e-mail
Орден Восточных Тамплиеров - Ordo Templi Orientis back

Рассылка новостей



Телема в Рунете
Живой Журнал: Телемское Аббатство в России В Контакте: Колледж 'Телема-93'
































hosted by .masterhost
Всё о развитии человека и самопознании

Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Магия без слез. Письмо №H. 10—11 ноября, 11—14 ч.

Алистер Кроули

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Ваше вчерашнее письмо пришло на радость мне ровно тогда, когда я гадал, чем же занять вечер. Вообще, дело у меня есть, но такое большое, что я просто не могу приняться за него без посторонней помощи. Какая досада! Но зато вам повезло.

1. Этот стих (AL I.44) сконцентрировал в себе всю методологию магии. Если понять его, то откроется тайна успешного свершения Великой Работы. Разумеется, на первый взгляд он кажется парадоксальным. Цель — причем одна-единственная — у вас должна быть; но вы ни в коем случае не должны стремиться ее достичь!!!

Однако те главы из «Книги лжей», которые я цитировал в предыдущем письме, проливают некоторый свет на эту Бездну внутреннего противоречия, и в ней обнаруживается смысл — куда более глубокий, нежели контраст между Волей с большой буквы, с одной стороны, и желанием, хотением или мечтанием — с другой. По-видимому, основная идея — в том, что наше стремление к Могуществу ограничено Истинной Волей. Если, прилагая силу, вы пойдете против собственной природы — неважно, по невежеству или по вздорной прихоти, — то это будет лишь пустая трата энергии: как только давление прекратится, ситуация вернется в свое естественное состояние.  Это лишь частный пример великого тождества «Свобода Воли = Необходимость» (или Рок, или Судьба, или Карма, — всё это в сущности одно и то же). Человек скован неразрывной цепью причин и следствий, на которой его и притащили туда, где он находится сейчас; однако звенья этой цепи выковало его собственное «я». 

И, будьте так любезны, воздержитесь от очевидного возражения — что, мол, «если так, то, в конечном счете, что бы ты ни делал, сбиться с пути невозможно; а значит, можно делать все что угодно». Совершенно верно, а как же! («Каждая пылинка рано или поздно станет буддой», — так или как-то в этом духе пытается утешить себя старый развратный негодяй, когда Время начинает взимать свою дань.) Но ответить на это довольно легко: так уж вышло, что вы — одно из тех существ, которые полагают, что все-таки важно, каким путем вести свой корабль; или, еще того высокомернее, наслаждаются самим процессом кораблевождения. 

Между тем есть один фактор, от которого зависит успех в каком бы то ни было деле, а именно — уверенность в себе. Если вдуматься, мы увидим, что уверенность в себе — это осознание того, что все наши психические и физические способности сотрудничают в гармонии. Самый опасный и коварный враг этого чувства — беспокойство за результат: довольно даже легчайшей дымки сомнения, чтобы взор наш затмился и все, на что мы смотрим, расплылось перед глазами. Следовательно, одно лишь сознание того, что в перспективе нас ждет какой-то результат, уже неизбежно омрачает ту безмятежность духа, которая и составляет суть уверенности в себе. Как вы и сами сможете убедиться, все автоматические функции нашего организма разлаживаются, если мы начинаем о них думать. Итак, в этом и состоит трудность: невозможно наслаждаться процессом осознанно, не нарушая при этом самого процесса. Очевидный физический пример тому — половой акт; и важнее всего, пожалуй, то, что он и есть прообраз того исключительного духовно-психологического состояния, о котором идет речь. Впрочем, надеюсь, вы припомните, что я утверждаю в параграфах 15—17 моей третьей лекции по «Йоге для слабаков»: экстаза можно достичь даже при помощи самых незначительных физиологических функций. Учтите, что перенести все свое сознание, допустим, в мизинец или в большой палец ноги, мы вовсе не пытаемся воспрепятствовать нормальной работе этих частей тела: мы лишь осознаём, что именно происходит в организме, и получаем изысканное наслаждение от самой обычной его деятельности. Дайте немого воли воображению, и вы без труда придумаете аналогичный пример на уровне вселенной в целом; а на еще более высоком уровне, вовсе неподвластном ограничениям, которые налагают на нас необходимые (пусть даже в наималейшей степени) материальные символы, можно будет смело воскликнуть: «Помните все, что бытие есть чистая радость» (AL II.9).

Не слишком ли смело будет предположить, что постепенное слияние всех этих методов в некое внутренне связное единство можно рассматривать как один из способов свершения Великой Работы? Как знать; но с меня, по крайней мере, вполне довольно и того, что осмысление их — каждого по отдельности и всех вместе — может приблизить нас к ответу на ваш первый вопрос. 

2. По моему опыту, большинство людей либо высасывают из пальца всевозможные препятствия к успеху в астральных путешествиях, либо устремляются ввысь на крыльях романтических фантазий и продолжают морочить себе голову до конца своих дней, словно деревенские дурачки. Ваша беда, по счастью, относится к первой категории.

Но при этом вы почему-то (неужели из чистого упрямства?) отказываетесь прибегнуть к возвышенному искусству Насилия над Учителем. Вам бы стоило метнуться в отчаянии к моему смертному одру, растолкать локтями толпу скорбящих архимандритов, ухватить меня за нос и выдавить из меня все секреты, пока я сам не заставил вас это сделать.

Вы упорно твердите, что это трудно. Нет, не трудно! Но не кроется ли здесь какой-нибудь глубинный запрет — эдакая фрейдистская боязнь успеха? И не связано ли это с тем чувством вины, которое носят в себя почти все, не считая редчайших исключений?

Но ведь вы даже и не пытаетесь! Да, действительно, чтобы одолеть преграду в первый раз нужна некая хитрость или особый прием; некая способность, которая (как правило) пробуждается в человеке совершенно внезапно и неожиданно — примерно так же, как внезапно осваиваются некоторые удары в биллиарде. Я научился на опыте передавать этот навык ученикам; лишь в редких случаях по-прежнему ничего не получается. (Невероятно, но факт: одного человека я просто не смог убедить, что прийти к этой цели через мощное напряжение физических сил невозможно. Так он и сидел, вцепившись в подлокотники моего любимого кресла, и те аж дрожали от его могучей хватки, а вены у бедняги на лбу едва не лопались от натуги.) В вашем случае проблема другая: я заметил, что вы путаете эту практику с дхараной. Вы пишете о том, чтобы «очистить сознание от всего, кроме одной-единственной идеи», и так далее. А потом заявляете: «Призвать сверхчувственную Сущность мне все еще не под силу». Какая дерзость! Какая самонадеянность! Скажите на милость, мадам, откуда вам это знать? (Возьмите телефон и попробуйте набирать номера наугад: это часто дает на диво прелестные результаты!) К тому же, я вовсе не требую от вас призвать какую-то «сверхчувственную» (ну и словечко! Что это значит?) сущность — ни прямо сейчас, ни вообще. Нет, эта «сверхчувственная» положительно действует мне на нервы! Должно быть, вы имели в виду сущность, «недоступную физическому восприятию в обычных условиях». 

Короче говоря: выберите удобное время, чтобы заняться выходами на астральный план под моим присмотром. Достаточно работать по полчаса за раз, и если повезет, то уже на четвертый вечер все это предстанет вам в совершенно новом свете. Вы быстро «почувствуете почву под ногами», затем «привыкнете к качке», а затем — и куда скорее, чем вы думаете, — «Без опоры в эфире, о Бог мой, Бог мой!»… «О белый лебедь, на крыльях своих вечно неси меня ввысь!»

 

3. Теперь вернемся к вашему старому Pons Asinorum1 — к именам богов! Станьте в угол лицом к стене и стойте так полчаса! Останьтесь после уроков и напишите «Малка бе-Таршишим ве-Руахот бе-Шехалим»2 999 раз ! Милая, милая моя, милая сестра! Имя — это формула силы! Как вы можете рассуждать об «анахронизмах», когда Сущность вечна? Ведь прообраз энергии вечен. Каждое имя — число; а «каждое число — бесконечность: различий нет» (AL I:4). Но какое-то конкретное имя или система имен могут оказаться более удобными либо а) для вас лично, либо б) для той работы, которой вы занимаетесь. Например, иудейская теология и ритуалы отнюдь не вызывают у меня особой симпатии, но каббала настолько удобна и близка мне по духу, что я использую ее для повседневной работы гораздо чаще, чем любую другую систему (или даже все остальные системы вместе взятые). Египетская теогония, напротив, представляется мне самой благородной, истинно магической и наиболее близкой мне лично (или, вернее будет сказать, это я близок ей), как подсказывает некий глубочайший инстинкт и память о моем воплощении под именем Анх-эф-на-Хонсу, и потому именно ее (вместе с ее греко-финикийским детищем) я использую для самых важных операций. Да чтоб мне лопнуть, мадам! Саму Операцию Абрамелина пришлось преобразовать в египетскую форму, прежде чем я смог за нее взяться! Перед вами сущий сынок Герцогини3 (простите мой энтузиазм, но вы сами разбудили во мне британского Змеельва).

Пожалуйста, примите во внимание, что эквиваленты, которые даются в «777», не всегда точны. Тахути — не совсем Тот и еще в меньшей степени Гермес; Меркурий — гораздо более универсальная идея, но далеко не столь возвышенная, а Хануман и вовсе приземлен. И Тетраграмматон — это не ИАО, хотя этимология и настаивает на их тождестве.

К этим вопросам следует подходить либерально, эклектично и даже синкретично. И всегда следует принимать во внимание характер работы, которую вы ведете. Если бы я захотел вызвать Тафтартарата4, ни от какой системы, кроме каббалистической, мне бы не было проку, потому что формы и числа этого конкретного духа в других системах не встречаются. Обратное, впрочем, не вполне верно. При правильном понимании и правильном применении каббала оказывается настолько универсальной, что на ее основе можно состряпать ритуал, подходящий почти «к любому имени и форме». Только нужно быть готовым к тому, что такой ритуал придется подкреплять дополнительными сведениями — посредством исторических, литературных или философских исследований.

4. Относительно того, что воспоминания о ваших прошлых воплощениях работают как «путеводитель по дороге обратно», вы, моя дорогая леди, совершенно правы. Но если вы «пропустили египетскую инкарнацию», из этого вовсе не следует, что вы — всего лишь маленькая Марфа, которая «суетится о многом»5. Самое главное — бойтесь пресытиться знаниями (это такой увлекательный и такой опасно легкий путь!) и превратиться в педанта. «Чума на всех ваших педантов!» Не надо «в довольстве гнить до Страшного Суда»!6

И нет, я не стану рекомендовать вам книги. Ничего с вами не случится, если вам придется самой покопаться в прессованном сене (или чертополохе) энциклопедий. Возьмите «Тезаурус» Роже, «Малый классический словарь» Смита или что-нибудь в этом роде и читайте на сон грядущий. Но не относитесь к этому слишком серьезно. Вы лишь выставите себя на смех, пытаясь изучить в пятьдесят лет от роду то, что следовало бы знать уже в пятнадцать. Не сложилось — ну что ж, tant pis7! Дух вы уже не уловите, а даже если и уловите, впрок он вам не пойдет. Все мы читали, что Катон начал изучать греческий в девяносто, но о том, что было дальше, история умалчивает. Мы так и не узнаем, пошло ли это ему (или хоть хому-то) на пользу.

5. Божественные образы. Смотрите часть III «Книги Четыре». Там все изложено ясно и доходчиво; и все это останется совершенно бесполезным без постоянной практики. Делать это вместе с кем-то невозможно: никто за вами не угонится! Нет, нет и еще тысячу раз нет: именно это упражнение вам придется осваивать совершенно самостоятельно.

Вибрирование божественных имен: тут я, пожалуй, могу хотя бы принять у вас экзамен. Но не смейте даже заикаться об экзамене до тех пор, пока не проделаете по меньшей мере 100 упражнений — причем со всем усердием.

Полагаю, из-за практики у вас возникает ощущение, что я «чего-то недоговариваю». Когда я «сообщаю вам много нового», самое неприятное остается на закуску: вдохнуть жизнь во все эти сведения может только практика. А чистая теория — это прекрасная колыбельная: «Жарко греет солнышко, тра-ля-ля-ля-ля, глазки закрываются, дремлет вся земля…» Короче говоря, одна унция вашей личной практики стоит тонны моих поучений. Зарубите это себе на носу! Всему виной — ваша ненависть к усердной работе: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и задолбайся»8.

6. Минервал. В чем проблема? Вам нужно понять только одно: это всего лишь инсценировка процесса воплощения. Давайте лучше прочтем это вместе: я все объясню, а вы сможете сделать заметки о том, что вызвало у вас затруднения, и как их разрешить. Это пригодится на будущее новым соискателям.

7. «Книга Тота». Все термины, которых не найти в хорошем словаре, объясняются прямо в тексте. Так или иначе, я не понимаю, чем я могу тут помочь; точно такие же претензии можно было бы высказать, например, в адрес «Введения в математическую физику9» Бертрана Рассела. Является ли термин x R-предшественником термина y, если y имеет каждое R-наследственное свойство, которое имеет x, при условии, что x есть термин, который имеет отношение R к чему-либо или что-либо имеет отношение R к x? (Восторженные крики: «Да, да, является!») Число, утверждает он, — это все что угодно, чему присуще число какого-либо класса. Ну что, вам полегчало?

Впрочем, с вашей стороны все-таки будет очень мило, если вы прочтете вместе со мной страницу-другую и укажете, в каких именно местах эти туфельки вам жмут. Разумеется, проблему в целом я давно уже осознал; но решения я не знаю — и даже не уверен, что решение в принципе существует. Когда-то я думал назвать свою «Магию»10 «Магией без слёз»; и я уже пытался проверять свои книги на людях малообразованных и почти не способных к умственной работе. Такую проверку прошли части I и II «Книги Четыре». Но как насчет того, чтобы применить дедекиндово сечение11 к этому письму? Полагаю, вам совсем не понравится, если оно разрастется до гоклениевского сорита12, тем паче что я, похоже, и так уже слишком отклонился от δια παντος ‘απαξ λεγομενον’a13.


1 Лат. букв. «мост ослов», образное название одной из классических теорем геометрии — теоремы о равнобедренном треугольнике. В переносном смысле означает первый камень преткновения, первое серьезное препятствие на пути ученика.

2 Каббалистическое имя «разума разумов» Луны; см.: Агриппа, «Оккультная философия», II.22.

3 Привередливый поросенок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Колыбельная, которую поет ему

4 Имя духа Меркурия; см.: Агриппа, «Оккультная философия», II.22.

5 Образ из евангельской притчи о Марфе и Марии (Лк. 10:38—42).

6 Цитаты из поэмы Роберта Браунинга «Садовые фантазии».

7 «Ничего не поделаешь» (фр.).

8 Парафраз Притч. 6:6, где это наставление заканчивается словами «и будь мудрым». В английском — игра слов: sluggard / be buggered.

9 Имеется в виду «Введение в математическую философию»; следующий вопрос формулируется на основе материала, изложенного в этом трактате.

10 Т.е. часть II «Книги Четыре».

11 Математический термин, употребленный здесь не в прямом смысле, а ради предложения «усечь» затянувшееся письмо.

12 Сложносокращенный силлогизм с пропущенными большими посылками эписиллогизмов. Начинается с посылки, содержащей предикат заключения, а заканчивается посылкой, содержащей субъект заключения, например: «Все А есть В. Все С есть А. Все D есть С. Все Е есть D. Все Е есть В».

13 Т.е. начал повторяться.

 

Перевод: Анна Блейз, 2017