e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 31, путь Шин

Майкл Грир

Буква пути: (Зуб).
Божественное имя: ALHIM, Элохим.
Астрологическое соответствие: Огонь.
Аркан Таро: XX («Суд»).
Эзотерический титул: Дух первозданного Огня.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Тридцать первый путь — это Вечнодвижущийся разум; почему он так называется? Потому, что он управляет ходом Солнца и Луны, дабы [оба светила] сменяли друг друга в должном порядке и каждое двигалось по свойственному ему пути».
Мифологический принцип: возрождение через огонь.
Явления и разновидности опыта: ощущения сильного жара, жажды и боли; путешествие через пустыню или сквозь огонь; сгорание физического тела; образы иных воплощений.
Сущности: григореи, или «бодрствующие»; саламандры и другие духи стихии Огня.
Магический образ: ярко-красная арка с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Шин. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XX аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: сияющий оранжево-алый
— в мире Брия: киноварный
— в мире Йецира: алый, испещренный золотом
— в мире Асия: киноварный, испещренный багряным и изумрудным.

Путь Шин — второй из трех путей, ведущих от Малкут — царства обыденной материальной реальности — к вышележащим сферам. Таким образом, подобно пути Тав, он связан с миром нашего обычного, повседневного опыта. Однако из этой общей точки пути Шин и Тав резко расходятся в разные стороны. Следуя путем Тав, соискатель шаг за шагом, терпеливо и постепенно, продвигается в область сил, пребывающих непосредственно за гранью обыденной реальности, и, в конце концов, попадает в Йесод, сферу тонких энергий и грез. Путь Шин же — это путь проб и ошибок, внезапных и резких перемен; и ведет он не в Йесод, а в Ход — сферу идей и разума.

Кроме того, между двумя этими путями есть еще одно различие, очень важное. Путь Тав проходит по Срединному столпу — великой центральной оси Древа; он пребывает в совершенном равновесии между противоположными крайностями двух боковых столпов. Но с путем Шин дело обстоит иначе. 31-й путь только соединяет Срединный столп с одним из двух боковых, не являясь при этом частью ни того, ни другого. Поэтому он нуждается в противовесе — пути Коф, расположенном симметрично по другую сторону Древа.

Из всех трех путей, ведущих от материальной реальности в более тонкие сферы, уравновешен лишь один — путь Тав; пути Шин и Коф, в отличие от него, сами по себе несбалансированны. И это важно учитывать в практической работе, потому что каббалистическое путешествие — движение к высшим аспектам реальности — может начаться с любого из этих трех путей. Каждый из них использовался с этой целью в тех или иных мистических традициях, в те или иные времена; и, более того, все они используются и по сей день. Поэтому освоение трех путей, ведущих вверх от Малкут, поможет постичь многие тайны, связанные с переходом от обыденного состояния сознания к магическому.

* * *

Первый из символов 31-го пути — еврейская буква Шин. Слово «шин» означает «зуб», а зубы — это орудия трансформации: благодаря им совершается первый этап ежедневного «чуда пищи» — преображения неживой материи в энергию и ткани живого тела. Зубы, обнаженные в улыбке, подразумевают теплоту и дружелюбие; оскаленные зубы, напротив, предостерегают об опасности. При этом зубы — одни из самых твердых частей тела: после смерти они сохраняются дольше всего. Таким образом, они символизируют преображение пищи и перемены настроений и чувств, но сами по себе успешно противостоят переменам.

Согласно традиционной формулировке, путем Шин управляет «отражение сферы Огня». Это соответствие — ключ к пониманию данного пути. Огонь символизирует энергию и волю; он выражает силу, которая приводит все в движение и вызывает решительные перемены. Огонь, как и зуб, — амбивалентный символ: огонь, горящий в очаге, олицетворяет тепло и гостеприимство, но необузданное пламя грозит страданиями и смертью. Огонь преображает все, с чем сталкивается на своем пути, но при этом всегда остается самим собой и подчиняется лишь собственным законам.

Это соответствие — источник следующих двух символов 31-пути. ALHIM (Элохим) — традиционное божественное имя стихии Огня. Здесь оно выражает наивысшую из духовных сил, действующих на данном пути. Астрологические соответствия этого пути — опять-таки, Огонь и огненные знаки зодиака: Овен, Лев и Стрелец.

Со следующим пунктом символика 31-го пути начинает углубляться и усложняться. В Таро пути Шин соответствует аркан XX — «Суд». На первый взгляд может показаться, что на этой карте изображена всего лишь традиционная христианская сцена воскресения мертвых в день Страшного Суда. Ангел в верхней части карты склоняется над землей и трубит в трубу, поднимая мертвых из могил. В нижней части карты встают из гробов люди, воскрешенные трубным гласом.

Однако представленный здесь образ Судного Дня не следует трактовать в сугубо христианском ключе. В некоторых древнейших традициях западной магии и мистицизма проводится аналогия между греческими словами soma — «тело» и sema — «могила»: подразумевается, что нисхождение человеческого духа в физическую материю влечет за собой утраты и ограничения, подобные тем, которые у нас обычно ассоциируются с понятием смерти. Физическое тело рассматривается как гробница души, а потому образ Страшного Суда в западной магической традиции относится не столько к воскресению после смерти, сколько к радикальному преображению того, что мы называем жизнью. Таким образом, истинное воскресение — это восхождение из Малкут в высшие сферы, а истинное погребение — нисхождение из высших сфер в Малкут.

В системе Золотой Зари символика этой карты дополнилась группой ассоциаций и образов, связанных со стихией Огня. Эзотерический титул 31-го пути также связан с изначальной, первозданной стихией пламени. Однако в описании из приложения к «Сефер Йецира» на первый план выступает другой аспект символики. В отличие от всех остальных описаний путей, оно сформулировано в виде вопроса и ответа, и в самом этом обстоятельстве содержится намек на то, что 31-й путь связывает Малкут с Ход — сферой коммуникации и мышления. Все описание в целом можно рассматривать как анализ характера и проявлений этой связи.

Тридцать первый путь называется Вечнодвижущимся разумом потому, что, с магической точки зрения, взаимодействие между «разумом» и «материей» в обычном понимании этих слов — отнюдь не редчайший феномен, доступный разве что потомкам определенного вида обезьян, обитающим на задворках одной ничем не примечательной галактики. Ничего подобного! Вся материя разумна; всё в ней, от микроструктуры кристаллов до строения гигантских галактик, выдает присутствие некоего упорядочивающего и организующего разума. И путь Шин, ведущий от Столпа Суровости в Малкут, олицетворяет разум как ограничивающую и формообразующую силу, а именно эта роль  и считается в каббале главной для разума и всех его функций. В контексте Малкут разум действует как принцип сепарации: он отграничивает явления друг от друга, классифицирует их и разделяет на части. Именно поэтому в описании из «Сефер Йецира» в связи с путем Шин упоминаются Солнце и Луна — классические для западной магической традиции образы изначального разделения всего сущего на пары противоположностей.

* * *

Мифологический принцип «возрождение через огонь» подводит нас к теме практического применения пути Шин. Самый известный из всех мифов о возрождении посредством огня — миф о фениксе, легендарной бессмертной птице, которая снова и снова сжигает себя на костре, но всякий раз возрождается из пепла. Широко известен также миф о полубоге Геракле, который был отравлен кровью кентавра, но не мог умереть; чтобы избавиться от страданий, он взошел на костер и сжег свою человеческую часть, а божественная половина его сущности взошла на Олимп и была принята в сонм богов.

Оба эти мифа вызывают глубокий отклик в человеческой душе, резонируя с самой сутью пути Шин и предлагая ключи к его практическому использованию. Путь Шин, ведущий от материальной реальности в царство чистого разума, требует освободить сознание от ограничений материального плана. Добиться этого можно несколькими непрямыми методами, задействовав другие пути Древа и другие сефирот, но существует и самый прямой, непосредственный способ. Этот способ — изменение сознания посредством страданий.

Именно такой подход лежит в основе всех духовных традиций, проповедующих аскетизм как средство достижения высших уровней бытия. В попытках высвободить свой разум из оков Малкут мистики, ясновидцы и шаманы на протяжении тысячелетий прибегали к таким разновидностям депривации, как голодание, сексуальное воздержание и лишение сна, а также намеренно причиняли себе физическую боль и различные неудобства. Все подобные методы «возрождения через огонь» — не что иное, как целенаправленные и даже в чем-то искусственные способы восхождения по 31-му пути.

Несомненно, такие методы могут сработать — и зачастую действительно срабатывают. Но при этом следует помнить, что путь Шин занимает неуравновешенное положение на Древе, и если он превратится в основной путь духовного развития, то и результат этого развития, скорее всего, окажется негармоничным. В магической каббале основной маршрут движения от Малкут в высшие сферы пролегает по пути Тав, а сефиры Ход каббалист достигает иным способом — прорабатывая образы и энергии Йесод и продвигаясь от нее к Ход по 30-му пути, огонь которого гораздо более мягок и управляем, нежели пламя Шин.

Однако это не значит, что пути Шин не находится места в магической работе. Сама по себе жизнь в Малкут сопряжена со множеством страданий, так что выискивать их и навлекать на себя намеренно нет нужды. Наш мир и без того полон боли, разочарований, печалей и скорби: он сам способен с лихвой удовлетворить любую потребность в страдании. И здесь на помощь приходит путь Шин: медитируя на этот путь и работая с ним, маг получает возможность справиться с обычными человеческими несчастьями в своей жизни и превратить их в «топливо» для духовного достижения. Страдание на материальном плане — великий учитель; и если избежать его не удается, то следует подойти к нему осознанно и использовать как средство для преображения на духовном плане.

* * *

Остальные символы служат, по большей части, вспомогательными средствами для прохождения этого пути. Как и всегда, твердой уверенности, что вы столкнетесь именно с этими конкретными сущностями и явлениями, нет и быть не может, но вероятность достаточно велика. Список этих явлений и сущностей приводится лишь для того, чтобы вы знали, к чему быть готовым, а вовсе не для того, чтобы вы заранее расписали свое путешествие по 31-му пути во всех подробностях. Что касается разновидностей опыта, характерных для этого пути, то большинство из них понятны без объяснений, но последняя все же требует комментария.

Некоторые разновидности медитативной практики и упражнения с символами определенного рода зачастую вызывают так называемые воспоминания о прошлых жизнях. Эти, условно говоря, воспоминания, могут принимать различные формы — от смутных ощущений или единичных мимолетных образов до полномасштабных и детальных видений жизни в иную историческую эпоху. В западной магической традиции подобные явления встречаются настолько часто, что практически во всех направлениях этой традиции, не слишком тесно связанных с христианством, возможность реинкарнации принимается как данность. В особенности это характерно для групп, восходящих к системе Золотой Зари, что не в последнюю очередь объясняется использованием магических практик, способных вызывать вышеописанные «воспоминания».

Опыт такого рода весьма интересен, но относиться к нему следует с осторожностью. Не стоит придавать ему чересчур большое значение; и не стоит забывать, что на эти «воспоминания» могут существенно влиять наши неосознанные желания, фантазии и даже образы из книг и фильмов. Излишняя «пафосность» подобных видений — один из признаков того, что мы выдаем желаемое за действительное: подавляющее большинство людей на протяжении всей истории человечества были простыми крестьянами, пастухами, домохозяйками и прочим ничем не примечательными личностями, так что если перед вашим мысленным взором развернулась целая череда «прошлых жизней», исполненных роскоши и блеска, то наиболее вероятная причина тому — ваши мечты, порожденные чувством неуверенности в себе или комплексом неполноценности.

Два типа сущностей, приведенных в списке, встречаются на пути Шин чаще всего, хотя наряду с ними, разумеется, возможны и видения других сущностей. Первый из двух этих типов — григореи, или «бодрствующие» (известные также под названиями «стражи» и «наблюдатели»), обычно предстают в образе исполинских антропоморфных фигур; чтобы заглянуть им в лицо, приходится запрокидывать голову. Эти сущности почти не разговаривают; их задача — надзирать за мучительными испытаниями, которые претерпевает соискатель на пути Шин, и следить за тем, как он с ними справляется. Второй тип — саламандры, духи огня; это первые проблески сознания в среде огненной стихии. Они могут представать в обличье живых танцующих языков пламени. Считается, что они менее развиты и менее разумны, чем люди, но превосходят человека по запасам энергии; сам опыт общения с ними ценнее любых советов, которые они могут подать.

Перевод © Анна Блейз, 2012