Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XV. Как надлежит исследовать и испытывать свойства вещей путем уподобления (per viam sumptam a similitudine)

Известно, что тайные свойства вещей, исходящие не от стихийной природы, но привитые небесами, сокрыты от наших чувств и, сверх того, едва ли постижимы рассудком: ведь эти свойства приходят от мирового духа посредством звездных лучей, исследовать которые возможно не иначе, как посредством опыта и догадок (experientia et coniecturis)[1]. Поэтому всякий, кто жаждет приступить  к подобным исследованиям, должен считаться с тем, что всякая вещь движется и устремляется к своему подобию и располагает его к себе всею своею силой, как по своим особенностям (in proprietate), то есть сокровенным свойствам, так и по качествам (in qualitate), то есть свойствам стихийным, а иногда и по самому своему веществу (in ipsa substantia), как мы видим на примере соли: все, что долго простоит в соли, становится соленым[2].

Всякая же действующая сила (agens), начав действовать, не уподобляется той, что ниже нее, но в меру своих возможностей [стремится] сделать [низшую] равной себе и привести ее с собою в согласие; это мы ясно наблюдаем на примере живых и чувствующих существ (in animantibus sensibilibus), в [теле] которых питательная сила (nutritiva virtus) пищи преображается не в траву и [прочие] растения, но в чувствующую плоть[3].

Итак, если в некоей вещи есть избыток какого-либо качества или свойства, будь то тепло, холод, отвага, трусость, печаль, гнев, любовь, ненависть или иная какая-либо страсть или сила (присущая ей от природы или же приобретенная с мастерством или по случаю, как дерзость — у блудницы[4]), то эта вещь пробуждает и вызывает [в других вещах] то же самое качество, страсть или силу в величайшей мере. Так, огонь стремится к огню, вода — к воде, а отвага — к отваге.

Врачам известно, что мозг помогает мозгу, а легкие — легким[5]. По их словам, если на шею подвесить глаз лягушки (ranaeoculus), завернутый в тряпицу естественного цвета (nativi coloris)[6], то он излечит от воспаления глаза: правый глаз [лягушки] — от [воспаления в] правом [глазу], левый — от [воспаления] в левом[7]. То же самое применительно к глазам говорят и о раках (cancri)[8]. Схожим образом, для [лечения от] подагры брали ноги черепахи (pedes testudinis) и подвешивали их: ноги — к ногам, руки — к рукам (manus manui)[9], правую — к правой, левую — к левой[10]. Также говорят, что все бесплодные животные вызывают бесплодие и что [в этом отношении] особенно действенны их тестикулы и матка или моча: так, по слухам, женщина не зачнет, если будет каждый месяц принимать мочу мула (urina mulae) или что-либо на ней настоянное.

Итак, если мы желаем работать с какой-либо особенностью или свойством, то должны отыскать животное или иную вещь, обладающую этой особенностью в превосходной степени, и взять от той вещи часть, в которой эта особенность или свойство обладает наибольшей силой. Так, например, если мы желаем укрепить любовь, то ищем самое любвеобильное животное, к каковым относятся голубь (columba), горлица (turtur)[11], воробей (passer), ласточка (hirundo) и трясогузка (motacilla), а от него берем те члены или части тела, в которых любовное влечение обладает наибольшей силой, как-то: сердце, тестикулы, матку, пенис, сперму и месячную кровь. И сделать это надлежит в такое время, когда животное совершенно увлечено и захвачено [страстью][12], и тогда [это средство] самым действенным образом пробудит и вызовет любовь. Схожим образом, для укрепления отваги следует найти льва (leonem) или петуха (gallum) и взять от него сердце, глаза или лоб[13].

В таком же смысле надлежит понимать и то, что говорит платоник Пселл, а именно, что собаки (canes), вóроны (corvi) и петухи (galli) полезны для бдения, а у соловья (philomela), нетопыря (vespertilio) и совы (noctua) — самые лучшие головы, сердца и глаза[14]. Потому говорят: «Если носишь с собою сердце ворона или нетопыря, то не захочешь спать, покуда его не выбросишь». Так же действует и голова нетопыря, если ее высушить и привязать на правую руку человека бодрствующего; если же положить [голову нетопыря] на спящего человека, тот не проснется, пока ее не уберут[15].

Схожим образом, лягушка (rana) и филин (bubo), а в особенности — взятые от них язык и сердце, делают человека разговорчивым: язык водяной лягушки (ranae aquaticae), положенный человеку под голову, заставляет его говорить во сне, а сердце филина, если положить его под левую грудь спящей женщины, заставит ее высказать все тайны[16]; и то же самое происходит, когда на грудь спящего кладут сердце совы (noctua) и жир зайца (leporis).

Схожим образом, все долгоживущие животные приносят долголетие, а всё то, что способно продлить им жизнь, обновляет жизнь и нашим телам и возвращает молодость, о чем заявляли многие врачи и что можно наблюдать на примере гадюк (vipera) и [прочих] змей (serpentibus). Известно, что олени (cervi) омолаживаются в старости, поедая змей[17]; схожим образом, феникс (phoenix) обновляется на костре, который сам же для себя и складывает[18]. Подобное свойство присуще и пеликану (pellicano): если его правую ногу закопать в теплый навоз, через три месяца пеликан возродится из нее [омоложенным]. Ввиду этого некоторые врачи приготовляли из гадюки (vipera), чемерицы (elleboro) и плоти некоторых животных особые составы, сулившие возвращение молодости. И подчас им это удавалось[19], как Медее, когда та пообещала вернуть молодость старцу Пелию[20]. Есть также поверье, что кровь медведя (ursi), если выпить ее из свежей раны, действует как снадобье, увеличивающее телесную мощь, потому что медведь — самое могучее из животных[21].

 

[1] Источник текста от начала главы и до этого места — «О жизни» М. Фичино: «В то же время, для того, чтобы приготовить дух к восприятию небесных влияний, одних только качеств, доступных чувствам, недостаточно: необходимы также — и в значительно большей степени — некоторые качества, вложенные в [земные] вещи небесами и сокрытые от наших чувств, вследствие чего постичь их умом непросто. Качества такого рода и их влияния не могут быть стихийными по своей природе; следовательно, они исходят от Мировой Жизни и Духа посредством все тех же звездных лучей, а потому именно через них наш дух, в свою очередь, легче всего открывается и приуготовляется к восприятию небесных влияний» (III.12).

[2] Источник текста от слов «…всякая вещь движется» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта: «…вещи всякого рода движутся и склоняются к себе подобным <…>, как огонь движется к огню, а вода — к воде. Также Авиценна сказал: всякая вещь, что долго простоит в соли, станет соленой, а всякая вещь, что стоит в месте зловонном, сама станет зловонной. Если вещь [долго] остается у храбреца, то и она становится храброй, а вещь, что остается у труса, делается трусливой. Если же зверь живет в обществе людей, он становится послушным и домашним. И в целом доказано и рассуждениями, и разнообразными опытами, что всякая природа движется к своему подобию, и опыт показывает, что так происходит с качествами и первого рода, и второго, а подчас и третьего. И во всяком сочетании вещей не найдется ничего, что не стремилось бы со всею своею силой к своему подобию» (1—2).

[3] Источник текста от слов «Всякая же действующая сила…» и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:d5).

[4] Audacia, см. примеч. & на стр. &.

[5] Источник текста от слов «Итак, если в некоей вещи…» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта: «Ибо они [= философы] достоверно знали, что некоторым [вещам] дается великий холод, некоторым — великая храбрость, некоторым — великий гнев, некоторым — великая трусость, некоторым присуще бесплодие, некоторым — пылкость любви, некоторым — какое-либо иное свойство, которым обладает либо вид в целом (как храбрость и победоносность, свойственные Льву), либо же отдельные его представители (как дерзость, присущая блуднице). <…> подобное всегда помогает подобному и укрепляет его, и любит, и приводит его в движение, и принимает его в свои объятия. Об этом говорят врачи, доказавшие в своей области, что печень помогает печени и всякая [иная] часть тела помогает себе подобной» (3—4).

[6] Подразумевается неокрашенная ткань.

[7] Источник текста от слов «…если на шею подвесить» и до этого места — «Естественная история» Плиния: «Правый глаз лягушки, подвешенный на шею в тряпице из шерсти естественного цвета, — это средство от воспаления в правом глазу, а левый глаз лягушки, подвешенный таким же образом, — от воспаления в левом» (XXXII.24).

[8] «Рачьими глазами» (oculi cancrorum) или «рачьими камушками» (lapilli cancrorum) назывались кальциевые гастролиты, которые иногда находят в стенках желудка у раков. В средневековой медицине они использовались как магическое лекарственное средство от различных болезней.

[9] Т.е. передние лапы черепахи — к рукам пациента.

[10] Источник текста от слов «…для лечения от подагры…» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта: «Если возьмешь правую ногу черепахи и подвесишь ее на правую ногу человека, больного подагрой, то ей [= ноге] пойдет это на пользу. То же самое — если подвесишь левую ногу черепахи себе на левую ногу, пораженную подагрой. Так же и рука ее [= передняя лапа] пойдет на пользу руке, а палец — пальцу» (42).

[11] В английском переводе Дж. Ф. это слово ошибочно передано как turtle («черепаха»).

[12] Источник текста от слов «Также говорят, что бесплодные животные…» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта: «Схожим образом, если животное бесплодно от природы или [стало таковым] по некой случайности, то оно вызывает у некоторых бесплодие. И потому философы писали, что мул, будучи совершенно лишен своего достояния, делает бесплодными мужчин и женщин, если некую часть его [тела] дать женщине. <…> Схожим образом, те, кто желает пробудить любовь, ищут такое животное, которое любит сильнее всего, причем в такой час, когда оно сильнее всего волнуемо любовью, ибо тогда в нем есть великая сила, побуждающая к любви; и берут от этого животного такую часть, в которой плотское вожделение сильнее всего, как-то: сердце, тестикулы и матку.

И коль скоро ласточка весьма любвеобильна, как говорят философы, то именно ее выбирают чаще прочих, чтобы возбудить любовь. Полагают, что к животным того же рода относятся голубь и воробей, особенно в такой час, когда они наслаждаются любовью, или плотским вожделением, ибо тогда они пробуждают и приносят любовь беспрепятственно» (15—17).

[13] Источник текста от слов «…для укрепления отваги…» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта, где в дополнение к поверьям о льве и петухе приводится еще занятное поверье, связанное с блудницами: «…лев — зверь бесстрашный и от природы обладает отвагой, [сосредоточенной] главным образом у него во лбу и в сердце. Потому кто возьмет глаз или сердце льва или же шкуру с места промеж глазами, тот станет храбрым и бесстрашным и будет внушать страх всем животным. И в целом свойство льва — наделять отвагой (audaciam) и великодушием. Схожим образом, дерзость (audacia) блудницы велика до чрезвычайности. И потому философы говорят, что если кто наденет сорочку обычной блудницы или посмотрится в зеркало, в которое та смотрелась (или же станет носить его с собой), тот станет дерзким и бесстрашным. Схожим образом, отвага (audacia) свойственна петуху — и столь великая, что философы утверждают, будто при виде его пугается даже лев. И потому, говорят, если кто станет носить при себе какую-то часть петуха, то сделается храбрым» (14). Последнее из перечисленных здесь поверий заимствовано из «Естественной истории» Плиния: «…эти птицы [= петухи] внушают страх даже льву, отважнейшему из всех животных» (X:24).

[14] Источник текста от слов «…говорит платоник Пселл…» и до этого места — толкование М. Фичино на трактат Псевдо-Пселла «О демонах».

[15] Источник этого поверья — «Естественная история» Плиния: «…голова нетопыря, если высушить ее и носить как амулет, отгоняет сон» (XXX.48).

[16] Источник текста от слов «Схожим образом, лягушка…» и до этого места — «Естественная история Плиния: «Демокрит заверяет нас, что если извлечь у живой лягушки язык, не затронув притом ни единой части тела, к нему прилегающей, а затем приложить этот язык (прежде вернув лягушку в воду) к [телу] спящей женщины в том самом месте, где можно прощупать сердце, то она непременно даст правдивый ответ на любой вопрос, какой ей зададут» (XXXII.18); «…они [= маги] уверяют, будто сердце филина, если приложить его к левой груди спящей женщины, заставит ее раскрыть все свои тайные помыслы» (XXIX.26). Ср. также отрывок из «Чудес мира» Псевдо-Альберта: «…если положить на человека сердце и правую лапу [филина], он тотчас ответит тебе на все, о чем ты спросишь» (4); «Если хочешь, чтобы твоя жена или девка открыла тебе все, чем она занималась, возьми сердце голубя и голову лягушки, высуши то и другое, истолки в порошок и покроши ей, спящей, на грудь, и она откроет тебе все, чем занималась; когда же она проснется, сотри [тот порошок] с ее груди, пока она не встала [с постели]» (44).

[17] Схожие поверье со ссылками на античных авторов приводит Альберт Великий в трактате «О животных»: «Плиний говорит, что олень, почувствовав приближение старости, идет к змеиному логову и дыханием своих ноздрей выманивает змею на поверхность. Змея кусает его, и олень, ощутив бегущий по телу жар [змеиного] яда, ищет чистый и прохладный источник, чтобы испить освежающей воды. После этого он снова становится молодым, постепенно, малыми частями, счесывая с себя старую шкуру» (XXII.26); «Гален также обратил внимание, что козы, которые лизали сброшенные шкуры змей, выказывают меньше признаков старения и меньше седеют» (XXII.20). Плиний в действительности не писал ни об омоложении оленей, ни о том, что они дают змеям кусать себя, но утверждал, что олени «…найдя змеиную нору, вытаскивают змей наружу и пожирают» («Естественная история», XXVIII.42). В другой главе «Естественной истории» говорится о том, что олени сбрасывают старые рога,  и отращивают новые, а далее утверждается: «…олени враждуют со змеями, выискивая их норы и дыханием своих ноздрей выманивая их из нор» (VIII.50).

[18] Ср. в «Естественной истории» Плиния: «…состарившись, он [= феникс] строит гнездо из кассии и веток ладанника, наполняет его благовониями, а затем ложится на них, дабы умереть; <…> из его костей и костного мозга выходит нечто наподобие червячка, который со временем превращается в птенца…» (X.2).

[19] Это поверье приводится также в «Книге тайн» Псевдо-Альберта: «И если правую его [= пеликана] ногу положить в тепло, через три месяца он возродится живым…» (III.14). Источник текста от слов «…все долгоживущие животные» и до этого места — «О вселенной» Гийома Овернского (I.2.16).

[20] Ср. в трактате М. Фичино «О жизни»: «Отсюда и происходит предание о Медее и магах, возвращавших людям молодость с помощью особых растений…» (III.20). Источник мифа о Медее и Пелии  — «Метаморфозы» Овидия (VII.159—349).

[21] Источник этого поверья — «Деяния данов» Саксона Грамматика: «Столкнувшись в чаще с огромных размеров медведем, он [= Бьярко] убил его своим копьем, а своему спутнику Хьяльто велел приникнуть губами к ране и выпить крови этого зверя, чтобы стать еще сильнее. Ибо считалось, что такое питие увеличивает мощь тела» (II.6.11, пер. А. Досаева).

© Перевод: Анна Блейз, 2019

Ссылки