e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 19, путь Тет

Майкл Грир

Буква пути: (Змей).
Божественное имя: ALHIM, Элохим.
Астрологическое соответствие: Лев.
Аркан Таро: VIII («Сила»).
Эзотерический титул: Дочь Пламенного Меча, Ведущая Льва.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Девятнадцатый путь — это Разум тайны всех действий духовных сущностей, и называется он так потому, что в нем рассеивается влияние, идущее от наивысшей, превознесенной и возвышенной славы».
Мифологический принцип: встреча с Другим Я.
Явления и разновидности опыта: огонь, солнечный свет, энергия; солярные символы; ритуалы посвящения и очищения; испытания силы и воли; столкновение с противниками в образах животных и полуживотных.
Сущности: жрецы и жрицы; животный двойник или дикое «я».
Магический образ: арка лимонно-желтого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Тет. На двери, обрамленной этой аркой, изображен VIII аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: лимонно-желтый
— в мире Брия: темно-пурпурный
— в мире Йецира: серый
— в мире Асия: красновато-желтый.

Путь Тет — второй из горизонтальных путей в системе Древа. Он напрямую соединяет друг с другом две центральные сферы боковых столпов. На всем Древе не найдется пути, образующего столь же напряженную полярность или несущего столь же мощный поток энергии, как путь Тет. Другие пути могут вносить свой вклад в формирование силы или испытывать ее влияние, но этот путь сам воплощает силу в чистейшем смысле этого слова. Символы пути Тет — это символы силы; его испытания — испытания силы; и сила же становится наградой тому, кто усвоит уроки этого пути.
Каждый из трех горизонтальных путей раскрывает тему силы по-своему, и в каждом случае это зависит от того, в какой именно части Древа пролегает данный путь. На четырнадцатом пути, соединяющем вершины боковых столпов, оппозиция между Энергией и Формой разрешается в Единстве высших сефирот, и потому сила проявляется на этом пути как любовь. На двадцать седьмом пути, у подножия столпов, противоположные друг другу начала уже уплотнились настолько, что встреча их оборачивается взрывом, конфликтом и враждой. Девятнадцатый путь проходит между двумя этими крайностями и до некоторой степени разделяет качества их обеих. Возможность конфликта между Хесед и Гебурой — первой созидательной и первой разрушительной силами вселенной — существует всегда, а мощная энергия, текущая по 19-му пути, усиливает накал, доводя его почти до точки возгорания. Однако в последний момент конфликт удается предотвратить. Идеальный порядок Хесед и идеальная дисциплина Гебуры в сочетании дают идеальный контроль. Подобно летчику-истребителю, 19-й путь управляет всей этой колоссальной энергией исключительно ловко и тонко, не забывая о постоянной бдительности и ясно осознавая происходящее. В этой зоне гигантской электрической дуги, соединяющей два столпа на самой границе Бездны, нет и не может быть места ошибкам.
С практической точки зрения, путь Тет может преподать немало ценных уроков, относящихся к высшим ступеням магии. Вместе с путями Ламед и Йод он образует треугольник принципов, соединяющих между собой три сферы Высшего Я и приводящих их в равновесие. Из этой триады в тех или иных ее проявлениях исходят многие практические формулы высшей магии.

Буква этого пути — Тет, «змей». Змей — универсальный символ, встречающийся почти во всех мифологических системах и духовных учениях. В этой книге мы уже обращались к нему дважды — когда говорили о Красном Драконе на двух схемах Эдемского сада и о том Змее на Древе Жизни, чье извилистое тело ведет каббалиста путем Искупления. Змей нередко выступает символом энергии в ее чистейшем виде, однако у него есть и другое значение. В Библии говорится, что змей — «хитрее всех зверей полевых». Эта хитрость может проявляться и как наивысшая форма мудрости, и как самый низкий и презренный обман, но в связи с темой силы она обретает еще одну форму выражения. На пути Тет потоки энергии настолько сильны, что любая попытка управлять ими напрямую обречена на провал: это все равно, что пытаться повернуть вспять морской прилив. Но существуют тонкие, косвенные, хитроумные способы, позволяющие взять эти энергии под контроль.
Этот принцип применим и к одному из двух вышеупомянутых змеев. Змей Древа Жизни — это символ духовного развития, в основе которого лежит «хитрость» именно такого рода. На первый взгляд может показаться, что для восхождения по Древу Жизни вполне достаточно одного Срединного столпа. Но на практике такой прямолинейный подход обычно не оправдывается. Чтобы пройти по узкому пути Самех, как по канату, нужен шест-балансир, функцию которого исполняют Ход и Нецах. И точно так же для того, чтобы перед нами открылись врата Бездны, необходимо пробудить и подчинить себе силы Гебуры и Хесед. Таким образом, и здесь косвенный и тонкий подход приносит гораздо лучшие плоды, нежели лобовая атака.

Следующие четыре символа — божественное имя, астрологическое соответствие, карта Таро и эзотерический титул — происходят из другого источника. Каждый из этих символов — в своем роде порождение предыдущего. И хотя отправная точка этой последовательности, на первый взгляд, очень далека от обсуждавшихся выше идей, в итоге мы опять придем все к тем же выводам, хотя и с другой стороны.
Сама эта отправная точка достаточно проста. Божественное имя ALHIM («Элохим») ставится в соответствие пути Тет как имя стихии Огня, а Огонь — более чем уместный символ этого пути с его могучими энергиями. Из знаков зодиака с 19-м путем связан Лев, а Лев — самый сильный из знаков Огня. Но на стадии астрологического соответствия у этого пути уже проявляется дополнительный смысл: Лев — обитель Солнца, а Солнце и лев — традиционные символы Тиферет.
Казалось бы, 19-й путь не должен иметь ничего общего с Тиферет: ведь он не связан с этой сефирой напрямую. Но если внимательно присмотреться к схеме Древа Жизни, то связь между ними обнаружится. Тиферет примиряет между собой Хесед и Гебуру, утверждая гармонию между этими двумя противоположностями. Но для того, чтобы между двумя началами возникла гармония, они сперва должны соприкоснуться друг с другом, и именно путь Тет обеспечивает это первоначальное соприкосновение. В качестве посредника между четвертой и пятой сферами 19-й путь может толковаться как первообраз Тиферет, прототип той гармонии могучих сил, которая проявится в полной мере на более низком уровне Древа.
И все же на этом пути символика Тиферет занимает лишь второстепенное место, а главное остается за стихией Огня. Даже лев, столь тесно связанный с некоторыми аспектами шестой сефиры, на 19-м пути проявляется, в основном, как символическое животное Огня. Как дикий зверь, даже и в наши дни опасный для человека, лев напоминает о том, что энергии пути Тет — далеко не ручные и не безобидные.
Далее эти положения развиваются в VIII аркане Таро («Сила»), соответствующем 19-му пути. На этой карте изображена женщина, усмиряющая льва. Во многих колодах она раскрывает или, наоборот, закрывает львиную пасть. Несмотря на кажущийся конфликт между двумя фигурами на карте, лев не борется с женщиной и не сопротивляется ей. Вышеописанная символика льва сочетается в этом образе с отсылкой к 27-му пути, потому что Пе, буква этого пути, означает «рот». Таким образом, сила Тет здесь удерживает под контролем тот потенциал конфликта, который проявится на пути Пе.
Все эти идеи обобщает эзотерический титул 19-го пути — «Дочь Пламенного Меча, Ведущая Льва». Меч — символ стихии Воздуха; подобно букве Вав в составе Тетраграмматона, Воздух — это плод союза Огня и Воды; и таким же образом путь Тет возникает благодаря соединению Гебуры и Хесед — огненной и водной сфер. Кроме того, стихия Воздуха соответствует Тиферет. Однако меч здесь «пламенный», и это говорит о том, что на пути Тет все же господствует стихия Огня. Заключительная часть титула еще раз подчеркивает вышесказанное, а именно — то, что энергии данного пути не только проводят колоссальную силу, но и руководят этой силой и направляют ее на подобающие цели.
В то же время, в каббалистической традиции образ Пламенного Меча имеет и другое значение, раскрывающее дополнительный смысл этого титула. Меч, как уже упоминалось в одной из предыдущих глав, — это еще один символ того нисхождения энергий, которое чаще называют Молнией. Он обозначает десять сефирот как вариации единой творческой энергии. В этом смысле «дочерью», то есть порождением, или плодом взаимодействия, десяти сефирот являются все двадцать два пути в их окончательно утвержденной форме, — а символом двадцати двух путей служит змей и, следовательно, буква Тет. На этом последовательность символов завершается, замыкая круг.

В приложении к «Сефер Йецира» рассмотренная выше символика 19-го пути разрабатывается в другом — и чрезвычайно важном — направлении. Здесь путь Тет именуется «Разумом тайны всех действий духовных сущностей», а поясняется это указанием на некую особую связь данного пути с влиянием, идущим от Кетер. Путь Тет, очевидным образом, не связан непосредственно ни с Кетер, ни с остальными двумя высшими сферами, но для того чтобы проникнуть в суть этой формулировки, тягаться хитростью со Змеем не придется: в качестве прообраза Тиферет путь Тет попросту разделяет с шестой сефирой функцию отражения Кетер ниже Бездны. И поскольку этот путь соединяет главные полюса Древа напрямую, в некоторых отношениях он воспроизводит высшее единство даже более точно, чем сама Тиферет.
Следовательно, «тайна всех действий духовных сущностей» выражается в Тет как в образе Кетер. Намекнуть на эту тайну (но лишь намекнуть, потому что полностью она постигается только на личном опыте) можно, в частности, так: из сфер, расположенных выше Малкут, любое явление воспринимается как духовная сущность, как одно из проявлений Единства, участвующее во вселенской игре энергий. Именно эту идею стремились выразить средневековые маги, составляя перечни растений, животных, камней и металлов, причастных природе той или иной планеты или звезды. Сколь бы «материальными» ни казались нам некоторые вещи, мертвой материи не существует. Имея дело с окружающими нас предметами, мы в действительности прикасаемся к силам, исходящим, в конечном счете, с наивысших уровней бытия. Если вы поймете это положение правильно, оно станет для вас ключом к самым глубоким и сокровенным тайнам магии.
Схожая идея заключена и в мифологическом принципе этого пути, который можно описать как «встречу с Другим Я». В мифах такого рода герой-человек нередко вступает в поединок с неким противником в облике животного или полуживотного. И этот поединок завершается не столько победой, сколько своего рода союзом: Геракл победил Немейского льва, но с тех пор постоянно носил его шкуру; Гильгамеш и зверочеловек Энкиду оказались равными друг другу по силе и, примирившись, заключили братский союз. Во многих подобных мифах противник героя — это его двойник в образе животного или его «дикое “я”», и в ходе работы с путем Тет подобные сущности нередко являются магу во снах и видениях. Свирепые, грозные, но в тоже время родные и знакомые, они символизируют первое осознание того, что граница между «я» и «другим», между уютным внутренним миром и неведомым внешним — не более чем иллюзия. То, что мы воспринимаем, и то, чем мы являемся, — в конечном счете, одно и то же.

Перевод © Анна Блейз, 2013