Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Первая

Глава XLIII. О воскурениях, о причинах их [действенности] и [о присущих им] силах.

Некоторые воскурения (suffumigationes), сооответствующие звездам, сильно влияют на воздух и дух, а потому немало помогают воспринять небесные дары, [если зажечь их] под благоприятными лучами звезд. Дух наш и впрямь во многом меняется под влиянием их дымов (vaporibus), поскольку обе эти субстанции подобны друг другу по природе. И воздух под действием этих дымов легко перенимает [различные] качества, горние и дольние; и, проникая в нашу грудь постоянно и беспрепятственно, наполняет этими чудесными качествами и нас[1]. Вот почему при прорицании, чтобы вызывать мысленные образы (phantasiam), часто используют воскурения, созвучные определенным божествам[2]: они предрасполагают нас к приятию божественного вдохновения. Так, говорят, что воскурение семенами льна (ex semine lini) и блошиного подорожника (semine psyllii)[3] с кореньями фиалки и петрушки (radicibus violae et apii) вызывают видения о будущем и способствуют прорицанию[4].

Трудно не дивиться, сколь сильно действуют воскурения на воздух! Как полагал Порфирий, некоторые испытанные на деле дымы особых воскурений мгновенно привлекают и приводят воздушных демонов (aëreos daemones), вызывают гром и молнию и тому подобное[5]. Например, если сжечь печень хамелеона (iecur chamaeleontis) на крыше дома, то пойдет дождь с громами; голова и глотка (caput et guttur) [хамелеона] тоже вызывают проливной дождь и гром, если сжечь их с древесиной дуба (roboreis lignis)[6]. Кроме того, воскурения, совершенные под уместными влияниями звезд, немедленно вызывают образы демонов (daemonum idola), являющиеся из воздуха или еще откуда-то.

Говорят, если совершить воскурение кориандром (coriandro) с петрушкой (apio) или же беленой (hyoscyamo) с болиголовом (cicuta), тотчас же соберутся демоны — потому эти растения называют травами духов (herbas spirituum). Утверждают также, что из корня тростниковой ферулы (ex radice cannae ferulae)[7] в смеси с соком болиголова (succo cicutae), беленой (hyoscyami), коровяком (tassi barbassi)[8], красным сандалом (sandalo rubeo) и семенами черного мака (papavere nigro) делают  воскурение, которое вызывает явления демонов и странных фигур; если же к нему добавить петрушку (apium), то демоны разбегутся прочь из любого места, [которое окурят этой смесью], а фигуры уничтожатся. Схожим образом, воскурение из душевика (calaminto)[9], пиона (paeonia), мяты (menta) и клещевины (palma Christi)[10] изгоняет всех злых духов и вредоносных призраков (noxia phantasmata)[11].

Сверх того, говорят, что есть некие воскурения, призывающие или изгоняющие животных, — как, например, воскурение липарисом (lipare), которое призывает, по словам Плиния, любых диких зверей[12]. Схожим образом, сжигая кости из верхней части оленьей глотки (e summo gutture cerviossibus), можно созвать змей, а воскурение оленьим рогом (cornucervino) их прогонит[13]. То же самое происходит при воскурении павлиньими перьями (pennae pavonum); и если сжечь ослиное легкое (pulmone asini), все ядовитые твари тоже обратятся в бегство. Окуривание лошадиным копытом (ungula equi) изгоняет из дома мышей, так же как и [окуривание] копытом самки мула (ungula mulae); а если сжечь ее левое копыто, дом покинут мухи[14]. Еще говорят, если в любом месте дома совершить воскурение желчью [или: желчным пузырем] каракатицы (felle sepiae) с фимиамом (thymiamate), розами (rosis) и алойным деревом (ligno aloës)[15], а затем пролить в этом месте морскую воду (aqua marina) или кровь (sanguine), то покажется, будто весь дом наполнился [водой?] или кровью; если же бросить туда вспаханную землю, то покажется, будто земля трясется[16].

Есть и такие испарения, что влияют на любые тела и передают им некое качество, сохраняющееся надолго. Так, заразное или ядовитое испарение чумы (pestilentiae vapor), сохраняясь в стенах дома, поражает его обитателей даже по прошествии двух лет и более, а проказа, скрытая в одежде, еще долгое время способна заразить того, кто ее наденет[17]. Поэтому к изображениям, перстням (annulis) и другим подобным магическим орудиям, а также кладам, сокрытым в земле, не без пользы применяют особые курения, как свидетельствует о том сам Порфирий[18]. Так, сказано: «Если закопать золото, серебро или другие какие-либо ценности, когда Солнце и Луна соединяются друг с другом на дне неба (imo coeli)[19], а затем окурить это место кориандром (coriandro), шафраном (croco), беленой (hyoscyamo), петрушкой (apio) и семенами черного мака (papavere nigro), взятыми в равных частях, истолченными и вымоченными в соке болиголова (succo cicutae), то сокрытый таким образом клад никогда не найдут и не похитят, ибо его будут постоянно охранять демоны. Если же кто попытается похитить, то демоны станут терзать его и ввергнут в безумие»[20].

Гермес же говорил, что для привлечения демонов нет ничего лучше, нежели воскурение амброй (sperma ceti)[21]: если вымочить ее в крови удода (sanguine upupae) вместе с алойным деревом (ligno aloës), костом (costo)[22], мускусом (musco), шафраном (croco) и фимиамом (thymiamate), и совершить воскурение такой смесью, то [в этом месте] очень быстро соберутся воздушные духи (spiritus aëreos). Если окурить ею могилы, то соберутся маны (manes)[23] и тени усопших (umbras mortuorum)[24].

Схожим образом, проводя операции Солнца, мы нередко используем солнечные курения, при операциях Луны — лунные и так далее для остальных [планет]. Также знай, что противоположность и вражда бывают не только между звездами и духами, но и между их курениями. Например, алойное дерево (lignum aloës) и сера (sulphur) враждебны друг другу, так же как ладан (thus) и ртуть (argentum vivum); поэтому духи, вызванные дымом алойного дерева, разбегутся от серы[25], — как Прокл приводит пример с духом, который обычно являлся в образе льва (in forma leonis), но когда перед ним бросили петуха (gallo), быстро исчез, потому что  петух враждебен льву[26]. Итак, прими это к сведению и соблюдай на деле.

 

[1] Источник текста от начала главы до этого места — «О жизни» М. Фичино: «Говорят, что в операциях такого рода [т.е. при изготовлении магических изображений] полезны воскурения, соответствующие избранным звездам, потому что дым их непосредственно влияет и на воздух, и на лучи [звезд], и на дух изготовителя, и на материал, из которого созидается образ. Я же полагаю, что запахи (ибо все запахи чрезвычайно схожи по природе с духом и воздухом, а если их воспламенить, то и с лучами звезд), родственные, например, Солнцу или Юпитеру, оказывают сильное влияние на воздух и дух, склоняя их к восприятию даров от Солнца или Юпитера — в зависимости от того, какая из этих планет господствует в небе во время, выбранное для работы под благотворным влиянием их лучей. Дух, испытавший такое влияние и воспринявший упомянутые дары, способен не только сильнее обычного воздействовать на собственное тело, но и влиять подобным же образом, хотя и не так сильно, на предметы, расположенные поблизости, и особенно на те, что схожи с ним по природе» (III.20).

[2] Ср.: «…дым воскурений находится в родстве с богом,  а не с душой прорицателя» (Ямвлих, «О египетских мистериях», III.24).

[3] Подорожник блошиный, или шершавый (Plantago afra, Plantago psyllium) — однолетнее травянистое растение семейства подорожниковые.

[4] Источник текста от слов «Так, говорят…» и до этого места — «Сефер Разиэль», II: «18-е растение — лен. Воскурения его семенами вместе с семенами блошиного подорожника (он же “азартахона”) и кореньями фиалки и петрушки помогает видеть будущее и изрекать много пророчеств».

[5] Источник текста от слов «Как полагал Порфирий…» и до этого места — «О жизни» М. Фичино: «Порфирий в своем письме к Анебону также подтверждает действенность изваяний  и добавляет, что пары особых воскурений, им подобающих, мгновенно привлекают к ним воздушных демонов» (III.13). В действительности Порфирий в «Письме к Анебону» утверждает: «Не следует презирать и тех, кто ваяет изображения. Ибо они наблюдают за движением  небесных тел и по сочетаниям одной звезды с другой или с несколькими звездами могут определить, дает ли они истинное предсказание или лживое и окажется ли предпринятое дело напрасным или же, напротив, важным и полезным, — несмотря на то, что изображения эти не притягивают к себе никаких богов или демонов». Фичино приводит мнение Порфирия по пересказу в трактате Ямвлиха «О египетских мистериях» (III.29—30), написанном как «ответ… на письмо Порфирия к Анебону». В частности, именно Ямвлих упоминает в этом контексте о «призраках», которые «сразу образуются из поднимающегося дыма», «как только воскуряют фимиам» ибо как только воскуряют фимиам, они сразу образуются из поднимающегося дыма.

[6] См. примеч. & на стр. &.

[7] Вероятно имеется в виду сильфий — ныне вымершее растение. См. примеч. & на стр. &.

[8] Коровяк обыкновенный, или медвежье ухо (Verbascum thapsus) — двулетнее травянистое растение семейства норичниковые. Агриппа использует его итальянское название — tasso barbasso.

[9] См. примеч. & на стр. &.

[10] См. примеч. & на стр. &. Использованное здесь название palma Christi (букв. «ладонь Христова») объясняется тем, что листья этого растения напоминают по форме человеческую ладонь.

[11] Источник текста от слов «…если совершить воскурение кориандром…» и до этого места — «Сефер Разиэль», II: «7-е растение — кориандр <…> Говорят, если совершить воскурение этим растением вместе с петрушкой и беленой (insquiano), добавив болиголова в большом количестве, то вокруг тотчас же соберутся духи, и потому его [кориандр] называют травой духов (herba spiritum). <…> 22-е растение — тростниковая ферула (Canna ferula). <…> Если возьмешь ее сок с соком болиголова и белены (Jusquiami), и коровяк (sapsi barbate), и красный сандал, и семена черного мака, и этой смесью совершишь воскурение, то увидишь бесов, и всякие вещи, и странные картины; если же добавить к смеси петрушку, то знай, что из любого места, которое окуришь ею, бесы разбегутся прочь; и так, если пожелаешь, сможешь уничтожить злых духов. <…> 23-е растение — душевик <…> и если воскурить его с мятой, клевещиной и пионом, он изгонит злых духов из любого места. И, сверх того, это средство от наваждений».

[12] См. примеч. & на стр. &.

[13] Источник текста от слов «…сжигая кости…» и до этого места — «Естественная история» Плиния: «Дым от горящих оленьих рогов  прогонит змей <…>; но, как говорят, этих пресмыкающихся можно собрать при помощи костей из верхней части оленьей глотки, брошенных в огонь» (XXVIII.42).

[14] Источник текста от слов «…и если сжечь ослиное легкое…» и до этого места — «Чудеса мира» Псевдо-Альберта: «Если окурить дом или какое-либо иное место легкими осла, оттуда уйдут змеи и скорпионы. <…> Если окурить левым копытом самки мула, мухи улетят из него. <…> Копыто лошади, сожженное в доме, изгоняет мышей. То же самое происходит, если сжечь копыто самки мула» (38, 45, 47).

[15] См. примеч. & на стр. &.

[16] Источник текста от слов «…если в любом месте дома…» и до этого места — «Сефер Разиэль», II: «4-я [рыба] — <…> каракатица. <…> Когда хотели, чтобы показалось, будто дом наполнился водой или будто река ворвалась в ворота, брали эту рыбу вместе с фимиамом, алойным деревом и розами и окуривали дом, а затем плескали туда морской водой, и казалось, будто дом наполнился водой. Если же плескали кровью [вместо морской воды], то казалось, будто дом полон крови <…> Когда же хотели, чтобы показалось, будто земля трясется, то бросали туда землю из-под плуга».

[17] Источник текста от слов «…заразное или ядовитое испарение чумы…» и до этого места — «О жизни» М. Фичино: «Негоже людям жить в таких домах, где после заразной болезни остались ядовитые пары (а они могут сохраняться в закрытых помещениях и до двух лет, подобно тому, как на одежде больного сохраняется зараза), еще долгое время опасные и грозящие смертью неосторожному» (III.25).

[18] Эта отсылка неясна. Некоторые комментаторы указывают, что речь идет о письме Порфирия к Анебону, однако никаких подобных утверждений в тексте письма не содержится.

[19] Дном неба называется низшая точка гороскопа — куспид 4 дома.

[20] Источник цитаты — «Сефер Разиэль», II: «11-е растение — кориандр другого рода <…> Если этим растением вместе с шафраном, беленой, петрушкой и семенами черного мака, истолченными в однородную смесь с соком болиголова и мускусом, окурить то место, где ты спрятал клад, когда Луна соединялась с Солнцем на [под]земном угле [in angulo terra, т.е. на дне неба], то этот клад никогда не найдут. Если же кто унесет его, тот лишится рассудка». Демоны, стерегущие сокровище, упоминаются в этом источнике в связи с воскурением другого состава (ладан, мускус, сок алойного дерева и кост).

[21] В английских переводах Дж.Ф. и Э. Пердью sperma ceti истолковано как спермацет (от др.-греч. σπέρμα — «сперма» и κῆτος — «кит»), т.е. охлажденный животный жир из спермацетового мешка в голове кашалота, который в древности ошибочно принимали за сперму этого животного. Однако в источнике, на который опирается Агриппа, речь идет о серой амбре: это вещество также отождествлялось с китовой спермой, но в действительности оно образуется в пищеварительном тракте кашалота.

[22] Кост (костус) — эфирное масло из корня одноименного кустарника (Saussurea costus) семейства Астровые, произрастающего в Индии и Аравии.

[23] Маны (лат. manes) — в древнеримской религии блаженные души умерших.

[24] Источник текста от слов «Гермес же говорил…» и до этого места — «Сефер Разиэль», III: «Сперма его [кита] называется “амбра”. Если окурить ею могилы, то соберутся духи и ответят на любую просьбу или вопрос. Гермес же говорил, что для созывания духов нет курения лучше, чем амбра с алойным деревом, костом, мускусом, шафраном и кровью чибиса с фимиамом, ибо всё это — пища, питье и радость для воздушных духов, и эти средства собирают их весьма действенно и быстро».

[25] Источник текста от слов «Также знай, что…» и до этого места — «Сефер Разиэль», III: «И знай, что всякий, кто хорошо изучил природу воскурений, без труда может изгнать тех духов, которых созвал. И всегда принимай во внимание природу духа и природу курения, ибо то, что враждебно духам, огорчает их, а то, что им подобно, — радует. <…> …говорят, что сера изгоняет и добрых духов, и злых. Так обстоит дело с [духами, вызванными при помощи] алойного дерева: сера гонит их прочь. <…> И если окурить какое-то мсто серой, а затем омыть водой и окурить алойным деревом, оно изгонит духов серы, пересилит их и приведет своих собственных».

[26] «…говорят, что лев отступает в страхе, увидев петуха. <…> Так, рассказывают, что некие солнечные демоны, приходящие львиноликими, тотчас исчезают, если показать им петуха…» (Прокл, «О священном искусстве у эллинов»).

© Перевод: Анна Блейз, 2019

Ссылки