e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 30, путь Реш

Майкл Грир

Буква пути: (Голова).
Божественное имя: YHVH ALVH VDAaTh, Тетраграмматон Элоа ве-Даат.
Астрологическое соответствие: Солнце.
Аркан Таро: XIX («Солнце»).
Эзотерический титул: Владыка Мирового Огня.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Тридцатый путь — это Собирающий разум, названный так потому, что астрологи по своим принятым правилам выводят из него суждения о звездах и небесных знаках и все совершенства своей науки».
Мифологический принцип: пробуждение Разума.
Явления и разновидности опыта: луга, леса и другие ландшафты с пышной растительностью; храмы; школы; обсерватории; наставления от нематериальных сущностей; полет или восхождение.
Сущности: львы и прочие солярные животные; мудрецы и учителя.
Магический образ: ярко-оранжевая арка с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Реш. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XIX аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: оранжевый
— в мире Брия: золотисто-желтый
— в мире Йецира: насыщенный янтарный
— в мире Асия: янтарный, пронизанный красными лучами.

30-й путь, как и 31-й, ведет в сефиру Ход, и в символике его также преобладают образы огня. Однако отправная точка этого пути — не жесткий, неподатливый план материальной реальности, а отзывчивая, гибкая, изменчивая и текучая сфера Йесод. Если на пути Шин огонь проявляется преимущественно как жар — выжигающий все нечистое и разрывающий связи с материальным миром, — то огонь Реш, более высокого пути, раскрывается, главным образом, как свет. Сокрушительной мощи Шин путь Реш противопоставляет силу осознания, понимания и ясного мышления. Он действует не столько через волю, сколько через восприимчивость, и основной его символ — древнейший из всех символов сознательного ума: Солнце.
Итак, работая с этим путем, вы будете иметь дело с сознательной частью своей психики, исследуя те ее функции, благодаря которым вы вообще способны что бы то ни было исследовать. Для большинства представителей западной цивилизации это хорошо знакомая территория. Западное общество, ориентированное на материальную сторону жизни, ставит сознательный разум выше всех прочих частей нашей психики, поскольку в работе с материей он, очевидным образом, более эффективен, чем эти прочие части. Однако разум, замкнутый исключительно на взаимодействие с материальным миром, не способен даже приблизиться к раскрытию всего своего потенциала. Даже в самых обычных актах осознания таятся огромные возможности, ускользающие от тех, кто использует сугубо материалистический подход.
Возьмите любой предмет из своего окружения — например, чашку — и попытайтесь осознать, что он собой представляет. Глядя на эту чашку, сосредоточьтесь на символических ассоциациях, которые она у вас вызывает, и наблюдайте за тем, как они влияют на ваше сознание. Обратите внимание, как по мере сосредоточения на этой чашке она постепенно выходит в вашем сознании на первый план, а другие предметы отступают в тень, сливаются с фоном или даже вовсе исчезают из поля осознания.
Вы можете в любой момент переключить внимание на какой-нибудь другой предмет, и тогда на передний план выступит именно он, а чашка превратится в фоновую фигуру. Вы как будто стоите в темной комнате с фонариком, дающим узкий луч света: в каждый данный момент этот луч может ярко освещать лишь несколько предметов; окружающие вещи лишь смутно виднеются в полумраке, а все остальное погружено во тьму и остается невидимым.
Луч фонарика в этой метафоре — не что иное, как наш сознательный разум, а тьма, укрывающая остальные предметы — все прочие составляющие человеческой психики, которые мы можем (лишь временно и удобства ради) объединить под общим названием «бессознательное». В более древнем варианте метафоры сознание и бессознательное представлялись в образах Солнца и Луны. И этот древний вариант следует признать более точным, поскольку отождествлять бессознательное с тьмой на самом деле не стоит. Бессознательное тоже способно на своего рода осознание, пусть даже туманное и расплывчатое, но зато гораздо более обширное, нежели узконаправленный луч сознания. И к этому лунному типу сознания, или к бессознательному восприятию, можно найти доступ; можно научиться использовать его и привести в гармонию с солнечным, то есть осознанным восприятием. Эта гармонизация двух типов восприятия — исключительно важный этап на пути развития мага.
Однако в этом разделе мы сосредоточимся на исследовании узкого луча сознательного восприятия. Как уже упоминалось, луч этот обладает скрытыми возможностями, которыми многие в настоящие время пренебрегают. Его можно варьировать различными способами — очевидными и не слишком. Как было показано выше, его можно перемещать с предмета на предмет, но это — лишь простейшая из всех доступных ему трансформаций. Можно также перемещать этот луч между различными уровнями бытия, от сефиры к сефире: от материальных объектов Малкут — в сферу образов Йесод или в область логических конструкций Ход, а если мы уже преодолели завесы Древа, то и выше — в царство глубинных структур Хесед, стоящих за проявленными объектами, или даже в мир высших сущностей, пребывающих над Бездной.
Кроме того, варьировать этот узкий луч сознательного восприятия можно и еще одним способом, и в этом подходе скрывается главный ключ к его особым возможностям. Можно изменять не только направленность, но и интенсивность этого луча. Степеней осознанности существует не меньше, чем уровней, на которых может действовать наше сознание, — и мистики всех времен не зря говорили, что человеческий разум способен достичь такой степени ясности и восприимчивости, по сравнению с которой наше обычное бодрствующее состояние — не более чем сон.

* * *

Традиционная образность пути Реш может показаться несколько более сложной, чем символика путей, описанных выше, и на то имеются свои причины. Некоторым каббалистическим символам отводится не одна, а две или даже три функции на Древе Жизни. Например, каждая из семи традиционных планет соотносится не только с одной из сефирот, но и с одним из путей, причем сефира и путь, связанные с одной и той же планетой, обычно располагаются довольно далеко друг от друга. В этом разделе мы рассматриваем путь, соответствующий Солнцу, но многие символы, которые будут здесь упомянуты, в равной мере применимы и к Тиферет — сефире Солнца и уровню, на котором находится центр истинно осознанного восприятия. У 30-го пути есть немало общего с 6-й сефирой, и именно поэтому они соотносятся с одним и тем же астрологическим объектом. Но при этом между ними имеется одно существенное различие: сефира — это уровень бытия как таковой (и, в данном случае, — источник вышеописанного «солнечного» сознания), а путь — это связь между уровнями (и, в данном случае, — способ практического применения этого «солнечного» сознания).
Этот принцип очень важен для понимания всей структуры Древа Жизни в целом. Неверные его истолкования вызывали немало ошибок и путаницы, и действительно, иногда складывается впечатление, что символическая связь между теми или иными сферами не вполне уместна или даже вообще неверна. Например, от Йесод, сферы Луны, можно подняться прямиком в Тиферет, сферу Солнца; но если вы попытаетесь использовать для этого путь Солнца, то угодите в сферу Ход. Подобно дорожному указателю, повернутому в неправильную сторону, соответствия некоторых путей расходятся с соответствиями сфер, к которым они ведут, и такая картина наблюдается не только на пути Реш, но и в некоторых других областях Древа.
Но, как это вообще часто случается в каббале, мнимая ошибка таит в себе загадку, а загадка, в свою очередь, подводит к пониманию некой важной истины. При переходах из сефиры в сефиру самый очевидный способ срабатывает далеко не всегда. И в данном случае попытка попасть из Йесод в Тиферет, просто сосредоточившись на «солнечном» сознании высшей из двух этих сфер, на деле приведет вас в сефиру Ход. Почему? Потому, что до тех пор, пока вы не преодолеете Завесу Святилища, человеческое восприятие способно уловить лишь тусклый отблеск истинного сознания Тиферет. Но из этого отблеска тоже можно извлечь пользу: если сосредоточить его на образах Йесод, то можно выявить стоящие за ними идеи и структуры сферы Ход; и именно поэтому он соотносится  с 30-м путем Древа. Но для того, чтобы прорвать завесу и достичь того уровня сознания, бледная тень которого является нам на пути Реш, нужен совершенно иной подход.

* * *

Памятуя об этом, мы можем, наконец, приступить к анализу символики 30-го пути. Буква этого пути — Реш, что значит «голова». Под головой подразумевается не только мозг как физическая основа сознания, но и расположенные поблизости от него органы чувств. Голова нередко выступает как символ сознательной и разумной стороны человеческой природы и противопоставляется сердцу — символу эмоций и подсознания. Эти ассоциации определяются не столько глубинной структурой человеческой личности, сколько предпочтениями и предрассудками, свойственными западной культуре, но все же их можно использовать как удобные метафоры. Кроме того, голова может символизировать вождя, правителя и организующее начало. Мозг руководит деятельностью всего организма, и потому человека, управляющего организованной группой, не без оснований могут называть ее «главой».
Согласно традиционному определению, путь Реш представляет собой «отражение сферы Солнца»; имеется в виду, что он — на свой особый лад — выражает некоторый из энергий, присущих сфере Тиферет. Этим объясняются следующие два соответствия в нашем списке. Божественное имя 30-го пути, Тетраграмматон Элоа ве-Даат, аналогично божественному имени сефиры Тиферет — той ипостаси, в которой Высшая Реальность проявляется в самом средоточии Древа Жизни. Астрологическое же соответствие этого пути, как уже неоднократно упоминалось, — Солнце. Солнце как центральное тело и «перводвигатель» Солнечной системы олицетворяет те же принципы власти и организующей силы, которые ассоциируются с буквой Реш, и, как отмечалось выше, с древних времен служит символом сознательного разума.
Карта Таро, соответствующая этому пути, на первый взгляд, выражает все те же идеи, однако в ее символике присутствуют и более тонкие оттенки. На карте XIX аркана, который так и называется — «Солнце», — обычно изображается цветущий луг, залитый золотым светом лучистого солнца. Луг огражден каменной стеной, а перед этой стеной, в нижней части карты, стоят двое обнаженных детей — мальчик и девочка, держащиеся за руки. Стена и сами дети вызывают ассоциации с разделением и противостоянием полов, противоречащие, казалось бы, тем принципам единства и центрированности, о которых мы говорили выше, — однако за этими образами скрыт и более глубокий смысл.
Урок XIX аркана — в том, что сознательное восприятие основывается на внутренней отделенности от мира, на некоем отстранении от объектов восприятия. Глядя на эту страницу, вы осознаёте и саму страницу, и себя, осознающего эту страницу; чем более солнечным, чем более сознательным становится ваше восприятие, тем яснее вы осознаёте и то, и другое. Мысленный образ этой страницы предстает вам как нечто совершенное отдельное от вас; и вы можете созерцать и осмыслять его как объект, внешний по отношению к вам как созерцателю и мыслителю. Это иллюзия, но в определенных ситуациях она весьма полезна, поскольку предотвращает смешение личности с окружающим миром — смешение, из-за которого и бессознательное восприятие становится слишком нечетким и расплывчатым. На карте «Солнце» разделение между наблюдателем и наблюдаемым символически представлено в виде стены — границы между солнцем и лугом, который оно освещает.
Двое детей тоже символизируют сепарацию, но уже в другом смысле. Олицетворяя разделение между полами и все формы разделенности вообще, они напоминают нам о том, что сознательное мышление основывается на способности проводить различия. Разум в буквальном смысле не способен воспринимать ничего, кроме различий: например, понятие «горячо» существует лишь благодаря тому, что ему можно противопоставить понятие «холодно», и так далее. Сознательное мышление действует через восприятие и оценку подобных различий, а свои творческие функции проявляет через выявление и осознание умозрительных различий, то есть тех, которые не основаны на непосредственном восприятии. По этой причине на карте «Солнце» изображены именно дети — как символ осознания неких новых различий; и эти дети держатся за руки в знак того, что любые противоположности — это, по сути своей, плоды единства (так же, как понятия «горячо» и «холодно» — это производные единого и непрерывного спектра температур).
Эзотерический титул «Владыка Мирового Огня» связывает 30-й путь с символикой огненной стихии, указывая, в частности, на то, что волей должен править разум.
Описание этого пути в приложении к «Сефер Йецира» затрагивает другой аспект солнечной символики. Здесь путь Реш назван «Собирающим разумом», поскольку сознательный ум не просто перескакивает с предмета на предмет, как хаотично мечущийся луч света, но подмечает, сопоставляет, собирает и сводит разрозненные частицы информации в единую и внутренне согласованную картину. Упоминание об астрологах в этом описании объясняется тем, что астрология в древности была обширнейшей из наук и лежала в основе большинства попыток представить вселенную как единое и связное целое; таким образом, здесь подразумевается весь процесс человеческого познания и сознательного исследования законов природы. Кропотливый труд по установлению правил и выведению суждений, о котором идет речь в этом тексте, как нельзя лучше соответствует характеру 30-го пути.
Следующие четыре пункта нашего списка предназначены, главным образом, для визионерской работы с путем Реш. Мифологический принцип этого пути — пробуждение разума — отсылает нас к тем легендарным персонажам, которые стоят у истоков сознательной деятельности человечества. Многие предания повествуют о «культурных героях» — учителях, которые наставляли первых людей в различных обычаях и ремеслах. На ранних этапах развития фольклористики некоторые ученые, проявив куда большую дальновидность, чем может показаться на первый взгляд, классифицировали подобные предания как «солярные мифы»; разумеется, в своих попытках представить всю как фантастические трактовки небесных явлений они заблуждались, но с тем, что многие мифы о культурных героях действительно насыщены солярной символикой, поспорить трудно.
Разновидности опыта и сущности, соответствующие пути Реш, по большей части не нуждаются в пояснениях. «Солярные животные», упомянутые в списке сущностей, — это один из разделов обширных средневековых списков соответствий, в которых все мыслимые животные, растения, камни и прочие объекты природного мира подразделялись на категории по числу семи традиционных планет, четырех стихий или иных принципов. К группе солярных животных относятся, в частности, лев, сокол, петух и олень; расширить этот перечень поможет любой хороший словарь символов. Отметим, что данная система классификации сама по себе отлично передает суть 30-го пути: с одной стороны, она выражает стремление распределять и категоризировать, доходящее подчас до чудовищных крайностей, а с другой — предоставляет удобный инструмент для ориентации в неупорядоченном и хаотичном мире. И то, и другое — неотъемлемые характеристики сознательного разума как такового.

Перевод © Анна Блейз, 2012