Багряные Жены Кроули и проводившиеся с ними магические работы

1. Уарда-Пророчица — Роза Келли, ок. 1903—1906, Каирская Работа.

2. Лайла, или Принцесса Батерст, — Лейла Уоддел, ок. 1910—1916, Элевсинские мистерии.

3. Сестра Виракам — Мэри Дести (Дести Стерджес), ок. 1911—1916, Абульдизово Делание.

4. «Кошка», или Хиларион, — Джин Роберт Фостер (урожденная Олливье), ок. 1915, зачатие магического ребенка.

5. «Змея» — Хелен Уэстли, ок. 1915, магические операции общего характера (финансовые и т.д.).

6. «Сова» — Мария фон Котек, ок. 1916—1917, магические операции общего характера.

7. «Мартышка» — Ратан Деви (Элис Этель Кумарасвами, урожденная Ричардсон), ок. 1916—1917.

8. «Собака» — Анна Кэтрин Миллер, ок. 1917, операции для получения денег.

9. «Верблюдица» , она же Ахита, она же Ева, — Родди Майнор (миссис Зайн), ок. 1917—1918, Работа Амалантры.

10. Базедон, она же «Жаба» , она же «Скорпион» №4, — Эльза Лёвензон Линке, ок. 1918, операции для финансирования Работы Амалантры.

11. Олун, она же «Скорпион» №2, — Мария Рёлинг (Лаврова), ок. 1918, участие в Работе Амалантры.

12. «Скорпион» №1 — Ева Тангвей, ок. 1918, участие в Работе Амалантры.

13. Весрун, она же «333», она же «888» , — Дороти Троксель, ок. 1918, участие в Работе Амалантры.

14. «Обезьяна», она же Алостраэль» , «последняя помощница в моих посвящениях», — Лия Хирсиг, ок. 1918—1923, работы, связанные с Амалантрой и LAM, работы в Телемском аббатстве, Джеридский комментарий и видения.

15. Сестра Астрид — Дороти Ольсен, ок. 1925—1926, Тунисская работа.

16. «Верховная жрица вуду» — Мария де Мирамар, ок. 1928—1930, вуду, вызывание духа огня, «безымянный страх».

17. Ану, или «Чудовище» , — Ханни Йегер, ок. 1929—1931, магические операции общего характера.

18. «Билли» — Берта Буш, ок. 1931—1933, приступы безумия.

19. Перл («Жемчужина») — Ивлин Бруксмит, ок. 1933—1936, неудачная попытка зачатия наследника.

20. Пэт — Дейрдре Патрисия Догерти Макальпин, ок. 1933, 1936—1938, единственная удачная попытка зачатия наследника (сын от Кроули — Алистер Ататюрк).

Багряные жены Алистера Кроули

Авторы этой статьи — американские мистики, муж и жена, работающие в нескольких духовных традициях и пишущие под псевдонимом «Forever and a Day» («Вечность и еще один день»).

 

Бабалон, известная также под именами «Багряная жена», «Великая мать» и «Мать мерзостей», — это богиня, которую почитают в мистической системе Телемы, основанной Алистером Кроули в 1904 году, в год создания «Книги Закона». В самой абстрактной своей ипостаси Бабалон олицетворяет женскую сексуальность и освобожденную женщину; отчасти ее можно отождествить с Матерью-Землей как богиней плодородия. Кроули утверждал, что у Бабалон есть и земная ипостась — своего рода духовный чин или должность, которую могут занимать различные женщины. Эти женщины были призваны дополнять самого Кроули в роли «To Mega Therion» («Великого Зверя»), помогая ему воплощать в жизнь энергии Нового Эона — Эона Хора.

Супруг Бабалон — Хаос, «Отец Жизни», мужская форма Творящего Начала. Обычно Бабалон изображают подпоясанной мечом и едущей верхом на Звере. Ее нередко именуют «священной блудницей», а основной символ ее — чаша Грааля.

 

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. 

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 

и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:3—6).

 

Как писал Кроули в своей «Книге Тота», «Она восседает на Звере; в левой руке она держит поводья — символ страсти, связывающей ее со Зверем. Правой рукой она возносит чашу — Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В чаше этой смешаны элементы причастия нового Эона».

Кроули был убежден, что многие из его возлюбленных и помощниц в магической работе исполняли важную космическую роль, способствуя исполнению пророчества о Новом Эоне.

Следующий далее перечень возлюбленных Кроули далеко не полон. Известно, что женщин в его жизни было гораздо больше. Для тех из них, о ком мы нашли какую-то информацию, здесь приводятся даты рождения и смерти (если таковые известны), магические имена, которые эти женщины принимали при посвящении, а также забавные любовные прозвища, которые Кроули давал некоторым из них.

 

Сьюзен Стронг. В марте 1899 года на одном из «Обрядов Исиды», которые проводил для парижской публики Макгрегор Мазерс, Кроули познакомился с американской певицей-сопрано по имени Сьюзен Стронг (3 августа 1870 — 11 марта 1946). Сьюзен была дочерью Денниса Стронга — американского конгрессмена и мэра Бруклина. В возрасте 21 года она приехала в Великобританию и поступила в лондонский Королевский музыкальный колледж, где обучалась под руководством знаменитого венгерского музыканта Фрэнсиса Корбея. Второй раз Кроули увиделся со Сьюзен в Лондоне 22 июня 1899 года, когда она исполняла партию Венеры в «Тангейзере». Последовал бурный роман, в результате которого Сьюзен развелась со своим мужем-американцем. Но по возвращении в США (в октябре 1899) она, по всей вероятности, охладела к Кроули. В июне следующего года тот последовал за ней в Нью-Йорк, но Сьюзен к тому времени уже отплыла обратно в Англию, где ее ждала сцена Королевской оперы в Ковент-Гардене. В 1900 в Мехико Кроули пережил мистическое откровение, под влиянием которого написал пьесу под названием «Тангейзер». Этим мощным приливом вдохновением он, по собственным словам, был обязан роману со Сьюзен Стронг.

 

«Semper Fidelis» (Элейн Симпсон). Родилась в 1875 году в Западной Бенгалии. Она была первой из любовниц Кроули, сыгравших его жизни важную роль, и Кроули находил ее очаровательной. Элейн Симпсон состояла в ордене Золотой Зари под девизом «Semper Fidelis» (лат. «Всегда верна»). 18 января 1897 года она вступила в ряды ордена, а 18 марта 1899-го достигла степени Младшего Адепта (5°=6°).

Кроули познакомился с Элейн в 1899 году. 17 апреля того же года они вместе отправились в Лондон, чтобы по указанию Мазерса изъять имущество последнего из храма Золотой Зари и доставить его Мазерсу в Париж. Для этого предприятия Кроули облачился в традиционный шотландский костюм — с килтом, позолоченным крестом на перевязи и внушительным кинжалом на боку, — и скрыл лицо черной маской, хотя для адептов лондонского храма это отнюдь не сделало его неузнаваемым. Кроули потерпел неудачу, а Мазерс был исключен из рядов ордена.

К 1900 году Кроули и Элейн расстались, но в 1906 году Кроули посетил ее в Шанхае, где они провели совместную магическую операцию и истолковали некоторые стихи из «Книги Закона».

Позднее Элейн вышла замуж за немца по фамилии Вёлькер, состоявшего на службе у кайзера. Унаследовав от деда «замечательную приспособляемость к новому окружению», она легко добилась популярности в немецком высшем обществе.

Дедом ее был сэр Джон Холл (1824—1907), премьер-министр Новой Зеландии с 1879 по 1882 гг.

Родители Элейн, преподобный Уильям Симпсон и Элис Холл, поженились в 1873 году и несколько лет провели в Индии (в Патне, Рурки и других городах). Мать Элейн, Элис, родилась в Махаблешваре (Индия) и, подобно самой Элейн, состояла в ордене Золотой Зари, а также в Королевском азиатском обществе. Овдовев, Элис отправилась путешествовать по США, Канаде и Дальнему Востоку. Кроули отзывался о ней нелицеприятно: по его словам, Элис была «ужасная мать, шестисортная певичка и первосортная выскочка, пузатая и со вторым подбородком; сводня, интриганка и сентиментальная тупица». Эта неприязнь объяснялась просто: Элис распространяла слухи о том, что Кроули по ночам приходил в астральном теле к ее дочери.

Элейн была старшей из двух дочерей в семье. Ее младшая сестра, Беатрис, перебралась в Нью-Йорк и стала актрисой и поэтессой, приняв сценическое имя «Беатрис Ирвин».

 

«Уарда» (Роза Эдит Келли). Первая официальная супруга Алистера Кроули и первая Багряная Жена. Родилась в Англии 23 июля 1874 года в семье Фредерика Фестаса Келли и Бланш Брэдфорд Келли. У нее были младшие брат и сестра — Джеральд Фестас Келли и Элеанор Констанс Мэри Келли. В 1880 году семья переехала в Кэмбервелл, где отец Розы на протяжении последующих 35 лет служил викарием в приходе Сент-Джайлс.

В 1895 году Роза вместе со своим братом посетила Кейптаун (Южная Африка), куда Джеральда направили врачи для поправки печени. 31 августа 1897 года в Кэмбервелле Роза вышла замуж за майора Фредерика Томаса Скеррета из Военно-медицинского колледжа (при всех упоминаниях он именуется не иначе как «старик»). Овдовев через два года, она отправилась к своему брату Джеральду в Париж и провела там шесть месяцев.

13 июля 1903 года Кроули поехал в Эдинбург, чтобы пополнить свой запас вин, нанять экономку и пообщаться с Джеральдом, который собирался провести лето в Стратпеффере, в горах Шотландии. В августе Кроули по приглашению Джеральда посетил вечеринку в Стратпеффере и именно там познакомился с Розой. Роза к тому времени уже была помолвлена с неким Хоуэллом, приятелем Джеральда. Она его не любила, но родители требовали, чтобы она как можно скорее снова вступила в брак.

Роза была влюблена в женатого мужчину по имени Фрэнк Саммерс, но понимала, что у этих отношений нет будущего. Кроули как джентльмен предложил ей неожиданное решение проблемы: вступить с ним в фиктивный брак. Роза с радостью согласилась. Брак Розы Келли и Алистера Кроули был зарегистрирован 12 августа 1903 года в Дингуолле (Шотландия). Однако фиктивным он не остался: молодожены неожиданно влюбились друг в друга, и эта любовь оказалась страстной и плодотворной, в том числе в магическом отношении. Кроули стал называть свою жену «Уарда», что по-арабски значит «роза».

16 марта 1904 года в Каире Кроули решил провести некий ритуал, чтобы развлечь Розу и «показать ей сильфов». Роза, по всей видимости, погрузилась в легкий транс и стала повторять: «Они ждут тебя!» Поначалу Кроули не доверял ее словам, но потом все же решил проверить. Он привел Розу в Булакский музей и попросил показать бога Хора, который, по словам Розы, искал контакта с Кроули. Пройдя мимо нескольких общеизвестных изображений Хора, Роза привела своего мужа к деревянной погребальной стеле 26-й династии. На этой стеле был изображен Хор, принимающий подношения от усопшего. Сильное впечатление на Кроули произвело еще и то, что в каталоге экспозиции стела значилась под номером 666: с этим знаменитым числом он отождествлялся с самого детства. Следуя дальнейшим указаниям Розы, с 8 по 10 апреля 1904 года Кроули получил от духа по имени Айвасс, посланника Хора, откровение, составившее «Книгу Закона».

В июле 1904 года у Розы и Кроули родилась дочь, которой Кроули дал имя «Нуит Ма Ахатхор Геката Сапфо Иезавель Лилит Кроули». В 1906 году девочка умерла от брюшного тифа, но летом того же года Роза родила еще одну дочь, получившую имя «Лола Заза». Из-за потери первого ребенка отношения между супругами осложнились, и в конце концов (11 ноября 1909 года) Кроули развелся с Розой по причине ее тяжелого алкоголизма.

В октябре 1912 года в Кенсингтоне Роза вышла замуж в третий раз — за доктора-католика Джозефа Эндрю Гормли. Роза Эдит Гормли умерла в Лондоне 11 февраля 1932 года.

Уже во взрослом возрасте Лола Заза отреклась от своего отца. 9 июня 1934 года в Паддингтоне она вышла замуж за Фрэнка Хилла. Там же, в 1935 году, у них родилась дочь Элизабет Хилл. Лола Заза Хилл умерла 9 марта 1990 года в больнице «Бэттл» в Рединге (Беркшир).

В перечне своих Багряных Жен Кроули охарактеризовал Розу в следующих словах: «Моя жена. Привела меня к Айвассу. Храм царя Соломона. Потерпела неудачу, как о том можно прочесть в других источниках».

 

«Сфинкс» (Ада Леверсон). Ада Леверсон (1859—1936), английская романистка, состоятельная и известная женщина эдвардианской эпохи. С 1907 по 1916 гг. вышло в свет шесть ее романов.

Ада рано вышла замуж за Эрнеста Леверсона. Сын ее умер в раннем детстве, а дочь, Вайолет, стала женой Гая Уиндема и написала биографию своей матери «Сфинкс в своем кругу».

Ада Леверсон дружила со многими художниками и писателями своего времени, от Оскара Уайльда до братьев и сестры Ситуэлл. Именно Уайльд прозвал ее Сфинксом — за то, что Ада написала пародию на одно из его стихотворений, носившее такое же название.

Романтические и сексуальные отношения с Адой завязались у Кроули еще до развода с Розой. Кроули разделял мнение Уайльда о том, что Ада — одна из остроумнейших людей, которых он когда-либо встречал в своей жизни. В рецензии на ее сочинения Кроули назвал Аду «самой утонченной и остроумной из всех наших писательниц младшего поколения». Любовная связь их продлилась недолго, и сведений о ней почти не сохранилось; судя по всему, для обоих это было приятное, но мимолетное приключение. В феврале 1908 года Кроули вернулся к своей жене, решив, что она излечилась от алкоголизма, но на поверку ремиссия оказалась недолгой.

В последующие годы Ада много путешествовала и на некоторое время осела в Италии в обществе Ситуэллов. К этому времени у нее развилась прогрессирующая глухота. В 1935 году, вернувшись в Лондон из Флоренции, Ада тяжело заболела и год спустя, в возрасте 71 года, скончалась.

 

«Сестра Агата» (Лейла Уоддел). Лейла Ида Нерисса Батерст Уоделл, известная также под именем «Лайла» (10 августа 1880 — 13 сентября 1932) дочь ирландцев, эмигрировавших в Австралию, была одной из самых знаменитых Багряных Жен Алистера Кроули и сыграла важную роль в истории магии и Телемы.

Лейла родилась в Батерсте (Новый Южный Уэльс). Кроули прозвал ее «Лайла», что по-арабски значит «ночь», и обессмертил ее имя в «Книге Лжей» и в своей «Исповеди». Уоддел была творческой личностью — музыкантом, писательницей и магом; она участвовала в первой постановке «Элевсинских мистерий» Алистера Кроули в 1910 году.

В 1912 году Кроули отметил участие Лейлы и двух своих учениц, Мэри Дести и Мэри Баттс, в создании его книги «Магия» («Книга Четыре»): все они помогали Кроули в работе над этой книгой, записывая текст под его диктовку, задавая уточняющие вопросы и требуя комментариев к тем или иным пунктам.

Лейла была любовницей Кроули с марта 1910 по октябрь 1911 года. Его отношения с ней интересны, в частности, тем, что Лейла, в отличие от многих других возлюбленных Кроули, обладала известной независимостью. Она сопротивлялась давлению Кроули, когда тот требовал от нее посвятить магии всю свою жизнь в ущерб другим занятиям. Тем не менее, она состояла в магическом ордене А\А\, основанном Кроули, и некоторое время успешно в нем работала. Кроули не хранил ей верность, однако из всех его любовниц именно Лейла, по-видимому, вызывала в нем самые глубокие чувства. Так или иначе, она была для него настоящей музой, вдохновившей Кроули на сочинение нескольких лучших глав из «Книги Лжей» и множества лирических стихотворений. Кроме того, она послужила прототипом героинь двух его рассказов — «Лисица» и «Скрипачка».

В 1923 году Лейла вернулась в Сидней, чтобы ухаживать за тяжело больным отцом. Она выступала в составе оркестров Сиднейской консерватории и Королевского филармонического общества Сиднея, играла в театре и преподавала в школе при монастыре Пресвятого Сердца на Элизабет-Бей.

13 сентября 1932 года, в возрасте 52 лет, Лейла умерла от рака матки.

14 сентября 1932 в газете «Сидней Морнинг Геральд» был опубликован следующий некролог:

«Вчера скончалась мисс Лейла Ида Батерст Уоддел, сиднейская скрипачка, завоевавшая широкую известность за рубежом. Она была дочерью мистера Дэвида Уоддела из Батерста и Рэндвика и миссис Уоддел из Бельвью-Хилл.

Ученица мистера Генри Сталя, мисс Уоддел уже в юном возрасте стала преподавать по классу скрипки в пресвитерианском женском колледже в Кройдоне и женских школах Эшем-скул и Камбала-скул. В качестве исполнительницы она дебютировала на концерте тогдашнего городского органиста (мистера Артура Мэйсона). Затем она присоединилась как солистка к европейской группе «Брешианцы», выступавшей в праздничных крестьянских костюмах и участвовавшей в ранних синематографических представлениях Дж.Т. Уэста. Мистер Уэст пригласил мисс Уоддел в Лондон, где она успешно выступала во главе цыганского ансамбля в «Грезах о вальсе»[1] на сцене театра Дэли. Ее водевильные выступления в роли «Цыганки из рэгтайма» снискали ей славу по всей Англии. Затем мисс Уоддел посетила ряд стран Европы во главе собранного ею ансамбля из шести скрипачек, наделенных даром к торжественному танцу. Также она выступала в составе трио и квартетов. После этого мисс Уоддел направилась в Соединенные Штаты, где провела много лет. Она училась у великих учителей, в том числе у Леопольда Ауэра[2]. Путешествуя по стране, она оказала честь своими выступлениями всем крупным городам. Вернувшись в Сидней несколько лет назад, после долго отсутствия, мисс Уоддел вошла в состав оркестров Дж.К. Уильямсона[3] в Сиднейском театре Ее Величества и театре «Критерион», а также участвовала в оркестровых концертах Сиднейской консерватории и Королевского филармонического общества. Несмотря на постигший ее в последнее время тяжелый недуг, она сохраняла за собой должность преподавательницы по классу скрипки в школе при монастыре Пресвятого Сердца на Элизабет-Бей.

Благодаря великолепной исполнительской технике скрипичная игра мисс Уоддел отличалась особой утонченностью и шармом».

 

«Сестра Виракам» (Мэри Дести Стерджес). Мэри Дести Стерджес, урожденная Демпси (10 октября 1871 — 1931), родилась в Квебеке и провела детские годы в Чикаго. До встречи с Кроули она успела трижды побывать замужем. В 1901 году она приехала в Париж учиться вокалу, где познакомилась с Айседорой Дункан и стала ее подругой. Впоследствии Мэри стала владелицей косметической фирмы «Дести» и нью-йоркской студии, торговавшей произведениями искусства, духами и одеждой. В 1929 году она написала книгу воспоминаний «Нерассказанная история: жизнь Айседоры Дункан, 1921—1927».

Мэри Дести описывали как «...эффектную женщину ростом пять футов и пять дюймов, широкую в кости, с пышными иссиня-черными кудрями». Говорили, что в Париже она ходила по улицам в одной греческой тунике и сандалиях. Это была страстная и привлекательная женщина; свою первую встречу с ней Кроули описывает так: «Эта леди, великолепный плод слияния ирландской и итальянской кровей, была наделена исключительной силой личности и колоссальным магнетизмом, мгновенно пробудившим во мне ответную тягу. Я забыл обо всем. Я уселся на пол в позе китайского божка, и между нами потекли невидимые токи».

Дести стала второй Багряной Женой Кроули; их роман продолжался с октября 1911 до конца зимы 1912 года. Оказалось, что Дести обладает даром ясновидения; она помогла Кроули установить магическую связь с некой  сверхчеловеческой сущностью по имени «Абульдиз», благодаря которой появилась на свет одна из важнейших его книг — «Магия: Liber ABA, или Книга Четыре».

Мэри Дести умерла в 1931 году от лейкемии, после двух месяцев тяжелой болезни.

В своем списке Багряных Жен Кроули охарактеризовал ее так: «Сомнительный случай. Установила для меня связь с Абульдизом и тем самым помогла написать “Книгу Четыре”. Потерпела неудачу из-за личной ревности».

 

«Змея» (Хелен Уэстли). Хелен Уэстли (1879—1942) недолгое время была любовницей Кроули. Джеймс Китинг, журналист, работавший в немецком журнале «Фазерленд», познакомил Кроули с Хелен Уэстли и с Джин Фостер вечером 10 июня 1915 года.

Хелен напоминала Кроули о «змее, сверкавшей прелестью похоти; но она была измучена и утомлена разочарованиями ненасытного желания. Ум у нее был блестящий, но циничный. Она утратила веру в мироздание».

Хелен родилась в Бруклине, закончила драматическую школу Сарджента и дебютировала в 1897 году на сцене театра «Стар». До 1915 года она играла в водевилях и массовке. Затем она приняла участие в организации театральной компании «Вашингтон-сквер Плейерз», а позднее оставила свой след в истории голливудского кино — как «хорошая характерная актриса, игравшая глазастых бабушек, от которых ничего не скроешь».

Хелен соперничала со своей подругой Джин Фостер за внимание Кроули и ненадолго стала его любовницей после того, как Джин его бросила.
 

«Сестра Хиларион», или «Кошка» (Джин Фостер). Джин Роберт Фостер (урожденная Джулия Элизабет Оливер, 1879—1970) — американская поэтесса родом из Адирондакских гор (штат Нью-Йорк).

В 1896 году Джин вышла замуж за Мэтлока Фостера (который был старше ее отца) и поселилась в Рочестере (Нью-Йорк). Джин училась в драматической школе Стэнхоупа Уиткрофта и работала журналисткой, а позднее — моделью. Затем супруги переехали в Бостон. Продолжив журналистскую карьеру, Джин стала литературным редактором журнала «Американ Ревью ов Ревьюз».

10 июня 1915 года Джин и ее подруга Хелен Уэстли познакомились с Алистером Кроули; Джин на тот момент было тридцать шесть лет. Кроули завел любовные отношения с ними обеими и дал им териоморфные прозвища — «Кошка» и «Змея», отсылавшие к образам египетских богов (Баст и Апофиса).

Увлекшись Джин с первого взгляда, Кроули попросил ее дать отзыв на его последние сочинения и помочь усовершенствовать его литературный стиль. Джин предложила встретиться на следующий день за чаем. К концу чаепития Кроули уже казалось, что он видит ее насквозь. На прощанье он заметил: «Итак, вы связаны с этим престарелым сатиром, который похитил вас из колыбели. Что же тогда остается на мою долю?» «Я полюбила вас с первого взгляда — как брата по духу», — ответила Джин, поцеловала его и ушла. 

Кроули полюбил ее по-настоящему. Впоследствии он писал в своей «Исповеди»: «Я увидел свой идеал во плоти. <…> Я действительно любил ее — такой возвышенной любовью, какой еще никогда не испытывал». Джин заставила его прождать целый месяц, прежде чем ответила на его ухаживания, и для Кроули это был своего рода рекорд. «Я вытерпел пытку разлукой, сомнениями и отчаянием, и на это потребовалась вся сила мужественности, какая у меня была», — вспоминал он в «Исповеди».

Поначалу отношения складывались серьезно: влюбленные писали друг другу стихи, и Джин начала всерьез задумываться о том, чтобы развестись с мужем и выйти за Кроули. Кроули надеялся, что Джин подарит ему сына. В его магической работе Джин приняла титул Багряной Жены и мистическое имя «Хиларион». В конце сентября 1915 года Кроули попытался зачать с ней ребенка и (как явствует из заключительных стихотворений «Золотой Розы» — цикла сонетов, ставшего поэтической хроникой их романа) решил, что преуспел, но в действительности Джин так и не забеременела.

В начале октября Кроули отправился в путешествие по Западному побережью.  Джин поехала с ним и «потащила с собой своего мужа — очевидно, чтобы придать романтике и приключениям еще больше остроты». Отклонившись от маршрута, они посетили Ванкувер, где Кроули повидался с Чарльзом Стенсфилдом Джонсом — членом A.'.A.'. и Ордена Восточных Тамплиеров. В Калифорнии Кроули и Джин Фостер расстались, а вернувшись в Нью-Йорк, Кроули узнал, что она его бросила. Он тяжело переживал эту утрату и все еще думал, что Джин зачала от него ребенка; «…я не знал, что пытался добиться физически невозможного», — впоследствии признавался он.

В конце концов, Кроули восстановил душевное равновесие, сказав себе, что он просто поддался иллюзиям и что Джин Фостер — обычная обманщица. В своем списке Багряных Жен против ее имени он отметил: «Потерпела неудачу из-за респектабельности». Однако еще спустя пять лет он писал: «Я не влюблялся с 1915-го… Неужели она и вправду “разбила мне сердце”?»

В 1916 году Джин начала публиковать с продолжениями стихотворную повесть об Адирондакских горах. В том же году начались ее путешествия по Европе, в которых она познакомилась со многими выдающимися деятелями модернизма и стала сотрудничать с коллекционером Джоном Куинном — собирателем современного искусства. После смерти Куинна, скончавшегося в 1924 году, Джин помогла собрать коллекцию его писем, которая ныне хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке (Мемориальная коллекция Джона Куинна) и, среди прочего, включает в себя обширную переписку со знаменитым английским писателем Джозефом Конрадом.

В 1932 году Джин переехала в город Скенектади (Нью-Йорк) и стала социальным работником.

В числе ее друзей были многие выдающиеся писатели и художники того времени. Особенно тесная дружба связывала Джин с Фордом Мэдоксом Фордом, Эзрой Паундом и Уильямом Батлером Йейтсом.

Джин Фостер похоронена рядом с художником Джоном Батлером Йейтсом (отцом поэта) на сельском кладбище Честертауна в Адирондакских горах. Основной ее архив хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке (Коллекция Джин Р. Фостер — Уильяма М. Мерфи), а переписка с Эзрой Паундом — в библиотеке Гарвардского университета.

 

[1] «Грезы о вальсе» — оперетта австрийского композитора Оскара Штрауса (1870—1954), пользовавшаяся в начале XX века огромной популярностью. — Здесь и далее примечания переводчика.

[2] Леопольд Семенович Ауэр (1845—1930) — российский скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижер и композитор. В 1918 году эмигрировал в США.

[3] Джеймс Кассиус Уильямсон (1845—1913) — американский актер, впоследствии эмигрировавший в Австралию и в качестве театрального менеджера основавший компанию «Дж.К. Уильямсон», которую современники называли «театральной империей».



Ссылки