e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 28, путь Цадди

Майкл Грир

Буква пути: (Рыболовный крючок).
Божественное имя: YHVH, Тетраграмматон.
Астрологическое соответствие: Водолей.
Аркан Таро: XVII («Звезда»).
Эзотерический титул: Дочь Тверди, Живущая меж Водами
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать восьмой путь называется Природным разумом, и через него завершается и доводится до совершенства природа всего сущего под Солнцем».
Мифологический принцип: пробуждение Сердца.
Явления и разновидности опыта: леса, луга и прочие растительные ландшафты в ночное время; туман, звездный свет; граница между водой и сушей — и между любыми противоположностями вообще.
Сущности: духи природы; ночные звери и птицы.
Магический образ: фиолетовая арка с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Цадди. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XVII аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: фиолетовый
— в мире Брия: небесно-голубой
— в мире Йецира: голубовато-сиреневый
— в мире Асия: белый, слегка подкрашенный пурпуром.

Путь Цадди описывает отношения между сферами Столпа Милосердия и тонкими силами сефиры Йесод. Во многом он подобен пути Коф, но воспроизводит его паттерны уже на более высоком уровне — точно так же, как солнечный путь Реш воспроизводит на более высоком уровне огненные модели пути Шин. Если путь Коф управляет биологическим миром, силами жизни, проявленными на самом плотном, материальном плане бытия, то путь Цадди соотносится с теми же силами, но проявленными несколько менее конкретно.
28-й путь символизирует сложную сеть взаимосвязей между всеми живыми существами, включая и людей. К нему относится многое из той области, которую в наши дни называют экологией (хотя спектр проявлений этого пути гораздо более широк и не исчерпывается какой-либо отдельно взятой наукой), а также силы инстинктов и эмоций — связующих нитей между биологическим началом и сознанием.
Путь Цадди — опять-таки, подобно пути Коф — имеет дело с эволюцией и медленным преображением живых существ с течением времени. Однако подход к этому процессу на двух этих путях неодинаков. Путь Коф, связывающий Нецах с пассивной субстанцией Малкут, управляет теми аспектами эволюции, которые помогают каждому живому существу приспособиться к своему окружению. Путь Цадди действует на более высоком уровне: соединяя энергии Нецах с живыми, деятельными потоками сферы Йесод, он управляет более активной формой эволюционного процесса — той, в которой живые существа выходят за рамки простых реакций на окружение и начинают изменяться и прогрессировать новым, неожиданным образом. Кроме того, эволюция на 28-м пути не произвольна, а целенаправленна, устремлена к осуществлению неких потенциальных возможностей. Путь Коф обращен к прошлому, а путь Цадди смотрит в будущее.

* * *

Все эти особенности представлены в традиционной символике 28-го пути. Буква Цадди — весьма характерный символ вышеописанных принципов. Рыболовный крючок — это орудие власти и управления, но действовать он начинает лишь при условии, что рыба проглотит его добровольно. Поэтому необходима наживка того или иного рода. И точно также силы природы, управляющие эволюцией, нередко используют для контроля за поведением живых существ ту или иную «наживку» (например, сексуальное удовольствие).
Кроме того, «рыболовный крючок» Цадди намекает на связь с более высоким путем — 24-м, которому соответствует буква Нун — «рыба»; подробнее мы рассмотрим его в соответствующем разделе. И, наконец, рыболовный крючок непосредственно ассоциируется со стихией Воды. И несмотря на то, что астрологический символ Цадди — воздушный знак, символика его во многом связана с водой. И это тоже роднит его с путем Коф — подобно тому, как соответствие Солнцу роднит путь Реш с огненной стихией пути Шин. Здесь перед нами еще один пример символической взаимозаменяемости Воздуха и Воды, о которой речь шла в разделе, посвященном сефире Ход. В астрологии знак Водолея ассоциируется с такими качествами, как оптимизм, человеколюбие и надежда на будущее. Образ человека, льющего воду из кувшина, тоже прекрасно согласуется с положением 28-го пути как русла, по которому энергии Столпа Милосердия изливаются в Йесод, а оттуда — в Малкут.
Кроме того, Гарет Найт, выдающийся исследователь каббалы, отмечает, что графический символ Водолея — две параллельные зигзагообразные линии, расположенные одна над другой, — заключает в себе скрытый каббалистический смысл. Верхний зигзаг можно истолковать как образ Молнии или Пламенного Меча — путь нисхождения творящей энергии по Древу Жизни, а нижний зигзаг — как отражение этого пути в индивидуальной природе каждого существа во вселенной. Таким образом, символ в целом означает отражение макрокосма в микрокосме, но и это еще не все. Согласно каббалистическому учению, макрокосмическая Молния создает и поддерживает свои отражения во всех микрокосмах сотворенного мира; и точно так же все энергии высших уровней созидают свои подобия на низших уровнях бытия и управляют этими подобиями. И на 28-м пути этот процесс, по-видимому, занимает исключительно важное место: в любой операции, включающей призывание сил этого пути, необходимо принимать в расчет энергии высшего порядка.
Многие из перечисленных принципов представлены и в карте Таро, соответствующей 28-му пути. На карте «Звезда» (аркан XVII) обычно изображается обнаженная женщина, преклонившая колено на границе моря и суши. Одна ее стопа погружена в воду, другая — покоится на берегу. В каждой руке женщина держит по сосуду, и из этих сосудов изливаются два потока воды: один — в море, другой — на сушу. За спиной женщины — дерево, на ветвях которого сидит птица, а в верхней части карты сияет яркая звезда о семи лучах.
Этот образ во многом схож с традиционным изображением Водолея, что немаловажно для понимания смысла карты. Кроме того, важна сама звезда, в честь которой получил свое название аркан XVII. Согласно традиционному толкованию, это Венера, Утренняя Звезда; а Венера — астрологическое соответствие Нецах. И поскольку цель движения этого чрезвычайно целеустремленного пути и есть седьмая сефира, связанные с ней образы занимают в символике карты важнейшее место. На сефиру Нецах указывают и семь лучей звезды, и семь малых звезд, окружающих большую звезду на многих версиях семнадцатого аркана. Дерево и птицу можно рассматривать как символы природы; и, в то же время, птица — это древний символ души, а в каббалистической традиции всякое дерево — символ великого Древа Жизни. Таким образом, птицу, сидящую на дереве, можно истолковать как образ восхождения человеческой души к наивысшему опыту сферы Кетер — конечной цели всех, кто пускается в путь по Древу.
Эзотерический титул 28-го пути, в свою очередь, восходит к символике Таро, хотя включает в себя и не вполне понятные на первый взгляд аллюзии. Под «твердью» здесь следует понимать звездное небо, как его представляли себе древние астрономы: гигантскую сферу, окружающую земной шар. Ниже и выше этой тверди, согласно некоторым традициям, простирались бескрайние водные просторы; когда затворы их разверзлись, на земле случился великий Потоп. Таким образом, «Живущая меж Водами» — это обитательница самой «тверди», звездного небосвода.
Небесная твердь — это еще и астрологическое соответствие Хокмы, а также символ всего Столпа Милосердия, берущего начало во второй сефире. В гностической мифологии звезды и знаки зодиака отданы во власть силам Милосердия — эонам, тогда как планетами управляют силы Суровости — архонты. Из этого противопоставления, как и из многих других положений древнего гностицизма, впоследствии были сделаны чересчур далеко идущие выводы, но исходный принцип, тем не менее, сохранился. Итак, 28-й путь как «Дочь Тверди» — это плод нисходящих энергий Столпа Милосердия.

* * *

В приложении к «Сефер Йецира» 28-й путь описан на редкость понятно и прямолинейно, и в этом описании затрагиваются некоторые темы, исключительно важные для понимания и самого пути Цадди, и каббалистической системы в целом.
Согласно этому тексту, 28-й путь называется Природным разумом, а функция его заключается в том, чтобы завершать и доводить до совершенства «природу всего сущего под Солнцем». Слово «природный» в наши дни затерлось и почти обессмыслилось: слишком уж часто к нему обращаются политики и сочинители рекламных буклетов. Но истинный смысл его следует искать в корне «-род-», указывающем на идею рождения. Природное — это то, что было рождено, а не создано искусственным образом. При этом понятие природы включает в себя не только окружающий мир, но и мир внутри нас, нерукотворный мир человеческой сущности.
Таким образом, описание из «Сефер Йецира» соединяет в одной краткой фразе едва ли не все основные свойства 28-го пути: экологичность, интуитивность, ориентированность на будущее и устремленность к цели. На этом пути (и на всех этапах жизни, в которых принимают участие энергии этого пути) движущими силами эволюции становятся инстинктивные и биологические факторы. Однако сфера действия этих сил имеет свои пределы, которые описаны одним простым словосочетанием: «под Солнцем».
Разумеется, выражение «все сущее под солнцем» уже и в древние времена было таким же расхожим штампом, как и сейчас. Но в описаниях путей из «Сефер Йецира» не бывает ничего лишнего и случайного, так что здесь это выражение на самом деле наполнено глубоким смыслом. Солнце, возвышающееся над путем Цадди, — это не что иное, как Тиферет, великая центральная сфера Древа Жизни. «Все сущее под Солнцем» в каббалистическом понимании — это четыре сферы Древа, расположенные ниже Завесы, и пути, соединяющие эти сферы между собой. И с точки зрения обыденного человеческого сознания, это и есть «все сущее под солнцем», потому что воспринять более высокие планы, скрытые по ту сторону Завесы, оно не способно.
Итак, силы Цадди действуют лишь в области Древа ниже Тиферет. И в каббалистической практике это влечет за собой исключительно важные последствия. Если ниже Завесы силы Природы в самом широком смысле этого слова не действуют, то это значит, что, прорвав Завесу, соискатель выходит за пределы Природы, из-под власти инстинктов и обычных движущих сил эволюции. К тем, кто достиг Тиферет, уже неприменимы обычные представления о «человеческой природе». Путь в Тиферет — это алхимическая «работа против природы», в результате которой обретается способность к трансмутации, в данном контексте — к выходу за пределы человеческого естества, к преображению своей личности на всех уровнях проявления.
Но каждой новой способности сопутствует определенный риск, и в этом конкретном случае опасность особенно велика. Человек, обретший способность преображать себя по собственной воле, может опуститься на уровень недочеловека или даже демона, вместо того чтобы взойти на высоты. Это одна из причин, по которым методы Тайного Пути в прошлом так бдительно оберегались от посторонних. В истории двадцатого века известен по меньшей мере один случай, когда силы трансмутации были осознанно обращены во зло, хотя истину о феномене нацистской Германии и ее верховном адепте Гитлере успешно скрыли от широких масс посредством сознательного замалчивания и упрямого отрицания фактов.

* * *

Остальные соответствия пути Цадди предназначены, главным образом, для практической работы и почти не нуждаются в комментариях. При желании можете сопоставить эти символы с их эквивалентами для пути Реш: так оппозиция между 30-м и 28-м путями выявится особенно наглядно. Например, мифологический принцип пути Цадди, представленный в великих мифах о любви, — «пробуждение Сердца» — явственно контрастирует с принципом пути Реш — «пробуждением Разума», которому посвящены мифы о культурных героях. Явления, разновидности опыта и сущности пути Цадди также отчетливо противопоставлены тем, с которыми мы имели дело на пути Реш.
Эта пара путей, противоположных, но эквивалентных  друг другу, — яркий пример конфликтных отношений, типичных для областей ниже Завесы. Чувства здесь противопоставляются разуму, влияние наследственности — влиянию среды, природа — культуре. Вдумчивое изучение этих конфликтов внесет ясность в некоторые из самых актуальных проблем современности, а также поможет со временем отыскать точку равновесия между всеми подобными противоположностями — точку равновесия, с которой начинается путь в Тиферет.

Перевод © Анна Блейз, 2012