e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Магия без слез. Письмо №2.

Алистер Кроули

Почему никто не может обойтись без магии?

 

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

Я очень рад, что мои рассуждения о том, что такое магия и на чем основывается ее теория, вас полностью удовлетворили. Также приятно слышать, что вас весьма заинтересовали некоторые ее проявления в мире, о которых я упомянул; и, самое главное, что вы усвоили, какое прямое и непосредственное отношение к вашей личной повседневной жизни имеет вся эта, на первый взгляд, отвлеченная и несущественная информация. Но все же я не удивляюсь, что вы добавили: «Но почему лично мне нужно специально изучать Науку и Искусство Магии и тратить время и силы на то, чтобы достичь в них мастерства?»

Ну что ж… Вероятно, некоторые соображения, которыми я поделился с вами в одной из наших первых бесед, оказались для вас не столь понятны, как вы полагали! Потому что главнейшая моя мысль заключалась в том, что магия отнюдь не настолько чужда основному потоку вашей жизни, как, допустим, музыка, садоводство или какое-нибудь коллекционирование нефрита. Вовсе нет! Каждый ваш поступок — это магический акт; и если вы по какой-либо причине — будь то невежество, легкомыслие, неуклюжесть или что угодно иное — не проявляете в нем совершенного мастерства, то неизбежно сталкиваетесь с поражением, чувством дискомфорта и разочарованием. Всем нам очень повезло в том отношении, что большинство поступков, необходимых для поддержания жизни, совершаются бессознательно: «бессознательное» так привыкло вершить свою «Истинную Волю», что вмешиваться в его работу, как правило, нет нужды. Когда же такая нужда возникает, мы называем это болезнью и стараемся восстановить разладившийся механизм, чтобы он опять выполнял свои функции беспрепятственно и самопроизвольно. Обстоятельства сложились так, что все мы, люди, находимся в мире безмерных, неисчислимых возможностей и ситуаций, о которых и не помышляла естественная Эволюция. Человек — это морское чудище: когда оно решило, что на суше ему будет лучше, ему пришлось отрастить легкие вместо жабр. Когда мы захотели ходить по мягкому снегу, нам пришлось изобрести лыжи; когда мы захотели обмениваться мыслями, нам пришлось договориться между собой об условном коде, состоящем из звуков, из узелков на веревках или из букв, которые можно вырезать или писать на подходящем материале, — короче говоря, пуститься в плавание по бесконечному океану иероглифов или символов того или иного рода. (В свое время я объясню, почему подобные системы исключительно важны, но, по существу, сама Вселенная — не что иное, как набор символических знаков!)

Итак, мы все угодили в ловушку обстоятельств: если мы хотим делать хоть что-нибудь, помимо поддержания автоматической растительной жизни, нам приходится сознательно прибегать к Магии — «к науке и искусству (как вы, наверно, помните!) вызывать перемены в соответствии с Волей». Обратите внимание: при малейшем промахе или ошибке происходят события, не удовлетворяющие этому определению, — и когда такое случается вопреки нашим усилиям, нас это смущает и озадачивает (на некоторое время); когда же мы сами не знаем, в чем должна состоять наша Воля, или оказываемся недостаточно искусны, чтобы подобрать подходящие средства для достижения цели, то внутри нашей собственной Природы возникает конфликт: наши поступки становятся самоубийственными. Подобная внутренняя борьба — основа подавляющего большинства неврозов, что и «открыл» недавно Фрейд — как будто бы эту истину уже не преподали людям великие учителя древности, обойдясь при этом без его многочисленных ошибок! В особенности точно и выразительно этот принцип изложен в даосском учении; кое-кому даже может показаться, что даосы перегибают палку, потому что их система не дозволяет ничего, кроме подгонки и приспособления к обстоятельствам без малейших попыток сопротивления. Даже «человеколюбие и праведность» — и те на самом деле недопустимы! Сам факт появления подобных понятий (утверждает Лао-цзы) — всего лишь свидетельство беспорядка, царящего во вселенной.

Последователи даосизма, в сущности, полагают, что Совершенство состоит в отсутствии каких бы то ни было возмущений Потока Неведения; и это очень похоже на буддийское учение о нирване.

Однако что касается нас, последователей Закона Телемы, то даже если бы мы и согласились с этим учением в теории, пришлось бы признать, что на практике оно не работает; по нашему замыслу, Ничто — каким мы его себе представляем, — сколь бы оно ни было идеальным и совершенным само по себе, должно получать от себя удовольствие, реализуясь в осуществлении всех своих возможностей. Все явления, или «точечные события», в равной мере «иллюзорны»; Ничто — всегда Ничто; однако проекция Ничто на экран проявленности не просто объясняет Вселенную, но и составляет ее содержание. И это — единственная система, позволяющая примирить все противоречия, от природы заключенные как в Мышлении, так и в Опыте; ибо в ней «Реальность» и есть «Иллюзия», «Свобода воли» и есть «Предопределение», а «Я» и есть «Не-Я», — и со всеми остальными загадками Философии точно так же.

Неплохой аналогией может послужить бесконечная веревка. Что-то вроде приводного ремня, завязать который нормальным узлом невозможно; как бы вы ни исхитрялись, у вас получатся только фальшивые узлы, которые будут распускаться сразу же, если потянуть в нужном месте. Иными словами, всегда или Ничто, или Два! Но при каждом новом перераспределении частей проясняются все новые и новые возможности переплетений — а, значит, становится понятнее и Природа самой Веревки. Когда все узлы распущены, она — «Ничто»; но как только вы начинаете играть с ней, она сразу становится «Всем», потому что комбинациям, которые можно сотворить из нее, нет предела — разве что только вашем воображении (где она, собственно, и пребывает!) — и, более того, возможное количество их стремительно возрастает с Опытом. Соответственно, есть веские основания стараться реализовать себя всеми мыслимыми способами.

Значит (скажете вы), «совершить ошибку» невозможно, коль скоро все явления в равной мере «иллюзорны» и ответом всегда оказывается «Ничто». В теории возразить против этого нелегко; но на практике… как бы это выразить? Может быть, так: «То состояние Иллюзии, которое я удобства ради называю своим нынешним сознанием, подразумевает, что образ действий “А” для меня более естествен, чем образ действий “Б”»?

Или так: «“А” — более прямой путь к Ничто; “А” с меньшей вероятностью породит внутренний конфликт».

Так подойдет?

Предложите псу на выбор сочную косточку и охапку сена — и он естественным образом возьмет кость, тогда как лошадь предпочла бы сено. Так и вы, коль скоро вам случилось вообразить себя Прекрасной Дамой в поисках Сокровенной Мудрости, пришли ко мне; а если бы, допустим, вы считали себя Чернокожим Музыкантом, то играли бы на банджо и распевали такие песни, за которые разборчивая публика готова платить звонкой монетой в валюте страны вашего проживания!

В конечном счете оба эти направления действия одинаковы (см. AL I.22)1, и восприятие этого факта само по себе сделало бы вас посвященной высочайшего уровня; однако в повседневном мире вы «и в самом деле» Прекрасная Дама, а про того певца можно спокойно забыть — пускай себе живет, а когда станет старым и немощным, наймет какого-нибудь мальчишку-сироту, чтобы тот носил за ним банджо!

Но вот что меня беспокоит по-настоящему: разъяснил ли я вам все-таки или нет эту проблему «Магии»? Ответил ли я на вопрос, «для чего мне (человеку, который только что услышал о ней впервые — или, по крайней мере, впервые услышал о ней как о серьезном предмете для изучения) исследовать ее принципы и возможности, открывающиеся тому, кто ею овладел?» Или мне придется подкупать вас посулами здоровья, богатства, власти над другими людьми, знания, тавматургического искусства и успеха во всех мирских начинаниях? Нет, конечно, я это могу. Я надеюсь, что в этом нет нужды… и все же — пожалуй, стоит признаться: единственно потому, что все блага жизни внезапно потеряли для меня свою ценность, я в свое время сделал первые шаги к достижению той Мудрости, которая дает возможность в полной мере наслаждаться «Пиршеством Жизни» и, в то же время, надежно защищает от пресыщения, отравления или необходимости встать из-за стола, — поскольку наделяет меня одновременно и знанием о том, что все это Сон, и Силой, позволяющей придать этому сну любую форму, к какой только во мне пробудится Склонность в данный момент.

А теперь подведу итог — очень кратко, потому что я, как всегда, пошел на поводу у своего энтузиазма и разукрасил свое ученое рассуждение Образами, приличествующими Поэту!

Итак, зачем вам изучать и практиковать Магию? Затем, что не делать этого вы не можете, а коли так, то лучше уж делать это хорошо, а не плохо. Вы уже стоите на поле для гольфа, нравится вам это или нет; ну так и что хорошего в том, если вы начнете с топа драйвером и продолжите слайсом на брасси, флаффом на ниблике, пулом на айроне и сокетом на мэши, если завершающий патт все равно не пройдет? С таким подходом вас хватит от силы на шесть лунок. До девятнадцатой — как до луны; а в небе между тем уже сгущаются тучи, собирается гроза и вот-вот надвинется ночь.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666

 

1 «Да не будет для вас различий между одним и другим; ибо от этого — вред».

 

Перевод: Анна Блейз, 2017