень сильные, очень медлительные и не особенно умные животные. Чтобы заставить их сдвинуться с места и идти по прямой, доброго слова и даже обычного понукания недостаточно. Требуются аргументы посерьезнее, и самым веским из них служит длинная палка, загнутая и заостренная на конце. С помощью такой палки пахарь, шедший за плугом, приводил волов в движение и возвращал их на прямую борозду, если они пытались свернуть в сторону.
Образ бычьего стрекала — символ равновесия в нескольких отношениях. Во-первых, это компромисс между нуждами человека и упрямством волов, в котором каждая сторона приспосабливается к потребностям и ограничениям другой. Во-вторых, это способ поддерживать движение волов в нужном направлении: любое уклонение в сторону от прямого пути влечет за собой страдание. С точки зрения каббалиста, этот принцип — один из фундаментальных законов всей игры бытия.

Божественное имя этого пути — YHVH, Тетраграмматон, имя стихии Воздуха. Символика этого Имени основана на взаимодействии противоположностей — Огня и Воды, энергии Йод и восприимчивости Хе, — которые объединяются в творческом противоборстве и порождают вселенную. В контексте этой символики стихия Воздуха — первое дитя Огня и Воды, «золотая середина» или точка равновесия между ними, а также стихия всех сфер Срединного столпа. Таким образом, и здесь на первый план выходит идея равновесия.

Следующие три соответствия пути Ламед непосредственно связаны с символикой правосудия. Астрологическое соответствие этого пути — Весы. Во времена, когда еще не существовало пружинных и цифровых весов, для определения веса использовалась простая рычажная конструкция из вертикальной опоры с перекладиной-коромыслом, на концах которой подвешивались две чаши. О разнице в весе предметов, положенных на чаши, наглядно свидетельствовал наклон коромысла.
Весы — это символ равенства, честности и точности. Как атрибут стандартной аллегорической фигуры Правосудия, изображаемой на карте Таро, которая соответствует пути Ламед, они олицетворяют все вышеперечисленное и понимаются как один из компонентов практического отправления правосудия. Однако в другой руке эта фигура держит меч. Весы и меч в руках Правосудия можно рассматривать и как образ пути Ламед в целом — пути, соединяющего равновесие Тиферет с мечом Гебуры, и как выражение того же принципа, о котором мы говорили в связи с бычьим стрекалом. Меч — традиционный символ наказания. Утрата равновесия влечет за собой страдание, — и если мы хотим понять природу справедливости, сбрасывать этот фактор со счетов не следует.
Аркан «Правосудие», соответствующий пути Ламед, отличается от обычной аллегории Правосудия только в одном отношении: у фигуры на этой карте глаза открыты, тогда как по традиции Правосудие изображается с повязкой на глазах — символом беспристрастности. У Правосудия на карте Таро повязка отсутствует потому, что с эзотерической точки зрения слепота нередко толкуется как символ обыденного человеческого сознания, а зрение — как символ более широкого восприятия, присущего мистику или магу. Наличие/отсутствие повязки аналогично разнице между обыденным пониманием справедливости и той истинной справедливостью, которая открывается нам выше Завесы.
Эзотерический титул 22-го пути тоже связан с весами, но не только. Путь Ламед называется «Держательницей Весов» и «Дочерью Владык Истины». Истина — понятие очень непростое; символический характер всего человеческого опыта подразумевает, что любое утверждение, какое только может сделать человек, в определенном отношении ложно, поскольку не передает всей полноты истины. Впрочем, на более практическом уровне истину можно рассматривать как идеал, пусть и не всегда достижимый. Называя справедливость дочерью истины, мы имеем в виду всего лишь то, что и восстановление равновесия, и наказание должны непосредственно вытекать из правильной и точной оценки ситуации. Это полезное правило применимо не только в обыденной жизни, но и в гораздо более широких масштабах.

Описание из приложения к «Сефер Йецира», как обычно, затрагивает более сложные аспекты пути, хотя в данном случае все они, опять-таки, связаны с идеей справедливости. Но связь эта не очевидна и обнаруживается лишь после расшифровки символов.
Описание пути Ламед состоит из двух различных, хотя и взаимосвязанных утверждений. Первое из них касается связи между этим путем и «духовными добродетелями», второе — той «тени», которую отбрасывает этот путь на «всех живущих на земле». При этом первое для современного уха звучит почти что слащаво, а второе — наоборот, едва ли не зловеще. Но первоначальное впечатление, как обычно, обманчиво: подлинная суть этого описания раскрывается лишь при внимательном осмыслении.
Выражение «духовные добродетели» в первой части этого описания не имеет никакого отношения к морали. Под добродетелями здесь следует понимать, скорее, просто свойства — то есть способности или функции; с таким же успехом это выражение можно было бы перевести как «духовные силы». Имеется в виду, что справедливость — это источник силы. И сколь бы наивным ни казалось это утверждение, для мага оно составляет важнейший практический принцип.
В современной западной культуре есть тенденция рассматривать этичное поведение как признак слабости. Разумеется, так оно и есть — при условии, что вы хотите играть в некоторые социальные игры (например, политические). В таких обстоятельствах приверженность этическим принципам действительно мешает. Но подобные игры — это лишь малая и далеко не самая важная часть жизни, а если мы ставим перед собой более серьезные задачи (такие, например, как достижение счастья, мудрости или той истинной силы, по отношению к которой политическая власть — лишь жалкий суррогат), то слабостью, наоборот, оказывается неэтичное поведение. Эгоизм, невежество и жестокость во всех их проявлениях создают препятствия не только на пути мага, но и в любой сколько-нибудь достойной работе.
Кроме того, человек живет не в пустоте: каждый наш поступок влечет за собой последствия для нашего окружения, а мы, в свою очередь, подвержены влияниям многих других людей. Именно об этом говорится во второй части описания. «Тень», о которой здесь идет речь, — это библейская метафора защиты и пристанища (вполне уместная для  пустынного ближневосточного климата). Таким образом, «все живущие на земле» — все, кто пребывает на уровне Малкут, — «приближены» к защитному покрову того правосудия, которое выходит за рамки обычных человеческих представлений.
Разумеется, ключевое слово здесь — «приближены». С точки зрения обыденного опыта, жизнь несправедлива. Справедливость существует лишь выше Завесы; и только после раскрытия Завесы сила справедливости начинает действовать напрямую, а не опосредованно.
Отчасти это всего лишь вопрос восприятия. В обычных обстоятельствах никто не способен судить самого себя по справедливости: влияние Негативной Персоны и слабости нашего низшего «я» с завидным постоянством склоняют человека выносить суждение в свою пользу. И только после раскрытия Завесы картина проясняется, и то, что прежде казалось нам вопиющей несправедливостью, начинает восприниматься как естественное следствие наших же собственных ошибок. Согласно традиционным учениям о реинкарнации, какие-то из этих ошибок мы вполне могли совершить не в этой жизни, а в прошлых воплощениях.
Впрочем, «тень» справедливости можно истолковать и по-другому — с учетом мифологического принципа этого пути, принципа Небесного Правосудия. В мифологическом смысле пройти через Завесу — значит, вступить в царство богов и, следовательно, предстать перед их судом. И в этой ситуации качество всех наших поступков становится гораздо более актуальным. Традиционно считается, что все поступки мага, хорошие или плохие, вознаграждаются или, соответственно, караются гораздо быстрее и нагляднее, чем поступки обычного человека. С теоретической точки зрения, это разумно: ведь маг уже устранил некоторые препятствия на пути сил, нисходящих по Древу, и потому естественные последствия его уравновешенных, конструктивных поступков проявляются в сферах обыденного опыта быстрее и легче. И точно так же, если маг отступает от пути равновесия, то карающий меч Гебуры не заставляет долго себя ждать.

Перевод © Анна Блейз, 2013