Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XIX. О том, как исследуют и испытывают свойства вещей, присущи ли те виду в целом или же особо дарованы отдельным индивидам.

Также прими во внимание, что некоторые свойства принадлежат определенным видам [в целом], например, отвага и храбрость — льву (leone) и петуху (gallo), боязливость — зайцу (lepore) и агнцу (agno), хищность или прожорливость — волку (lupo), коварство и лживость — лисе (vulpe), угодливость — собаке (cane), жадность — ворону (corvo) и вороне (cornice), гордость — лошади (equo), гневливость — тигру (tygride) и вепрю (apro), печаль и меланхолия — кошке (cato), сладостратие — воробью (passere)[1] и так далее; в общем, бóльшая часть природных свойств присуща видам в целом.

Однако некоторые особенности (rebus) свойственны лишь отдельным индивидам: так, некоторые люди чрезвычайно пугаются при виде кошки и не могут смотреть на нее без сильнейшего ужаса[2], — и вполне очевидно, что ужас этот свойствен им отнюдь не в силу принадлежности к человеческому роду. Авиценна писал об одном своем современнике, которого боялись все ядовитые твари: те из них, кому доводилось случайно укусить его, погибали, он же оставался совершенно невредим[3]. Альберт упоминает о встреченной им в Кельне (Agrippina Colonia ) девушке, которая охотилась на пауков ради пропитания и с удовольствием их поедала[4]

Схожую природу имеют дерзость блудницы[5] и боязливость вора. Подобным же образом, утверждают философы, есть такие люди, которые никогда не страдают от болезней, противостоя всем недугам[6]; потому, кость мертвеца, никогда не болевшего [при жизни] лихорадкой, исцеляет от четырехдневной лихорадки, если подвесить ее над больным. И многие свойства, присущие отдельным индивидам, ниспосланы от небесных тел, как мы показали выше.

 

[1] Сведения о качествах, присущих видам животных, частично заимствованы из «Чудес мира» Псевдо-Альберта (3, 14—15).

[2] Источник текста от слов «…некоторые люди» и до этого места — «О вселенной» Гийома Овернского (I.1.46).

[3] Источник текста от слов «Авиценна писал» и до этого места — «Античные чтения» Целия Родигина (V.35). Родигин, в свою очередь, опирался на историю из трактата Авиценны «О животных» (VIII.2).

[4] Источник текста от слов «Альберт упоминает» и до этого места — трактат Альберта Великого «О животных» (VII.2.5).

[5] См. примеч. & на стр. &.

[6] Источник текста от слов «…говорят философы» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта (45).

© Перевод: Анна Блейз, 2019

Ссылки