e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 23, путь Мем

Майкл Грир

Буква пути: (Вода).
Божественное имя: AL, Эль.
Астрологическое соответствие: Скорпион.
Аркан Таро: XII («Повешенный»).
Эзотерический титул: Дух Могучих Вод.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать третий путь — это Устойчивый Разум; он называется так потому, что обладает силой постоянства среди всех исчислений».
Мифологический принцип: самопожертвование.
Явления и разновидности опыта: образы воды в различных ее формах; путешествие через подводные пещеры; образы утопленников, затонувших кораблей и городов, наподобие Атлантиды.
Сущности: духи стихии Воды; подводные призраки; Утонувший Великан.
Магический образ: арка чистого темно-синего цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Мем. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XII аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: темно-синий
— в мире Брия: цвет морской волны
— в мире Йецира: темно-оливковый
— в мире Асия: белый, испещренный пурпурным.

Путь Мем — первый из двух путей, ведущих к Гебуре, центральной сефире Столпа Суровости, а также один из двух путей, составляющих этот Столп. В процессе Творения путь Мем служит тем каналом, по которому сила Гебура спускается в Ход, чтобы отлиться в ту или иную форму на ментальном плане, а в процессе Искупления открывает интеллекту врата к преодолению его ограничений и превращению в орудие воли.
Обе эти стороны 23-го пути тесно связаны с его положением на Древе Жизни. Проходя вертикально по одному из Столпов, этот путь по-своему уравновешен, но весьма специфически: поскольку он целиком принадлежит к Столпу Формы, противоположный принцип, принцип Силы, в нем фактически не проявлен. Таким образом, равновесие данного пути — это следствие абсолютного господства одного из начал: путь Мем идеально стабилен, но только потому, что силы, способные вывести его из равновесия, на нем отсутствуют.
Эта особенность придает пути Мем неожиданные свойства. В частности, именно ею объясняется некоторое сходство этого пути с путем Нун. 23-й путь, как и 24-й, связан  со стихией Воды и ассоциируется с такими качествами, как пассивность и жертвенность. Оба их можно рассматривать как проявления Суровости в процессе размыкания Завесы, поскольку один из них движется в направлении Столпа Формы, а другой составляет его часть. В свою очередь, пути Айин и Каф символизируют проявления Милосердия, или Столпа Силы, в том же процессе.
В сущности, эти четверо путей можно представить себе как две дороги, одна из которых ведет на столп Суровости, а другая — на Столп Милосердия. Каждая дорога состоит из двух половинок, двух путей, в чем-то между собой схожих, а точки поворота располагаются, соответственно, в Ход и Нецах. Однако между половинками этих дорог есть и существенные различия, определяющиеся, прежде всего, соотношением рассматриваемых путей с Тиферет. Те пути, которые оканчиваются в шестой сефире, вносят динамический вклад в общую систему равновесия Древа. Те же, которые проходят исключительно по боковым столпам, играют в общей системе ограниченную и до некоторой степени статичную роль. С другой стороны, будучи по природе своей равновесными, эти пути удобны для восхождения по Древу, и методы, восходящие к их символике, занимают важное место в арсенале мага-каббалиста.
Самое заметное место среди качеств Мем занимает упомянутая выше статичность, и в целом, символика этого пути — едва ли не самая простая и непротиворечивая на всем Древе. И буква этого пути, и божественное имя, и астрологическое соответствие, и эзотерический титул связаны, в сущности, с одним и тем же символом — со стихией Воды.
Название буквы Мем означает «вода», а форма ее, согласно традиционным толкованиям, символизирует волны бурного моря. Конечная форма этой буквы олицетворяет море при спокойной погоде. Божественное имя Эль связано со стихией Воды и с сефирой Хесед, которая, в свою очередь, тоже соответствует Воде. Астрологическое соответствие Мем — опять-таки, стихия Воды, а эзотерический титул – «Дух Могучих Вод». Нигде на всем Древе не найдется пути или сефиры, символика которых была бы настолько единообразной
И только дойдя до соответствий Мем арканам Таро, мы переходим на новый уровень  символики, не связанный с Водой напрямую. Аркан XII, «Повешенный», изображает человека, подвешенного вниз головой, за одну ногу. Окружение и атрибуты этой  фигуры разнятся от колоды к колоде: иногда Повешенный висит на кресте, иногда —  на виселице, а в колоде Золотой Зари он изображен в подводной пещере, что прекрасно согласуется с основной символикой данного пути. Во многих современных колодах, испытавших влияние христианской образности, голову Повешенного окружает нимб, а лицу придано безмятежное выражение.
Как нетрудно догадаться, эта карта породила невероятное множество толкований, и в результате изначальный смысл ее был практически утрачен. Однако те, кому довелось застать Вторую Мировую войну, могли бы его припомнить. После победы над итальянским фашизмом диктатора Бенито Муссолини казнили почти так же, как персонажа этой карты: по итальянской традиции, за ноги вешали предателей родины. Стоит добавить, что в некоторых ранних колодах XII аркан назывался не «Повешенный», а «Предатель», а изображалось на нем попросту тело казненного, подвешенное за лодыжку.
Важно, однако, принять во внимание, что изначальные изображения на картах Таро не имеют никакого отношения к каббале. Связи между каббалой и Таро развились лишь в последние два столетия, и под влиянием каббалистических соответствий образность многих карт во многом изменилась, а Таро, в свою очередь, повлияло на толкование многих каббалистических понятий. Образ предателя, подвешенного за ногу, почти ничего не говорит нам о символике 23-го пути. Современная же форма «Повешенного», напротив, во многом помогает понять эту символику. В нынешнем своем виде XII аркан символизирует власть ментальных структур Ход над силой Гебуры, а также приостановку мышления и интеллект, обузданный волей. Кроме того, в более прикладном отношении эта карта изображает способ прохождения через Завесу, занимающий очень важное место в эзотерической работе.
В описании пути Айин мы упомянули некоторые риски, сопряженные с попыткой пройти через Завесу на чисто интеллектуальном уровне. Возвращаясь к метафоре двух дороги, составленных из двух путей каждая, мы можем добавить здесь, что интеллект может пойти либо в сторону Милосердия, либо в сторону Суровости; он может устремиться либо к активной деятельности, либо к отказу от нее. Но до тех пор, пока не откроется путь Самех, выбирать между двумя этими дорогами бесполезно: обе ведут в тупик. Выбирая деятельный вариант, пытаясь пробиться через Завесу силой разума, мы рискуем превратиться из магов в колдунов: интеллектуальное понимание нефизических объектов становится орудием неуправляемых желаний, которые, в свою очередь, питаются отраженными образами Тиферет. Выбирая бездействие, мы рискуем впасть в абсолютную пассивность и попросту остановиться в развитии.
Но если вначале пройти через Завесу путем Самех, ситуация кардинальным образом меняется. Если мы выберем деятельный вариант уже после того, как достигнем Тиферет, то обретем сознательную власть над естественной творческой силой воображения. Если же мы остановим свой выбор на бездействии, то сможем приостановить активность рассудочного ума и тем самым воспринять то, что пребывает за его пределами, а также поставить интеллект под контроль воли, отраженной в сфере Гебуры.
Подход, который предполагает 23-й путь, сам по себе неполон и может нарушить равновесие, но его не так уж сложно уравновесить подходом, связанным с симметричным путем Каф, а затем объединить их оба с путем Самех на Срединном столпе. Отражение этого комплексного метода ниже Завесы представляет собой базовую формулу медитации. В чистом же своем виде, выше Завесы, он дает формулу просветленного сознания.

В приложении к «Сефер Йецира» 23-й путь описан очень просто и доступно. Он именуется здесь «Устойчивым Разумом», потому что он «обладает силой постоянства среди всех исчислений». Под «исчислениями» здесь, как и везде в этом каббалистическом тексте, понимаются сефирот; и действительно, как мы уже видели, символика пути Мем на редкость единообразна и устойчива.
Почему это так? Отчасти это объясняется статичным характером энергии, присущей данному пути; но имеются и более глубокие причины. Путь Мем по природе своей пассивен и восприимчив, как указывает на то связь с символикой Воды, но именно благодаря этой пассивности он неуязвим перед внешними влияниями. Он ничему не сопротивляется и, следовательно, не вступает в конфликты. Любая посторонняя энергия попросту проходит сквозь него, не оставляя следа.
В этом же заключается и один из уроков, которые преподает нам мифологический принцип 23-го пути — принцип самопожертвования. В определенном смысле этот принцип составляет половину парадокса, разрешающегося в Тиферет, где солнечный царь полностью отождествляется с жертвой. Однако мифы о самопожертвовании как таковом теснее связаны не с Тиферет, а с путем Мем.
Что такое жертва? Английское слово sacrifice, «приносить в жертву», в буквальном смысле означает «освящать; делать что-либо священным». В каббалистическом контексте принести что-либо в жертву означает продвинуть это на более высокий уровень Древа, поднять от проявленного мира к Единству. При этом часть жертвенного объекта, относящаяся к более низкому уровню, в определенном смысле разрушается. Но разрушение можно понимать по-разному, и слишком буквальное толкование этого термина, как правило, оказывается не только неэтичным, но и попросту непрактичным.
По большому счету, единственная достойная жертва — это собственное «я» мага. Самопожертвование — это, собственно, и есть путь Искупления, путь восхождения по Древу. Принести себя в жертву трудно — в сущности, это один из самых трудных для человека поступков. Но все затруднения в данном случае берут начало в невежестве. В действительности то, чем жертвует маг, восходящий по Древу, не имеет отношения к его истинному «я». Это истинное, реальное «я» — как и сам путь Мем — остается неизменным, через какие бы трансформации мы ни прошли. И ключ к самопожертвованию — в том, чтобы по-настоящему это понять.
В традиционных толкованиях этот парадокс находит выражение в образе одной из сущностей, с которыми можно встретиться на пути Мем. Это образ Утонувшего Великана, который (подобно всему, что скрыто под водой), символизирует то, что ушло в подсознание, скрылось от сознательного восприятия, но на самом деле не исчезло. Если другие образы подобного рода олицетворяют забытые переживания, минувшие события или ушедшие в прошлое этапы биологической или духовной эволюции, то Утонувший Великан в микрокосме символизирует Высшее Я, а в макрокосме — высшую Реальность. В видениях он часто предстает как человекообразный исполин, лежащий на дне морском, ушедший под воду, но не умерший, а погрузившийся в сон или полудрему. Иногда его едва удается разглядеть за стеблями водорослей и облаками ила. Если он произнесет какие-то слова, их следует запомнить, записать и тщательно обдумать.

Перевод © Анна Блейз, 2013