e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Сефер Йецира: Книга Творения

комментарии Билла Хайдрика

«Сефер Йецира» («Книга Формирования», «Книга Созидания» или «Книга Творения») — один из важнейших каббалистических трактатов. По всей вероятности, эта книга была создана между III и VI веками н.э. Впоследствии ее авторство стали приписывать рабби Акиве. Подробнее см. «Каббалу» Гершома Шолема (Scholem, Gershom. Kabbalah. Quadrangle / The New York Times Book Co., 1974). Вниманию читателя предлагается адаптированный, но полный вариант этого трактата, основанный на переводах Калиша 1 и Акивы-Штенринга 2 и дополненный соответствиями по системе Герметического ордена Золотой Зари. Примечания в фигурных скобках {} добавлены Биллом Хайдриком.

Глава первая

Раздел 1

Ях, Яхве Воинств, живой Элохим, Царь Вселенной, Всемогущий, Царь Всего Сущего, Милостивый, Всевышний и Превознесенный, Вечный, Возвышенный и Пресвятой, создал Вселенную тридцатью двумя таинственными путями мудрости при помощи трех сефарим — Сефар, Сиппур и Сефер {эти ангельские имена означают соответственно «Число», «Буква» и «Слово»}, которые в Нем суть одно и то же. Они 3 состоят из десяти сефирот из небытия и двадцати двух букв основания. Эти двадцать две согласные Он подразделил на три части: три матери — буквы основания, или первостихии; семь двойных и двенадцать простых согласных.

Раздел 2

Десять сефирот из небытия подобны десяти пальцам на руках {а также на ногах} человека, пять против пяти, и в середине между ними — единственный завет с Единым по слову языка и по обряду Аврамову. {Между руками — язык; между ногами — обрезанный половой член или разорванная девственная плева.}

Раздел 3

Десять сефирот {слово «сефирот» обычно переводится как «числа», но точного эквивалента ему нет} из небытия — десять, а не девять; десять, а не одиннадцать. Пойми эту великую премудрость, постигни {в тексте — Хокма и Бина} это знание, исследуй их и размышляй о них, удостоверься в них и возведи Творца обратно на престол Его. {Иными словами, спустись по Древу Жизни, чтобы овладеть тайнами Маасе Берешит, и поднимись по нему обратно, чтобы достигнуть цели Маасе Меркаба.}

Раздел 4

Десять сефирот из небытия бесконечны на десять ладов: бесконечно начало {Кетер}; бесконечен конец {Хокма}; бесконечно добро {Бина}; бесконечно зло {Хесед}; бесконечна высота {Гебура}; бесконечна глубина {Тиферет}; бесконечен восток {Нецах}; бесконечен запад {Ход}; бесконечен север {Йесод}; бесконечен юг {Малкут} {в некоторых версиях текста последние четыре направления перечисляются в ином порядке}; и единственный Господь Бог, Царь верный, правит всеми из обители Своей святой во веки и веки.

Раздел 5

Десять сефирот из небытия подобны вспышке молнии; и нет им конца; и слово Его в них, когда они идут и возвращаются; и по велению Его устремляются они, как вихрь, и смиряются пред престолом Его. {Божественные имена этой молнии таковы: Эхейе, Ях, Яхве Элохим, Эль, Элохим Гибор, Яхве Элоа ве-Даат, Яхве Цебаот, Элохим Цебаот, Шаддаи Эль Хаи и Адонаи Мелек ха-Эрец.}

Раздел 6

Десять сефирот из небытия: конец их связан с началом их, а начало — с концом, как огонь связан с углем; ибо Господь Один и нет рядом с Ним второго, а до Одного что ты сочтешь? {Слово «сочтешь» подразумевает, что прежде первой сефиры нет никаких «чисел».}

Раздел 7

Десять сефирот из небытия: о числе их удержи язык свой от разговора и ум свой от размышления, и если уста твои побуждают тебя говорить, а сердце твое — размышлять о нем, возвратись {к уверенности в том, что число их — ровно десять}! ибо сказано: «И живые существа бежали и возвращались» {Иез. 1:14 4 }, — и на {Тайне} этой заключен завет.

Раздел 8

Вот десять сефирот из небытия:
первая — Дух Бога живого {Руах Элохим Хиим}, благословенно и славно имя {шем} Его, живущего во веки веков. Речение творящей силы, дыхание и слово суть то, что мы называем духом святым.
Вторая — воздух от духа, которым Он сотворил и утвердил на прочном основании двадцать две согласных. Три из них — истинные буквы основания, или матери; семь — двойные; двенадцать — простые согласные; посему дух — первый из них.
Третья — первозданная вода от воздуха. Ею Он сотворил и утвердил Боху {наиболее вещественная часть Хаоса, или «вода, которая под твердью» из Книги Бытия}, грязь и глину, и устроил их подобно ложу, и воздвиг их подобно стене, и окружил их подобием крепостного вала, но укрыл их холодом, и стали прахом они, как написано: «Холоду {снегу} говорит Он: стань землей» {Иов 37:6 5 }.
Четвертая — Огонь, или Эфир, от воды. Огнем Он утвердил престол славы, серафим и офаним, святых животных и ангелов, и из этих трех 6 сотворил Он обитель Свою, как написано: «Кто сотворил ангелами Своими духов, служителями Своими — огонь пылающий» {Пс. 103:4 7 }. И выбрал Он из простых три согласные 8 , хранящие сокровенную тайну трех матерей, или первостихий: Алеф — Воздуха, Мем — Воды и Шин — Эфира или Огня. И запечатал их духом, и прикрепил их к великому имени Своему {Шем}, и запечатал ими шесть направлений.
Пятая — запечатал Он высоту и обратил лицо ввысь. Печатью стало имя Йод-Хе-Вав {посредством Алеф}.
Шестая — запечатал Он глубину и обратил лицо вниз. Печатью стало имя Хе-Йод-Вав {посредством Алеф}.
Седьмая— запечатал Он восток и обратил лицо вперед. Печатью стало имя Вав-Йод-Хе {посредством Мем}.
Восьмая— запечатал Он запад и обратил лицо назад. Печатью стало имя Вав-Хе-Йод {посредством Мем}.
Девятая — запечатал Он север и обратил лицо {налево}. Печатью стало имя Хе-Вав-Йод {посредством Шин}.
Десятая — запечатал Он юг и обратил лицо {напраево}. Печатью стало имя Йод-Вав-Хе {посредством Шин}.

{В различных рукописных вариантах текста буквы этих шести печатей приводятся в разном порядке. Кроме того, в некоторых версиях север соотносится с правой стороной, а юг — с левой. Последнее разночтение может быть связано с тем, что в человеческом мире правая и левая сторона меняются местами по отношению к правой и левой сторонам в мире божественном. Соответствия шести печатей трем материнским буквам приведены здесь на основании устной традиции.}

Раздел 9

Таковы десять сфер бытия из небытия. От духа Бога живого — воздух, от воздуха — вода, от воды — огонь, или эфир, от эфир — высота и глубина, восток и запад, север и юг.

{Итак, перед нами — сложная система эманаций, стоящая ближе к индуистскому учению о трех гунах, нежели к неоплатонической теории. Возникновению сефирот предшествует эманация, описанная в разделе 1, — явление трех абстрактных качеств: Числа, Буквы и Слова. Десять сефирот проявляются не только в трех пространственных измерениях, но и как первозданные стихии, особым образом связанные с тремя материнскими буквами и через них взаимодействующие с другими буквами алфавита. Взаимосвязи между материнскими и простыми буквами и отношения между этими буквами и сефирот тоже достаточно сложны. В наивысшей своей форме три матери представлены последовательностью Алеф-Мем-Шин. Затем от буквы Шин происходит более низкая форма последовательности, а затем, как мы увидим в следующей главе, три материнские буквы меняют свой порядок, чтобы породить еще более низкую форму — Древо, состоящее из десяти сефирот. Переход к этой низшей форме, собственно, и описан в разделе 8 — через перестановки имени Яхве, как и было предсказано в разделе 1 данной главы. Порядок трех материнских букв, приведенный в этой главе, — порядок так называемого «Куба Пространства». В следующей главе будет дана иная последовательность матерей, описывающая вселенную другого рода — вселенную «Шем», или Древо Жизни как оно предстает в системе Золотой Зари. Считается, что эти две вселенные (равно как и другие миры, намеки на которые можно обнаружить в первой главе) расположены «одна над другой», но, разумеется, не в конкретном, а в абстрактном смысле.}

Глава вторая

Раздел 1

Двадцать две буквы основания. Три из них — первостихии, истинные основания или матери; семь — двойные и двенадцать — простые согласные. Три материнские буквы — Алеф-Мем-Шин — покоятся на основании весов. На одной чаше весов — заслуги, на другой — провинности, а в равновесие они приводятся языком. {В египетской Книге Мертвых эта же идея представлена в образе весов, на которых взвешивается душа умершего; испытание души на весах проводит бог Тот — владыка букв.} Три материнские буквы — Алеф-Мем-Шин: Мем — немая, подобно воде, Шин — шипящая, подобно огню, и посредине Алеф — дыхание воздуха, примиритель между ними. {Звуки, которые обозначаются тремя этими буквами, подобны характерным звукам стихий: Мем — плеску волн, Шин — шипению огня, Алеф — дуновению ветра.}

Раздел 2

Двадцать две буквы, назначенные и утвержденные, образуют основание {Йесод, — название, которое впоследствии будет дано девятой сефире}. Он сочетал их, взвесил {приписал им числовые значения} и переставил их и сотворил ими всё сущее и всё, что будет сотворено во все грядущие времена.

Раздел 3

Двадцать две буквы утвердил Он голосом на прочном основании, дыханием воздуха придал им форму и закрепил их во рту человеческом в пяти местах: во-первых, в горле {гортанные звуки} — Алеф, Хе, Хет, Айин; во-вторых, в нёбе {нёбные звуки} — Гимел, Йод, Каф, Коф; в-третьих, в языке {язычные звуки} — Далет, Тет, Ламед, Нун, Тав; в-четвертых, в зубах {зубные звуки} — Зайин, Шин, Самех, Реш, Цадди; в-пятых, в губах {губные звуки} — Бет, Вав, Мем, Пе.

Раздел 4

Двадцать две буквы основания укрепил Он на сфере подобно стене с 231 вратами, и стали вращаться сферы вперед и назад. Примером тому могут служить три буквы: Гимел, Нун, Айин. Нет ничего лучше радости {«онег», на иврите}, и нет ничего хуже скорби или страдания {«нега», на иврите. Иными словами, различные сочетания одних и тех же букв могут порождать слова с противоположными значениями. Это одно из проявлений мистической сути букв, и в этом же состоит один из принципов, по которому формируются корни слов в древнееврейском языке.}.

{Упомянутые в этом разделе «231 врата» — парные сочетания букв древнееврейского алфавита — традиционно представляются в виде следующей схемы:

AB AG AD AH AV AZ ACh AT AY AK AL AM AN AS Aa'a AP ATz AQ AR ASh ATh
BG BD BH BV BZ BCh BT BY BK BL BM BN BS Ba'a BP BTz BQ BR BSh BTh
GD GH GV GZ GCh GT GY GK GL GM GN GS Ga'a GP GTz GQ GR GSh GTh
DH DV DZ DCh DT DY DK DL DM DN DS Da'a DP DTz DQ DR DSh DTh
HV HZ HCh HT HY HK HL HM HN HS Ha'a HP HTz HQ HR HSh HTh
VZ VCh VT VY VK VL VM VN VS Va'a VP VTz VQ VR VSh VTh
ZCh ZT ZY ZK ZL ZM ZN ZS Za'a ZP ZTz ZQ ZR ZSh ZTh
ChT ChY ChK ChL ChM ChN ChS Cha'a ChP ChTz ChQ ChR ChSh ChTh
TY TK TL TM TN TS Ta'a TP TTz TQ TR TSh TTh
YK YL YM YN YS Ya'a YP YTz YQ YR YSh YTh
KL KM KN KS Ka'a KP KTz KQ KR KSh KTh
LM LN LS La'a LP LTz LQ LR LSh LTh
MN MS Ma'a MP MTz MQ MR MSh MTh
NS Na'a NP NTz NQ NR NSh NTh
Sa'a SP STz SQ SR SSh STh
a'aP a'aTz a'aQ a'aR a'aSh a'aTh
PTz PQ PR PSh PTh
TzQ TzR TzSh TzTh
QR QSh QTh
RSh RTh
ShTh }

Раздел 5

Как же Он это сделал? Он сочетал их, взвесил и переставил: Алеф — со всеми остальными буквами по порядку, и все остальные — снова с Алеф; Бет — со всеми ними, и все их — снова с Бет; и со всеми остальными буквами <поступил> так же. Поэтому образовались 231 врата, и поэтому всё сущее и всякое слово произошли из единого имени.

{Из 22 букв древнееврейского алфавита можно составить различные парные сочетания 231 способами. «Единое имя» — это Шем, слово, состоящее из трех материнских букв, Шин, Алеф и Мем, служащих основой для всех остальных звуков. Слово «Шем» на иврите означает «имя» и, в частности, «Имя Бога». Обычно его записывают как Шин-Мем, но если поместить между двумя этими буквами Алеф, произношение слова не изменится.}

Раздел 6

Он сотворил реальность из пустоты, призвал небытие к бытию и изваял исполинские столпы из неосязаемого воздуха. Это видно на примере сочетания буквы Алеф со всеми прочими буквами и всех прочих букв — с буквой Алеф. {Алеф — основная из трех материнских букв. Ее числовое значение — 1; кроме того, Алеф — это дыхание, несущее воздух, необходимый для произнесения любой другой буквы. Таким образом, врата Алеф (сочетания Алеф с каждой из оставшихся букв алфавита) — это не что иное, как звуки всех этих букв. Иначе говоря, каждая буква еврейского алфавита произносится как ее сочетание с буквой Алеф.} Он предопределил и произвел от единого имени всё сущее и всякое слово. Знаком тому могут служить двадцать две первозданные субстанции {буквы алфавита}, произведенные от первозданной субстанции Алеф.

Глава третья

Раздел 1

Три матери, Алеф, Мем, Шин, представлены как весы: на одной чаше весов — заслуги, на другой — провинности, а в равновесие они приводятся языком. Эти три матери, Алеф, Мем, Шин, — тайна великая, чудесная и неведомая, запечатанная шестью кольцами, или кругами стихий: воздухом, водой и огнем, произошедшими от них и породившими потомство. {Под «кольцами» здесь подразумеваются различные перестановки трех этих букв: Алеф-Мем-Шин — мужская печать, Шин-Мем-Алеф — женская, Шин-Алеф-Мем — мужская, Мем-Алеф-Шин — женская, Мем-Шин-Алеф — мужская, Алеф-Шин-Мем — женская.}

Раздел 2

Три матери Бог назначил и утвердил; сочетал, взвесил и переставил их и образовал от них три материнские буквы, Мем, Алеф, Шин, во вселенной {шесть сторон света; верх, восток и юг в этой традиции, вероятно, считаются мужскими, а низ, запад и север — женскими; в этом ключ к пониманию шести печатей}, в устройстве года {шесть теплых месяцев — женские, и каждой женской печати соответствуют два из них; шесть холодны месяцев — мужские, и каждой мужской печати также соответствуют два из них} и в человеке, мужчине и женщине {первые две печати соответствуют детству, третья и четвертая — зрелости, последние две — старости}.

Раздел 3

Три матери, Алеф, Мем, Шин, во вселенной: воздух, вода и огонь. Небеса созданы из огня или эфира {еврейское слово «шамаим», «небеса», начинается с буквы Шин}; земля {включающая в себя и воды земные — «Мем»; слово «Мем» — это одновременно и название буквы Мем и еврейское слово со значением «вода»} — из стихии воды, а воздух — из стихии воздуха, или духа, утверждающего равновесие между ними.

Раздел 4

Три матери, Алеф, Мем, Шин, в году производят жару, холод и влажность. Жара создана из огня, холод — из воды, а влажность — из воздуха, утверждающего равновесие между ними {огонь + вода = пар, или влажный воздух; в этом мистическом смысле Шин + Мем = Алеф}.

Раздел 5

Три матери, Алеф, Мем, Шин, в человеке, мужчине и женщине, производят грудь, живот и голову. Голова создана из огня {буква Шин, наложенная на Древо Жизни: высшая триада сефирот — это три вертикальных черты буквы Шин, а горизонтальная черта — Бездна}, <живот> — из воды {буква Мем, наложенная на Древо Жизни: верхняя черта этой буквы — сефира Йесод (первая буква названия которой — буква Йод), а основная часть буквы Мем — сефира Малкут (первая буква названия которой — буква Мем). Иными словами, буква Мем образует две нижние сефирот}, а грудь <человека, мужчины и женщины, — из Алеф> {буква Алеф, наложенная на Древо Жизни, образует пять средних сефирот, приходящихся на два верхних конца этой буквы, два нижних и центральную точку. Текст раздела 5 сохранился в испорченном виде, но может быть восстановлен путем сравнения с разделами 6, 7 и 8, а также при помощи современной математической теории групп.}

Раздел 6

Первое разделение. Поставил букву Алеф во главе первозданного воздуха {то есть во главе Срединного столпа Древа Жизни}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них воздух во вселенной, влагу — в устройстве года и грудь — в человеке, мужчине и женщине: в мужчине — через Алеф, Мем, Шин, в женщине — через Шин, Мем, Алеф. {Порядок материнских букв в последовательности нисхождения по Срединному столпу Древа — Алеф, Мем, Шин (или Кетер, Тиферет, Йесод) — считается мужским. Женский порядок — обратный: Шин, Мем Алеф; это порядок восхождения по Срединному столпу. Отметим, что из воздушной буквы Алеф сотворена грудная клетка — вместилище лёгких, органа, теснее прочих связанного с воздухом.}

Раздел 7

Второе разделение. Поставил букву Мем во главе первозданной воды {то есть во главе Столпа Милосердия, правого столпа Древа Жизни}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них землю {со всеми земными водами} <во вселенной>, холод — в устройстве года и живот — в мужчине и женщине: в мужчине — через Мем, Шин, Алеф, в женщине — через Алеф, Шин, Мем {В текст внесены поправки на основании математической теории групп. Порядок материнских букв в последовательности нисхождения по правому столу Древа — Мем, Шин, Алеф (или Хокма, Хесед, Нецах) — считается мужским, а противоположный порядок — Алеф, Шин, Мем — женским. Символически это означает, что при рассмотрении снизу вверх Столп Милосердия оказывается мужским, а при рассмотрении сверху вниз — женским. Тем не менее, в системе, основанной на распределении букв Тетраграмматона по Древу правый столп считается преимущественно мужским. Отметим также, что из всех полостей организма больше всего воды содержится именно в животе.}

Раздел 8

Третье разделение. Поставил букву Шин во главе первозданного огня {то есть во главе Столпа Суровости, левого столпа Древа Жизни}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них небеса во вселенной, жару — в устройстве года и голову — в мужчине и женщине <в мужчине — через Шин, Алеф, Мем, в женщине — через Мем, Алеф, Шин>. {Порядок материнских букв в последовательности нисхождения по левому столу Древа — Шин, Алеф, Мем (или Бина, Гебура, Ход) — считается мужским, а противоположный порядок — Мем, Алеф, Шин — женским. Символически это означает, что при рассмотрении сверху вниз Столп Суровости оказывается мужским, а при рассмотрении снизу вверх— женским. Тем не менее, в системе, основанной на распределении букв Тетраграмматона по Древу левый столп считается преимущественно женским. Название буквы Шин означает «зуб», а зубы, разумеется, находятся в голове.}

Глава четвертая

Раздел 1

Семь двойных букв, Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш, Тав, могут произноситься двояко: с придыханием и без придыхания. {В некоторых рукописных и печатных шрифтах эти два способа произношения различаются по наличию или отсутствию дагеш — точки, помещаемой в центре буквы.} Они служат прообразом мягкого и твердого, силы и слабости.
{Во времена создания трактата «Сефер Йецира» каждая из этих семи букв могла произноситься двумя способами: с выдохом или без. Они считаются прообразами различных пар противоположных качеств, а также семи планет, каждая из которых обладает как благими, так и вредоносными качествами. Современные ученые не пришли к единому мнению по вопросу о том, какие именно еврейские буквы изначально входили в число «двойных». Финеас Морделл полагает, что изначально двойным произношением обладали вовсе не те буквы, которые перечислены в данном разделе, и с учетом этого пытается воссоздать древнейшую версию «Сефер Йецира» (Mordell, Phineas. The Origin of Letters & Numerals According to Sepher Yetzirah. 1914; 1975. Samuel Weiser, Inc.). В современном иврите некоторые из этих букв сохранили двойное произношение, но к ним добавились и другие.}

"The Origin of Letters & Numerals According to the Sepher Yetzirah

Раздел 2

Семь двойных букв, Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш, Тав, символизируют Жизнь, Мир, Мудрость, Богатство, Красоту, Плодовитость и Господство. {Данный перечень основан на исследованиях Герметического ордена Золотой Зари. В тексте «Сефер Йецира» перечислены те же качества, но в ином порядке. То же самое относится и к соответствиям двойных букв семи планетам. Добавим, что в различных версиях «Сефер Йецира» списки этих соответствий неодинаковы.}

Раздел 3

Семь двойных букв обозначают противоположности, которым подвержена человеческая жизнь. Противоположность Жизни — Смерть; Мира — Борьба или Война; Мудрости — Глупость; Богатства — Бедность; Красоты — Уродство; Плодовитости — Бесплодие или Бездетность; Господства — Зависимость или Рабство.

Раздел 4

Семь двойных согласных соответствуют шести направлениям: высоте и глубине {Бет — высоте, Гимел — глубине}, востоку и западу {Далет — востоку, Каф — западу}, северу и югу {Пе — северу, Реш — югу}, — и святому храму {Тав}, который стоит в середине {Тав} и несет на себе их все.

Раздел 5

Семь двойных согласных — Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш, Тав; семь, а не шесть; семь, а не восемь. Размышляй об этом, исследуй это, удостоверься в этом и возведи Творца обратно на престол Его. {Это наставление нередко интерпретируют как выпад против гностиков, которые пользовались большим влиянием в период создания «Сефер Йецира», но здесь заключены и другие смыслы. Если семь двойных букв ставятся в соответствие семи нижним сефирот Древа Жизни, то можно усмотреть здесь предписание изучать «пятьдесят врат понимания», то есть медитировать на каждую из нижних сефирот, подразделенную на семь частей, которые, в свою очередь, соответствуют тем же семи сефирот; итого, 7 х 7= 49; пятидесятые же «врата» — это престол трех высших сефирот. Или же, как вариант, эту фразу можно истолковать как совет медитировать на пространственные и прочие соответствия двойных букв, чтобы в итоге удостоиться видения буквы Тав как престола Создателя.}

Раздел 6

Семь двойных согласных основания: Бог замыслил и утвердил их, сочетал, взвесил и изменил их и образовал из них семь планет во вселенной, семь дней — в устройстве года и семь отверстий чувств — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 7

Семь планет во вселенной: Сатурн {Тав}, Юпитер {Каф}, Марс {Пе}, Солнце {Реш}, Венера {Далет}, Меркурий {Бет}, Луна {Гимел}. Семь дней в устройстве года — это семь дней недели {воскресенье — Реш, понедельник — Гимел, вторник — Пе, среда — Бет, четверг — Каф, пятница — Далет, суббота — Тав}; семь врат в человеке, мужчине и женщине — два глаза, два уха, две ноздри и рот.
{В дошедших до нас рукописях «Сефер Йецира» больше всего искажений претерпели списки соответствий между двойными буквами и планетами. Ни один из сохранившихся вариантов текста нельзя признать в этом отношении решающим. Приведенные здесь соответствия планет почерпнуты из материалов Золотой Зари и телемических орденов. Вероятные соответствия букв семи вратам в человеке таковы: правый глаз — Бет, левый глаз — Гимел, правая ноздря — Пе, левая ноздря — Реш, правое ухо — Далет, левое ухо — Каф, рот — Тав. Такое распределение кажется достаточно правдоподобным, но полной уверенности в нем нет; ниже будет представлен еще один вариант соответствий.}

Раздел 8

Первое разделение. Поставил букву Бет во главе Жизни, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Меркурий — во вселенной, четвертый день — в устройстве года и правый глаз — в человеке, мужчине и женщине. {Вопреки этому толкованию, принятому в Золотой Заре, в наиболее надежных версиях текста здесь значатся Луна, первый день и правый глаз.}

Раздел 9

Второе разделение. Поставил букву Гимел над Миром, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Луну — во вселенной, второй день — в устройстве года и правое ухо — в человеке, мужчине и женщине.
{Семь врат чувств ассоциируются со многими другими объектами. Подробнейшим образом эта тема рассматривается в «Книге Сокровенной Тайны» — одном из трактатов «Зогара», который можно найти в сборнике Мазерса «Разоблаченная каббала» и в «Общих основах каббалы» Луццато. В обеих этих книгах вопрос о точных соответствиях семи двойных букв оставлен без ответа, но они, по крайней мере, снабдят читателя материалами, которые помогут хоть как-то подступиться к данной проблеме. В наиболее надежных версиях текста здесь значатся Марс, второй день и правое ухо.}

Раздел 10

Третье разделение. Поставил букву Далет над Мудростью, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Венеру — во вселенной, шестой день — в устройстве года и правую ноздрю — в человеке, мужчине и женщине. {Слово «нефеш», которое здесь переводится как «человек», в действительности означает «животную душу», или силу, одушевляющую всякое живое тело. Именно это слово используется во всех аналогичных выражениях на протяжении всего трактата. В более поздних мистических традициях нефеш стала пониматься как некое призрачное тело, в отдельных случаях остающееся на земле после смерти тела (тогда как высшие души переходят в иные, высшие миры). В наиболее надежных версиях текста здесь значатся Солнце, третий день и правая ноздря.}

Раздел 11

Четвертое разделение. Поставил букву Каф над Богатством, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Юпитер — во вселенной, пятый день — в устройстве года и левый глаз — в человеке, мужчине и женщине. {В наиболее надежных версиях текста здесь значатся Венера, четвертый день и левый глаз.}

Раздел 12

Пятое разделение. Поставил букву Пе над Красотой, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Марс — во вселенной, третий день — в устройстве года и левое ухо — в человеке, мужчине и женщине. {В наиболее надежных версиях текста здесь значатся Меркурий, пятый день и левое ухо.}

Раздел 13

Шестое разделение. Поставил букву Реш над Плодовитостью, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Солнце — во вселенной, первый день — в устройстве года и левую ноздрю — в человеке, мужчине и женщине. {В наиболее надежных версиях текста здесь значатся Сатурн, шестой день и левая ноздря.}

Раздел 14

Седьмое разделение. Поставил букву Тав над Господством, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Сатурн — во вселенной, седьмой день — в устройстве года и рот — в человеке, мужчине и женщине. {В наиболее надежных версиях текста здесь значатся Юпитер, седьмой день и рот.}

Раздел 15

Семью двойными согласными, Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш Тав, сотворены были семь миров {семь нижних сефирот}, семь небес {не следует путать их с семью нижними сефирот. Некоторые из семи небес соответствуют отдельным сефирот, а некоторые содержат в себе их сочетания: 1) Малкут-Йесод; 2) Ход; 3) Нецах, 4) Тиферет; 5) Гебура, 6) Хесед, 7) высшая триада сефирот. Также не следует путать их с семью чакрами, или энергетическими центрами тела. Чакры соотносят с сефирот по-разному, но чаще всего — в следующем порядке: 1) Малкут; 2) Йесод; 3) Ход-Нецах; 4) Тиферет; 5) Гебура-Хесед; 6) Бина-Хокма; 7) Кетер. Впрочем эту систему следует признать искусственной, поскольку естественные соответствия в ней нарушаются на уровне вишуддхи, которая в действительности связана с несколькими группами сефирот и, в том числе, с Даат}, семь земель, сем морей, семь рек, семь пустынь, семь дней недели, семь недель от Пасхи до Пятидесятницы, семилетний цикл {который широко используется в астрологии под различными названиями — например, как четверть цикла возвращений Сатурна или цикла лунаций, составляющего приблизительно 28 лет}, в котором год седьмой — год отпущения, а после семи годов отпущения наступает год юбилейный. {На этих семеричных классификациях основана, в частности, популярная у теософов теория семи лучей. По-видимому, Е.П. Блаватская находилась под сильным впечатлением от «Сефер Йецира», равно как и от книги «Зогар», следы влияния которой заметны в ее «Станцах Дзиан».}

Раздел 16

Из двух камней строится два дома {сочетать две различные буквы можно лишь двумя способами}, из трех камней — шесть домов {«шесть колец» полностью исчерпывают возможности перестановок трех различных объектов}, из четырех — двадцать четыре дома, из пяти — сто двадцать домов, из шести — семьсот двадцать домов, а из семи — пять тысяч сорок домов. Отсюда иди далее и сочти то, что уста не могут высказать и ухо не может услышать. {В сохранившихся рукописях «Сефер Йецира» в этом разделе встречаются различные ошибки. Вероятно, утраченный оригинал содержал правильные цифры — те самые, которые приводятся в настоящем издании.}

Глава пятая

Раздел 1

Двенадцать простых букв, Хе, Вав, Зайин, Хет, Тет, Йод, Ламед, Нун, Самех, Айин, Цадди и Коф, символизируют органы зрения, слуха, обоняния, речи, пищеварения или глотания, осязания или совокупления, действия, ходьбы, гнева, радости, мышления и сна. {В Герметическом ордене Золотой Зари эта система соответствий была несколько изменена, несмотря на то, что в сохранившихся рукописях «Сефер Йецира» она приводится в относительно единообразном виде. В последующих разделах на первом месте будет приводиться вариант Золотой Зари, помеченный как «ЗЗ», а на втором — вариант из перевода Калиша, помеченный как «Калиш».}

Раздел 2

Двенадцать простых согласных, Хе, Вав, Зайин, Хет, Тет, Йод, Ламед, Нун, Самех, Айин, Цадди и Коф, символизируют двенадцать диагональных точек: {ЗЗ: Хе — северо-восток, Вав — юго-восток, Зайин — верхний восток, Хет — нижний восток, Тет — верхний север, Йод — нижний север, Ламед — северо-запад, Нун — юго-запад, Самех — верхний запад, Айин — нижний запад, Цадди — верхний юг, Коф — нижний юг. Калиш: Хе — восточная высота, Вав — северо-восток, Зайин — восточная глубина, Хет — южная высота, Тет — юго-восток, Йод — южная глубина, Ламед — западная высота, Нун — юго-запад, Самех — западная глубина, Айин — северная высота, Цадди — северо-запад, Коф — северная глубина.} Они становятся все шире и шире во веки веков, и это — границы вселенной. {В теории Золотой Зари, разработанной Полом Фостером Кейсом, покойным основателем ордена «Строители Святилища», эти двенадцать направлений образуют двенадцать ребер «Куба Пространства», грани которого соответствуют первым шести из семи двойных букв. В некоторых каббалистических исследованиях на основании этих соответствий пространству придается более сложная форма — нечто наподобие трехмерного ромба. Так или иначе, можно предположить, что именно отсюда берут начало масонские представления о Соломоновом храме, бесчисленные копии которого заполняют собой всю вселенную — наподобие плотно подогнанных друг к другу трехмерных «плиток».}

Раздел 3

Двенадцать простых согласных основания, Хе, Вав, Зайин, Хет, Тет, Йод, Ламед, Нун, Самех, Айин, Цадди и Коф: Он замыслил и утвердил их, сочетал, взвесил и переставил их и образовал из них двенадцать созвездий во вселенной, двенадцать месяцев — в устройстве года и двенадцать телесных органов — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 4

Двенадцать созвездий во вселенной: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Двенадцать месяцев года {по древнееврейскому календарю}: нисан {седьмой месяц} ияр, сиван, таммуз, ав, элул, тишри, хешван, кислев, тевет, шеват и адар. Двенадцать телесных органов в человеке: две руки, две ноги, две почки, желчный пузырь, кишечник, печень, пищевод, желудок и селезенка {или половые органы. В этой системе соответствий селезенку путали с гениталиями не только теософы, но и гораздо более древние авторы, что, на первый взгляд, представляется совершенно нелепым, но в действительности косвенно указывает на преобладавший в западной культуре этос насилия: селезенка традиционно ассоциируется с гневом, а половые органы — с сексом.}

Раздел 5

Первое разделение. Поставил букву Хе над Зрением {Калиш: над Речью}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Овна — во вселенной, месяц нисан — в устройстве года и правую ногу — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 6

Второе разделение. Поставил букву Вав над Слухом {Калиш: над Мышлением}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Тельца — во вселенной, месяц ияр — в устройстве года и правую почку — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 7

Третье разделение. Поставил букву Зайин над Обонянием {Калиш: над Ходьбой}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Близнецов — во вселенной, месяц сиван — в устройстве года и левую ногу — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 8

Первое разделение. Поставил букву Хет над Речью {Калиш: над Зрением}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Рака — во вселенной, месяц таммуз — в устройстве года и правую руку — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 9

Второе разделение. Поставил букву Тет над Пищеварением или Глотанием {Калиш: над Слухом}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Льва — во вселенной, месяц ав — в устройстве года и левую почку — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 10

Третье разделение. Поставил букву Йод над Осязанием или Совокуплением {Калиш: над Действием}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Деву — во вселенной, месяц элул — в устройстве года и левую руку — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 11

Первое разделение. Поставил букву Ламед над Действием {Калиш: над Совокуплением}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Весы — во вселенной, месяц тишри — в устройстве года и желчный пузырь — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 12

Второе разделение. Поставил букву Нун над Движением или Ходьбой {Калиш: над Обонянием}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Скорпиона — во вселенной, месяц хешван — в устройстве года и кишечник — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 13

Третье разделение. Поставил букву Самех над Гневом {Калиш: над Сном}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Стрельца — во вселенной, месяц кислев — в устройстве года и желудок — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 14

Первое разделение. Поставил букву Айин над Смехом {Калиш: над Гневом}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Козерога — во вселенной, месяц тевет — в устройстве года и печень — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 15

Второе разделение. Поставил букву Цадди над Мышлением {Калиш: над Глотанием}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Водолея — во вселенной, месяц шеват — в устройстве года и пищевод — в человеке, мужчине и женщине.

Раздел 16

Третье разделение. Поставил букву Коф над Сном {Калиш: над Смехом}, и увенчал ее, и сочетал ее с другими, и образовал из них: Рыб — во вселенной, месяц адар — в устройстве года и селезенку {или половые органы} — в человеке, мужчине и женщине.
Сотворил их как распрю, вознес их, как стену, и поставил их друг против друга, как на войне.
{Последняя фраза объясняется тем, что эти двенадцать букв символизируют потенциально взаимоисключающие процессы в человеческом поведении. Следует добавить некоторые соображения о распределении качеств и частей тела между этими двенадцатью простыми буквами. В традиции Золотой Зари многие классификации были подчинены астрологической и тарологической символике. В частности, так обстояло дело с двойными буквами: их соответствия планетам были изменены ради согласования с символикой Старших арканов Таро. Другие варианты соответствий не так удачно вписываются в систему Таро и астрологии ЗЗ и потому в свое время не были включены в книгу «777». Но это не значит, что они не работают. Просто начинать лучше с самой простой и интуитивно понятной из всех известных систем. Но после того, как она будет освоена, серьезно настроенному исследователю стоит изучить и другие версии соответствий, чтобы извлечь из них дополнительную информацию о свойствах букв. И в отношении двенадцати простых букв это не менее важно. В Золотой Заре и книге «777» соответствия простых букв различным способностям человеческого организма были изменены ради согласования с традиционными качествами зодиакальных знаков. Однако система, изначально использованная в «Сефер Йецира», заслуживает отдельного внимательного изучения. То же самое относится и к соответствиям простых букв органам тела. В системе Золотой Зари эта группа соответствий не используется вовсе: ее место занимают традиционные ассоциации между органами тела и зодиакальными знаками. Тем не менее, есть основания полагать, что в соответствиях из «Сефер Йецира» заключен глубокий смысл, и тщательное их изучение пойдет исследователю на пользу. Разумеется, начинать следует с более простой системы, которая представлена в книге «777» и прочих работах, восходящих к традиции Золотой Зари. Но как только вы освоитесь с этой системой, уделите внимание и другим. Задача соискателя таинств, достигшего высокой ступени, в том и состоит, чтобы сводить воедино различные системы, на первый взгляд, плохо совместимые друг с другом. И никогда не забывайте, что идеи, изложенные в «Сефер Йецира», по сути своей подобны словам незнакомого языка. Вначале следует освоить простые применения этих идей, а затем перейти к более сложным — таким, которые можно сравнить с иносказаниями, фигурами речи и аллегориями. И, продвигаясь таким путем, вы рано или поздно научитесь беседовать с ангелами.}

Глава шестая

Раздел 1

Таковы три матери, или первостихии, Алеф, Мем и Шин, от которых произошли три прародителя, первозданные воздух, вода и огонь, а от них — их потомки: семь планет и воинства их и двенадцать диагональных точек.
{Происхождение двойных и простых букв от материнских подобно взаимодействию трех материнских букв в шести кольцах. Например, Бет подобна Алеф в сочетании с Шин; Гимел = Алеф + Мем, Далет = Шин + Мем, Каф = Бет + Ламед, Пе = Бет + Далет, Реш = Далет + Гимел, Тав = Алеф + Шин + Мем = Бет + Гимел + Далет = Каф + Пе + Реш, Хе = Алеф + Каф, Вав = Алеф + Пе, Зайин = Алеф + Реш, Хет = Алеф + Тав, Тет = Шин + Каф, Йод = Шин + Пе, Ламед = Шин + Реш, Нун = Шин + Тав, Самех = Мем + Каф, Айин = Мем + Пе, Цадди = Мем + Реш, Коф = Мем + Тав. Все эти равенства выводятся не просто из звучания букв и числовых соответствий (хотя сложная связь по гематрии тоже наличествуют), а из символических значений букв и словарных значений слов, которые из них можно составить.}

Раздел 2

Подтверждение тому — верные свидетели: вселенная, год и человек, а также двенадцать, равновесие {то есть уравновешенное сочетание Огня, Воды и Воздуха} и гептада {семеричная природа вещей}, которые он соразмерил как Дракона {Тели, созвездие Дракона, в упрощенной современной астрологии ассоциируется с Узлами Луны}, сферу {здесь употреблено еврейское слово «галгал», которое означает нечто наподобие колес, вращающих вселенную} и сердце {а сердце всегда чувствует правду}.

Раздел 3

Первостихии, Алеф, Мем и Шин, — воздух, вода и огонь; огонь — наверху, вода — внизу, а дыхание воздуха утверждает равновесие между ними. Примером тому, что огонь несет воду, служит звучание букв: Мем — немая, Шин — шипящая, как огонь, и Алеф между ними — как дыхание воздуха, располагающее их в равновесии.

Раздел 4

Дракон {Тели} во вселенной — как царь на престоле своем, сфера в устройстве года — как царь в государстве своем, а сердце в человеческом теле — как царь на войне. {Таким образом, три материнские буквы уподобляются Дракону, семь двойных — циклическому движению планет, а двенадцать простых — функциям организма, легко выходящими из строя.}

Раздел 5

И поставил Элохим одно против другого: добро — против зла, а зло — против добра {здесь «добро» обозначено еврейским словом «тов», которое употреблено в Книге Бытия в значении печати, скрепляющей сотворенный мир, а «зло» — словом «ра», именем египетского бога солнца — соперника Яхве}; добро происходит от добра, а зло — от зла; доброе очищает злое, а злое — доброе; добро хранится для добрых, а зло — для злых. {Каббалистические представления о добре и зле весьма далеки от современных. Не следует толковать этот раздел с точки зрения привычной нам морали, которая в итоге сводится к пониманию «добрых» как «тех, кто на нашей стороне», а «злых» — как «тех, кто против нас». Каббалистическое учение о добре и зле гораздо сложнее этих примитивных понятий.}

Раздел 6

Есть три, каждая из которых — сама за себя: одна утверждает, другая отрицает, а третья примиряет их. {Три материнские буквы здесь представлены как истец, ответчик и судья.}

Раздел 7

Есть семь, из которых три — против трех, а одна располагает их в равновесии. {Бет против Гимел, Далет против Каф, Пе против Реш; Тав располагает их в равновесии.} Есть двенадцать, которые воюют между собой постоянно; три из них порождают любовь, три — ненависть, три — оживляют, три — разрушают. {Здесь распределение букв зависит от их соответствий частям тела и сторонам света; в тексте «Сефер Йецира» этот вопрос не прояснен до конца и нуждается в более тщательном изучении.}

Раздел 8

Три, которые порождают любовь, — это сердце и уши; три, которые порождают ненависть, — это печень, желчный пузырь и язык; три оживляющие — две ноздри и селезенка {или половые органы}; три разрушающие — рот и два отверстия тела; и Бог, Царь верный, всеми из обители Своей святой во веки и веки. Он — один над тремя; три — над семью; семь — над двенадцатью; и все они связаны друг с другом. {Если текст данного раздела дошел до нас в точности, то можно предположить, что буквы, порождающие любовь, — это Гимел, Пе и Алеф, либо Тав, либо Вав; буквы, порождающие ненависть, — Ламед, Айин и, возможно, Тав; одушевляющие буквы — Далет, Реш и Коф, а разрушающие — Пе и еще две некие буквы. Полной ясности в этом вопросе нет.}

Раздел 9

Таковы двадцать две буквы, которыми «Я ЕСМЬ», Ях, Яхве Воинств Бог Всемогущий, Яхве Элохим, замыслил, образовал и сотворил при помощи трех Сефарим всю вселенную Свою, и образовал ими всё сущее и всё, что будет образовано во все грядущие времена.

Раздел 10

Когда патриарх Авраам постиг эту великую и несомненную истину, и выносил ее в уме своем, и понял ее в совершенстве, и исследовал во всей глубине, и преуспел в размышлении над нею, Владыка Вселенной открылся ему, и назвал его своим другом, и заключил с ним завет между десятью пальцами рук его, он же — завет языка, и завет между десятью пальцами ног его, он же — завет обрезания, и сказал о нем: «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» {Иер. 1:5}.

Конец

Перевод © Анна Блейз, 2012



1. См. статью о д’Абано в издании: Hanegraaf, Wouter J. Dictionary of Gnosis & Western Esotericism.

2. О пятиугольнике см. ниже.

3. См.: Richard Kieckhefer. Forbidden Rites; Owen Davies. Grimoires: A History of Magic Books.

4. «Естественная история», XXV.94.

5. Там же, XXII.29.

6. Там же, XXV.55.

7. Lynn Thorndike. History of Magic and Experimental Science. Vol. II, p. 664.

8. Agrippa, 151.