Гностическая Католическая церковь

Гностическая Католическая церковь (ГКЦ), или Ecclesia Gnostica Catholica — это церковное крыло Ordo Templi Orientis (О.Т.О.) — международной братской посвятительной организации, основной целью которой является распространение Закона Телемы. Телема — это философская, мистическая и религиозная система, разработанная Алистером Кроули на основе «Книги Закона». Слово «католическая» (от др.-греч. katholikos — «всеобщий») в названии церкви подразумевает универсальность ее учения и не имеет отношения к христианскому католицизму.
Основная функция Гностической Католической Церкви — открытое и закрытое служение Гностической мессы («Liber XV»), евхаристического ритуала, написанного Кроули в 1913 году в Москве под влиянием православной литургии, которую он посещал в соборе Василия Блаженного. Влияние на структуру Гностической мессы также оказали посвятительные ритуалы О.Т.О. Самое примечательное ее отличие от функционально подобных обрядов других церквей — участие жрицы, ведущей службу наряду со жрецом, дьяконом и двумя детьми. Помимо мессы, ГКЦ проводит ритуалы крещения, конфирмации, бракосочетания и соборования. Сочетаться браком по обряду ГКЦ могут, в частности, лица одного пола.
Кроули писал в своей «Исповеди» о Гностической мессе, что она представляет собой «основную церемонию открытой и тайной службы [для использования в О.Т.О.], соответствующую мессе Римской Католической церкви». Из всех ритуалов, совершаемых в О.Т.О., месса проводится чаще всего: во многих отделениях — ежемесячно или чаще. Большинство отделений О.Т.О. допускают гостей на все или некоторые службы, так что для многих людей месса становится первым опытом соприкосновения с ритуалами О.Т.О.
ГКЦ имеет иерархическую структуру, состоящую из жречества, помощников и мирян, и здесь можно проследить параллель со структурой степеней посвящения О.Т.О. До 1997 года аналогии между двумя системами оставались менее четкими, но затем были введены строгие правила, касающиеся минимальных степеней посвящения О.Т.О., необходимых для исполнения той или иной роли в иерархии ГКЦ.

Членство

 

Принципы членства в Гностической Католической церкви схожи с правилами принадлежности к Римской Католической церкви, однако имеют место некоторые важные различия. В настоящее время в составе ГКЦ имеется духовенство и миряне. Представители духовенства должны быть посвященными членами О.Т.О., тогда как миряне могут принадлежать лишь к ГКЦ, не вступая в Орден; для этого достаточно пройти обряды крещения и конфирмации.
Промежуточный статус имеют послушники — посвященные О.Т.О., участвующие в отправлении таинств ГКЦ, но не прошедшие рукоположения.
Первое рукоположение в ГКЦ — это посвящение в дьяконы. Его могут получить посвященные II° О.Т.О., прошедшие конфирмацию в ГКЦ. Основная обязанность дьякона — помогать жрецам и жрицам.
Рукоположение в жрецы и жрецы могут проходить только посвященные по меньшей мере в степень K.E.W. (Рыцаря Востока и Запада) — степень О.Т.О., доступную только по приглашению. Жрецы и жрицы совершают таинства Гностической мессы и другие церемонии, координируя свою работу с одним или несколькими епископами ГКЦ.
Епископы осуществляют обучение жрецов и жриц и надзирают за их работой. Полное посвящение в VII° О.Т.О. включает в себя освящение в качестве епископа ГКЦ. Примасом, или архиепископом ГКЦ в каждой стране, где существует Великая ложа О.Т.О., является Верховный и Святой Король X°. Верховный Брат (или Сестра) О.Т.О. также является патриархом (матриархом) церкви, занимая высшее положение в иерархии духовенства.
Сходство титулов, которые носят служители различных уровней в ГКЦ, с титулами христианского духовенства свидетельствует о некоторой исторической общности этой организации с христианскими церквями. Однако ГКЦ не отправляет христианских таинств и не имеет статуса христианской церкви.

Ритуалы

 

Основной ритуал Гностической Католической церкви — Гностическая месса, евхаристическая церемония, написанная Алистером Кроули в 1913 году. В 1918 году Теодор Ройсс выполнил и авторизовал перевод Гностической мессы на немецкий язык.
В тексте Гностической мессы упоминаются церемонии крещения, конфирмации и бракосочетания. Кроули оставил наброски к ритуалу крещения и написал «Liber CVI» для использования в ритуале соборования. Епископы современной ГКЦ разработали ритуалы на все эти случаи, а также обряды благословения младенцев, экзорцизма, освящения, погребения и причащения больных на дому.
Иногда Гностическая месса проводится закрытым образом, только для посвященных, но в самих ритуалах ГКЦ как таковых ничего тайного нет и, как правило, они доступны для публики.

Святые Гностической Католической церкви

 

Святые Гностической Католической церкви — это исторические лица и мифологические персонажи, почитаемые в религии Телемы. Они перечисляются в пятой молитве в «Liber XV», носящей заглавие «Святые».
К этому изначальному перечню впоследствии были официально добавлены еще двое Гностических Святых: Уильям Блейк (на основании найденной рукописи, в которой Алистер Кроули классифицировал его как Святого ГКЦ) и, позднее, Джордано Бруно.

История

 

Гностическая Католическая церковь восходит к линии французских гностических церквей, возникших в XIX веке. В тот период гностические церкви носили преимущественно христианский характер. В 1907 году Жерар Анкосс, Жан Брико и Луи-Софрон Фугерон основали свою религиозную организацию схожего рода, получившую название «Гностическая Католическая церковь». В 1908-м они произвели в епископы и примасы этой церкви Теодора Ройсса, Великого Мастера О.Т.О. Позднее в том же году Ройсс включил Гностическую Католическую церковь в О.Т.О., а ее основатели переименовали свою организацию во «Вселенскую Католическую церковь».
Название «Ecclesia Gnostica Catholica» («Гностическая Католическая церковь») стало применяться к церкви в составе О.Т.О. лишь после 1913 года, когда Кроули написал Гностическую мессу, а Ройсс провозгласил ее официальным обрядом этой церкви. Так впервые за всю историю появилась церковь, признавшая Закон Телемы как центральное положение своего вероучения. Затем Ройсс принял для себя новый титул: «Суверенный патриарх и примас Гностической Католической церкви».
В 1979 году Гименей Альфа Х° (Грейди Макмертри) отделил Гностическую Католическую церковь от О.Т.О. и провозгласил ее независимой, встав во главе обеих организаций. Вплоть до 1986 года ГКЦ оставалась самостоятельной корпорацией и публиковала собственный ежеквартальный журнал. Затем преемник Гименея Альфы, Гименей Бета, вернул Гностическую Католическую церковь в лоно О.Т.О.

Символ веры ГКЦ

 

Символ веры — это изложение принципов того или иного вероучения (как правило, религиозного) и заявление о вере в их истинность. Символ веры Гностической Католической церкви (также известный под названием «Гностический символ веры») декламируется в ходе Гностической мессы (во время церемонии Входа).
Текст Гностического символа веры:

Верую в единого ГОСПОДА, тайного и невыразимого; и в единую Звезду в сонме Звезд, из огня которой мы созданы и к которому мы возвратимся;  и в единого Отца Жизни, Тайное Тайных, имя же Ему — ХАОС, в единственного наместника Солнца на Земле; и в единый Воздух, питающий все живое.
И верую в единую Землю, нашу всеобщую Мать, и в единое Лоно, из которого вышли все люди и в котором они упокоятся, Тайное Тайных, имя же Ей — БАБАЛОН.
И верую в Змея и Льва, Тайное Тайных, имя же Ему — БАФОМЕТ.
И верую в единую Гностическую Католическую Церковь Света, Жизни, Любви и Свободы, чьё слово Закона — ТЕЛЕМА.
И верую в общение Святых.
И, поскольку пища и питье преобразуются в нас ежедневно в духовную сущность, верую в Чудо Мессы.
И признаю единое Крещение Мудрости, посредством которого мы совершаем Чудо Воплощения.
И признаю, что моя жизнь — единство личности и вечности; она была, и есть, и грядёт.
AUMGN, AUMGN, AUMGN.

Первые шесть пунктов Символа веры представляют собой изъявления веры прихожан, а заключительные два — исповедания. Завершается Символ веры телемической формой пранавы, эквивалентной священному ведическому слогу «Ом» или слову «Аминь» в иудео-христианской традиции. Тау Апирион и Хелен пишут о структуре Символа веры (1998):

Первые 4 пункта соответствуют четырем буквам Тетраграмматона, YHVH: Отцу (Хаосу), Матери (Бабалон), союзу Отца и Матери в Сыне (Бафомет) и Дочери, Невесте Сына (Церковь). Следующие два пункта описывают основные результаты мессы с точки зрения прихожан. Заключительные два пункта представлены в форме исповедания, а не изъявления веры и описывают основные параллели между событиями мессы, с одной стороны, и жизни человека — с другой.

Шесть изъявлений веры можно также соотнести с различными действующими лицами и орудиями Гностической мессы:

    • Господь: Жрец.
    • Единая Звезда: Дьякон.
    • Хаос: Копье Жреца
    • Воздух: Меч Жрицы
    • Единая Земля: Дискос
    • Единое Лоно: Чаша
    • Бабалон: Жрица
    • Бафомет: Причастие
    • Церковь: Прихожане
    • Чудо: поглощение и усвоение Причастия, именуемого Хлебом Света.

    Перевод © Анна Блейз, 2011



Ссылки