Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава IV. О причинах троичности стихий

Как мы уже сказали, есть четыре стихии, без совершенного понимания которых мы не сможем добиться никакого совершенства в магии. Каждая из этих стихий троична. Таким образом, полная их четверица дает число двенадцать, а оно при помощи семерки и через десятку приводит к той наивысшей единице, из которой проистекают все силы и чудесные деяния[1].

Итак, стихии первого порядка (ordine) — стихии чистые, несоставные, неизменные и не способные к смешению, но нерушимые; и сами они не воздействуют [на вещи], но благодаря им действуют силы всех природных вещей. Объяснить же их [собственные] силы не дано никому, ибо с их помощью возможно добиться всего во всяком деле. Кто пренебрегает ими, тот не сможет совершить никаких чудесных деяний.

Стихии второго порядка — составные и многосложные, разнообразные и нечистые, но при помощи искусства их можно привести к чистой простоте. Когда же они возвращаются к простоте, то сила их становится главной изо всех [тех сил], что свершают и деяния тайные, и деяния природные: они составляют все основание натуральной магии.

Стихии третьего порядка — в основном и по сути своей не стихии как таковые, но составы, образованные стихиями между собой, разнообразные, многосложные и переходящие друг в друга. Они суть нерушимое средоточие (infallibile medium), и потому их называют срединной природой (media natura) или душой срединной природы (anima mediae naturae); и воистину немного на свете таких, кто понимает эту глубокую тайну[2].

Посредством определенных чисел, степеней и порядков они [= стихии третьего порядка] доводят до совершенства плоды всех деяний, совершаемых любыми вещами природными, небесными или наднебесными. Они полны чудес и тайн и способны действовать как в натуральной магии, так и в божественной; через них происходят все соединения, растворения и превращения вещей; и с помощью их познают и предрекают грядущее, и истребляют демонов зла, и совещаются с духами добра при сошествии оных свыше.

Итак, без этих трех порядков стихий, не познав их, никто не сможет с уверенностью трудиться в области тайных наук о магии и природе. Но тот, кто научится сводить нечистое к чистому и многосложное — к простому, а также различать их природу, достоинство и силу по числам, степеням и порядкам, не разделяя естества на части, тот с легкостью познает все природные вещи и небесные тайны и достигнет совершенства в работе с оными[3].

 

[1] 12+7=19, 1+9=10, 1+0=1.

[2] В комментариях Д. Тайсона эти три порядка стихий предположительно соотносятся с тремя группами чисел: первый порядок — с простыми одноразрядными числами (2, 3, 5 и 7), второй — с составными одноразрядными числами (4, 6, 8 и 9), а третий — с числами от 10 и больше, которые можно свести к одноразрядным при помощи простой нумерологической операции (как, например, число 12 сводится к 3 путем сложения составляющих его цифр 1 и 2).

[3] Источник этой главы — загадочное «Послание к графу Иоганну Вестербургскому» Иоганна Тритемия, («…о трех началах натуральной магии, без которых в ней невозможно добиться ничего», 10 мая 1503 года):

«Первое начало заключается в той единой субстанции, не собственною силою которой, но при помощи которой всякая возможность природных чудес развивается в действительное явление. Мы говорим “при помощи которой”, потому что Абсолют, происходящий из единицы, не составен и не подвержен никаким изменениям.

Кроме того, есть тайная последовательность, ведущая от Триады и Тетрады к Монаде ради полноты Декады, ибо через нее число совершается сведение числа к единству и, схожим образом, нисхождение к Тетраде и восхождение к Монаде. Только так может обрести полноту Диада. С радостью и торжеством Монада преобразуется в Триаду. Кто не знает этого начала, вытекающего из начала Монады, тот не сможет ни достичь Триады, ни приблизиться к наисвятейшей Тетраде. Пусть он овладеет всеми книгами мудрецов; пусть он постигнет в совершенстве пути звезд вкупе с их достоинствами, силами, операциями и свойствами; пусть он живо и ясно поймет их разновидности, знаки, сигилы все их глубочайшие тайны, какие ни есть; но все же, не зная этого начала, которое рождается из начала и возвращается к началу, он не добьется своими операциями никаких чудесных  явлений. Вот почему все те без исключения, кто ставил опыты в натуральной магии, либо не достигли ничего, либо же долгие и бесплодные старания довели их до занятий суетных, никчемных и суеверных.

Итак, второе начало, которое отделено от первого порядком, а не достоинством и которое само по себе созидает Триаду, — это то, которое творит чудеса посредством Диады. Ибо в одном и есть одно, и нет одного; оно простое, но в Тетраде становится составным; будучи очищено огнем, оно преображается в чистую воду, а будучи сведено к простоте, явит вершителю сокровенных таинств свершение его трудов. Здесь — центр всей натуральной магии, периметр коей, замыкаясь на себя, очерчивает круг в бесконечности. Сила его превыше всех очищенных вещей, и оно не столь простое, как все вещи, составленные по шкале Тетрады. Но пифагорейская Тетрада, опирающаяся на Триаду, чистая и в то же время очищенная, со всей определенностью способна (при соблюдении порядка и степени) вершить чудеса и тайны природы, относящиеся к Диаде внутри Триады. Это та Тетрада, коя, обладая силами Триады соединенной с Диадой, соединяет все вещи в одно и работает превосходно. Эта Триада, сведенная к единству, содержит в себе все сущее и достигает всего, чего пожелает.

Третье начало — не начало как таковое; но между ним и Диадой — цель всей науки и тайного искусства и нерушимое средоточие опосредующего начала. Ошибиться в нем не сложнее, нежели в прочих, ибо среди здравствующих на земле немного таких, кто основательно постиг этого начала, движущегося путем восьмеричного умножения через семерицу к триаде и в то же время остающегося неизменным. В нем — вершина шкалы и последовательности Числа. С его помощью достигали восхитительных результатов все философы и все истинные изыскатели природных тайн; через него, сведенное в Триаде к простому элементу, они внезапно и совершенно естественным путем добивались чудесных исцелений от болезней и от всякого рода недугов; в деяниях же природной и сверхприродной магии достигали цели под руководством Тетрады. Посредством его совершалось правдивое предсказание грядущих событий; и только через эти узкие врата возможно было вырвать у Природы хранимые ею тайны. И это же было единственное Средство, обнажавшее тайну Природы перед алхимиками; без него невозможно ни постичь это искусство, ни добиться цели опыта».

© Перевод: Анна Блейз, 2018

Ссылки