e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Путь 20, путь Йод

Майкл Грир

Буква пути: (Кулак).
Божественное имя: ADNI, Адонаи.
Астрологическое соответствие: Дева.
Аркан Таро: IX («Отшельник»).
Эзотерический титул: Маг Голоса Света, Пророк Богов.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцатый путь — это Разум Воли, и называется он так потому, что он служит средством приуготовления для всего сущего и через этот Разум постигается существование Первозданной Мудрости».
Мифологический принцип: путешествие через необитаемые земли.
Явления и разновидности опыта: уединение; путешествие по пустыне или необитаемой местности; видения о сотворении мира; искушения со стороны враждебных или демонических сущностей.
Сущности: птицы; духи-искусители.
Магический образ: арка желтовато-зеленого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Йод. На двери, обрамленной этой аркой, изображен IX аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: желтовато-зеленый
— в мире Брия: шиферно-серый
— в мире Йецира: зеленовато-серый
— в мире Асия: сливовый.

Путь Йод проходит ниже Бездны, но обладает тем свойством, с которым вы познакомитесь очень близко, когда дойдете до уровней, лежащих выше этой последней преграды на Древе. Это свойство — парадоксальность. Постичь мир высших сефирот, пребывая ниже Бездны, невозможно. Максимально возможное для человеческого разума приближение к горним сферам — это совершенное единство полных противоположностей. И хотя сам по себе 20-й путь не ведет на ту сторону Бездны, до некоторой степени он все же причастен символике наивысших уровней, хотя и в отраженном виде, — потому что он служит связующим звеном между Хесед и Тиферет — между первым порождением горних сефирот и отражением Кетер.
Это обстоятельство наглядно проявляется в еврейской букве, соответствующей 20-му пути. Йод буквально означает «кулак». В отличие от Каф — раскрытой ладони, активно действующей руке, символу руководства и щедрости, — Йод олицетворяет руку закрытую, сжатую в кулак, ограничившую свои творческие возможности. В кулаке можно что-то спрятать, и точно так же буква Йод подразумевает нечто тайное и сокрытое. Кроме того, эта буква символически связана с образом семян и, в особенности, мужского семени. Это скрытый потенциал, резерв сил и возможностей; это замысел, которому еще только предстоит воплотиться в жизнь. Подобно тому, как микроскопический сперматозоид, невидимый невооруженным глазом, может положить начало цепи событий, которая приведет к рождению нового человека, так и энергии пути Йод таят в себе удивительные потенциальные возможности. Поначалу их очень трудно заметить, но со временем они могут повлечь за собой грандиозные последствия.
В каббалистической теории эта посылка развивается в двух направлениях. Во-первых, как отмечается в традиционных писаниях, из одной-единственной буквы Йод можно составить весь еврейский алфавит, если поворачивать ее под разными углами, растягивать, удваивать, утраивать и так далее. А поскольку в каббале еврейский алфавит символизирует весь спектр основных взаимодействий, составляющих вселенную, это не просто школярское развлечение. Это означает, что буква Йод и связанная с нею энергетическая модель — не что иное, как источник и модель всего остального; в определенном смысле это главная из всех букв и, соответственно, главный из всех путей.
В свете этого может показаться странным, что Йод стоит не в начале алфавита, но в этом тоже заключен важный смысл. Йод — десятая буква и, следовательно, символ десяти сефирот. Таким образом, само Древо Жизни — источник и модель всех взаимосвязей между его сферами; нисхождение творящей энергии по каждому из путей — малый образ великой Молнии, а восхождение осознания — Змей в миниатюре. Кроме того, место буквы Йод в алфавите напоминает о том, что, хоть эта буква и символизирует начало, в действительности ни одно явление не возникает из ничего и не пребывает в пустоте. Чтобы появилось семя, должно вызреть растение, а семя, в свою очередь, должно упасть в плодородную почву, чтобы из него выросло новое растение.
Второе направление, в котором буква Йод толкуется в каббалистической традиции, одновременно и более привычно нам, и более сложно для понимания. Йод — это первая буква Тетраграмматона, изначальное творящее имя YHVH. В контексте этого имени Йод — первая искра энергии, зачинающая весь процесс творения. Ей соответствуют стихия Огня, Отец и прочие подобные понятия. Однако, как мы вскоре увидим, собственная символика буквы Йод разительно отличается ее же символики в составе Тетраграмматона, а в некоторых отношениях и прямо противоположна ей.
Это различие — не случайность, а, скорее, преднамеренный парадокс. Чтобы разрешить его, следует рассмотреть Тетраграмматон в контексте других божественных имен, употребляемых в каббале. Может быть, Тетраграмматон и важнейшее из божественных имен с практической точки зрения, однако в процессе творения оно не первое, и на Древе Жизни ему отводится не самое высокое место. Первое и наивысшее из имен — AHIH, Эхейе, которое мы до сих пор упоминали только вскользь.
Таким образом, буква Йод — это лишь начало Тетраграмматона, но не начало всего сущего. В этом — ключ и к вышеупомянутому парадоксу, и к функциям и энергетическим взаимосвязям всех путей. По отношению к тем объектам, которые возникли после буквы Йод в составе Тетраграмматона и благодаря ее влиянию, Йод — буква активная и доминирующая; но по отношению ко всему тому, что предшествовало ей и оказывало на нее формирующее влияние, Йод — буква воспринимающая и пассивная. В каббале этот принцип универсален: он относится ко всему сущему и служит одним из источников равновесия во вселенной.

Божественное имя и астрологические соответствия Йод помогут прояснить вышесказанное и лучше понять парадоксальную природу двадцатого пути. Несмотря на то, что Йод в составе Тетраграмматона олицетворяет Огонь и обладает мужской символикой, оба упомянутых соответствия этой буквы связаны со стихией Земли, а второе еще и считается женским. Божественное имя ADNI, «Адонаи», как мы уже знаем, соотносится с Землей и соотносится с восприимчивой стороной пути Йод. Что же касается астрологического соответствия, то связь буквы Йод со знаком Девы, одним из трех знаков Земли, подразумевает более сложные и далеко идущие выводы.
Земля как стихия пассивная и восприимчивая приходит в движение и начинает изменяться только под воздействием внешней силы. И образ Девы прекрасно выражает эту идею. С биологической точки зрения, девственница может быть вполне способна к деторождению, но до тех пор, пока она девственна, это лишь потенциальная возможность. Без сексуального контакта с человеком противоположного пола девственница или девственник на практике остаются бесплодными.
Тема девственности, как и многие другие темы, связанные с сексом, в западной культуре нередко толкуется превратно, и это неудивительно, учитывая то амбивалентное отношение к материальному опыту, которое на протяжении многих столетий сохранялось в странах Запада. Маятник общественных нравов раскачивается от ханжества (именуемого «моралью») к разврату (именуемому «освобождением») и обратно, не задерживаясь в точке «золотой середины». В одни эпохи девственность возводили на пьедестал, в другие — наоборот, презирали; случались и такие времена, когда ее рассматривали, фактически, как рыночный товар.
Но за всей этой путаницей по сей день сохраняются следы более древних представлений о девственности, бытовавших в те времена, когда скрытая сторона вещей играла в повседневной жизни более важную роль, чем сейчас. Рассматривать эти древние представления в подробностях здесь нет нужды, хотя можно отметить, что они связаны (помимо прочего) с такими способами магического управления репродуктивным процессом, которые в современном мире неприемлемы. Но два основных положения этой концепции обсудить все же стоит. Первое заключается в том, что первое применение какой бы то ни было вещи, в том числе и сексуальной энергии, накладывает на эту вещь устойчивый отпечаток. (Именно поэтому в большинстве старинных книг по магии утверждается — и совершенно справедливо, — что магические орудия, подготавливаемые к ритуальной практике, должны быть «девственными», то есть ранее никогда не использовавшимися.) Второе положение состоит в том, что сексуальная энергия — это, в конечном счете, одна из форм основополагающей творческой энергии вселенной, причем форма исключительно чистая и концентрированная. Поэтому ее можно использовать не только для деторождения, формирования связи между партнерами и удовольствия. Но для того, чтобы применить сексуальную энергию в необычных целях, ее следует направить в необычное русло.
В этом и заключается одна из причин, по которым пути Йеод соответствует аркан Таро IX, «Отшельник». Это еще один традиционный средневековый образ: старик в простом плаще, опирающийся на посох и (зачастую) держащий в руке фонарь, чтобы осветить себе путь. Отшельничество в Средние века было одной из обычных форм духовной жизни, и оно подразумевало отказ не только от сексуальных контактов, но и от обычных человеческих взаимодействий. Эта же идея отражена и в мифологическом принципе и видениях, соответствующих двадцатому пути: странствия в необитаемых землях и «бесовские искушения» (где под бесами следует понимать естественные человеческие желания) тоже составляли вполне обычную часть жизни средневекового отшельника.
Современному человеку путь отшельника может показаться извращенным, однако этот путь свидетельствует о ясном понимании природы того, что мы называем энергией. В большинстве случаев творящие силы, которые формируют мир нашего опыта, находят себе естественный путь выражения. А этот путь, в общем и целом, ведет вниз по Древу, в сторону возрастания плотности и сложности, — и, соответственно, уводит прочь от первоисточников самой энергии, прочь от тех целей, к которым стремятся мистик и маг. Именно поэтому алхимики называли свое искусство трансмутации «противоприродным деланием», поясняя эту идею девизом «Природа, лишенная помощи, не может преуспеть».
Разумеется, ключевые слова здесь — «лишенная помощи». Полностью преградить естественные потоки энергии — значит, попросту отрезать себя от источников жизни; но если бездумно следовать за этими потоками, мы попросту вернемся в ту самую ситуацию, которую человек, идущий путем Искупления, стремится исправить. (Если отставить современные сантименты, то станет очевидно, что до своего нынешнего плачевного положения человечество дошло именно «путем Природы» — например, бесконтрольно размножаясь, подчиняясь стадному инстинкту и реагируя насилием на любую тень угрозы.) Первый из этих путей — ошибка, типичная для Суровости, второй — ошибка Милосердия, а верный и безошибочный путь, как обычно, обретается лишь в равновесии Срединного столпа.

Эзотерический титул двадцатого пути — «Маг Голоса Света, Пророк Богов». Из двадцати двух путей Древа титул «Маг» носят всего три, и каждому из них отведено особое место на Древе, демонстрирующее одну и ту же модель отношений с Бездной. Но об этом мы поговорим в одном из последующих разделов, а в качестве «Пророка Богов» путь Йод выполняет другую функцию. Пророк — это человек, сообщающий волю Незримого обыденному миру и его обитателям; в отличие от оракула, пассивно отвечающего на вопросы, пророк играет активную роль, говоря со всеми, кто только пожелает слушать. Но, в то же время, суть призвания пророка заключается в том, что он говорит не от собственного имени, а от лица некой божественной силы, и движущая им воля — далеко не всегда его собственная.
В описании из приложения к «Сефер Йецира» раскрываются другие аспекты двадцатого пути, а также дается еще один пример того, насколько сложными бывают отношения между путями и сефирот. В этом описании путь Йод именуется Разумом Воли. Но Воля — это атрибут Гебуры, тогда как путь Йод ведет к Хесед. Но при этом вышеупомянутые принципы девственности и перенаправления силы, характеризующие путь Йод, совершенно очевидно и прямо связаны с пятой сферой и с волевыми актами.
Исследуя этот парадокс, важно помнить, что путь Йод располагается выше Тиферет и довольно близко к Бездне. В сущности, такое же парадоксальное смешение символов отличает и путь Ламед — зеркальное отражение пути Йод по левую сторону Древа: ведь справедливость — основное свойство пути Ламед — занимает важное место в символике Хесед, тогда как сам путь Ламед ведет не к Хесед, а к Гебуре. Дело в том, что на этом уровне Древа проводить четкие границы становится уже очень трудно. Причина, по которой пути, ведущие к Хесед, по свойствам близки Гебуре, а пути, ведущие к Гебуре, родственны Хесед, заключается в том, что все происходит из Единого — и все к Нему возвращается.
Остаток описания посвящен функциям двадцатого пути в общей системе Древа — и характеризует их исключительно точно. Путь Йод называется здесь «средством приуготовления для всего сущего» — и это означает, что этот путь ведет от Хесед, точки, в которой из единства возникает макрокосм, в Гебуру, где «все сущее» принимает формы отдельных сущностей. Энергии, нисходящие в Тиферет по двадцатому пути, привносят в этот процесс силы Милосердия.
И, наконец, посредством пути Йод «постигается существование Первозданной Мудрости». Первозданная Мудрость — это Хокма, вторая сефира. Из областей ниже Бездны горние сферы обычно воспринимаются в синтезе, как совокупность энергий, которую мы называем «Айма Элохим». Символика этой совокупности тесно связана с Биной, и поэтому тьма Бездны — это, по большей части, всего лишь отражение тьмы и тайны самой Бины. Но когда открывается путь Йод, в поле восприятия попадает кое-что другое, а именно — некоторая доля высших энергий, идущих со стороны Милосердия, а не Суровости. Эти энергии освещают Бездну и порождают первый проблеск надежды на то, что рано или поздно ее удастся преодолеть. Объяснить, каким образом преодолевается Бездна, почти невозможно, хотя многие пророки чувствовали себя обязанными хотя бы попытаться выразить это в словах. Маг должен постичь это на собственном опыте и (как намекает на то символика двадцатого пути) в полном одиночестве.

Перевод © Анна Блейз, 2013