e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 27, путь Пе

Майкл Грир

Буква пути: (Рот).
Божественное имя: ALHIM GBVR, Элохим Гибор.
Астрологическое соответствие: Марс.
Аркан Таро: XVI («Башня»).
Эзотерический титул: Владыка Воинств Могучих.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать седьмой путь называется Возбуждающим разумом, и назван он так потому, что через него все сущее обретает свой дух и движение».
Мифологический принцип: последняя битва, знаменующая конец света.
Явления и разновидности опыта: образы сражений и битв; сцены массовых разрушений; столкновение воды и огня; внезапные преображения сцен и видений.
Сущности: воины; Дикая Охота; Жнецы Павших; птицы-падальщики — стервятники, вороны.
Магический образ: яркая кроваво-красная арка с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Пе. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XVI аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: алый
— в мире Брия: красный
— в мире Йецира: венецианский кармин
— в мире Асия: ярко-красный, пронизанный лазурными и изумрудными лучами.

На протяжении последних нескольких разделов противопоставление двух сфер, расположенных в основании боковых столпов, приобретало все более и более выраженный характер. И вот, наконец, от косвенного взаимодействия между боковыми столпами мы переходим к непосредственному. Тема этого раздела — первый (считая снизу) из трех горизонтальных путей Древа, связывающих два боковых столпа напрямую: двадцать седьмой путь, путь Пе.
У этого пути немало общего с двумя вышележащими горизонтальными путями — девятнадцатым, соединяющим Гебуру и Хесед, и четырнадцатым, связывающим Бину и Хокму. Двадцать седьмой путь также соединяет две сферы, противоположные друг другу не только по характеру, но и по тому качеству энергетики, которое условно описывается через принадлежность к мужскому или женскому полу. Из-за противоположности характеров связываемых сфер каждый горизонтальный путь проводит невероятно мощный поток энергии, а из-за противоположности полов эта энергия приобретает ярко выраженную сексуальную окраску и особенно важную роль в процессе творения.
Однако между горизонтальными путями имеются и существенные различия, и именно этими различиями во многом и обусловлены специфические качества пути Пе. Четырнадцатый путь, пролегающий выше Бездны, пребывает на том трансцендентном уровне, где еще не существует самого понятия конфликта — оно попросту еще не выделилось из первозданного единства Кетер. Поэтому противоположные силы на этом пути гармонично сливаются в единый поток творческой энергии. Девятнадцатый путь находится ниже Бездны, но во многих отношениях выступает как зеркало трансцендентной гармонии четырнадцатого, а природа сфер, связанных им, такова, что потоки, проходящие по этому пути, всегда остаются под полным контролем, несмотря на то что мощностью превосходят энергии любого другого пути Древа.

* * *

Однако двадцать седьмой путь, в отличие от четырнадцатого и девятнадцатого, проходит ниже Парокет — на уровне, где подобной защиты от конфликтов не существует. Сферы Ход и Нецах располагаются в основаниях двух боковых столпов и, следовательно, представляют два энергетических полюса в максимально развитой форме. Некоторые проявления их противоположных натур мы уже исследовали, когда речь шла о тридцать первом и двадцать девятом путях; во взаимодействии тридцатого и двадцать восьмого путей противоречия обострились и усилились; и вот, наконец, на двадцать седьмом пути две эти конфликтующие силы столкнулись, можно сказать, лоб в лоб. Ничем, кроме взрыва, это закончиться не может.
В сущности, путь Пе во всех его проявлениях лучше всего характеризуется эпитетом «взрывной». Это путь революционных перемен, путь непреодолимой силы, сметающей привычный порядок вещей. На первый взгляд может показаться, что энергии Пе несут в себе лишь бессмысленное разрушение, но в действительности это не так. Как высший из путей, целиком расположенных ниже Парокет, путь Пе исполняет, прежде всего, очистительную функцию; в макрокосмическом смысле (в качестве одного из проводников нисходящих энергий) он уничтожает все старые и отжившие структуры, чтобы освободить место новым, а в микрокосмическом смысле (как один из путей восхождения каббалиста по Древу) — устраняет внутренние преграды, туманящие высшее восприятие, и подготавливает сознание к преодолению Завесы-Парокет.
Таким образом, энергия этого пути — суровая, но необходимая очистительная сила, выметающая из нашей вселенной и из нас самих весь накопившийся сор и хлам. Занимая столь важное положение на Древе — во главе всех путей, расположенных ниже Парокет, — путь Пе напоминает нам о том, что путь мага не всегда усыпан розами.
В наши дни бытует наивная вера в то, что жизнь человека, поднявшегося над чисто материальным уровнем, сплошь исполнена чинного, благопристойного и сладостного света. Действительно, в своих странствиях маг может достичь подобных состояний — но с таким же успехом он может столкнуться со страстью, силой, страданием, неодолимым страхом и головокружительной радостью. Цель каббалистической работы — не в том, чтобы ограничить опыт узким спектром явлений, классифицируемых как «добро»; напротив, ее задача — в том, чтобы приобщить соискателя к новым разновидностям опыта и новым уровням бытия. И подняться на высочайшие уровни Достижения сможет лишь тот, кто научится воспринимать все проявления вселенной, как положительные, так и отрицательные, в нераздельном единстве. Соединение противоположностей на пути Пе тоже может послужить напоминанием об этом факте.

* * *

Первый из символов, относящихся к этому пути, — собственно, буква Пе. Еврейское слово «пе» означает «рот», что, на первый взгляд, может показаться не самым уместным символом радикального преображения. Но если представить себе открытый рот, полный острых зубов, то этот образ вызовет точно такое же чувство опасности и страха, какое нередко внушают людям перемены, сопряженные с двадцать седьмым путем. Вдобавок, рот — это орган, с которого начинается процесс пищеварения, а в процессе пищеварения пища полностью утрачивает свою изначальную форму, распадаясь на усвояемые элементы.
Кроме того, между двадцать седьмым путем и образом рта существует особая эзотерическая связь, относящаяся к сфере практической магии. Один из самых эффективных магических методов трансформации — метод работы со звуками, известный как искусство вибрации. Некоторые звуки, произнесенные определенным образом, способны вводить произносящего или слышащего их в измененное состояние сознания, и это воздействие подчас бывает таким же внезапным и мощным, как эффект, при котором от голоса певца лопается стекло. Те, кто в полной мере овладел этой техникой, достигают такого контроля над собственным и чужим сознанием, какой необученному человеку показался бы чудом; подобные способности стоят за многими поверьями о «волшебных словах» и «словах силы» и играют важную роль во многих системах мистицизма, магии и боевых искусств.
Следующие несколько соответствий непосредственно связаны с понятиями конфликта и разрушения, во многом определяющими характер этого пути. Первое из них — божественное имя двадцать седьмого пути, ALHIM GBVR, Элохим Гибор. Это имя Бога относится к Гебуре, пятой сефире, которая олицетворяет великую силу разрушения и очищения и более всех прочих сфер подобна пути Пе.
Далее следует астрологическое соответствие — планета Марс, традиционно ассоциирующаяся с богом войны. В современной астрологии Марс толкуется как первоисточник энергии в гороскопе; он управляет не только насилием и враждой, как полагали в древности, но и волей, отвагой и внутренней силой. Хорошо, что спектр  проявлений этой планеты расширился — особенно в наши времена, когда искусство войны выродилось в безликие массовые разрушения и такое понятие, как «мирные жители», утратило всякий смысл. Во многих современных конфликтах между людьми и группами старинным воинским добродетелям как будто бы уже не находится места, но они по-прежнему сохраняют свою ценность в разрешении тех конфликтов, которые возникают в нашей собственной душе. И всякому, кто занимается практической каббалой, следует воспитывать в себе такие качества Марса, как отвага, самодисциплина и готовность идти вперед, невзирая ни на какие преграды. Развивать эти качества помогает медитация на символы двадцать седьмого пути.
Следующее соответствие этого пути — аркан Таро XVI, «Башня». Здесь разрушительная сила предстает перед нами в самом простом и ясном образе. С неба, затянутого темными тучами, в вершину высокой каменной башни бьет молния. Под этим ударом верхняя часть башни рушится, и все здание охватывает пожар. С башни на скалы у ее подножия падают два человека в коронах и богатых одеяниях. На некоторых версиях карты молния выбивает из кладки три огромных камня, а на некоторых — под ударом молнии рушится вся башня, а не только верхняя часть.
Но полная и окончательная катастрофа — это лишь часть значения карты. В аркане «Башня» заключены и другие смыслы. Башня (как и любое другое оборонительное сооружение) символизирует не только защиту от внешнего мира, но и заточение для тех, кто находится внутри: это одновременно и убежище, и тюрьма. Таким образом, разрушение башни на этой карте означает еще и освобождение, а два человека, падающие с ее вершины, — это еще и пленники, сбросившие узы неволи.
Чаще всего и, особенно, в применении к человеку как микрокосму оба значения «Башни» оказываются верны одновременно. Например, любые привычные, устоявшиеся представления или мнения не только дают защиту от хаоса в мыслях, но и преграждают путь к более точному и верному восприятию. И когда подобные представления ломаются под натиском непредвиденных событий, наша привычная картина мира рушится, но при этом появляется возможность создать новую, более совершенную картину. Каждый акт разрушения — это еще и новое рождение; и наоборот, каждое рождение — разрушение чего-то старого, исчезновение прежней ситуации.
Следующее соответствие, эзотерический титул двадцать седьмого пути, подводит итоги многому из того, о чем уже было сказано выше: выражение «Владыка Воинств Могучих» вызывает ассоциации с колоссальной силой и мощью. «Могучие» здесь, как и в предыдущих титулах, — это Абба и Айма, сферы Хокмы и Бины, а их «Воинства» (слово, эквивалентное еврейскому TzBAVTh, Цебаот, которое входит в состав божественных имен Ход и Нецах) — все бесчисленные отдельные объекты во вселенной, подчиненной двум противоположным силам в основаниях боковых столпов.
Описание из приложения к «Сефер Йецира», опять-таки, повторяет и развивает многие из уже известных нам идей, связанных с путем Пе. Двадцать седьмой путь называется «Возбуждающим разумом»; само слово «возбуждающий» здесь следует понимать в его изначальном смысле — как «пробуждающий», «вызывающий», «вливающий новые силы»; и все эти эпитеты в применении к пути Пе далеко не бессмысленны. Далее утверждается, что на двадцать седьмом пути все сущее обретает дух и движение: движение — как следствие стимулирующей природы этого пути, а дух — как отражение той функции, которую играют полярные противоположности боковых столпов в нисхождении света Молнии. И движение, и проявление — производные от взаимодействия двух этих противоположностей, ярче всего выраженного именно на пути Пе.
Мифологический принцип этого пути можно было бы назвать просто Войной, но теснее всего с двадцать седьмым путем связаны те легендарные войны, которые знаменуют собой конец света или великой эпохи. Опять-таки, ключевой принцип здесь — столкновение противоположностей, будь то ангелы и бесы Апокалипсиса, боги и великаны Рагнарёка или герои и злодеи других, не столь известных эсхатологических мифов. Во всех этих случаях две противоположные силы вступают в конфликт, который разрешается лишь в уничтожении существующего миропорядка и зарождении новой эпохи.
Из прочих соответствий в комментариях нуждается только один класс сущностей, с которыми нередко можно столкнуться на пути Пе. Это Дикая Охота или Жнецы Павших — отряд призрачных всадников, скачущих по небу. Подобные образы широко распространены в европейском фольклоре, но встречаются и у других народов; в этом контексте нередко ссылаются, например, на известную ковбойскую балладу «Всадники в небесах», в которой воспроизводится та же самая легенда, хотя и в несколько измененной форме. Подобно многим другим сущностям двадцать седьмого пути, Жнецы обычно принимают устрашающие, кошмарные обличья, и страх, который они внушают, может стать одним из самых серьезных препятствий в работе с путем Пе.

Перевод © Анна Блейз, 2012