e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 16, путь Вав

Майкл Грир

Буква пути: (Гвоздь).
Божественное имя: ADNI, Адонаи.
Астрологическое соответствие: Телец.
Аркан Таро: V («Иерофант»).
Эзотерический титул: Маг Вечных Богов.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Шестнадцатый путь — это Разум Торжества или Вечный Разум, названный так потому, что он — наслаждение Славой, и нет другой Славы, подобной ему. Также называют его раем, приготовленным для праведных».
Мифологический принцип: Хранитель Мудрости.
Явления и разновидности опыта: паломничества во храмы, в обители горных отшельников и тому подобные святые места; образы, связанные с рождением, сексом, смертью и другими фундаментальными биологическими процессами; откровения мудрости; видения всех времен, слитых воедино.
Сущности: древние и мудрые сущности, не всегда (или не вполне) человеческой природы; жрецы, исполняющие ритуал или проповедующие духовное учение.
Магический образ: арка яркого красно-оранжевого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Вав. На двери, обрамленной этой аркой, изображен V аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: красно-оранжевый
— в мире Брия: темно-синий
— в мире Йецира: теплый темно-оливковый
— в мире Асия: насыщенный коричневый.

О том, какую важную роль играют в каббалистическом учении столпы Древа Жизни, мы уже говорили неоднократно. В некотором смысле эти символы двух противоположностей и их разрешения даже важнее самого символа Древа в целом — как в теории, так и на практике. Отчасти это объясняется тем, что столпы легче соотносятся с миром повседневного опыта: чтобы научиться соотносить различные действия и впечатления со сферами Древа, требуется практика (и развитое воображение), а взаимодействие противоположностей в обыденной жизни настолько очевидно, что уловить и понять его не составляет труда. Мужчина и женщина, соединяющиеся для зачатия ребенка, или солнце и земля, взращивающие цветок из семени, — наглядные образы трех столпов, известные всем и не нуждающиеся в пояснениях. Да и в более широком масштабе процесс Творения начинается с фазы отступления внутрь, с возникновения такого места внутри Бога, в котором Бог не присутствует, — и, следовательно, рождение Древа Жизни может толковаться как формирование Срединного столпа равновесия между Богом и Пустотой.
Всем семи путям, из которых состоят три столпа, присуще нечто общее, а именно — качество равновесия, порожденное либо слиянием двух противоположных начал, либо абсолютным преобладанием одного из них. И отчетливее всего это качество проявлено на пути Вав. Как верхняя половина Столпа Силы этот путь символизирует нисхождение творящей энергии в ее чистейшей форме: он соединяет Хокму — источник всякой силы — с Хесед, где энергии, прошедшие Бездну, обретают первое проявление. Собственно, этот нисходящий поток силы и удерживает путь Вав в идеальном равновесии, сопоставимом разве что с равновесием пути Хет, который проходит параллельно Вав по другую сторону Древа.
Символика пути Вав во многом определяется этими факторами первородства и равновесия. Однако есть и еще один фактор, тоже играющий важную роль. Этот путь связан с высшими уровнями Древа, но низводит эти энергии на план, доступный человеческому сознанию. И в этом отношении его можно уподобить якорю.  В работе мага-каббалиста 16-й путь обозначает те элементы опыта и сознания, на которые можно по-прежнему полагаться даже в Бездне, — ту основу, которая обеспечивает контекст для наивысших стадий магического путешествия по Древу. Эта роль 16-го пути в процессе Искупления проистекает из роли, которую он же играет в процессе Творения: перенося творящую силу Хокмы через Бездну в проявленный мир, на те уровни Древа, где Сила и Форма соединяются во взаимодействии противоположностей, путь Вав служит якорем для первозданных энергий самой вселенной.
Эта функция якоря занимает центральное место в символике 16-го пути и придает ей некоторую долю «приземленности». Тот факт, что символами двух изначальных сил Древа — активной и пассивной — служат пенис и вагина, напоминает нам о том, что магической каббале чуждо ханжество, которым пронизана духовная образность некоторых других направлений западной традиции.
Аналогичная «приземленность» обнаруживается и в той области практики, которая ставится в соответствие 16-му пути. Эта область — алхимия, эзотерическая наука о физической материи. В наши дни алхимию нередко сбрасывают со счетов как некие суеверные и тщетные попытки превращать неблагородные металлы в золото или, в лучшем случае, как примитивную предшественницу современной химии. Но в действительности алхимия — тонкое и сложное искусство. Алхимия металлов — это лишь одно из множества его направлений, и притом далеко не самое важное. Помимо нее, существуют еще медицинская и земледельческая алхимия, алхимия дыхания и эфирной силы, разума и духа; и многие из этих направлений сохраняют (или даже приобретают) важное значение и в наши дни. (Например, современные концепции органического и биодинамического земледелия многим обязаны более древним традициям сельскохозяйственной алхимии.)
Подобно ритуальной магии, представляющей собой практическую область пути Хе, алхимия связана с нисхождением силы из Хокмы; но если ритуальная практика сосредоточивает эту силу посредством микрокосма в Тиферет, то алхимия — посредством макрокосма в Хесед, в нижней точке пути Вав. Поэтому с точки зрения алхимика все в микрокосме насыщено живой силой и под правильным руководством может раскрывать свой высший потенциал в алхимических процессах. Как и другие прикладные искусства, о которых речь шла в связи с предшествующими путями, алхимия предполагает владение особыми навыками и техническими методами, но на более высоких уровнях магического развития нужда в этих методах отпадает.
Из всех основных эзотерических дисциплин искусство алхимии в ордене Золотой Зари было разработано хуже всего, хотя посвященным высоких степеней все-таки преподавали один из общих методов алхимии, предписывая тщательно изучить несколько алхимических трактатов. Так или иначе, из всех направлений этой традиции алхимия остается наименее освоенным и открывает самое широкое поле для творческой работы.

Первый символ 16-го пути — буква Вав, означающая «гвоздь». Этот образ непосредственно связан с функцией якоря. Как один из простейших и, в историческом плане, древнейших способов скрепления двух предметов воедино гвоздь служит бытовым символом связывания двух отдельных вещей прочными и устойчивыми взаимоотношениями. Гвозди обычно изготовлены из другого материала, чем предметы, которые ими скрепляются, — и точно так же путь Вав символически имеет не так уж много общего со сферами, которые он связывает друг с другом. Кроме того, в связи с образом гвоздя вполне уместной оказывается сексуальная символика: когда два человека занимаются любовью, между ними возникает особая (а на эфирном плане — достаточно долговечная) связь, а при определенных обстоятельствах они могут зачать ребенка — существо, физически отдельное от родителей, но формирующее еще одну разновидность устойчивой связи между ними. И, наконец, буква Вав входит в состав Тетраграмматона, исполняя в этом четырехчастном имени роль Сына, — и этим обстоятельствам тоже во многом определяется символика 16-го пути.
В Тетраграмматоне буква Вав соответствует стихии Воздуха, тогда как путь Вав на Древе связан с противоположной стихией — Землей. На это указывают и божественное имя, и астрологическое соответствие 16-го пути. Как уже упоминалось выше, Земле отводится особая роль: в Земле окончательно сливаются воедино Огонь, Вода и Воздух, ввиду чего она тесно связана с Духом — первоисточником и изначальным единством трех этих стихий. Кроме того, такие качества Земли, как стабильность и прочность, превосходно сочетаются с характером пути Вав как якоря высших энергий.

Некоторые дополнительные оттенки в символику этого пути вносит Телец. Символический образ этого знака — бык или вол — присутствует также на пути Алеф, соединяющем Кетер с Хокмой. Поэтому в определенном смысле пути Алеф и Вав составляют единый поток силы, который изливается из единства Кетер, чтобы сформировать и утвердить Столп Милосердия. Планета-управитель Тельца, Венера, намекает на то, что основанием этого столпа станет сефира Нецах. 
Кроме того, в астрологии Телец — это знак «экзальтации» (то есть самого активного и благотворного проявления) Луны. Данное обстоятельство интересно постольку, поскольку с Луной связаны два пути, проходящие параллельно пути Вав и на одном с ним уровне: пути Хет соответствует Рак, обитель Луны, а пути Гимел — сама Луна. Иными словами, все три вертикальных пути, пересекающих Бездну, так или иначе ассоциируются с Луной. Но это и не удивительно: ведь три сферы, расположенные непосредственно под Бездной, суть отражения трех горних сефирот, а Луна светит отраженным светом Солнца. Приступая к открытию каждого из вертикальных путей через Бездну, очень важно помнить и понимать это обстоятельство.

Следующие три символа 16-го пути связаны с другой образной системой. В Таро пути Вав соответствует V аркан, «Иерофант». Это еще одна из карт, радикально изменившихся в ходе столетий. В самых ранних колодах она называется «Папа» и изображает главу католической церкви в парадном облачении. Подобно «Императору», этот образ основывался на реалиях средневековой политической жизни; структура Таро требует расположить в этой точке мужского персонажа, ориентированного на духовность, чтобы он уравновесил одновременно и «Верховную Жрицу» (изначально — «Папессу»), духовную женщину II аркана, и «Императора», мирского мужчину IV аркана. Постоянная борьба за власть между папой и императором предопределила выбор персонажа для V аркана со всей очевидностью, тем более что римский папа в те времена был единственным духовным главой западного мира. Однако в наши дни оба эти фактора утратили былое значение, и перемена обстоятельств повлекла за собой изменения в образности карты.
Греческое слово «иерофант» буквально переводится как «открывающий священное». Как в древних, так и в современных посвятительных системах, включая систему Внешнего ордена Золотой Зари, иерофантом именовался главный ритуальный служитель — человек, принимающий на себя задачу непосредственного посвящения соискателя. В более широком смысле иерофант — это тот, кто связывает высшее с низшим, духовное — с материальным. Через его посредничество силы высших уровней воздействуют на мир повседневного опыта. Это напоминает о традиционной роли римского папы как наместника Христа, представителя Бога на земле.
За этим образом стоит вся система организованной религии. И несмотря на то, что на Западе эта система давно уже разлагается под гнетом лицемерия, алчности и борьбы за власть, стоящая за ней идея ничем не хуже, чем идея любой другой человеческой организации. Теоретически, организованная религиозная система должна служить якорной цепью, соединяющей общество с трансцендентными сферами, а не гвоздем, пронзающим человеческий дух.
С этой же концепцией связаны и эзотерический титул 16-го пути — «Маг Вечных Богов», — и мифологический принцип — Хранитель Мудрости. Согласно своему титулу, путь Вав — это второй из трех Магов на Древе Жизни; и подобно пути Йод, «Магу Гласа Света, Пророку Богов», он участвует в формировании особой структуры на Древе, которую мы рассмотрим в одном из последующих разделов. Мифологический принцип 16-го пути — еще один распространенный персонаж легенд и мифов. Один из примеров тому — легендарные индийские провидцы-риши, которые ассоциируются с семью звездами Большой Медведицы; еще один пример — Мимир, хранитель Источника Мудрости в скандинавской мифологии. В западном эзотерическом фольклоре самая известная фигура такого рода — Мелхиседек, таинственный царь-первосвященник, о котором в Евр. 7:3 сказано: «…без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда». Об этом загадочном персонаже написано немало (и, в том числе, немало глупостей), но, так или иначе, имя его всплывает всякий раз, когда тайные эзотерические традиции Запада становятся явными.

Последний из символов 16-го пути, который имеет смысл рассмотреть в этом разделе, — описание из приложения к «Сефер Йецира». На первый взгляд, может показаться, что оно связано с вышеописанной символикой разве что косвенно. Путь Вав характеризуется здесь как «Разум Торжества или Вечный Разум», а также как «наслаждение Славой» и «рай, приготовленный для праведных». И снова термины, использованные в этом описании, заводят современного читателя в тупик; но несмотря на то, что этот текст посвящен иному, еще не знакомому нам аспекту 16-го пути, он основывается все на той же символике.
«Слава», как обычно, означает Кетер. Слова, переведенные как «Торжество» и «Вечный», происходят от того же корня, что и «Нецах» — «Победа», и в сочетании со словом «наслаждение» указывают на связь с седьмой сефирой. А это, в свою очередь, отсылает нас к планете Венере как управительнице Тельца.
Смысл этого текста заключается в том, что процесс нисхождения силы по 16-му пути (или, точнее говоря, участие в этом процессе) лучше всего описывается в человеческих словах как радость. Суть этого обстоятельства, связанную также с упоминанием о Венере как «Сыне Утра» в эзотерическом титуле пути Хе, мы рассмотрим в следующем разделе, где она проявится более наглядно.
Но что же означает «рай, приготовленный для праведных»? Смысл этого выражения тонок, но все-таки доступен пониманию. Здесь подразумевается, что рай, или небеса, — это не какое-то фантастическое место, в котором души праведных восседают на облаках и играют на арфах; более того, это вообще не «место». Это состояние сознания, причем такое, описать которое мы можем лишь через уподобление некой эмоции. В пассивной форме это состояние — то, что мы называем радостью, а в активном — то, что обычно зовется любовью. И тайны этого состояния, как мы еще увидим, — один из важнейших факторов в работе мага.

Перевод © Анна Блейз, 2013