e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Что такое масонство?

Бафомет XI° [Алистер Кроули]1

…«Что такое масонство? ». Я сопоставил масонские ритуалы и тайны, открывающиеся в них, с магическими и мистическими принципами, лежащими в их основе, — примерно так же, как в свое время поступил с мировыми религиями. И так же, как и в случае с религиями, я решил сбросить со счетов те формы, которые масонство слишком часто принимает на практике. Абсурдно было бы судить о протестантизме на основании политической деятельности Генриха VIII. И точно так же нельзя было бы судить о масонстве на основании того факта, что оно выступило против Конкордата2. Я бы определил масонство как систему, предназначенную для передачи некоей истины (религиозной, философской, магической и мистической) и указания на действенные способы развития человеческих способностей, использующую особый язык, алфавитом которого служит символика ритуалов. Естественную опору этой системы — гарантию защиты каждого отдельного человека и социальной стабильности для всех — составил идеал всемирного братства и великих моральных принципов, не зависящих от личных, расовых, географических и прочих предубеждений.

Однако возник вопрос: «Какие же истины должны передаваться таким способом и какими средствами их надлежит раскрывать?» Первая моя задача заключалась в том, чтобы вычистить все экзотерические элементы из нескольких сотен ритуалов, имевшихся в моем распоряжении. В ритуалах многих степеней сообщаются (причем, как правило, неточно) сведения, которые известны в наши дни любому школьнику, хотя, возможно, и были достаточно важны во времена создания этих ритуалов. Так например, на одной из степеней соискателю торжественно объявляют, что на свете существует не только христианство, но и другие религии, и что каждая из них содержит в себе долю истины. И принципы этих других религий разъясняются с вопиющими ошибками. Классический пример — описание Будды как бога. Одним словом, я решил, что перегружать систему подобной избыточной информацией не имеет смысла.

Вторая важная задача состояла в том, чтобы представить всю эту неподъемную массу материалов в достаточно сжатом и систематически организованном виде. Я пришел к выводу, что для сохранения и передачи всей действительно полезной информации понадобится не более дюжины ритуалов и составить их нужно таким образом, чтобы любой служитель без труда мог выучить свою роль наизусть в свободное от работы время, потратив на это не больше месяца.

Свести воедино различные ветви континентального масонства и различных его надстроек пытались еще розенкрейцеры XVIII века, известные под этим именем в Австрии, а в XIX столетии, в основном благодаря усилиям богатого промышленника Карла Кельнера, была предпринята еще одна попытка реконструкции и консолидации традиционных истин. Так возникла организация под названием «О.Т.О.» (Ordo Templi Orientis), заявлявшая, что вполне достигла поставленной цели. Заявлялось, что на девяти степенях этого ордена открывают многие тайны — не только различных градусов масонства (3°, 7°, 33°, 90°, 97° и так далее), но и Гностической Католической церкви, мартинистов, сат-бхай, розенкрейцеров, Рыцарей Святого Духа и так далее, десятая же степень носит почетный характер и присваивается «Верховному Святому Королю» Ордена в каждой из стран, где утверждено его отделение. Главный из этих королей — Внешний Глава Ордена, или Верховный Брат, наделенный абсолютной властью. В то время этот пост занимал Теодор Ройсс — Верховный Святой Король Германии; в 1922 году он сложил с себя эти полномочия в мою пользу.

Этот бывший Верховный Брат вручил мне ритуалы Ордена. Я пришел к выводу, что как средство передачи главной орденской тайны они бесценны, но в остальном ниже всякой критики. С драматической точки зрения они ни на что не годились, слог хромал, философское единство отсутствовало, а информация, содержавшаяся в них, была неполной и излагалась несистематично. Но общая идея их, несмотря ни на что, оказалась правильной, и мне удалось взять их за образец.

Наставления должны были служить двум основным целям. Во-первых, необходимо было объяснить соискателю, как устроена вселенная и какое место в ней занимает человеческая жизнь. Во-вторых, следовало наглядно показать человеку, как ему приспособить свою жизнь к законам вселенной и развить свои способности до предела. Соответственно, я разработал серию ритуалов — Минервала, Человека, Мага, Мастера Магии, Совершенного Мага и Совершенного Посвященного, — иллюстрирующую ход человеческой жизни в широчайшем философском смысле. Для начала я демонстрирую, что цель чистой души — «единой, неповторимой и вечной» — заключается в том, чтобы осознанно выразить, или, если угодно, постичь, саму себя.

Душа решает войти в Солнечную систему. Она воплощается. Я объясняю смысл рождения и обстоятельств, в которые попадает душа в результате. Затем я показываю, как ей достичь своей цели через причастие жизнью. Душа приобщается, так сказать, к своей собственной божественности в каждом своем поступке, но в особенности — в таинстве брака, понимаемом как добровольный союз души с каждым элементом ее окружения. Затем я перехожу к кульминации ее пути, которой она достигает в смерти, и показываю, как это таинство одновременно и освящает (или, точнее, скрепляет своей печатью) весь предыдущий процесс, и придает ему смысл, точь-в-точь как подведенный баланс показывает торговцу общий результат всех его сделок за минувший год.

В следующей церемонии я показываю, как индивид, освобожденный смертью от уз личности, восстанавливает свои отношения с истинной сутью вселенной. Реальность открывается ему во вспышке восхитительного света, и он постигает все ее великолепие не в пример полнее, чем прежде, поскольку благодаря прожитому воплощению ему удалось установить определенные связи между различными составляющими вечности.

И, наконец, цикл закрывается растворением всего индивидуального в бесконечном. Он завершается полным уничтожением, которое <…> в действительности можно рассматривать как точный эквивалент каких бы то ни было прочих условий или же (введя категорию времени) как отправную точку для нового приключения такого же рода, как и предыдущее. Из вышесказанного явствует, что философское совершенство этой посвятительной системы безупречно. Quod erat demonstrandum3 — вот и все, что остается сказать. Остается, однако, практическая проблема. Мы уже приняли решение воплотиться, и наши свидетельства о рождении хранятся в надежных сейфах. Беспокоиться на это счет нечего, и изменить здесь уже ничего нельзя, даже если бы мы и захотели. Нечего беспокоиться и о смерти, равно как и о том, что за ней последует: все это благополучно произойдет своим чередом. Поэтому единственное, что нас волнует, — это как прожить свою жизнь с толком.

И здесь следует принять во внимание, что О.Т.О. владеет некой величайшей тайной. К тому времени, как я вступил в Святилище Гнозиса (IX°), вся система этого Ордена уже была направлена то, чтобы раскрывать эту наиважнейшую тайну своим посвященным в последовательности все более и более прозрачных намеков. Лично я убежден, что если бы эту тайну — по сути своей научную — удалось постичь в совершенстве, чего не смог даже я за двенадцать лет почти непрерывных исследований и экспериментов, то мы смогли бы воплотить на практике абсолютно все, на что только способно человеческое воображение. <…>

Все предписания мудрецов, от Пифагора, Зороастра и Лао-цзы до еврея-каббалиста, написавшего ритуал Царственного Свода и того сентиментального сноба, который сочинил ритуалы Ремесленных степеней, либо указывают на условия, необходимые для практического применения этого секрета, либо оказываются на поверку пустой тратой слов. Когда я это понял, отредактировать масонскую этику и эзотерику не составило особого труда. Нужно было попросту соотносить каждое высказывание с этим единственным и наивысшим мерилом. В итоге ответ на вопрос «Как юноше содержать в чистоте путь свой?»4 я представил в следующей серии ритуалов, помогающих соискателю, с одной стороны, понять, как важны осмотрительность, верность, независимость, честность, отвага, самообладание, равнодушие к обстоятельствам, беспристрастность, скептицизм и прочие добродетели, а с другой — постепенно открыть для себя, в чем заключается вышеупомянутая тайна, с какой целью подобает ее использовать и как обеспечить ее успешное применение. Первая из степеней этой серии — V°, в которой пресловутая тайна предстает перед соискателем в живых картинах; и здесь же ему дают наставления о важнейших вехах мировой истории с точки зрения нынешней ступени его развития и его истинных отношений с обществом в целом.

Далее следует степень Рыцаря Герметической Философии, на которой раскрываются умственные и нравственные качества соискателя. Таким образом, на VI° его положение определяется, и ему показывают, как посвятить себя той конкретной Великой Работе, для исполнения которой он воплотился на Земле. На VII°, состоящей из трех частей, соискателю разъясняют, во-первых, принцип равновесия применительно ко всем возможным нравственным представлениям, во-вторых — его же, но в применении ко всем возможным интеллектуальным представлениям и, наконец, показывают, как управлять своей жизнью, опираясь во всех своих поступках на эту непоколебимую скалу праведности, дабы исполнять свою Великую Работу со всей ответственностью и с абсолютной свободой от каких бы то ни было помех.

На VIII° ему снова являют главную тайну, на сей раз яснее, чем прежде, и объясняют, как подготовиться к ее практическому использованию при помощи определенных упражнений, позволяющих познакомиться с некоторыми из тех тончайших энергий, которые до сих пор по большей части ускользали от взора и из-под власти профанной науки.

На IX°, которая может быть дарована лишь тому, кто по предыдущим намекам уже и сам разгадал суть тайны, последняя разъясняется во всех подробностях. Соискатель получает в свое распоряжение выводы из предыдущих экспериментов. Предполагается, что каждый очередной посвященный продолжит работу своих предшественников, так что в конечном счете и самые младшие из посвященных IX° получат доступ к неисчерпаемой сокровищнице знаний об этой тайне; ибо приходится признать, что вследствие суеверного страха, который она внушала людям на протяжении многих веков и ввиду особой сложности условий, от которых зависит ее использование, мы сейчас знаем о ней не больше, чем физики прошлого поколения знали об электричестве. Мы не сомневаемся, что сила, доступная нам, неимоверно могущественна; мы осознаём, какую необъятную империю она сулит нам; однако мы не можем по-настоящему объяснить даже успешные случаи ее применения и не совсем понимаем, в каком направлении двигаться дальше, чтобы научиться вырабатывать эту энергию наиболее эффективным образом и достигать с ее помощью поставленных целей как можно более точно.

X°, как и в старой системе, носит сугубо почетный характер, но современные исследования в области тайн IX° побудили меня добавить еще одну степень, XI°, — как иллюстрацию к одной научной идее, на которую навели меня результаты недавних экспериментов.

Итак, реорганизованный О.Т.О. включает в себя шесть степеней, на которых соискателю раскрывается полная картина мироздания и места человека во вселенной, и еще столько же степеней, изъясняющих долг человека перед самим собой и перед ближними, путь развития всех доступных нам способностей и методы, способствующие прогрессу и благу человечества в целом.

В случаях, когда масонство и родственные ему системы вносят вклад в раскрытие этих тем, я использовал материалы из этих традиций, но так, чтобы исключить всякое посягательство на привилегии, до сих пор ассоциировавшиеся с масонским посвящением, — даже если те зачастую и кажутся пустым ребячеством. А теми фрагментами, где лишь пересказываются различные банальности, суеверия и предрассудки, я попросту пренебрег.

Я заявляю, что моя система полностью удовлетворяет всем требованиям, какие только можно предъявить к истинному масонству. Она предоставляет рациональную основу для всемирного братства и единой мировой религии. Она дает краткую сводку всех доступных на сей день научных знаний о вселенной на языке простых и, в то же время, возвышенных символов, составляющих художественное единство. Кроме того, она помогает каждому человеку открыть свое личное предназначение, описывает те нравственные и умственные качества, которые ему потребуются, чтобы беспрепятственно его осуществить, и, наконец, вручает ему невообразимо мощное орудие, при помощи которого он может развить в себе все способности, какие только могут понадобиться для исполнения этой задачи.

<…> Я убежден, что мои предложения по реорганизации масонства на вышеописанных основаниях исключительно актуальны и важны. Цивилизация рушится у нас на глазах, и мне представляется, что именно О.Т.О. — наш наилучший шанс спасти то немногое, что стоит спасать, и отстроить заново Храм Святого Духа по таким чертежам, из таких материалов и с таким мастерством, которые не повторят ошибок предыдущих строителей.


  1. В следующем далее отрывке из своей «Исповеди» Алистер Кроули рассказывает о том, чем он руководствовался и как действовал в ходе реорганизации Ордена Восточных Тамплиеров и посвятительных ритуалов «оазиса» О.Т.О. — степеней 0°—III°. — Примеч. Гименея Беты.
  2. Имеется в виду Конкордат 1801 года — соглашение Наполеона с папой римским, по которому Рим признавал новую французскую власть, а католицизм был объявлен религией большинства французов. — Примеч. перев.
  3. «Что и требовалось доказать» (лат.).
  4. «Что и требовалось доказать» (лат.).
  5. © Перевод: Анна Блейз, 2012