Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XVI. Каким образом влияния различных свойств передаются от одной вещи к другой и сообщаются друг другу

Следует знать, что сила природных вещей столь велика, что они не только влияют своими свойствами на вещи, оказавшиеся поблизости, но и наполняет их схожею силой, которая таким же образом воздействует на другие вещи, как мы видим на примере магнита (magnete): ведь этот камень не только притягивает железные кольца (annulos ferreos), но и наполняет кольцо своею силою, после чего оно может влиять таким же образом [на другие кольца][1], — что Августин[2] и Альберт[3], по собственным их словам, видели своими глазами.

Схожим образом, публичная женщина (meretrix publica), в которой, как говорят, заключены беспредельная дерзость и бесстыдство, влияет этими своими свойствами на все, что находится поблизости, а от тех вещей, [на которые она повлияла], эти свойства передаются другим. Потому-то говорят, что если кто наденет платье (vestem) или сорочку (camisiam) блудницы или же посмотрится в зеркало, в которое она смотрится ежедневно, тот станет  дерзким, бесстрашным, бесстыдным и невоздержанным[4].

Говорят, схожим образом и ткань (pannum), которую использовали при погребении, приобретает некое свойство печали и сатурнической меланхолии; и, схожим образом, петля повешенного (laqueum suspendiosi) обладает некоторыми чудесными свойствами[5]. И таким же образом, по словам Плиния, если подложить немного земли под ослепленную зеленую ящерицу (lacertae viridi excaecatae) и поместить все это в стеклянный сосуд (vitreo vase), в котором лежат кольца из чистого железа или золота (annulosferro solido vel auro), а затем, когда сквозь стекло покажется, что к ящерице вернулось зрение, то кольца, взятые из того сосуда, будут исцелять от подслеповатости (lippitudinem). То же самое говорят о ласках (mustela) и кольцах; и, как утверждают, если выколоть им [= ласкам] глаза острием, [со временем] зрение к ним вернется[6]. Подобным же образом кольца подкладывают в определенное время в гнезда воробьев или ласточек, а затем используют [как средство] для обретения любви или благосклонности[7].

 

[1] Источник текста от слов «…ведь этот камень…» и до этого места — «Ион» Платона: «[…магнесийский] камень не только притягивает железные кольца, но и сообщает им такую силу, что они, в свою очередь, могут делать то же самое, что и камень, то есть притягивать другие кольца, так что иногда получается очень длинная цепь из кусочков железа и колец, висящих одно за другим; у них у всех сила зависит от того камня» (533d, пер. Я. Боровского).

[2] Августин, «О граде Божьем»: «Известно, что камень-магнит имеет удивительное свойство притягивать железо; когда я в первый раз это увидел, я попросту ужаснулся. Я видел, как этим камнем было притянуто и подцеплено железное кольцо, потом — как будто камень передал и сообщил свою силу железу, которое им было притянуто, — это кольцо было придвинуто к другому и притянуло его к себе, и как первое кольцо прицепилось к камню, так второе прицепилось к первому кольцу; таким же образом прицеплено было и третье кольцо, а потом и четвертое, вот из этих взаимно соединенных между собою кружочков нанизалась как бы цепь колец, не внешним, а внутренним образом соединенных одно с другим. Кто не пришел бы в изумление перед этой силою камня, которая не только заключалась в нем самом, но и проходила через столько колец и невидимою связью прицепляла их одно к другому?»

[3] Альберт, «О минералах»: «[Магнит] обладает чудесной способностью притягивать железо, причем в такой мере, что эта его способность передается железу и оно, в свою очередь, начинает притягивать [другие железные предметы]; так, иногда можно увидеть множество [намагниченных] иголок, подвешенных одна к другой» (II.2.11).

[4] См. примеч. & на стр. &.

[5] Источник текста от слов «…петля повешенного…» и  до этого места — «О чудесах мира» Псевдо-Альберта: «И говорят, если взять веревку, на которой был повешен вор, и с нею немного мякины <…> и положить в горшок, и поставить его среди других горшков, то этот горшок разобьет все остальные. Также возьми немного вышеназванной веревки и положи на орудие, при помощи которого хлеб сажают в печь; и когда тот, кто должен сажать хлеб в печь, попытается это сделать, у него ничего не получится: хлеб выскочит из печи» (50). Плиний в «Естественной истории» приводит поверье, согласно которому головная боль пройдет, если «обвязать виски веревкой, на которой был повешен человек» (XVIII.12).

[6] Источник текста от слов «…если подложить немного земли…» и до этого места — «Естественная история» Плиния: «Другие, опять-таки, ослепляют зеленую ящерицу и, подложив под нее немного земли, закупоривают в стеклянном сосуде вместе с несколькими колечками из чистого железа или золота. И когда видят, глядя сквозь стекло, что к ящерице вернулось зрение, то выпускают ее на волю, а кольца сохраняют как средство, предохраняющее от воспаления глаз. <…> Говорят также, если выколоть ласке глаза каким-нибудь острым орудием, зрение к ней вернется; и ее используют таким же образом, как ящерицу и кольца, упомянутые выше» (XXIX.38).

[7] Ср. примеч. & на стр. &.

© Перевод: Анна Блейз, 2019

Ссылки