e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Магия без слез. Письмо №1, 27 января 1944 года e.v.

Алистер Кроули

Письмо №1

27 января 1944 года e.v.

 

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Очень приятно слышать, что эта переписка идет вам на пользу, хотя и печально сознавать, что из-за нее вам суждено лишиться популярности. Ваши друзья быстро заметят, что бессмысленное пустословие вас больше не впечатляет, — и возненавидят вас за это, и примутся распускать о вас лживые сплетни. Но оно того стоит.

Да, с вашими мозгами все в порядке; нужно только выработать привычку немедленно требовать уточнений. (Кто-то говорит: «Реинкарнация». Что он под этим подразумевает? Кто-то говорит: «Будет только естественно предположить, что…» Что значит «естественно», и что стоит за этим предположением?) Упражняйтесь в критике такого рода и записывайте, что происходит. Через неделю-другую случится чудо: вы обнаружите в себе, ни много ни мало, совершенно новые мозги! Нужно только, чтобы это вошло в привычку, — чтобы ни одна муха не могла пролететь мимо ваших строгих часовых.

На самом деле хотелось бы, чтобы вы пошли еще дальше и приучились уточнять смысл даже самых простых и обычных слов. Изучайте историю слова, обращаясь к «Этимологическому словарю» Скита. Например, pretty [англ. «милый, прелестный»] значит «коварный, обманчивый», а hussy [англ. «девица; женщина легкого поведения»] — это всего-навсего «домохозяйка», housewife. Забавно еще, что tabby [англ. «полосатая кошка» или «старая дева, старая сплетница»] происходит от имени принца Хаттаба, внука основателя династии Омейядов, — говорят, в его честь назывался квартал шелкоторговцев в Багдаде, где продавали дорогой муаровый шелк. Вскоре у вас разовьется способность мгновенно различать, имеется ли у привычного слова какой-нибудь скрытый смысл или нет.

Что касается А?А? и т.д.: вы приняли благородное решение, но у меня уже готово для вас письмо с ответом на один вопрос, задать который было не только можно, но и нужно — ввиду того, какие несметные орды «Тайных Учителей», «Махатм» и так далее суетятся со всех сторон в надежде отвлечь внимание от глупостей, которые на каждом шагу творят их верные приспешники.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666

 

P.S. О Высшем Я, или «Боге внутри нас», я напишу отдельно и подробно. Этот вопрос требует тщательно подготовки: слишком уж легко в нем запутаться.

 

Письмо 1

Что такое магия?

 

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Что такое магия? Зачем вообще нужно ее изучать и заниматься ею? Очень естественный, самоочевидный вопрос — из тех, что возникают сразу, как только мы беремся за какой бы то ни было предмет. И, само собой, я должен ответить на него абсолютно четко и ясно. Не бойтесь, я сумею изложить все необходимое настолько лаконично и, в то же время, полно, настолько убедительно и, в то же время, доступно, насколько это вообще мне под силу. По крайней мере, с вами не придется ни тратить время на разговоры о том, чем магия не является, ни вдаваться в историю того, как этим словом стали обозначать пустые фокусы и ложные чудеса — наподобие тех, какими различные шарлатаны и жулики (разумеется, не только в лоне католической церкви) по сей день продолжают пичкать жадную до зрелищ толпу благочестивых болванов.

Так что для начала я сыграю в Эвклида и утру вам нос Определением, Постулатом и Теоремами, которые приводятся в моем исчерпывающем (но, увы, чересчур сложном и чересчур специальном) Трактате по этому предмету1.

Итак!

 

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Магия есть Наука и Искусство вызывать Перемены в соответствии с Волей.

(Пример. Моя Воля состоит в том, чтобы сообщить Миру о некоторых известных мне фактах. Для этого я беру «магические орудия» — перо, чернила и бумагу; я пишу «заклинания» — вот эти самые фразы — на «магическом языке», то есть на языке, понятном людям, которым адресовано мое сообщение; я вызываю «духов» — печатников, издателей, книготорговцев и так далее — и повелеваю им передать мое послание этим людям. Таким образом, сочинение и распространение этой книги есть Магическое Действие, посредством которого я вызываю Перемены в соответствии со своей Волей.)

 

II. ПОСТУЛАТ

ЛЮБУЮ желаемую Перемену можно произвести посредством приложения Силы надлежащего рода и степени к надлежащему объекту надлежащим образом и с помощью надлежащих средств.

(Пример. Я желаю изготовить унцию хлорида золота. Для этого мне нужно взять подходящую смесь кислот, а именно — «царскую водку»2 в достаточном количестве и в подобающей концентрации; поместить ее — вместе с необходимым количеством золота — в такой сосуд, который не разобьется, не протечет и не протравится, и проделать это таким образом, чтобы не возникло никаких нежелательных последствий; и так далее. Каждая Перемена требует исполнения своих особых условий.

Современный уровень наших знаний и возможностей не позволяет осуществлять некоторые перемены на практике: так, мы не в состоянии вызывать солнечные затмения, превращать свинец в олово или грибы — в людей. Но теоретически с любым объектом можно совершить любое преобразование, на какое он только способен по своей природе; и вышеприведенный постулат охватывает все необходимые для этого условия.)

 

III. ТЕОРЕМЫ

1. Каждое преднамеренное действие есть Магическое Действие.

(Пример. См. «Определение»).

2. Каждое действие, увенчавшееся успехом, было совершено в соответствии с вышеприведенным постулатом.

3. Каждая неудача свидетельствует о том, что какие-то из условий этого постулата не были соблюдены.

(Примеры. Неудача может объясняться непониманием самой сути дела: так врач ставит неправильный диагноз — и наносит вред пациенту своим лечением. Неудача может объясняться неверным выбором рода применяемой силы: так невежественный крестьянин пытается задуть электрическую лампочку. Неудача может объясняться неверной оценкой степени необходимой силы: так борец невовремя ослабляет захват. Неудача может объясняться неверно выбранным образом действия: так посетитель банка подает чек не в то окошко. Неудача может объясняться выбором негодных средств: по этой причине пострадал шедевр Леонардо да Винчи3. Наконец, неудача может объясняться неправильным выбором объекта приложения силы: так человек пытается расколоть камень, приняв его за орех.)

4. Первая предпосылка любой перемены — тщательная качественная и количественная оценка необходимых для нее условий.

(Пример. Самая распространенная причина неудач в жизни — незнание своей Истинной Воли или способов, которыми эту Волю можно осуществить. Кто-то может по ошибке возомнить себя художником и потратить всю свою жизнь на бесплодные попытки стать таковым; а кто-то может и впрямь быть прирожденным художником, но не осознавать и не оценивать тех особых трудностей, которые таит в себе эта профессия.)

5. Вторая предпосылка любой перемены — практическая возможность заставить необходимые силы действовать в нужном направлении.

(Пример. Представим себе банкира, который прекрасно понимает ситуацию, сложившуюся на рынке, но не может извлечь из нее выгоду, потому что ему не хватает решительности или финансовых средств.)

6. «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда»4.

Иными словами, каждый человек по своей природе — независимая личность, обладающая своим особым характером и следующая своим особым путем.

7. У каждого человека — свой путь, зависящий отчасти от его собственной личности, а отчасти — от естественного и необходимого для него окружения. Всякий, кто отклоняется от своего пути (либо из-за того, что не понимает сам себя, либо под давлением внешних сил), вступает в конфликт с порядком Вселенной и, соответственно, испытывает страдания.

(Пример. Человек может вообразить, будто его долг — действовать в соответствии с неким вымышленным образом собственного «я», а не исследовать свою истинную природу. Например, женщина может обречь себя на страдания до конца своих дней, ошибочно сочтя, будто любовь для нее важнее положения в обществе, или наоборот. Одна живет с нелюбимым мужем, хотя на самом деле была бы счастлива с милым в шалаше; другая, поддавшись романтическим бредням, решается на тайный побег с возлюбленным, тогда как истинное наслаждение ей доставляет только роль светской дамы. Или, например, какой-нибудь мальчик мечтает стать моряком, а родители заставляют его учиться на врача. Понятно, что занятия медициной не принесут ему ни успехов, ни счастья.)

8. Человек, чья осознанная воля противоречит Истинной Воле, только впустую тратит свои силы. Нет надежды, что ему удастся сколь-либо заметно повлиять на окружающую среду.

(Пример. Страна, охваченная гражданской войной, не в состоянии вторгнуться на земли другого государства. Раковый больной, принимая пищу, кормит не только себя, но и врага, ставшего частью его организма. Пройдет немного времени — и он уже будет не в силах сопротивляться давлению окружающей среды. В повседневной жизни человек, поступающий вопреки голосу осозннаной воли, будет действовать весьма неуклюже... но лишь поначалу!)

9. Человеку, который следует своей Истинной Воле, помогает инерция всей Вселенной.

(Пример. Первый принцип успешной эволюции состоит в том, что индивид должен сохранять верность своей природе, но в то же время приспосабливаться к окружающей среде.)

10. Вся Природа едина, хотя мы не всегда понимаем взаимосвязи между теми или иными вещами.

(Пример. Человеческое сознание зависит от свойств протоплазмы, существование которой, в свою очередь, зависит от бесчисленного множества физических условий, свойственных нашей планете; а наша планета зависит от механического равновесия всей материальной вселенной. Итак, мы можем утверждать, что наше сознание соединено причинно-следственной связью с самыми удаленными галактиками; и при этом мы не знаем даже того, какими молекулярными изменениями в мозгу порождаются — или сопровождаются — его проявления.)

11. Наука позволяет нам извлекать пользу из единства Природы посредством эмпирического приложения определенных принципов, суть взаимодействия которых относится к иному порядку идей, выходящему за пределы наших нынешних представлений.

(Пример. Мы умеем освещать города, действуя сугубо эмпирическими методами. Мы не знаем, что такое сознание и как оно связано с работой мускулов; мы не знаем, что такое электричество и как оно связано с генерирующими его машинами. Наши методы основаны на расчетах с использованием таких математических понятий, которые не имеют соответствий в известной нам Вселенной).

12. Человек ничего не знает о природе своего собственного бытия и своих возможностей. Даже представление о присущих ему ограничениях основано лишь на прошлом опыте, и с каждым шагом на пути прогресса границы власти человека расширяются. Таким образом, нет оснований ставить теоретические пределы5 тому, чем может на самом деле являться человек и на что он способен.

(Пример. Поколение тому назад считалось, что человек никогда не сможет установить химический состав звезд и что это невозможно даже с теоретической точки зрения. Известно, что наши органы чувств способны воспринимать лишь самую малую часть всего диапазона возможных колебательных частот. Но современные инструменты позволили нам косвенными методами регистрировать некоторые колебания, лежащие за пределами нашего восприятия, и даже ставить на службу человеку их особые свойства (как, например, произошло с лучами Герца и Рёнтгена6). Тиндаль7 не исключает, что человек в любой момент может научиться воспринимать и использовать на практике все мыслимые и немыслимые колебания. Проблема Магии — это проблема открытия и использования доселе неизвестных природных сил. Мы знаем, что они существуют, и не должны сомневаться в том, что могут появиться психические или физические инструменты, которые дадут нам возможность взаимодействовать с этими силами.)

13. Каждый человек в той или иной степени сознает, что его личность охватывает несколько уровней бытия (даже если он полагает, что более тонкие элементы его личности — всего лишь проявления процессов, протекающих в его плотной оболочке). Можно предположить, что этот же принцип устройства простирается и на всю природу.

(Пример. Человек отличает зубную боль от вызывающих ее процессов гниения. Неодушевленные предметы чувствительны к воздействию определенных физических сил — например, электричества или тепла. Но ни мы сами, ни эти предметы (насколько нам известно) не способны к осознанному непосредственному восприятию подобных сил. Таким образом, все материальные объекты так или иначе взаимодействуют с силами, недоступными непосредственному восприятию; и ничто не мешает нам воздействовать на материю этими тонкими энергиями с таким же успехом, с каким мы воздействуем на нее с помощью самой материи. Ведь используем же мы магнитную силу для перемещения железных предметов, а солнечные лучи — для воспроизводства изображений!)

14. Человек способен быть всем тем, что он воспринимает, и пользоваться всем этим, ибо все, что он воспринимает, в определенном смысле является частью его самого. А следовательно, он может подчинить своей индивидуальной Воле всю осознаваемую им Вселенную.

(Пример. Человеку доводилось использовать понятие Бога, чтобы регламентировать свое поведение, чтобы приобрести власть над ближним, чтобы оправдать свои преступления и ради бесчисленного множества прочих целей — в том числе, чтобы осознать самого себя Богом. Человеку доводилось использовать иррациональные и мнимые математические понятия для создания различных механизмов. Человеку доводилось использовать свою нравственную силу, чтобы повлиять на поведение других существ — не только людей, но и диких животных. Человеку доводилось даже эксплуатировать поэтический талант в политических целях.)

15. Всякую силу во Вселенной можно преобразовать в любую другую силу, применив подходящие средства. Следовательно, мы располагаем неисчерпаемыми запасами любой силы, какая только может нам понадобиться.

(Пример. Тепло можно преобразовать в свет и механическую энергию с помощью динамо-машины. Колебания воздуха можно использовать для убийства — достаточно произнести речь, разжигающую воинственные страсти. Иллюзии, связанные с таинственными энергиями сексуальности, обеспечивают в итоге продолжение вида.)

16. Применение любой данной силы оказывает влияние на все уровни бытия, присущие объекту, к которому приложена эта сила, — независимо от того, к какому из этих уровней данная сила приложена непосредственно.

(Пример. Если я ударю человека кинжалом, то окажу воздействие не только на его тело, но и на его сознание, — несмотря на то, что кинжал как таковой не воздействует на сознание непосредственно. Сходным образом, силой мысли я могу так повлиять на разум другого человека, что вызову в этом человеке или в окружающих его людях серьезные физические изменения.)

17. Опираясь на вышеприведенные теоремы, человек может научиться применять любую силу для осуществления любой цели.

(Пример. Для контроля над своей речью человек может использовать бритву, нанося себе порез в случае, если он неосторожно произнесет запретное слово8. Но той же самой цели он может достичь, приняв решение, что всякое событие в его жизни будет напоминать ему о каком-либо определенном предмете и что всякое впечатление станет отправной точкой для цепочки мыслей, приводящей к этому предмету. Точно так же он может посвятить все свои силы избранному предмету, решившись не делать ничего, что не имеет к нему отношения, и оборачивать на пользу данному предмету всякое свое действие.)

18. Человек может привлечь к себе любую силу Вселенной, превратив себя в приспособленное для нее вместилище, установив с нею связь и создав такие условия, чтобы эта сила текла к нему естественным образом, повинуясь своей природе.

(Пример. Если я хочу получить чистую питьевую воду, я рою колодец в том месте, где есть подземный источник; я укрепляю стенки колодца, чтобы вода не протекала; и, наконец, дожидаюсь, пока вода наполнит колодец в соответствии с законами гидростатики.)

19. Ощущая себя отдельным от всей Вселенной и противопоставляя себя ей, человек тем самым отгораживается от ее энергетических потоков. Такое ощущение порождает изоляцию.

(Пример. Самых больших успехов народный вождь добивается тогда, когда забывает о себе и помнит только о «Деле». Своекорыстие порождает зависть и раскол. Когда органы тела заявляют о своем существовании не молчаливым довольством, а как-либо иначе, — это признак того, что их поразила болезнь. Единственное исключение — органы размножения. Но даже и они заявляют о себе лишь тогда, когда недовольны собой, ибо не могут исполнить свою функцию без помощи своего дополнения, находящегося в другом организме.)

20. Человек может привлечь к себе и использовать только те силы, к которым он по-настоящему приспособлен.

(Пример. Из свиного уха шелкового кошелька не сошьешь. Истинный ученый извлекает урок из каждого природного явления. Но для лицемера Природа безмолвна, ибо она чужда всякой фальши.)

21. Взаимоотношения любого человека со Вселенной, по существу, не имеют меры и предела: стоит лишь человеку полностью отождествиться с какой бы то ни было идеей, его уже ничем не измеришь. Однако возможности использования этой силы ограничены интеллектуальными способностями человека и свойствами окружающих его людей.

(Пример. Когда человек влюбляется, весь мир становится для него безграничной и неизменной любовью. Но это мистическое состояние не передается другим людям: окружающих такой человек либо забавляет, либо раздражает. Он может распространить на других людей — при помощи своих психических и физических способностей — лишь то воздействие, которое оказала на него любовь. Так, Катулл, Данте и Суинберн превратили свою любовь в мощную движущую силу для всего человечества благодаря своей способности облекать мысли об этом предмете в форму музыкальной и выразительной речи. А Клеопатра и прочие сильные мира сего повлияли на судьбы множества людей, позволив себе принимать политические решения в согласии с велениями любви. Как бы ни преуспел Маг в обретении связи с тайными источниками природных энергий, использовать эти энергии он может лишь в той степени, в какой это позволяют его умственные и нравственные качества. Беседа Мухаммеда с Джабраилом повлекла за собой столь далеко идущие последствия лишь потому, что Мухаммед стал государственным мужем и военачальником и подчинил себе арабов. Герц открыл волны, которые мы теперь используем для беспроводного телеграфа, но его открытие оставалось бесплодным до тех пор, пока не преломилось в умах и желаниях других людей, которые смогли понять его смысл и перенести его в практическую область с помощью механических и экономических инструментов.)

22. Каждый человек по сути своей самодостаточен. Но он не удовлетворен собой до тех пор, пока не установил правильные для себя отношения со Вселенной.

(Пример. Самый совершенный микроскоп бесполезен в руках дикаря. Самый утонченный поэт вынужден добиваться признания у своих современников, если — как, теоретически, и должно быть, — он хочет быть доволен собой (или хотя бы просто понимать самого себя).)

23. Магия — это Наука постигать самого себя и свои особенности. Магия — это Искусство применять достигнутое понимание на практике.

(Пример. Клюшка для гольфа предназначена для того, чтобы перемещать особый мяч особым способом при особых обстоятельствах. Едва ли имеет смысл использовать ниблик на метке, а брасси — во впадине9. И при всем этом обращение со клюшкой каждого типа требует особого навыка и опыта.)

24. Каждый человек имеет неотъемлемое право быть таким, каков он есть.

(Пример. Навязывать другому человеку свои стандарты — значит, оскорблять не только его, но и самого себя, ибо действия обеих сторон в равной мере порождены необходимостью.)

25. Каждый человек прибегает к Магии всякий раз, когда что-то делает или даже просто о чем-то думает, поскольку мысль — это внутреннее действие, влияющее (не обязательно сразу, но в конечном счете всегда) на действия внешние.

(Пример. Малейший жест вызывает изменения в организме человека и в окружающей его воздушной среде; он нарушает равновесие всей Вселенной, и отголоски его разносятся в пространстве вечно. Каждая мысль, как бы поспешно мы ни подавили ее, оказывает воздействие на ум. Она становится одной из причин всякой позднейшей мысли и способна повлиять на всякое позднейшее действие. При первом ударе гольфист может потерять несколько ярдов, еще несколько — при втором и третьем, и в итоге мяч ложится на лужайку на шесть дюймов дальше от лунки, чем нужно. Конечный результат этих мелких недочетов сказывается на итоге всей игры: именно они определяют разницу между попаданием в лунку и промахом.)

26. Каждый человек имеет право на полную самореализацию — которое по сути своей есть право на самосохранение.

(Пример. Орган, несовершенно выполняющий свои функции, наносит вред не только себе самому, но и всему, что с ним связано. Если сердце боится биться из опасения потревожить печень, то печень страдает от недостатка кровоснабжения и мстит сердцу: она расстраивает пищеварение, что, в свою очередь, вызывает нарушения дыхания, а это влечет за собой сердечную болезнь.)

27. Каждому человеку следует превратить Магию в лейтмотив своей жизни. Следует изучать ее законы и жить в соответствии с ними.

(Пример. Банкиру следовало бы постичь истинный смысл своего существования, истинный мотив, побудивший его избрать именно эту профессию. Ему следовало бы осознать, что банковское дело — это необходимый фактор экономической жизни человечества, а не просто некий бизнес, цели которого никак не связаны со всеобщим благосостоянием. Ему следовало бы научиться отличать ложные ценности от истинных и руководствоваться не случайными флуктуациями, а сущностно важными соображениями. Такой банкир превзойдет всех прочих, ибо будет уже не индивидуумом, ограниченными преходящими вещами, а силой Природы, столь же безличной, безучастной и вечной, как сила тяготения, столь же терпеливой и неотвратимой, как приливы и отливы. Его система будет зависеть от биржевых паник не более, чем закон обратных квадратов может зависеть от парламентских выборов. Такой банкир не станет беспокоиться о своих делах, ибо они будут уже не его делами; а потому он сможет руководить ими в спокойной и трезвой уверенности стороннего наблюдателя, с разумом, не затуманенным личными интересами, и с силой, не подрываемой страстями.)

28. Каждый человек имеет право вершить свою собственную Волю, не опасаясь, что она вступит в противоречие с Волями других людей, — ибо если человек находится на своем надлежащем месте, то вина в любом конфликте лежит не на нем, а на тех, кто вступает с ним в противоречие.

(Пример. Если бы какому-нибудь Наполеону и впрямь было суждено править Европой, его не следовало бы порицать за стремление осуществить свои права. Противостоять ему было бы ошибкой. Всякий поступающий так погрешил бы против собственной судьбы, если только судьба не предначертала ему извлечь урок из поражения. Солнце движется в космическом пространстве беспрепятственно. Закон Природы уделяет каждой звезде свою орбиту. Столкновение говорит лишь о том, что то или иное небесное тело сбилось со своего пути. Что же до человека, который идет надлежащим ему путем, то, чем увереннее он действует, тем меньше вероятность, что другие встанут ему поперек дороги. Своим примером он будет помогать другим людям найти собственный путь и следовать им. Каждый человек, ставший Магом, помогает другим достичь того же самого. Чем тверже и увереннее поступь людей и чем быстрее такое поведение превращается в общепринятую норму морали, тем меньше становится конфликтов и недоразумений, осложняющих жизнь человечества.)

 

Ну что ж, на этом первый урок закончен.

По-моему, мне удалось осветить наш предмет достаточно подробно; по крайней мере, я изложил все, что могу сказать, когда передо мной ставят задачу проанализировать этот вопрос серьезно.

Однако у слова «магия» есть и другой, более узкий и привычный смысл, в котором его можно употреблять, не отклоняясь слишком уж далеко от вышеизложенной философской позиции. Можно сказать так:

«Магия — это изучение и применение форм энергии, а) более тонких, чем обычные физико-механические ее разновидности, и б) доступных лишь тем, кого можно назвать (в том или ином смысле) “посвященными”». Боюсь, что это прозвучит как obscurum per obscurius10; однако это один из тех случаев (с которыми мы в ходе наших исследований, скорее всего, столкнемся еще не раз), когда смысл высказывания вполне понятен по существу, но ускользает от нас тем успешнее, чем точнее мы пытаемся его выразить.

Если бы в своих попытках прояснить это определение мы принялись составлять перечни исторических и легендарных событий или случаев из собственного опыта, с тем чтобы классифицировать одни из них как подлинно магические, а другие — нет, стало бы только хуже. Мы столкнулись бы со множеством пограничных примеров и запутались бы окончательно.

Но, коль скоро я уж упомянул об истории, возможно, имело бы смысл перейти сразу к последней части вашего вопроса и составить для вас краткий обзор магии прошлого, настоящего и будущего — как она видится мне изнутри.

Чему учат пресловутые «Учителя», или «Мастера»? Чего они пытаются достичь? Чем занимались в прошлом? Какими средствами добиваются своих целей?

По случаю у меня оказался очерк, написанный месье Жераром Омоном из Туниса11 лет двадцать тому назад и отвечающий на все эти вопросы с достаточным знанием дела. Я постарался перевести его с французского, надеюсь, не слишком подкрепив при этом правоту старой истины — traduttore, traditore12. Теперь я его отредактирую, разделю (как Галлию) на Три Части13, и перешлю вам.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666

 

 


1 Имеется в виду часть III «Книги Четыре», более известная под названием «Магия в теории и на практике». Далее следует большой отрывок из «Введения» к этой книге.

2 «Царская водка» — смесь концентрированных азотной и соляной кислот, растворяющая большинство металлов и, в том числе, золото.

3 Имеется в виду знаменитая фреска «Тайная вечеря», которая была написана в 1495—1497 гг., но уже в начале XVI века начала осыпаться. Столь быстрая порча объясняется воздействием влаги, проступавшей изнутри стены, на масляные краски, которые Леонардо использовал для этой работы в порядке эксперимента, отказавшись от обычных в то время техник фресковой и темперной росписи. Вскоре фреска была объявлена «непоправимо испорченной», и полностью отреставрировать ее так и не удалось.

4 «Книга Закона», I:3.

5 Исключая (может быть) только случаи логически абсурдных вопросов, наподобие тех, что обсуждали схоласты применительно к «Богу».Примеч. А. Кроули.

6 «...лучи Герца и Рёнтгена» — радиоволновый диапазон электромагнитного излучения и рентгеновские лучи. Электромагнитные волны впервые зарегистрировал в 1887—1888 гг. немецкий физик Генрих Рудольф Герц (1857—1894), по фамилии которого впоследствии была названа стандартная единица частоты колебаний — Герц (Гц); результаты, полученные Герцем, легли в основу развития беспроводной телеграфии и радио. Рентгеновское излучение открыл в 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рёнтген (1845—1923), удостоившийся за это достижение первой в истории Нобелевской премии по физике (1901). В 1912 году было установлено, что рентгеновские лучи не отличаются от радиоволн и от светового излучения ничем, кроме длины волны (или, по выражению Кроули, «колебательной частоты»).

7 Тиндаль, Джон (1820—1893) — английский физик и альпинист, член Лондонского королевского общества, преемник Майкла Фарадея на посту надзирателя за зданием и лабораториями Королевского института.

8 См. «Liber III vel Jugorum» (Кроули, Магия в теории и на практике, указ. соч., стр. 644—647).

9 Ниблик — клюшка с тяжелой широкой железной головкой, которой посылают мяч вверх. Метка — горка песка, на которую кладут мяч для первого удара. Брасси — деревянная клюшка с медной пластиной на внешней стороне головки. Впадина (песчаная) — искусственное препятствие на поле для гольфа.

10 Лат. «разъяснение неясного посредством еще более неясного».

11 Жерар Омон — один из псевдонимов Кроули, взятый по имени реального лица, тунисца Жерара Омона, который был учеником Кроули и перевел некоторые его работы на французский. Очерк, о котором идет речь, в действительности написан самим Кроули и составляет письма №№6, 7 и 8.

12 Известный итальянский каламбур, означающий «переводчик — предатель».

13 Шуточная аллюзия на первую фразу «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря — произведения, с которого традиционно начиналось изучение латыни в школах («Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части…».

 

Перевод: Анна Блейз, 2017