Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Вторая

Глава 3. О том, сколь премногими свойствами, явленными в вещах природных и сверхприродных, обладают числа.

О том, что в числах сокрыта удивительная действенность и сила, служащая как во благо, так и во зло, единодушно учат не только славнейшие из философов, но и доктора кафолические; это подтверждают, прежде прочих, Иероним, Августин, Ориген, Амвросий, Григорий Назианзин, Афанасий, Василий, Иларий, Рабан, Беда и многие другие[1]. Так, Иларий в своей «Беседе на псалмы» подтверждает, что семьдесят старейшин расположили псалмы в особом порядке по свойствам чисел[2]; Рабан же, преславный доктор, сочинил непревзойденную книгу о свойствах чисел. О том же, сколь премногими свойствами обладают числа в природе, свидетельствует растение, именуемое пятилистником[3]: силою числа пять оно противодействует ядам, изгоняет демонов и способствует очищению; если же один его листок принимать с вином дважды в день, оно исцеляет от однодневной лихорадки, если по три листка — от трехдневной, а по четыре — от четырехдневной[4]. Так же и с семенами гелиотропа (seminis heliotropii): говорят, если принять четыре зерна, исцелишься от четырехдневной лихорадки, а если три — от трехдневной. Таким же образом вербена (verbenaca), говорят, исцеляет лихорадку, если принять ее с вином: чтобы вылечить трехдневную, нужно взять растение, срезанное от третьего узла, а четырехдневную — от четвертого. Змея, если ударить ее тростинкой (calamo) один раз, умирает, а если дважды — возвращается к жизни. Подтверждения тому и многому другому в таком же роде мы находим у многих авторов[5]; и все это имеет определенную причину, которая заключается в том, что разные числа содержатся [в тех или иных вещах] в различных пропорциях. Известно также удивительное свойство числа семь, подтвержденное на опыте, а именно: если у кого родятся семеро мальчиков один за другим, да так, чтобы между ними не рождалось девочек, то седьмой из них сможет исцелять от золотухи одним лишь прикосновением или словом. Таким же образом и всякая седьмая дочь, как говорят, получает чудесный дар родовспоможения.

Причина тому не в числе, сущем в природе, а в формальном значении (ratio) этого числа. Будем же постоянно держать в уме то, о чем было сказано выше, а именно, что силы эти заключены не в числах, которые звучат [в нашей речи] и которыми пользуются торговцы, но в числах рациональных, формальных и натуральных, и это суть таинства Бога и природы. Но кто поймет, как соединить числа, звучащие в речи и сущие в природе, с числами божественными, и расположить их в созвучном порядке, тот сможет творить и постигать чудесное при помощи чисел. Пифагорейцы утверждают, что могут многое предсказать по числам имен; и если только здесь не сокрыта некая великая тайна, не о том ли говорил Иоанн в своем Откровении: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое»[6]; и потребный для того способ исчисления — самый известный среди евреев и каббалистов[7], как мы покажем ниже. И знай, что простые числа (numeri simplices)[8] обозначают божественные вещи, десятки (denarii) — вещи небесные, сотни (centenarii) — вещи земные, а тысячи (millenarii) — те вещи, что будут в веке грядущем[9]. Кроме того, части души (animi) сочетаются друг с другом по принципу арифметического среднего, в силу тождества или равенства избытков; тело, части которого различны по величине, составлено по принципу геометрического среднего; живое существо (animal) же в целом составляется из того и другого (то есть из души и тела) на основании того среднего, которое способствует гармонии; следовательно, числа воздействуют в большей степени на душу, геометрические фигуры — на тело, а гармония — на все живое существо в целом.



1. Источник текста от начала главы до этого места (кроме «Афанасий» и «Беда») — «Апология» Пико делла Мирандолы. Ср., напр.: Иероним, «Письма», 29, 34; Августин, «Толкование на псалмы», 49; Ориген, комментарии на Левит, 13.5; Амвросий, «Слово на смерть Феодосия Великого», 37—38; Григорий Назианзин, «Слово на святую Пятидесятницу», 2—4; псевдо-Афанасий, «Вопросы и ответы князю Антиоху», 52; Василий Великий, «Письма», 252 (260); Иларий Пиктавийский, «Комментарии на псалмы», 8—11; Рабан Мавр, «Об исчислении», I; Беда Достопочтенный, «Об арифметических числах».

2. Иларий, там же, 8; см. Числа 11:24—26.

3. Имеется в виду лапчатка (Potentilla, от др.-греч. πεντάφυλλον — «пятилистник») — род травянистых растений семейства розовые. Агриппа приводит два названия этого растения — pentaphyllon и quinquefolium; второе также означает «пятилистник» в переводе с латыни.

4. Источник текста от слов «…растение, именуемое пятилистником…» и до этого места — «О жизни» М. Фичино (III.12).

5. Источник текста от слов «Змея, если ударить…» и до этого места — «Античные чтения» Целия Родигина (XV.25).

6. Откр. 13:18.

7. Источник текста от слов «Пифагорейцы утверждают…» и до этого места — «Гармония мира» Ф. Джорджи (II.7.25).

8. Имеются в виду одноразрядные числа.

9. Источник текста от слов «И знай, что…» и до этого места — «О каббалистическом искусстве» И. Рейхлина (3). Последнее толкование, относящееся к тысячам, связано с ассоциациями между числом 1000 и тысячелетним царством Христа на земле, предреченным в Апокалипсисе (Откр. 20:4).


Ссылки